![]() ![]() |
Об утилизации без прикрасВ.А.Перовский, Санкт-Петербург Признаем очевидное: с переходом на атомную энергетику роль флота как вида Вооруженных сил неуклонно возрастает. Наращивая силовую компоненту, флот продолжает оставаться самым эффективным инструментом внешней политики. Не случайно ведущие морские державы (США, Англия, Франция) не скупятся на содержание военно-морских сил и их постоянное обновление. Президент Рузвельт как-то заметил, что «стоимость флота есть та страховая премия, которую государство уплачивает за обеспечение безопасности своих ценностей». Увы, для руководителей современной России флот является раздражающей обузой, хотя именно Военно-морской флот был прародителем современных видов оружия и мощным фактором научно-технического прогресса. Громкие слова о возрождении былой морской мощи остаются лишь темой официальной пропаганды. Реальная действительность далека от рисуемой картины, что и подтверждается результатами массового вывода из эксплуатации отечественного атомного подводного флота. На календарях силуэты стратегических ракетоносцев проекта 941, признанных высшим достижением подводного кораблестроения. Их создатели академики И.Спасский и Н.Ковалев год назад из рук Президента РФ получили государственные премии. Но из шести самых больших в мире атомных подводных лодок (АПЛ) три корабля переведены в утиль. По сути страна лишилась ракетной системы морского базирования «Тайфун». Еще до потери «Курска» три подобных ракетоносца проекта 949 переданы на слом, не отслужив и трети отведенного срока (стоимость каждого не менее 3 млрд $). По официальным данным на начало 2008 г. снято с эксплуатации 198 АПЛ (80 % от всех построенных), из них 164 утилизированы по различным вариантам. Не претендуя на детальный анализ ситуации в целом, постараемся осветить некоторые особенности утилизации атомных подводных лодок в Северном регионе. Исходные заблуждения О роли флота. Среди легенд и стереотипов, сопровождающих процесс утилизации отечественных АПЛ, сложилось устойчивое представление о неспособности Военно-морского флота самостоятельно вывести из эксплуатации корабли с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Берём смелость утверждать: будь у флота руководитель с качествами адмирала С.Г. Горшкова (занимавшего пост главкома 30 лет, сделавшего флот атомным и океанским) и располагай ВМФ хотя бы третью выделяемых в настоящее время денежных средств, никогда бы утилизация АПЛ не вышла из отраслевых рамок и тем более не переросла в разряд глобальных проблем современности, требующих помощи всего мира. К концу 1990-х годов атомная группировка уже не отходила от причалов, но флотская организация не исчезла. Управленческие структуры ВМФ, искушенные в эксплуатации, ремонте и перезарядке реакторов АПЛ, при наличии финансовых рычагов беспроблемно могли бы перенацелить судоремонтные заводы на деятельность по утилизации выводимых из эксплуатации атомных лодок. Однако из-за мизерного финансирования флот де-факто функции заказчика утерял. В Америке поступила иначе.
О мнимых трудностях. Еще более стойким оказался миф о якобы необычайной сложности процесса утилизации АПЛ, причем исходил он чаще всего от руководителя судоремонтных предприятий. Так на научно-практической конференции в Северодвинске (1995 г.) в итоговом заявлении отмечалось: «…утилизация АПЛ является сложнейшей проблемой; требуется создание новых мощностей, дорогостоящих объектов инфраструктуры и высоких технологий…». Далее следовал перечень новых производств, судов, плавкранов, доков, могильника РО на Новой Земле. Этому вторили ученые Института безопасного развития атомной энергии (ИБРАЭ) в одной из «Аналитических записок» (1998 г.): «Вывод из эксплуатации АПЛ представляет сложную в экономическом, техническом и организационном плане проблему… Обращение с реакторными отсеками является одной из наиболее сложных научных и технических проблем…» и т.д. Но вот что говорилось в отчете ВМС США: «…Работы по демонтажу, утилизации и захоронению, разработанные ВМС, не содержат никаких сложных технологий, используют основные инженерные принципы и общую промышленную практику…Технология демонтажа и утилизации АПЛ является простой и пригодной по своим возможностям для любой крупной верфи…». И там же: «Реакторный отсек разрезается стандартным резательным оборудованием, предпочтительно газовыми горелками, ручными пилами, резаками для труб и шлифовальными машинками…». И пока российские директора и ученые рассуждали о высоких технологиях, американские судоремонтники без затей к 1993 г. резаками и горелками разделали 31 АПЛ.
