Мистика достоверности против ''рацио'' вероятности

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

                                        Памяти Б.Начкебия

Слово "достоверность" у Канта сочетается только с математическими понятиями, т.е. там, где может быть показана и обоснована истина.



Если вам приведётся созерцать тело умершего друга, когда боль утраты велика, неужели вас не успокоит сознание того, что это тело никогда не было вместилищем личности, а служило чисто символически, в качестве "практической ссылки"?
                  Э.Шредингер "Разум и материя"
1.Выдающийся математик 20-го века Эмиль Борель в книге "Вероятность и достоверность" даёт предельное значение числа, с которым во Вселенной разумно, в пределах реализма, можно связывать события. Принимая за единичное период электромагнитного колебания фотона, учитывая размер, число частиц и время существования Вселенной, Борель получает число 10200 "в качестве максимального числа элементарных событий могущих произойти во Вселенной, во все времена".[ 1 ] Ни для какого реального физического процесса на всём пространстве и на все времена большего числа не потребуется. По сути своей, если в физическом мире воплощается некоторая сущностная структура, вероятность которой меньше чем единица из 10200 шансов, то это явление трудно посчитать "естественным".

2.Такой "не естественный" воплощённой сущностью, функционирующий в физическом мире, представляется сознание – абсолютно достоверный феномен, явленный его носителю. Сознание воспринимается как невыводное знание, тотальная данность, несводимая ни к чему другому и которой невозможно дать определение. Сознание, оснащённое инструментом разума, формирует мир "Я", заполненный мышлением, в том числе мышлением о мышлении. Собственный мир не захватывает, не пересекается с другими сознаниями – феномен единственности  "Я". Собственное  "Я" – абсолютная достоверность, допускающая сомнение во всём, даже в существовании Солнца, но не в себе самом. Единственность, исключение слияния личностей, невозможность проникнуть в сущность несуществовавания – то, чем  неотступно занят разум. Интересен взгляд на этот предмет мыслителей естественно-научного склада; "дисциплинарной матрице" их интеллекта присуща математическая культура, в которой употребление понятий "истина и доказательство" сопряжено с ответственностью и самоконтролем.

Эрвин Шредингер – творец работ, ошеломляющих по немыслимой логике и значимости не только в физике и математике, но и в генетике, биологии, восточной фиософии. В молодости, ещё до присуждения Нобелевской премии, он унаследовал кафедру Макса Планка (!) в Штутгарте. Шредингер исследовал единственность и всеохватность сознания.  1925 год – труд "Мой взгляд на мир", проблема: "Я – мир – смерть – множественность". 1960 год (за год до смерти) – "Основание для отказа от дуализма мышления и бытия или духа и материи".  [ 2 ]

Гениальный естествоиспытатель, проникнув в сущность единственности личности, делает "строгое" (по его словам) высказывание относительно подхода к этой проблеме: "Откровенно признаюсь в том, что начиная с этого момента я не только не буду избегать метафизики и даже мистики, но что она будет играть во всём последующем существенную роль" ("Что действительно").

Во всех трудах Шредингер повторяет: "Единственное, что нам остаётся, это придерживаться данных, полученных из непосредственного опыта, а именно, что сознание представляет собой явление, по самому своему существу единственное, до которого множественность не известна". [ 3 ]

Шредингер  сравнивает иллюзию множественности сознаний с отражением единичного в галерее зеркал. "Мир даётся мне лишь единожды, а не один существующий и один воспринимаемый. Субъект и объект едины".  [ 4 ]

Субъект сознания, обнаруживший не "физическое", открывший себе свою единственность, не может не признать истинность "Первосущности с исходными условиями космогонической эволюции".  [ 5 ]

Разум, открывая запредельную мистическую свою сущность, вынужден признать такой же природу своего Источника и достоверность "центра самобытия, связанного с чистой идеей Бога как первоисточника".   (Мамлеев)   [ 9 ]

Неопровержимость сознания – эквивалентна признанию  истины Первосущности.

3.Великие мыслители никогда не сомневались в том, что духовный и "внешний" миры - не расчленимы. Однако ради "естественно-научной" практики, приходится физический мир искусственно выделять из неразделимого целого. Шредингер назвал это "практическим приёмом". И, тем не менее, этот досадный обедняющий "приём" мышления, позволяет показать достоверность связанности (физического существа человека носящего разум) со всей Вселенной, с каждой её галактикой, звездой, частицей, каждым без исключения фотоном или любым другим сгустком энергии.

