![]() ![]() |
Инновационный подход к экспертизе инновацийС.И. Колесников, профессор, д.м.н., академик РАМН, депутат Госдумы РФ В последнее время устами нынешнего и будущего президентов РФ много говорится о необходимости перевода страны на инновационный путь развития. Серьезность намерений подтверждается некоторыми практическими шагами, такими как создание особых научно-внедренческих зон, организация инновационно-ориентированных госкорпораций наподобие "Роснанотеха" и "Ростехнологии", куда уже пошли большие деньги. Этим организациям в качестве основных задач вменяется отбор и реализация технологических проектов, перспективных с позиций последующей конкурентоспособности продуктов, созданных в результате их выполнения. Обобщая модный термин "нанотехнологии" следовало бы говорить о "надотехнологиях" как о желаемых результатах перспективных проектов. Здесь возникает вопрос о порядке отбора и методах оценки перспективных проектов. Ведь в случае неадекватности соответствующих регламентов может оказаться, что значительные бюджетные средства, выделяемые госкорпорациям, распылятся на мелочевку или растекутся в песок.
Вспомним, как принимались решения по технологическим вопросам в СССР. Прежде всего требовалась проверка на соответствие проекта политическим и идеологическим установкам. Как правило, это гарантировалось заказчиками при постановке задачи. А для решения о реализации проекта было достаточно технической экспертизы, организованной ведомством или Госстроем. В постперестроечной России к этому добавилось требование и других экспертиз, проводимых под эгидой различных ведомств. Судя по откликам в прессе, правоприменительная практика экспертной деятельности выявляет ряд острых проблем. Вступивший в силу в 2002 году федеральный закон "О техническом регулировании" был призван коренным образом изменить систему законодательного и подзаконного правотворчества в технологических областях. По идее этого закона подавляющая часть законодательных актов, регулирующих технологические вопросы, должна оформляться в виде так называемых "технических регламентов", содержание, порядок разработки, рассмотрения и принятия также регламентируются указанным законом. Однако реализация этого закона буксует и потому как в парламенте, так и в ведомствах укрепилось убеждение в необходимости коренного пересмотра указанного закона. Переход на инновационный путь развития страны потребует разработки новых законопроектов с научным и технологическим содержанием. Причем вряд ли возникшая проблема будет целиком закрыта техническими регламентами, которые в основном призваны заменить устаревшие ГОСТы и ОСТы. Хотелось бы надеяться, что придёт время, когда большинство законопроектов будут нацелены на совершенствование производительных сил (да простят нас антимарксисты!) и потому будут нуждаться в научно-технологической экспертизе. Причем новое, инновационное содержание потребует изменения традиционных методов такой экспертизы. В связи с вышесказанным полезно рассмотреть опыт других, как сейчас стало модным говорить, развитых стран Как это делается за границей В 1972 году в США был принят закон о технологических оценках, для чего была создана специальная независимая организация - Бюро технологических оценок (Office of Technology Assessment - OTA) при Конгрессе США. Законодатели возложили на ОТА обязанность предоставлять им "компетентную, непредвзятую информацию, касающуюся физических, биологических, экономических, социальных и политических последствий применения современных технологий". Оценки ОТА учитывались конгрессом при рассмотрении различных законодательных инициатив, касающихся использований результатов научно-технических разработок. В штате ОТА числилось полторы сотни сотрудников, его бюджет в 1992 году составил 120 млн. долларов. К своей работе ОТА привлекает многих авторитетных специалистов, выступающих в роли экспертов в соответствующих областях. Деятельность ОТА направляется руководящим органом, состоящим из 6-ти сенаторов и 6-ти членов Палаты представителей. Имеется Научно-технический совет, в состав которого входят 10 наиболее авторитетных специалистов, в том числе руководитель Счетной палаты при конгрессе США и глава департамента научно-технической политики при президенте. В уставе ОТА записано, что его основной функцией является прогнозирование благоприятных и неблагоприятных последствий внедрения конкретных технологий, а также обеспечивать Конгресс другой информацией, необходимой для принятия решений по вопросам научно-технической политики. Кроме того, ОТА выполняет текущую работу, такую как проведение брифингов и парламентских слушаний, а также подготовку специальных докладов. Широкий резонанс получил подготовленный ОТА в 1990 году доклад "Доступ в космос. Будущее космических транспортных систем США", который вывел обсуждение целей и планируемых результатов американской космической программы из разряда чисто ведомственных прерогатив, сделав их предметом широкого обсуждения. Эксперты ОТА впервые в американской практике выступили с рекомендациями использовать советскую космическую технику для решения национальных задач. В качестве другого