О грозящей опасности. Предрекать очередной Чернобыль в местах базирования и отстоя выведенных из эксплуатации АПЛ – самый расхожий миф последнего десятилетия. «Флот на пути к Чернобылю», «Сто плавучих Чернобылей», «До катастрофы осталось два года», «Радиоактивная эскадра» - наиболее часто употребляемые заголовки публикаций на данную тему. Увы, хлесткие выражения допускались не только эмоциональными журналистами. И со стороны высокопоставленных лиц с учеными регалиями настойчиво внушалась мысль о страшной опасности, исходящей от АПЛ с остановленными реакторами. В программном докладе на Международной конференции «Экологические проблемы утилизации АПЛ» (Северодвинск, 2001 г.) звучали такие фразы: «…30 снятых с эксплуатации АПЛ с ОЯТ на борту… угрожают затоплением с риском возникновения крупных радиационных и ядерных аварий, затрагивающих обширные регионы страны и большие группы населения…» и далее: «…вероятность возникновения аварий на АПЛ, находящихся в отстое…приобретает масштаб национальной угрозы…». К счастью, такой угрозы быть не могло. При самом гипотетическом сценарии ядерная авария на АПЛ (вспышка СЦР) по воздействию на окружающую среду всегда носит локальный характер и не имеет ничего общего с масштабами чернобыльской катастрофы, хотя бы потому, что активная зона РБМК-1000 содержит 5 тонн урана-235, в то время как в лодочном реакторе масса урана-235 не доходит и до 100 кг. Случившаяся авария при перезарядке реактора АПЛ «К-431» в бухте Чажма стала трагедией для персонала в реакторном отсеке, но по последствиям не вышла за пределы территории судоремонтного завода. Исследования по выдержке корабельных отработавших топливных сборок в морской среде показали, что выход радионуклидов в воду начинается спустя 1-2 месяца после начала эксперимента (данные д.т.н. Пологих Б.Г., РНЦ «Курчатовский институт»). И таким образом в случае затопления АПЛ с раскрытым реактором у эксплуатирующей организации будет достаточно времени на подъем затонувшего у причала корабля без радиологических последствий для акватории. И главное, в последнее время отчетливо прослеживается способность самой природы противостоять разрушительному антропогенному воздействию. Об увеличении РАО. Ходячим штампом стало мнение о значительном увеличении радиоактивных отходов (РАО) в процессе утилизации АПЛ. Исторически сложилось так, что не получив от промышленности пригодных средств для переработки РАО, флот вынужден был сливать свои жидкие отходы в арктические и восточные моря (до запрета, введенного постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 № 710). Но лидером по образованию РАО флот никогда не был, поскольку 99,9% всех радиоактивных отходов России образуется на трёх предприятиях Росатома: ПО «Маяк», Сибирский химкомбинат и Горно-химический комбинат. Массовая утилизация АПЛ вопреки бытующему мнению привела не к увеличению, а к резкому, на 2 порядка, сокращению РАО, поскольку при разделке ПЛА исключаются многие ремонтные процедуры, вызывающие образование отходов. К тому же ЯЭУ не демонтируется, вырезка реакторного отсека из корпуса АПЛ ведется по кромкам смежных отсеков, не содержащих радиоактивности (кроме единичных аварийных АПЛ), объем контурных вод невелик, размещение ТРО допускается в удаляемом реакторном отсеке. По официальным данным в 2001 г. в Северном и Восточном регионах образовалось и было переработано 2000 м3 жидких РАО, в 2004 г. – 874 м3 («Атом-пресса» 4/2002, «Бюллетень по атомной энергии», 3/2005), что в 15 раз меньше, чем при плавающем флоте в 1970-1980 годах. О проблеме отработавшего топлива (ОЯТ). К началу массовой утилизации ПЛА все специфические процедуры с корабельным ОЯТ (выгрузка из реакторов, региональные перевозки, хранение, вывоз на переработку) были профессионально освоены специалистами ВМФ – к 2000 г. было произведено более 500 перезарядок реакторов (большая часть на Севере) и выполнено 220 эшелон/рейсов на химкомбинат «Маяк». Появляющиеся трудности обусловливались только несовершенством береговой инфраструктуры. Проблема с ОЯТ возникла с переходом в 1991 г. химкомбината «Маяк» на прямые финансовые расчеты и требования предоплаты от ВМФ за прием корабельного ОЯТ (флот стал заложником принятой в бывшем Минсредмаше концепции замкнутого топливного цикла). В 1999 г. Минатом развязал эти финансовые узлы, и эшелоны с ОЯТ пошли на Урал.