В природе наблюдается таинственное, всеохватное, причастное ко всему, что можно наблюдать, явление. Космический феномен, не менее грандиозный и не менее, если не более, фундаментальный, чем Закон Всемирного Тяготения. Это "устав" вселенской связности, который называют иногда принципом Маха. В земных условиях непосредственно наблюдается сохранении положения оси гироскопа по отношению к той точке звёздного свода, куда ось нацелена. Массивные тела Солнце, Земля, Луна, не влияют на положение оси. Гироскоп будет следить за положением звезды даже помещенный в земную толщу на любую глубину. Закон тяготения всего лишь удерживает предметы на поверхности  тел и на орбитах, определяя космический, масштабный порядок. Глубинная природа таинственного принципа Маха порождает все механические законы, инерцию, энергию, силы. Силы инерции, а потому и кинетическая энергия, появляются при ускорении тел относительно звёзд. Сила трения, сопротивления, накопление энергии (повышение температуры) – результирующая  инерции ускоряемых молекул трущихся тел. Каждое биение сердца, движение крови, каждый вздох, возможны благодаря принципу Маха – опорной реакции отталкивания от всей Вселенной.   [АС январь, АС июль 2006г]

Атом каждого тела напрямую соприкасается с каждым атомом в Мире. "Само бытиё элементарной частицы быть может, результат её взаимодействия даже с Целым, даже, со Всем, с единым, с Вселенной".   [ 5 ]

"
Мы должны принять идею о том, что 2 частицы света, даже если они удалены друг от друга на миллиарды километров, являются частью единого целого; между ними существует какое-то таинственное взаимодействие" (Л.Аккарди).   [ 6 ]

Всё физическое бытьё обязано связям с конгломератом вéдомого и неведомого наполнения мира. Каждое физическое движение отдаётся всему мирозданию. Влияние взаимно. Каждый атом на виду и на счету с момента сотворения (законы сохранения). 

Конечно, существует и непосредственное соприкосновение с видимой вселенной. Фотоны – посланники, частички созерцаемых звёзд, попадают на сетчатку глаза и сто тысяч раз большим числом обрушиваются на наше тело, но эти посланцы, важные для воображения, не определяют возможность существования, в противовес "материнской" сущности, что лежит в основе принципа Маха, той, что определяет конституцию Вселенной и неукоснительное следование её установлениям даже самого ничтожного элемента. Каждая из 1080 частиц окружена сиянием неведомой нам природы, достигающим остальные элементы и принимает (1080-1) посланий. Любое взаимодействие - проявление взаимосвязей Целого. Целое  воплощает физическую сущность человека. Это чудо единства, во первых,  физического носителя личности и носителя порождающего личность и, во вторых, Личности и Порождающего эту личность.

4.Бесконечности, размещённой в границах сознания (оксюморон) бросает вызов нечто непременно случающееся с другими, но никогда не имеющее место для собственного "Я". Смерть невозможно познать на собственном опыте. В личностном она не существует. С другой стороны,  событие рождения входит в "Я" как воплощение уникальности.

Собственное "Я" обязано выбору конкретной половой клетки "α" из нескольких миллионов. Если одновременно происходит зарождение от иной - "β", то появится другой носитель, иного сознания (брат или сестра), но не сознание "α". Личность "β" имеет отношение к "α" как любой другой, родившейся на земном шаре от любых родителей. Каждая из бесчисленных зародышевых клеток – основа миров виртуальных,  не появившихся сознаний. Личности  "α" и "β" не совместимы, каждая полностью заполняет пространство бытия только собой. Если в процессе развития одна из них погибает, то не осуществлённый, "не воплощённый" мир не перетекает в жизнь оставшегося. Каждое бытиё единичного неповторимого сознания обязано выбором одной из миллионов клеток, успешно передавшей информацию предков. Чудом является не воспроизведение однотипных живых особей, но воплощение в каждом "штучного", неповторимого сознания, которого могло бы и не быть (но не мешает быть при этом "β","γ","δ"…).

Мало того, конкретный родитель появления "α", т.е. "α0", результат столь же маловероятного выбора.  Вместо "α0" мог появиться  "β0" – виртуальный дядя "α" и так по цепочке предков в прошлое. Уже для 10-20 поколений вероятность нынешнего воплощения в личность "α" не подпадает под исчисляемую логику шанса. Появление личности, как выпадение случая, невозможно в столь "маленьком" мире, располагающим ресурсом всего 10200 событий! Для воплощения личности требуется ещё что-то, по крайне мере не обусловленное случаем.

