Атомность

Андрей Заика, интернет-газета "Бизнес", Украина

Для выполнения президентского Указа о безопасности ядерной энергетики правительству Юлии Тимошенко потребуется вытянуть из госбюджета дополнительно не менее 4,8 млрд грн.


Ход конем

В начале прошлой недели Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) “О безопасности ядерной энергетики государства”. В документе сказано, что из-за хронического недофинансирования отечественного ядерно-энергетического комплекса ситуация в отрасли уже создает “реальные угрозы энергетической безопасности государства”. В последнее время Виктор Ющенко дает ход решениям СНБО, в которых используются, мягко говоря, тревожные формулировки, описывающие состояние отечественной энергетики. В результате правительство вынуждено трясти мошной. Достаточно вспомнить решение СНБО от 01.02.08 г. по НАК “Нафтогаз України”, в котором Совет указывал на то, что “на рынке природного газа существуют серьезные осложнения”. Спустя неделю, 8 февраля, ОАО “Газпром” заявило о возможном прекращении поставок газа в Украину ввиду неплатежей. Еще через три недели, 27 февраля, первый вице-премьер Александр Турчинов сообщил, что правительство перечислило в счет газовых долгов 3,8 млрд грн.

Примерно в такую же сумму обойдется бюджету и исправление проблем в ядерной энергетике, отмеченных в решении СНБО. С учетом значения этой отрасли, которая в 2007 г. произвела 47,5% от всей отечественной электроэнергии, вряд ли правительству удастся уклониться от дополнительного ее финансирования. Соответственно, использовать эти средства для социальных подачек накануне приближающихся президентских выборов уже не получится. Придется изыскивать дополнительные ресурсы, а на фоне фактически зарубленной Секретариатом Президента программы приватизации это очень непросто.

Атомные закрома

В СНБО считают, что для разрешения большей части проблем ядерной энергетики требуются значительные средства уже в этом году. С точки зрения финансирования на первом месте стоит вопрос обеспечения запаса ядерного топлива для украинских АЭС в объеме его годовой потребности.




4 июня 2007 г. Кабмин принял решение по созданию такого резерва в течение трех лет. Правительство Виктора Януковича пояснило появление своего решения резким ростом цен на уран на международных рынках. “Следует сформировать резерв ядерного топлива, как того требует закон. Это залог стабильности”, — заявил недавно Виктор Ющенко. Стремление к стабильности объясняется ростом из года в год стоимости ядерного топлива для текущего потребления, которое в Украину поставляет российская корпорация “ТВЭЛ”.

Например, по словам заместителя министра топлива и энергетики Юрия Недашковского, за потребляемое в этом году украинскими АЭС ядерное топливо придется платить на 20% больше, чем год назад. Это обусловлено повышением цен на уран в 2007 г. По контракту с “ТВЭЛ”, стоимость топлива для украинских АЭС рассчитывается исходя из цены на уран на мировых рынках в предыдущий период.

Точные затраты на приобретение ядерного топлива засекречены, но косвенно о них можно судить по размеру НДС, который был уплачен при ввозе топлива на территорию Украины. В 2007 г. он составил 0,5 млрд грн., что позволяет оценить общие годовые расходы на закупку тепловыделяющих сборок для АЭС в 2,5 млрд грн. Учитывая подорожание ядерного топлива на 20%, можно предположить, что в этом году на его приобретение потребуется 3 млрд грн. Но оплата топлива для текущего потребления является статьей расходов компании “Энергоатом” и не требует финансирования из Госбюджета. А вот для формирования запаса топлива нужны будут бюджетные ассигнования, которые пока не предусмотрены в главном финансовом документе страны.