Модель утилизации Ликвидация отслужившей свой срок техники – неизбежная процедура, в том числе для объектов и сооружений, использующих атомную энергию. Та же Америка, имея сопоставимый с Россией атомный флот, к ликвидации устаревших атомных подлодок подошла с твердым пониманием, что ключевым элементом утилизации АПЛ является обращение с реакторным отсеком - секцией АПЛ, содержащей бездействующую реакторную установку с выгруженной активной зоной. С удалением реакторного отсека (РО) атомный корабль перестает быть таковым, и его разделка на металлолом становится заурядной, хотя и весьма трудоемкой процедурой. Удачный подбор операций по вырезке, транспортированию и хранению РО предопределяет успех всей программы.
Как всегда, Россия пошла своим необъяснимым путем. Еще в 1986-м году постановлением бывшего союзного правительства было решено для захоронения РО использовать подземные выработки в районе Видяево, первоначально предназначавшиеся в качестве бухт-укрытий для развертывания ударной группировки АПЛ Северного флота. Увы, привлекательная идея приспособить недостроенные штольни на практике оказалась провальным вариантом, хотя на протяжении 15 лет этот проект неизменно включался в правительственные программы. При этом предполагалось, что через 50-70 лет будет произведена выемка РО из штолен для окончательной утилизации отсеков и находящегося в них реакторного оборудования. В итоге процесс утилизации АПЛ пошел по обходным вариантам и свелся к вырезке и содержанию РО на плаву в составе трех, четырех и восьмиотсечных блоков. Пунктом отстоя плав-блоков была выбрана губа Сайда в Кольском заливе. По одноотсечному варианту осуществлялась лишь утилизация АПЛ проекта 671 (зав. № 615) и пяти АПЛ проекта 705 (зав. №№ 106, 107, 900, 905, 915), однако из-за отсутствия стационарного пункта хранения к оставшимся реакторным отсекам были приварены цистерны плавучести, что привело конструкцию к тому же трёхотсечному плавблоку. Сравнение схем утилизации АПЛ двух стран, представленных на рис. 1 и в табл. 1, позволяет отдать явное предпочтение американской модели, не имеющей промежуточных этапов, технологически завершенной, предусматривающей параллельные работы по удалению ОЯТ, разделке оконечностей и выгрузку РО в одном сухом доке. Российский же вариант опирается на экологически уязвимые временные схемы, более протяжен по времени (табл. 2), предполагает возврат всех отсеков на заводы для окончательной утилизации реакторного оборудования через 50-70 лет (думается, что будущие поколения вряд ли будут ворошить ненужное железо и считать корпуса отсеков идеальными контейнерами на период естественного распада радионуклидов). Таблица 1. Сравнение схем обращения с реакторными отсеками (РО) в России и США
Таблица 2 Протяженность утилизации первой партии АПЛ, доведенных до. одноотсечного варианта и размещенных на берегу в губе Сайда
22 июня 2001 г. глава Правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение № 840-р о сооружении за счет средств ФРГ, выделяемых в рамках Глобального партнерства, пункта длительного хранения (ПДХ) реакторных отсеков с размещением его в районе поселка Сайда-губа (Мурманск.обл.). В августе 2006 года в торжественной обстановке объект был стан в эксплуатацию. К сожалению, авторы идеи в торжестве не участвовали. Но большую досаду вызывает то обстоятельство, что переход на новую модель состоялся, когда процесс утилизации АПЛ по сути завершается. Правовая база, организация, финансирование Одним из первых документов, устанавливающих порядок проведения утилизации АПЛ ,явилось постановление Правительства РФ от 24.07.1992 № 514 «О мерах по организации опытной утилизации подводных лодок и надводных кораблей, выведенных из состава ВМФ», подписанное Е. Гайдаром. Постановление закрепляло принцип самофинансирования и давало право судоремонтным заводам привлекать на договорной основе коммерческие организации, включая иностранных инвесторов. Этим же постановлением определялся стартовый перечень из 13 АПЛ, подлежащих утилизации, в том числе 9 АПЛ из