''Енисей подарен одному владельцу''

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"

Насколько вообще уместно говорить об эффективности каких бы то ни было мер экологической безопасности в крупном мегаполисе? Уместно, с уверенностью утверждает известный красноярский эколог, доктор физико-математических наук Рэм Хлебопрос. Но все зависит от того, кто в городе хозяин.


- В каждом регионе есть три силы, которые соревнуются за то, чтобы им управлять, - считает профессор Хлебопрос. - Это хозяева всевозможных предприятий (к таковым стоит отнести и владельцев автотранспорта), власть и население. Как любая нормальная хозяйка стремится, чтобы у нее дома было чисто, так и население в своей массе в этом заинтересовано. Там, где побеждают интересы населения, нет проблем с экологией.

Не в интересах населения

- И где во главе угла находятся интересы населения?
- Посмотрите на мегаполисы Европы - в отличие от Красноярска, там можно жить вполне спокойно! Я сам видел, как в Лионе, в парке рядом с заводом по переработке атомных отходов, родители прогуливают своих малышей в колясках. Потому что уверены в безопасности этого предприятия. А у нас сама мысль построить такой завод неподалеку от Красноярска вызывает всеобщий страх и протест. И правильно - потому что в России с интересами населения никто не считается. Еще неизвестно, чем обернется строительство такого завода, рассуждают люди.

- Так кто же в Красноярске хозяин, Рэм Григорьевич?
- А разве непонятно? Разумеется, владельцы предприятий! Яркий пример - Красноярский алюминиевый завод, чьи мощности в разы превышают все допустимые нормы. По мировым стандартам выработка на нем не должна быть выше 300 тысяч тонн алюминия в год. Обычно на предприятиях и такая цифра редко достигается - останавливаются на 100-200 тысячах. Когда проектировали КрАЗ, еще в советское время, тоже предполагалась выработка не больше 300 тысяч тонн, и находиться он должен был в семь раз дальше от Красноярска, чем сейчас. Но тут в чью-то "светлую" голову пришла идея удвоить выработку! И одновременно придвинуть завод ближе к Красноярску. А потом поменялся общественный строй, и выработка алюминия на КрАЗе постепенно перевалила аж за 900 тысяч тонн!

Аппетиты алюминщиков сильно возросли, в том числе, благодаря низкой стоимости электроэнергии для их предприятия. В советское время всю энергию Красноярской ГЭС отдали КрАЗу, чтобы он мог увеличить свою мощность! А город все эти годы отапливается углем. В его выбросах, как известно, чего только нет - и ртуть, и сера, и радиоактивные изотопы! И весь этот набор уже много лет валится на наши головы... Экологические проблемы Красноярска можно было бы спокойно решить в течение нескольких лет. Но для этого необходимо высокое гражданское самосознание - выбирая власть, нужно требовать, чтобы она заботилась именно о нас. А пока общество не доросло до понимания своих прав, имеем то, что имеем!

Завышенная планка

- Строительство новых ГЭС угрожает экологии края теми же проблемами, что возникли после строительства Красноярской?
- Все зависит от ее высоты - по мере повышения уровня воды ущерб, который наносится природе, возрастает - и возрастает очень сильно. Прежде всего за счет того, что река обширнее разливается. Второе - больший риск прорыва плотины. Плотину не везде можно ставить. Скажем, Красноярская ГЭС установлена хорошо, а вот Саяно-Шушенская - значительно хуже. И есть подозрение, что с БоГЭС в этом смысле тоже не все в порядке. Казалось бы, логичнее остановиться на самом низком уровне воды. Однако в советское время, когда главенствовала гигантомания, наоборот, протолкнули самый высокий уровень. Правда, вскоре строительство заглохло - слишком уж очевидны были все его недостатки.

- Помню, 17 лет назад, когда я приехала сюда учиться, в городе дышать было нечем из-за выбросов пенициллинового завода...
- Правильно, но сейчас его мощность уже не та, как и мощности многих других предприятий. Хотя - как надолго?.. Когда построили пенициллиновый завод, вред от него был колоссальный - в районе, где он расположен, детская заболеваемость астмой возросла в 260 раз! У детей это вообще крайне редкое заболевание, и вдруг - такой скачок! Я заинтересовался: почему завод построили именно в этом месте? Ведь если смотреть по розе ветров, его можно было поставить так, что ни один человек бы не пострадал. И знаете, что выяснилось? Эта площадка обладала только одним достоинством - там легче всего было подключиться к горячей и холодной воде. Форменный идиотизм! Даже если это и сэкономило какое-то количество денег, экономия получилась временная - проблему все равно придется решать.
ТЭЦ или АЭС?