Президент рассчитывает, что дополнительное финансирование на формирование резерва ядерного топлива в объеме годового потребления будет предусмотрено в Бюджете после его корректировки в марте. Следует отметить, что с точки зрения мировой конъюнктуры время для формирования годового резерва ядерного топлива выбрано удачно — с ноября 2007 г. по сегодняшнее время стоимость урана снижается. Логичным было бы заключить контракты и заплатить за ядерное топливо для формирования запаса сейчас, в период падения цен. Тем более что эксперты консалтинговой компании Ux Consulting Co (Джорджия, США; с 1994 г.; специализируется на исследовании мировых урановых рынков) прогнозируют скорое восстановление стоимости урана в связи с сокращением его добычи.



В то же время логика украинского правительства часто не совпадает с требованиями экономической целесообразности. Кабмину приходится отвечать за розданные перед досрочными парламентскими выборами Юлией Тимошенко обещания — обеспечивать выплаты вкладов в бывшем Сбербанке СССР и повышать пенсии. К тому же в феврале необходимо было рассчитаться за накопленные с ноября 2007 г. долги за потребленный импортный газ. А в условиях платежей с колес и латания бюджетных дыр в связи с принятием повышенных социальных обязательств явно не до стратегического планирования и использования благоприятной мировой конъюнктуры.

Вторая жизнь реакторов

Второй по стоимости проблемой ядерной энергетики, указанной в решении СНБО, является необходимость финансирования работ по продлению срока службы атомных энергоблоков. Если этого не делать, то к 2011 г. придется закрыть 3 из 15 действующих в Украине энергоблоков (см. “Срок эксплуатации…”). В то же время проведение комплекса работ по увеличению срока службы энергоблоков позволит им работать дополнительно еще 15 лет. По оценкам экспертов, расходы на продление ресурса энергоблока составляют $150 на 1 кВт установленной мощности, в то время как при строительстве нового реактора 1 кВт обойдется в $1500. В “Энергоатоме” подсчитали, что для продления работы трех энергоблоков к 2011 году потребуется израсходовать почти 2 млрд грн.

СНБО предписывает правительству изыскать необходимую сумму до 1 июля. В парламентском Комитете по топливно-энергетическому комплексу утверждают, что знают, где найти такие средства. Предусматривается, что финансирование работ по продлению службы реакторов должно осуществляться со специального счета, средства на который поступают от целевой надбавки к тарифу на электроэнергию.

По словам Константина Запайщикова, отвечающего в компании “Энергоатом” за взаимодействие с госорганами, собранные на спецсчете средства перечислялись в госбюджет, что является использованием их не по назначению. Причем грешили этим начиная с 2005 г. все украинские правительства (в 2004 г. средства спецсчета были использованы для достройки энергоблока №2 на ХАЭС и №4 на РАЭС). Таким образом, за это время мимо ядерной энергетики ушли 0,57 млрд грн. Теперь для финансирования отрасли необходимо будет потратиться из бюджета (и опять за действия чиновников рассчитается налогоплательщик. — Ред.).

Кроме того, профильный Комитет ВР предлагает направить на пополнение спецсчета 1,27 млрд грн., которые будут собраны и накоплены в 2008 г. за счет целевой надбавки к тарифу на электроэнергию. В итоге на счете появятся 1,84 млрд грн., что позволит “Энергоатому” не привлекать кредиты под программы продления срока работы энергоблоков. Таким образом, в 2008 г. потребуется дополнительное финансирование атомной отрасли из госбюджета в сумме

4,84 млрд грн., из них 3 млрд грн. необходимы для формирования годового резерва ядерного топлива и 1,84 млрд грн. — для продления срока работы реакторов. В то же время министру финансов Виктору Пинзенику придется искать средства для оплаты расходов бюджета, многие из которых связаны с выполнением предвыборных обещаний нынешнего премьера).

Еще немоного на CANDU

Известно, что в “Энергоатоме” завершается работа над программой повышения безопасности на АЭС, для финансирования которой до 2011 г. потребуется около 3,5 млн грн. Не исключено, что хотя бы часть этой суммы придется профинансировать правительству. Во всяком случае, в решении Совета упоминается необходимость усиления контроля за ядерной безопасностью и при этом приводится довольно настораживающий аргумент — есть факты “игнорирования требований безопасности в пользу высоких показателей производства электроэнергии”.