состава Северного флота (из них 3 – с корпусами из титана). При этом за флотом оставались выгрузка ОЯТ, прием образующихся РАО, а также транспортирование и хранение реакторных отсеков. Примечательно, что снятие запретов перед коммерческими организациями привело к тому, что в сферу утилизации хлынул поток паразитирующих структур. С другой стороны, именно прямые контракты с зарубежными спонсорами дали возможность устоять судоремонтным предприятиям, поскольку реализация продуктов утилизации АПЛ даже при наличии налоговых льгот покрывала затраты разделочных производств не более чем на 10-15 %. Месяцем позже вышло ещё одно постановление Правительства РФ от 31.08.1992 № 644-47, которым утверждались Программа и план-график вывода АПЛ из эксплуатации, и предусматривался комплекс мер по созданию промышленных объектов и средств обеспечения утилизации. Увы, правовое поле для утилизации АПЛ не подкреплялось бюджетными обязательствами по отношению к ВМФ, что поставило флот (и, прежде всего, закрепленную за ним деятельность по выгрузке и обращению с ОЯТ) в полную безысходность. Ситуация радикально изменилась только с выходом постановления Правительства РФ от 28.05.1998 № 518 (подписанного тогдашним премьером, а ныне руководителем госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко), которое определяло Минатом России государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ и освободило от этих функций ВМФ. Это не означало, что Минатом со своими кадрами и техникой займется демонтажом подводных лодок, выгрузкой топлива из реакторов, иными производственным операциям в процессе утилизации АПЛ. Как и до выхода постановления № 518, разделку корпусов АПЛ применительно к Северному региону выполняют 5 судоремонтных заводов Мурманской и Архангельской областей (35СРЗ, 10 СРЗ, СРЗ «Нерпа», ЦС «Звездочка», ПО «Севмаш»). Выгрузку активных зон из реакторов производят моряки плавучих баз перезарядки реакторов ВМФ, а также специалисты Мурманского пароходства (плавбазы «Имандра») и берегового комплекса выгрузки в составе ЦС «Звездочка». Этими же силами осуществлялось формирование эшелонов для вывоза ОЯТ за пределы региона из двух пунктов – Мурманска и Северодвинска. Но организацию всей этой деятельности, привлечение ресурсов и кооперацию между различными ведомствами взял на себя именно Минатом России. И если в 1988 году бюджетное финансирование утилизации АПЛ составило 116 млн. руб., то в 2000 году (т.е. спустя год после выхода постановления № 518) оно превысило 1 млрд. руб., причем 80 % этой суммы покрывалось экспортной выручкой предприятий Минатома.
Дополним сказанное выборочной статистикой. За период 1990-2005 гг. произведена утилизация 87 АПЛ, из них заводами ВМФ – 23 АПЛ, Судпромом – 64 АПЛ (80 кораблей прошли утилизацию по трёхотсечному и более варианту, 7 – по одноотсечному с присоединением «поплавков»). На долю Мурманской обл. (10 СРЗ, 35 СРЗ, СРЗ «Нерпа») пришлась нагрузка по утилизации 54 АПЛ, Архангельской обл. (ЦС «Звездочка», ПО «Севмаш») утилизация 33 АПЛ. За этот же период выгружено ОЯТ из реакторов 83 АПЛ, из них плавучими базами Северного флота выгружены активные зоны из 66 АПЛ, плавбазой Мурманского пароходства «Имандра») – из 12 АПЛ, береговым комплексом ЦС «Звездочка» - из четырех АПЛ, силами СевРАО в Гремихе извлечено ОЯТ из двух АПЛ проекта 705. К настоящему времени в Северном регионе прошли утилизацию не менее 105 АПЛ и намечаемая программа из 119 АПЛ, видимо, будет завершена в 2010 году. Показатели утилизации и загрузка предприятий представлены в таблицах 3, 4, 5, из которых следует,что: - выгрузка ОЯТ из реакторов в основном производится силами ВМФ; - большая часть АПЛ прошла утилизацию на СРЗ «Нерпа»; - основной вывоз ОЯТ за пределы региона осуществляется Мурманским пароходством (68 %). Таблица 3. Показатели утилизации АПЛ в Северном регионе за 2004 год
Таблица 4 Показатели утилизации ПЛА в Северном регионе за 2005 год
Таблица 5. Сравнительная загрузка предприятий Северного региона работами по утилизации ПЛА за период 1990-2005 гг.
