Подготовка кадров для надводных плавучих объектов с ЯЭУ должна быть единой

В.И.Королев, И.И.Костылев, А.Ю.Ластовцев, В.Л.Михеев, Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова


После длительного периода пассивности, связанной с политическими и экономическими изменениями на пост советском  пространстве, Российская Федерация, наконец, обрела логически выстроенную концепцию развития в России атомных технологий.  Принято решение о строительстве плавучих атомных энергоблоков, которые обладают уникальными возможностями в обеспечении энергоснабжения труднодоступных участков суши. Для успешной эксплуатации строящихся  плавучих атомных энергоблоков необходимо уже сейчас задуматься о том, какие специалисты будут работать на  этих объектах.


Уникальность объекта заключается в том, что он преимущественно обладает свойствами судна, а с другой стороны это объект, обеспечивающий электрической и тепловой энергией населенные пункты (электростанция).  Поскольку постройка  плавучих атомных энергоблоков  осуществляться по «Правилам….» и под контролем Морского Регистра судоходства РФ, то по нашему мнению должна комплектоваться экипажем по типу морских судов с ЯЭУ. При этом надо отметить, что прототипом реакторной установки плавучих атомных энергоблоков является судовая (корабельная) реакторная установка, которая по данным ОКБМ имеет суммарную безаварийную наработку 6000 реакторо-лет.

Принята концепция о строительстве новых атомных ледоколов, которые так необходимы для освоения арктического шельфа и северных территорий РФ. Проектируются атомные ледоколы нового поколения, которые обладают более широкими возможностями  в освоении ледовых пространств и закрепления приоритета России в Арктике. Не за горами время, когда для освоения богатых кладовых Арктического шельфа потребуются гигантские плавучие платформы с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Следует вывод, что в ближайшее время ожидается увеличение количества надводных плавучих объектов с ЯЭУ.

Количественное увеличение таких объектов ставит задачи одновременного повышения их безопасности на уровне проектирования, строительства и эксплуатации.

Особо следует подчеркнуть, что важнейшей составляющей безопасности является именно квалифицированная эксплуатация, как последняя инстанция, которая либо делает свои ошибки и усугубляет уже имеющуюся ситуацию, либо исправляет чужие ошибки не совершая собственных.

Подготовка инженерных кадров для гражданских атомных судов, начиная с 1958 г. (первый экипаж а/л «Ленин»), проводится только в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования  «Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова» (ГМА). За 49 лет  для 9 построенных атомных ледоколов и лихтеровоза подготовлено более 1000 специалистов и прошли различные формы повышения квалификации более 3000 человек.

Данная школа создавалась ценой огромных усилий высококлассных специалистов. Она вбирала в себя все новые конструкторские идеи, накапливала положительную и отрицательную информацию о реальной эксплуатации атомных судов. В процессе формирования школы для проведения лекций и практических занятий привлекались лучшие разработчики и аналитики из ведущих НИИ и вузов Санкт-Петербурга и страны в целом (Москва, Обнинск, Нижний Новгород). Здесь информация концентрировалась и перерабатывалась. Следует отметить, что школа, превратившаяся в СИСТЕМУ, создавалась в непростых условиях. Не хотелось бы, чтобы кто-то другой повторял этот тернистый путь вновь. Да и нет для этого времени.      Подтверждением правильности и эффективности работы нынешней СИСТЕМЫ является безаварийная эксплуатация  действующих на арктических просторах атомных судов.

На рис. 1 представлена структурная схема системы подготовки кадров для эксплуатации атомных судов в ГМА. Система подготовки в целом отвечает требованиям кодекса ИМО «О безопасности атомных торговых судов» 1981 г. (КБАТС – 81) и по своей структуре и принципам практически совпадает с идеями и требованиями ПДМНВ 78/95.

Действующая система подготовки создавалась на основе решений коллегии Минморфлота СССР в ноябре 1977 г., которые учитывали накопленный к этому времени отечественный и мировой опыт подготовки специалистов для атомной энергетики, ВМФ СССР и США и базировались на существовавшей тогда нормативно-правовой документации.

Нормативные документы по системе подготовки инженерных кадров для атомного флота впервые были утверждены приказом Минморфлота СССР № 47 от 19.06.1990 г. Ныне действующие документы, регламентирующие подготовку, повышение квалификации, проверку знаний и дипломирование командного состава судов с ЯЭУ, введены в действие приказом Минтранса РФ № 109 от 23.09.1997 г.