5.Мистические составляющие в оценке феномена личности обычны для мыслителей во все времена, в том числе и математиков. Экклесиаст, …, Платон, …, Ньютон, Беркли, Декарт, Спиноза, … Планк, Шредингер, Гейзенберг, Эйнштейн, … . Мистика становится неизбежной, когда сознание обращено в прошлое, в сторону онтологического чуда своего происхождения.

У каждого, например читающего эти строчки, есть родители, прародители. Единый ряд предков – неразрывен. Каждое звено связано с последующими и предыдущими рождением. Выпадение, пропуск одного элемента исключены. Каждое звено дерева предков, произрастающего из прошлого определено. Идентификацию можно проводить по линии любого родителя, но проще по лини матери, т.к. даже бесполый организм, если он порождает, – материнский. Итак, отсчёт в прошлое любого живущего не может быть прерван. Проведём игру: "рассчитаться на дочки-матери". Мать, бабка, прабабка, … через 100000 лет есть конкретное лицо, давшее начало данной ветки, есть имя (если оно давалось) каждого из пращуров. Войдя в эпохи 50 миллионов лет назад, можно пальцем показать конкретного (размером с кролика) млекопитающегося личного предка. Доведя эту процедуру дискретных отсчётов по материнской линии до Триасового периода Мезозойской Эры (230 миллионов лет назад),  в водах первобытного океана обнаружим моллюска давшего отсчёт той линии, что вынесла к бытию личность "α". Достоверность, при всей кажущейся абсурдности, такой реконструкции – неопровержима. Каждого из предков, на любую глубину в прошлое, можно поименовать целым числом. Совершенно определённая нескончаемая череда цифр, приписанных каждому, напоминает иррациональное "π" цепочкой цифр уводящих в бесконечность. Мало того, если остриё вектора, указывающее на каждого предка, связать с географией, то перед глазами предстанет   удивительная траектория. Проследив путь стрелы на 100000 лет назад, мы бы очутились на океаническом побережье восточной Африки.

За сотни миллионов лет сменились геологические эпохи, исчезли и возникли континенты, но не исчезло и не обветшало филигранное послание, перенесённое тысячекратными этапами на уязвимом хрупком, органическом носителя живого вещества. Абсолютная достоверность собственной линии предков сколь угодно глубоко  уходящей в прошлое и опирающейся на конкретных неведомых существ – чудо.

6. Разум находит внутри себя некоторый тип мышления, который он называет математическим. Во всём многообразии "ментального пространства" только такому мышлению отдаётся честь наивысшего доверия и только ему допускается присвоение ранга истины. Математическое мышление – особая, сверхдисциплинированная работа интеллекта, разрешающая безудержный размах продуктивного воображения. Чудом оказывается то, что математика ничего не изобретает – она открывает (раскрывает) в нечто, явно уже существовавшее где-то вне материальной опоры ."Райская птица не нуждается в упругой ветке". (Бродский)

Фантастична прозорливость математики в описании природы, в видении и точности предсказания доселе неизвестного. Для тех, кто связан с естественными науками несомненна реальность идеального мира неосязаемых сущностей. "Человеческий разум контактирует с миром Платона всякий раз, когда открывает истину, постигая её с помощью    математических рассуждений и интуитивных догадок".   [ 7 ]

Примеров постижения математикой физического мира не счесть. Разительно, например, открытие Г.Гамовым реликтового излучения, когда применение математических методов к ещё не существующей вселенной, её "протоатому",  показало, что "эманация духа" – идеальный мир математических сущностей живёт вне материального мира, по крайней мере "знает" о том, чего в нём ещё нет, но что может появиться.

Действительность сверхестественной математической эффективности - чудо реальности духовного субстрата мира.