- В начале нашего разговора вы заметили, что понимаете опасения населения относительно строительства завода по переработке ядерных отходов. Но сам вы, однако, наоборот, выступаете за строительство такого завода...
- Во-первых, это очень выгодно - переработка отходов ядерного топлива высоко оплачивается, этот рынок соизмерим с рынком продажи газа и нефти. Неудивительно, что западные страны не заинтересованы в том, чтобы Россия перерабатывала ядерные отходы. Потому что как только мы этим займемся, всем остальным сразу же придется уйти с рынка - они не смогут с нами конкурировать.

Но дело еще и в том, что Россия не может войти в безатомную зону. Это может сделать только страна вроде Новой Зеландии, у которой никогда не было атомного оружия. А мы десятки лет делали атомные бомбы, прятали отходы ядерного производства. Такие отходы неуничтожимы, они очень медленно разлагаются - проблема не на тысячи, а на десятки тысяч лет! И ни в коем случае нельзя прекращать их охранять. Причем заниматься этим должны специалисты. И вообще - у нас нет возможности просто так закрыть атомные предприятия. Так пусть они служат не военным, а мирным целям! Например, в Железногорске стоило бы создать на месте бывшего военного завода атомную электростанцию.

- А как же печальный опыт Чернобыля?
- В Железногорске идеальные условия для такой электростанции - 250 метров под землей. И, поверьте, если бы Чернобыльская АЭС была бы так расположена, после аварии не было бы никаких последствий и загрязнений - толща земли все бы спасла. Но наша промышленная элита умело играет на страхах населения перед атомной катастрофой, вызванных чернобыльской аварией. Бизнес вообще никогда не бывает свободен от махинаций. И в итоге вместо строительства АЭС, благодаря чему можно было бы получать дешевую электроэнергию, в Железногорске возводится ТЭЦ. А вред от нее несоизмеримо больший.

- Вы активно выступали против ее возведения. В каком состоянии сейчас находится строительство ТЭЦ?
- Как в известной басне Крылова: а Васька слушает да ест. Строят, активно строят. Причем скрывают от общественности мощность ТЭЦ - она очень большая, явно намного больше необходимой. Какие-то очередные махинации за этим скрываются... Но на свои официальные запросы я не получил ни одного документа. Причем не только я, в прошлом году вместе с депутатом Госдумы, академиком РАН Михаилом Залихановым мы отправили письмо первому заместителю председателя правительства РФ Сергею Иванову. Всё там перечислили - и что атомное производство просто так не закроешь, и выгоду от переработки ОЯТ, и что строительство ТЭЦ принесет вред городу...

- И что пришло в ответ?
- Отписка с кучей ссылок на то, что договор о строительстве ТЭЦ давно подписан с американцами и экологически это оправдано. Да где же оправдано, если невооруженным взглядом видно, что все сделано неправильно! Начать с самого места строительства ТЭЦ - она возводится выше Железногорска, а по розе ветров надо ниже. Как только ветер подует, все выбросы посыплются на головы жителей города - чтобы это понять, не нужно быть крупным экологом! А выбранная технология переработки угля? Она же просто доисторическая! Если уж на то пошло, есть современная технология - благодаря ей вред снижается в 30 раз! Нет, всё будто специально делается с нарушением норм и правил. Проекту Железногорской ТЭЦ можно смело дать первую премию за самую антиэкологическую и антисоциальную направленность.

Экология - наука точная

- В одной из ваших книг, "Природа и общество. Модели катастроф", вы высказываете мнение, что спасение природы зависит от правильности расчета. На чем основана эта убежденность?
- Вы знаете, есть области человеческой деятельности, где любой дилетант считает себя профессионалом, - чему учить, как лечить, как землю пахать. Так вот, экология, к сожалению, тоже стала одной из таких областей - любой непуганый идиот позволяет себе высказываться по этому поводу. Отсюда и заявления, последовавшие, например, после чернобыльской катастрофы, - мол, давайте закроем все атомные предприятия. Хотя такое требование аналогично тому, что давайте в Красноярске сделаем климат, как в Париже.

А на самом деле большинство экологических проблем имеют непосредственное отношение к инженерной экологии. И абсолютно точно можно рассчитать, через какое время люди будут в 4-5 раз больше болеть раком, если построить алюминиевый завод в черте города, как это произошло в Красноярске.

