Разность потенциалов рождает ток

Андрей Акатов, председатель Санкт-Петербургского представительства МОЯОР

Развитие отрасли может привести к краху системы подготовки кадров. На первый взгляд идея кажется парадоксальной, но есть некоторые основания так думать. Кратко отмечу ситуацию дня сегодняшнего. Не секрет, что отечественная система ядерного образования находится в крайне тяжелом состоянии. Средства от государства в вузы так и не поступают, зато масштабное строительство новых атомных объектов надвигается с пугающей последовательностью. И пресловутый разрыв поколений вот-вот станет непреодолимым.


Действительно, в вузах остались только энтузиасты своего дела, способные мириться с устаревшим научным оборудованием, а также с унизительным уровнем оплаты труда, и очень молодые (неопытные) сотрудники, которые каждый день ломают голову над тем, где бы достать денег. Заработать на основной работе, на грантах практически невозможно, поскольку большая часть выделяемых средств оседает в вузах Москвы. С хоздоговорами тоже не все так гладко. В ФЦП затраты на НИР отсутствуют, а в ближайших планах Минобрнауки расходы на атомную науку практически не предусмотрены. Смешно, но сегодня средняя зарплата ассистента вуза сравнялась со средней зарплатой уборщицы (раньше была меньше). Введение отраслевой системы оплаты труда возможно и приведет к 30 – 40 %-ному повышению зарплат, но проблему не решит. Особенно ярко кризис образовательной системы проявляется на профильных кафедрах в непрофильных вузах, которым стандартно уделяется меньшее внимание.

Атомная отрасль тоже не может развиваться без научной поддержки, поэтому молодые специалисты уже сегодня должны проводить инновационные (а значит, экономически эффективные) исследования только на современной технике, способной регистрировать тонкие изменения, а не думать о материальных проблемах.

Что можно ожидать в ближайшем будущем? На что надеяться преподавателям и молодым специалистам? Прежде всего, на то, что после окончания организационных преобразований начнется наконец-то реальная работа по развитию атомных технологий. Это должно привести и к справедливой адекватной оценке людей труда: руководителей среднего звена, рядовых инженеров и техников, научных работников, преподавателей. На некоторых предприятиях этот процесс, правда, уже начался. Но в вузах пока все по-прежнему. Поэтому преподаватели вузов, наблюдая, как их «свежие» выпускники-молодые специалисты, не имеющие опыта работы, уходят на вполне приличные зарплаты, задумываются и о своей судьбе. Они еще не потеряли надежду, что хотя бы на предприятиях отрасли они будут востребованы.

Только гармоничное развитие промышленности, энергетики, науки и образования, сможет обеспечить реализацию «Атомного проекта-2». Но, похоже, это понимание пока не дошло до чиновников Ордынки 2426 и Минобрнауки. Российский ядерный инновационный университет затих. Чтобы элементарно выжить, всем нам нужно искать новые формы работы, такие, например, как взаимопроникающее сотрудничество предприятий и организаций отрасли и вузов. Существует множество способов реализации этой стратегии: совместные НИР, трудоустройство студентов еще в период обучения, создание кафедр на предприятиях, методическая и материально-техническая помощь и т.д. Однако для этого, повторюсь, необходима добрая воля и поддержка руководства отрасли.

назад

Материалы из архива