Бджетные средства потребуются и для работы межведомственной группы, которая согласно решению СНБО должна изучить целесообразность использования в Украине канадского реактора СANDU. Хотя еще пару лет назад специалисты “Энергоатома” и Минтопэнерго заявляли, что реакторы этого типа не подходят к использованию в Украине, так как вся инфраструктура отрасли ориентирована на реакторы ВВЭР. Несмотря на мнения специалистов, СНБО настаивает на детальном изучении вопроса. По информации БИЗНЕСа, своей актуальностью тема реакторов CANDU во многом обязана Арсению Яценюку, которого в период пребывания на посту главы Министерства иностранных дел с особенностями работы своего реактора познакомили канадцы. Так что теперь правительству предстоит хорошенько порыться в карманах налогоплательщиков, чтобы выяснить, а нужны ли нам канадские реакторы?

О дополнительных мощностях
Федор Соколов, исполнительный директор по коммерции ОАО “ТВЭЛ” (Россия):

— Производственные мощности заводов корпорации “ТВЭЛ” позволяют изготовить в дополнение к плановым поставкам тепловыделяющих сборок в Украину также ТВС для страхового запаса, о котором сейчас идут активные разговоры в Украине. Хотя, учитывая опыт сотрудничества нашей корпорации с иностранными заказчиками, должен отметить, что практика формирования страхового запаса топлива не получила широкого распространения. Лишь некоторые наши заказчики в соответствии со своим внутренним законодательством сформировали страховой запас. Хотелось бы сказать, что корпорация “ТВЭЛ” всегда выполняет свои обязательства, и у заказчиков ни разу не возникло необходимости воспользоваться страховым запасом. Что касается цены ядерного топлива как для плановых поставок, так и для создания страховых запасов, то эта информация является конфиденциальной.

Константин Запайщиков, директор Центра взаимодействия с органами власти и государственными учреждениями НАЭК “Энергоатом”:

— По состоянию на февраль 2008 г. на специальном счете для накопления средств финансового резерва НАЭК “Энергоатом” в Государственном казначействе пусто. Хотя там должны быть 567 млн грн., которые просто необходимо вернуть из бюджета. Ведь это средства финансового резерва, средства НАЭК “Энергоатом”, не относящиеся к налогам и сборам и не подлежащие изъятию в Государственный бюджет. Отсутствие средств финансового резерва на спец­счете может привести к тому, что во-первых, Госком­атомрегулирования может остановить действие лицензии, выданной “Энергоатому” на эксплуатацию ядерных установок. Во-вторых, будет задержан или отменен кредит для “Энергоатома” от ЕБРР и Евроатома на $125 млн, так как условием его предоставления является наполнение финансового резерва. И в-третьих, в странах — членах ВТО электроэнергия, произведенная украинскими АЭС, может быть признана экологически опасной, что сделает ее экспорт в страны ЕС невозможным.

Опубликовано на сайте журнала "Бизнес"

назад

Материалы из архива

7.2009 Производство для потребления или…

М.Ю. Ватагин, к.э.н.,  директор ЭФЭН-Киев; И.В. Вережинская, ведущий экономист ЭФЭН-КиевПотребители, в народном хозяйстве, противопоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то, и другое.         Словарь В.И. Даля [1] Богат не тот, у кого МНОГО, а кому ДОСТАТОЧНО.    Народная мудрость

7.2006 Новое решение проблемы безопасного хранения отработавшего ядерного топлива

Самаров В.Н., д.т.н., Хомяков Е.И., к.т.н, Непомнящий В.З., к.т.н. «Лаборатория Новых Технологий»; Левин Б.В., чл-корр. РАН (Дальневосточное отделение); Романовский Н.Н., проф., МГУ Сегодня Россия демонстрирует готовность взять на себя ответственность за одну из самых важных составляющих мировой стабильности – энергетическую безопасность...

2.2006 Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков.