Перегонка вооружений

От редакции «Ведомостей»

Скандалы с оружейными экспортными контрактами заставляют задуматься прежде всего о боеспособности Российской армии — ведь она оснащается по остаточному принципу. Накануне Дня защитника Отечества выяснилось, что Алжир отказывается продолжать выплаты по крупному контракту на поставку 15 самолетов МиГ-29СМТ и собирается вернуть машины России (такой вариант предусмотрен контрактом), мотивируя это их плохим качеством, в частности старыми фюзеляжами. Окончательные договоренности пока не известны, но скорее всего «МиГи» действительно вернутся в Россию.


Причины каприза называются разные: и нечестная конкуренция со стороны французов, и интриги внутри правящей верхушки Алжира (якобы дело в распределении откатов от оружейных контрактов). Торговля оружием действительно не самый прозрачный бизнес, в котором сталкивается много интересов. Но у проблемы есть и производственная составляющая.

История с «МиГами» не единична. Как минимум на три года откладывается передача Индии модернизированного авианосца «Адмирал Горшков». «Севмашпредприятие» не в состоянии сдать его в срок и просит дополнительное финансирование в размере около $1 млрд. Соответствующие переговоры с индусами ведет «Рособоронэкспорт».

Уже нарушены сроки по контракту о поставке Китаю транспортных Ил-76МД и самолетов-заправщиков Ил-78. Виноват головной исполнитель — Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова, включенное недавно в состав Объединенной авиастроительной корпорации.

Сложная ситуация с исполнением контракта на постройку трех фрегатов для Индии на ОАО «Янтарь» — в 2006 г. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству отдала заказ калининградскому заводу, отказав Балтийскому заводу (который построил для Индии первые три фрегата той же серии 11356) и «Северной верфи». Проблемы связаны с кредиторской задолженностью «Янтаря», а также с арестом по делу Сторчака Игоря Круглякова, члена совета директоров акционера и партнера «Янтаря» — Межрегионального инвестиционного банка.

Сейчас обсуждается возможность передачи строительства двух фрегатов «Северной верфи». Кстати, и первые три фрегата Балтзавод передал Индии с задержкой — тогда причиной были неполадки в работе зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1».

Возможно, у истории с алжирскими «МиГами» есть и позитивная сторона: раз алжирцы закапризничали, наши ВВС получат фактически новые машины. В конце концов, все последние годы Россия, поставляя новые самолеты за рубеж, в собственных ВВС ограничивалась лишь модернизацией старых. Но и здесь не все просто. Алжирские летчики успели налетать на «МиГах» по 100 часов, что составляет значительную часть ресурса двигателя, а денег на замену двигателей у Минобороны нет. Впрочем, на вооружении российских ВВС стоят гораздо более старые машины. Усиливаются слухи и о передаче «Адмирала Горшкова» российскому ВМФ, если с Индией договориться так и не удастся.

В некотором приближении военно-техническое сотрудничество можно сравнить с нефтегазовой отраслью. И там и там Россия стремится максимизировать экспорт. Но в отличие от газа оружие надо делать руками. Государственный оборонный заказ растет, но постоянно не выполняется. Примеров провалов тоже хватает: никак не удается доработать ракету «Булава», из-за чего теряет смысл спуск на воду атомной подлодки «Юрий Долгорукий». Долгое время рекламируемая Сергеем Ивановым система ГЛОНАСС недавно им же была жестоко раскритикована. Зампред военно-промышленной комиссии при правительстве Владислав Путилин заявил, что лишь 36% стратегических оборонных предприятий имеют хорошие финансово-экономические показатели, а 25% — на грани банкротства. Кадры и мощности оборонки стареют, закрытость системы способствует росту коррупции и т. д. — причин много, они давно известны. Но вместо внятной программы модернизации следуют обычно обещания «адекватных» или «асимметричных ответов» на потенциальные угрозы.

Опубликовано в газете "Ведомости" 26.02.2008

назад

Материалы из архива

11.2006 Духовное первично…

Е.А.Шашуков, директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» Надежда на ренессанс ядерной энергетики заставила руководителей атомной отрасли, ученых, вузовских преподавателей, студентов обратить внимание на состояние дел в области ядерного образования, имеющего самое непосредственное отношение к кадровой политике в атомной отрасли. В частности, этот вопрос обсуждался на круглом столе, состоявшемся в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, во время проведения Международного ядерного форума.

12.2008 Лучшей заменой АЭС в Литве будет газ

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: - Атомные станции очень сложно и дорого строить. Есть опасения, что заявленные "советские" темпы - по два реактора в год - соблюдаться не будут, тем более в условиях кризиса. У нас в этой сфере достаточно много проблем - и в машиностроении, и у всех остальных участников производственной цепи. Надо понять, кто будет строить реакторы, кто будет строить станции, и надо помнить, что мощностей для строительства реакторов очень мало,..

3.2009 Зарплата, жилье и «что-нибудь для души»

Яна Янушкевич, «Вестник ГХК»Государственная корпорация «Росатом» особое внимание уделяет профессиональному становлению молодежи. Среди ключевых показателей эффективности, установленных руководством отрасли, есть один, касающийся молодых специалистов. В течение 2009 года, как гласят требования, необходимо добиться того, чтобы средний показатель количества молодых специалистов в возрасте до 35 лет по предприятиям «Росатома» достигал 26,5%. На ГХК доля работников данной категории уже достигает этой цифры.