7. Два выдающихся учёных, один из которых возглавляет кафедру Ньютона (Кембридж), другой кафедру в Оксфорде – С.Хокинг и Р.Пенроуз, произвели вычисления вероятности возникновения вселенной по естественным известным и даже неизвестным законам, подчинённым причинно-следственным принципам. Правдоподобность такого расчёта и его возможность основана на  знании, обязательного для любой реальности перехода к предельному наиболее вероятному, безвременному состоянию. Смерть Вселенной это не больцмановское равновесное рассеяние вещества и энергии (в этом случае допускаются флуктуации и различения структуры). Смерть – это полное исчезновение "всего" в чёрных дырах (кроме гравитации), "ничто" структур. Как это ни парадоксально, такая модель – опора для оценки "естественности самотворения" Мира, т.е. актуализация того резко структурируемого, неустойчивого, где обретает смысл изменение, эволюция, время. Иначе, состояние содержащее 1090 бит информации.    [ 10 ]

Сравнивая энтропию предела, перехода в состояние чёрной дыры с энтропией актуального состояния, можно оценить "невероятность" сущего по отношению к  "неизбежному" (энтропия – мера вероятности состояния системы). Такой подход естественен. Начало это сотворение Времени, конец это прекращение дления, т.е времени. Расчёты приведены Пенроузом. Получив ответ на свой вопрос учёный восклицает: "Точность замысла творца составила примерно одну 1010 123  ую. Это поразительная точность!"  [7]

(Если бы на каждом фотоне записывать по миллиарду цифр миллиард раз в секунду, то потребуется миллиарды Вселенных, чтобы отобразить такую вероятность). Даже если Пенроуз ошибся в миллиард миллиардов раз, всё равно мы должны, на уровне сегодняшнего знания, отвергнуть возможность естественного рождения мира.

Точно также мы обязаны принять, и другого пути сейчас не видно, реальность платоновского мира идеальных сущностей.

Самосознание, непоправимое, неопровержимая данность внеположенного пространства ума, исток и опора представления о безпредпосылочном необусловленном Начале, Первосущности, ответственной за природу сознания и всё из этого вытекающего.

Великий математик Герман Вейль [8] использовал оксюморон  "Завершённое Бесконечное": "Бог, как завершённое Бесконечное, не может и не будет постигнут разумом. Завершённое Бесконечное мы можем выражать только знаком".


                                Семь "НЕ"
1."Ничтожность" шанса событийной комбинаторики мира. 

2. Неограниченная всеохватная ёмкость сознания.

3. Неразделяемость, связанность личности и мира.

4. Невероятностная природа воплощения.

5. Неразрушимая цепочка пращуров.

6. Несравненная красота истинности платоновского мира.

7.Невозможность вероятностной основы Творения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.      Э.Борель "Вероятность и достоверность". Наука М 1969.
2.      Э.Шредингер "Мой взгляд на мир" . М Комкнига 2005.
3.      Э.Шредингер "Что такое жизнь?"   РХД М 2002.
4.      Э.Шредингер "Разум и материя"     РХД М 2000.
5.      Б.Кузнецов "История философии для физиков"   Наука М 1974.
6.      Л.Аккарди "Диалоги о квантовой механике"  Ижевск 2004.
7.      Р.Пенроуз  "Новый ум короля"  УРСС  М 2003.
8.      Г.Вейль    "Математическое мышление"   Наука М 1989.
9.      Вопросы философии №11, 1999.
Физика за рубежом, серия А       "Мир"   1984

назад

Материалы из архива

4.2009 Менеджерско-кавалерийский наскок

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Полностью согласен с употребляемыми в статье  “Обращение к компетентным”  эпитетами по отношению к нынешнему руководству атомной отраслью. Готов добавить ещё вертящихся на языке в таких случаях терминов, но  хотелось бы остаться в рамках нормативной лексики. Считаю, что клички “некомпетентные” они вполне достойны. Упомянутая команда пришла под лозунгом “хороший менеджмент - залог успеха”. В этом они считают себя знатоками.

10.2007 Диверсия или теракт, ядерный или радиоактивный?

Ю.А.Рогожин, директор Центра радиационно-химической безопасности. Будучи постоянным участником семинаров в московском отделении Центра Карнеги по проблемам нераспространения ОМУ, я заметил, что коллеги, которым я признателен за плодотворные дискуссии, зачастую смешивают понятия "диверсия" и "террористический акт".

10.2006 Искать точки соприкосновения

Мухтар Джакишев, президент Национальной атомной компании «Казатомпром» Дефицит уранового сырья заставляет ведущие мировые ядерные державы все чаще поглядывать в сторону Казахстана. Бывшая республика Советского Союза занимает второе место в мире по запасам урана, третье – по добыче. Выиграв судебный процесс по антидемпинговому разбирательству с американской компанией USEC, Казахстан, в отличие от России, продает уран в США по свободным мировым ценам.