- И к чему это привело, сегодня можно дать оценку?
- Конечно. Скажем, у мужчины в 30 лет вероятность заболеть раком легких увеличилась в шесть раз - как минимум. У женщин по онкологическим заболеваниям по той же причине на первое место вышел рак молочной железы. Вообще-то, каждый из нас имеет в своем организме порядка 100 тысяч раковых клеток. Но иммунная система с ними справляется. А когда экологическая обстановка ухудшается, число раковых клеток возрастает, а иммунитет ослабевает. Вот вам двойное воздействие неблагоприятной окружающей среды на организм. У меня из-за этого умерла дочь... Ее заболевание, кстати, стало одной из причин, почему я начал заниматься экологией.

Все в пригороды!

- Рэм Григорьевич, а сейчас, по вашим оценкам, в Красноярске предпринимаются какие-то меры, чтобы уменьшить риск онкологических заболеваний и вообще улучшить экологическую ситуацию?
- О чем вы? Вот пример из недавней истории. В советские времени без особого разрешения интересоваться состоянием экологии считалось уголовным преступлением. И очень сурово каралось. Скажем, если я взял на улице снег, растопил его и попытался сделать химический анализ, а кто-то заметил это и донес - все, десять лет отсидки мне было бы гарантировано. А если я кому-то рассказал о своих выводах - то все пятнадцать лет получил бы! И такое практиковалось еще в брежневские времена. Но в те годы зато были и специальные государственные организации, которые следили за экологической ситуацией на территории всего СССР. Да, их заключения были секретными. Но высокие должностные лица имели к ним доступ. Скажем, первый секретарь крайкома мог нажать кнопку и запросить данные об экологическом состоянии рядом со зданием крайкома - и получал эти данные.

А потом, в соответствии с изменением Конституции - сначала советской, затем российской - было принято решение, что никто не имеет права засекречивать экологические данные. И что в итоге произошло? За состоянием дел в экологии вообще перестали следить! И если бы сейчас наш губернатор захотел узнать уровень загрязнения рядом с администрацией края, никто бы не смог предоставить ему эту информацию. Количество стационарных станций, которые измеряют уровень загрязнений в городе, резко уменьшилось. Было 16-20, сейчас их всего шесть.

- В таком случае, если допустить возможность принятия неких волевых решений, позволяющих улучшить состояние окружающей среды, что следовало бы сделать?
- Красноярску уйти за его нынешние пределы, рассредоточиться в пригородах. Красивая идея, ее предложил один из моих друзей, гендиректор ЗАО "Национальный градостроительный институт" Александр Сергеевич Кривов, побывавший недавно в Красноярске. Все это - в рамках концепции весьма амбициозного государственного проекта "Красноярская агломерация - 2020". Тут одновременно множество плюсов. Во-первых, переселившись в пригороды, красноярцы перестанут страдать от различных выбросов. В пригородах можно строить дешевое жилье, с новыми способами обогрева, используя самые современные технологии. И транспортная проблема разрешится. Сегодня вред от автомобильных выхлопов в Красноярске уже соизмерим с вредом от комбината. В городе официально 300 тысяч машин, и 90 процентов из них - старой модификации, работают на дешевом бензине. И их количество будет расти. А в пригородах не будет такого скопления машин в одном месте и, соответственно, такого отравления. Так что, полагаю, за этой идеей - будущее.


Опубликовано в  обзоре местных СМИ за 21 мая 2008 года на ИА REGNUM

назад

Материалы из архива

7.2009 Производство для потребления или…

М.Ю. Ватагин, к.э.н.,  директор ЭФЭН-Киев; И.В. Вережинская, ведущий экономист ЭФЭН-КиевПотребители, в народном хозяйстве, противопоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то, и другое.         Словарь В.И. Даля [1] Богат не тот, у кого МНОГО, а кому ДОСТАТОЧНО.    Народная мудрость

11.2007 Психология веры и международная политика

Проблема веры в политической психологии нуждается в осмыслении политиками, принимающими стратегические решения, судьбоносные для народов всего мира. Статья, посвящённая этой теме, подготовлена по материалам книги В.В.Можаровского и вступительной статьи к ней  проф. А.И.Юрьева. Человечество стоит перед фактом: изменилась расстановка сил на планете. И произошла она по причинам, о которых науку просили помолчать.

8.2008 А Дерипаска против

О.Дерипаска, основной владелец UC Rusal: - Он (Стржалковский – ред.) хороший человек, достигший многого на госслужбе, но управлять такой компанией, как “Норникель”, должен профессиональный гендиректор, разбирающийся в металлургии… Стржалковского ввели в заблуждение, дав ему понять, что нам нужны посредники. Это не так. У компании нет проблем с государством. Она платит налоги и ответственно подходит к социальным вопросам.