примера результатов деятельности ОТА можно отметить его прогнозы по ликвидации радиоактивных отходов, накопленных оборонными предприятиями США. Согласно оценке ОТА, для этого потребуется свыше 30 лет и порядка 200 млрд. долларов, что значительно превышает относительно скромные суммы, запрашиваемые правительственными органами. Положительный опыт деятельности американского ОТА был учтен в европейских странах и в 1983 году была организована аналогичная служба при Парламенте Объединенной Европы под французским названием Office Parlementaire d'Evaluation des Croix Scientifiquues et Technologiques (OPECST). Деятельность OPECST финансировалась в основном французским правительством. Несколько позже в Великобритании была организована Парламентская научно - техническая служба (Parliamentary Office of Science and Technology - POST). Правительство Дании в 1986 году создало свою службу научно-технической поддержки, так называемый Институт Ратенау. В 1990 году была создана служба технологических исследований при парламенте ФРГ (Buro fur Techniikfolgen-Abschaitzumg beim Deutschen Bundestag - TAB ). Наконец, специально для научно-технического обеспечения Европейского Парламента был организован Scientific and Technological Options Assessment (STOA). Все указанные в настоящем абзаце организации объединены в сеть научно-технической поддержки Европейского Парламента (EPTA). Почему это не делалось у нас Итак, и в Америке, и в Европе парламенты позаботились создать службы научно-технической поддержки, обеспечивающих возможность оптимального выбора законодательных и финансово-бюджетных решений по вопросам, связанным с развитием или использованием современных технологий. Даже богатые страны не могут позволить себе решать эти вопросы "с голоса", без достаточной и, главное, компетентной и независимой от политических комбинаций их проработки. В Советском Союзе парламент не испытывал нужды в подобной службе хотя бы потому, что он фактически не принимал никаких самостоятельных решений по сколько-нибудь важным вопросам, довольствуясь лишь функциями "единодушного одобрения" мероприятий "партии и правительства". Послеперестроечный Верховный Совет СССР просто не успел состояться как орган, принимающий решения и законы с технологическим содержанием. Наследовавший ему Верховный Совет России пошел по накатанному в прежние годы пути. Для разработки либо для основательной экспертизы законопроекта в отдельном комитете ВС РФ создавалась рабочая или экспертная группа, формируемая "с миру по сосенки" (точнее, из представителей от каждого "заинтересованного ведомства") . При этом финансирование работы группы в каждом случае определялось отдельно руководством ВС; что же касается материального обеспечения помещениями, оргтехникой и пр. , то это вменялось в неявную обязанность комитета, организовавшего экспертную группу. Как это можно делать теперь в России Необходимость в создании некоего Российского Бюро технологических оценок (РБТО) ощущается буквально ежедневно, причем не только в Федеральном Собрании, но и в нарождающемся мире частного бизнеса. РБТО могло бы анализировать состояние нормативно-правовой базы в области создания и эксплуатации объектов высокой и потенциально-опасных технологий, разрабатывать рекомендаций по её совершенствованию. Оно могло бы проводить экспертизу крупных проектов и программ федерального уровня на предмет уточнения необходимых затрат и учета всех ожидаемых результатов, в том числе неблагоприятных. Наконец, РБТО могло бы организовать разработку инновационных законопроектов с привлечением высококвалифицированных специалистов нужного профиля. Успешное выполнение указанных задач будет во многом зависеть от статуса РБТО. Учитывая складывающуюся в России экономико-политическую ситуацию на обозримую перспективу, представляется, что РБТО лучше всего создавать при Парламентском Центре на правах аккредитованной организации с юридическим лицом и собственным расчетным счетом. Это вовсе не препятствует тому, что среди учредителей РБТО как акционерного общества будут госучреждения или частные фирмы. Штат РБТО (по крайней мере, вначале) должен быть небольшим и состоять из нескольких специалистов широкого профиля – ученых-менеджеров и технических работников. Для выполнения конкретных работ будут создаваться экспертные группы из числа высококвалифицированных специалистов в соответствующей области науки или технологии. Финансирование работ привлекаемых специалистов может обеспечиваться сторонними организациями, заинтересованными в результатах деятельности Бюро. В создании этого органа должно быть весьма заинтересовано деловое сообщество и в первую очередь коллеги из РСПП. При правильном подходе РБТО может стать коллективным органом влияния (кому-то проще сказать – лоббирования) промышленников в парламенте. Вместе с тем, РБТО может использоваться как площадка для обсуждения перспективных проектов и выработки компромисса между интересами бизнеса и общества. Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы выразить уверенность, что деятельность РБТО безусловно будет способствовать переходу России на инновационный путь развития. |
|
|