Несколько слов о финансировании. По информации из множества открытых источников вырисовывается следующая картина: за последние 5 лет из федерального бюджета (формируемого, в том числе,за счет экспортной прибыли Росатома) Россия тратит на утилизацию по70 млн $ в год, в среднем утилизация одной АПЛ стоит 6-7 млн $. Не менее трети затрат приходится на зарубежную помощь. За период 2002-2005 гг. было заключено прямых контрактов, главным образом с США, на сумму в 355 млн $ (из них контракт с ПО «Севмаш» на разделку стратегических ракетоносцев проекта 941). В марте с.г. центр судоремонта «Звездочка» завершил разделку 12 многоцелевых АПЛ проекта 671 РТМ на средства Канады в размере 100 млн. канадских долларов (70 млн $). Среднегодовые величины затрат и источники их поступления приведены в табл. 6. Таблица 6. Показатели финансирования утилизации АПЛ за период 2002-2007 гг. (по Северному и Восточному регионам)
Общие затраты на утилизацию АПЛ (планируемый период 2000-2010 гг.) предполагаются в размере $1 млрд. Америка России подарила гильотину Гильотина фирмы «Харрис» - агрегат весом 625 тонн, разрезает металл толщиной 170 мм – именно такую махину поставили американцы на три судоремонтных завода: «Нерпу» в Мурманской обл., «Звездочку» в Северодвинске и «Звезду» в Приморском крае -- для разреза секций наружного корпуса АПЛ (хотя на верфи в Пьюджейт-Саунд предпочитают разделывать лодки привычными резаками и газовыми горелками). История американской помощи берет начало в 1991 г., когда Конгресс США принял закон о помощи бывшему СССР в выполнении разоруженческих обязательств. Это содействие называлось «Совместное уменьшение угрозы» (CTR), но более известного оно как «программа Нанна-Лугара» (по имени авторов- членов сената США). По официальным данным США уже выделил 6 млрд. $ (ликвидация химоружия, ядерных боезарядов, ракет), часть из которых пошла на утилизацию АПЛ со стратегическими ракетами. Вторая крупная программа в рамках Глобального партнерства была принята на саммите в Кананасскисе (Канада, 2002 г.), где «большая восьмерка» взяла на себя обязательство за 10 лет выделить 20 млрд. $ для содействия России в разоружении. Увы, между уровнем обещаний и реальным объемом заключенных контрактов большой разрыв. Многие доноры предполагают не живые деньги, а поставки оборудования, причем не самого лучшего. В Великобритании вообще действует правило, по которому до 80 % ассигнований должны оставаться у британских подрядчиков. Те же США могут финансировать утилизацию только стратегических АПЛ, но не многоцелевых. Очень часто страны-доноры предъявляют завышенные требования к доступу на закрытые объекты, что зачастую является попыткой вести разведывательную деятельность. Нет смысла подтверждать сказанное примерами, но одну тему обойти нельзя. Под видом избавления от устаревших кораблей были пущены под подаренную гильотину лодки третьего поколения, не отслужившие и половины срока.
«Наше добровольное разоружение оплачивается американцами», - так кратко резюмировал происходящее академик Н. Ковалев, создатель ТРПК СН проекта 941, признанного самой большой и самой надежной лодкой в истории мирового флота. Многие специалисты считают, что уничтожение стратегического потенциала России проводилось системно, с максимальным ущербом для российского государства. Средства были выделены на утилизацию находившихся в строю ТРПК СН проекта 941 (система «Тайфун»). Сами же американцы выдвинули на боевое патрулирование ПЛАРБ типа «Огайо», оснащенные новой ракетной системой «Трайдент-2». Причем для этих ПЛАРБ (а именно им должен был противостоять «Тайфун»), установлен срок службы 44 года. Более того, имея сверх лимита четыре подводных крейсера «Огайо», американцы переоборудовали их в атомные лодки с крылатыми ракетами, формально не нарушив договор об ограничении стратегических вооружений. Судя по всему, «партнеры» помогут нам и с утилизацией трех тяжелых атомных крейсеров. И тогда из кораблей такого класса у нас останется только один «Петр Великий» (к сведению, в США имеется 11 атомных авианосцев, все в строю, хотя первенец «Энтерпрайз» был введен в 1961 г.). Нужна ли такая помощь, благодаря которой мощную группировку морских стратегических ядерных сил России (МСЯС) довели до 12 РПК СН (6 – проекта 667 БДР, 6 – проекта 667 БДРМ, 1 – экспериментальный «Тайфун» без ракет), явно уступающих обновленной группировке ПЛАРБ «Огайо»? К тому же, как считает ряд аналитиков, заявленные в рамках Глобального партнерства 20 млрд $ вряд ли могут считаться неподъемной суммой для России, чьи золотовалютные резервы увеличиваются почти на полмиллиарда долларов еженедельно. Вместо заключения На одном из зданий Центра судостроения «Звездочка» укреплена памятная доска: «Береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива. Финансирование по программе сокращения взаимной угрозы Министерством обороны США. 2002». В период службы на атомных лодках флотилии Северного флота автору не раз приходилось ремонтироваться на ЦС «Звездочка».К счастью, в те времена заводские корпуса подобным образом не украшались. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|