 
Система включает в себя несколько видов подготовки (см. рис. 1).

Первичная инженерно-морская подготовка осуществляется на судоводительском (СВФ), радиотехническом (РТФ), судомеханическом (СМФ) и электромеханическом (ЭМФ) факультетах ГМА. При этом обеспечивается квалификация морского инженера. На СМФ и ЭМФ введены специализации для начальной подготовки механиков, электромехаников и инженеров КИП и А для судов с ЯЭУ. Курсанты данных специализаций проходят  практику на атомных судах.

На всех факультетах ГМА подготовка инженеров проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом  высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденным приказом Минобразования РФ № 686 от 02.03.2000 г., по направлению 658000 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» по специальностям и специализациям: 180402 – «Судовождение»; 180403.01– «Эксплуатация судовых ЯЭУ»;  180404.02– «Эксплуатация электрооборудования и средств автоматизации судов с ЯЭУ»;  180404.03– «Эксплуатация измерительных и управленческих комплексов судов с ЯЭУ. Срок обучения 5,5 лет, квалификация – инженер.

На рис.2 приводятся данные о подготовке в ГМА инженеров, распределенных для

работы на атомных судах ОАО «Мурманское морское пароходство» (ОАО «ММП»).





В соответствии приведенным графиком просматривается наибольшая потребность пароходства в судоводителях, которые распределялись, в том числе на неатомные суда. С 1998 г по 2002 г. количество молодых специалистов механиков и э/механиков в среднем составляло 10…12 человек. В последующие годы  количество этих специалистов сокращалось и в особенности э/механиков. В целом до 2005 г. потребность в специалистах  для  ОАО «ММП» удовлетворялась. Однако постепенно  накапливался дефицит в кадрах, связанный с разными обстоятельствами. Неудовлетворенная потребность нарастала как снежный ком. Начиная с 2006 г. пароходству уже необходимо не 12 молодых специалистов механиков, а 20 и не один э/механик, а 15 (письмо ОАО «ММП» от 10.10.2005 г., №ДСП-7026). 

Финансирование подготовки инженеров в ГМА осуществляет Государство через Минтранс РФ, который также устанавливает планы приема абитуриентов на первый курс. При этом  обеспечивается лишь около 60 % реальной потребности. Средства на содержа- ние и развитие материально-технической базы практически не поступают. Практика курсантов групп ядерных специализаций частично финансируется ОАО «ММП».

Переподготовка и повышение квалификации командного состава атомного флота для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и повышения квалификации специалистов всех служб атомного судна осуществляется на Специальных курсах дополнительного обучения командного состава судов с ЯЭУ (Спецкурсы) ГМА и в тренажерном центре  атомного флота (ТЦ АФ) ОАО «ММП». В ГМА производится несколько видов переподготовки и повышения квалификации (см. рис.1)

Дополнительная послевузовская  профессиональная переподготовка специалистов всех служб атомного судна для выполнения нового вида профессиональной деятельности с целью подготовки к занятию первой штатной инженерной должности (кроме медицинской и радиотехнической служб).

Повышение квалификации специалистов атомно-механической службы (АМС), электромеханической службы (ЭМС),  службы контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП и А), службы радиационной безопасности (СРБ) один раз каждые пять лет. Специальная дополнительная подготовка специалистов к занятию вышестоящей командной должности, в частности,  старших помощников капитана и старших вахтенных механиков.  Восстановление навыков специалистов осуществляется после длительного (более 18 месяцев) перерыва в работе. Обучение первых экипажей, организуется для вновь вводимых в строй судов с ЯЭУ.
На рис. 3 приводятся данные о количестве специалистов, прошедших различные формы обучения за период 1998 – 2007 гг.

 
Для прохождения дополнительной после вузовской подготовки наблюдается наибольшая потребность в операторах-механиках. Средняя потребность 10 человек в год. Колебание количества специалистов данной категории по годам обучения составляет 5…12 человек. Отмечается увеличение доли молодых специалистов пришедших из других вузов для профессиональной переподготовки. Это предусмотрено приказом Минтранса РФ №109. За последнее время потребность в операторах-механиках стабилизировалась на количестве 12 специалистов в год. Просматривается также большая потребность в специалистах судоводителях, которая колеблется по годам обучения от 2 до 10. Потребность в специалистах э/механиках, КИП и А и РБ колеблется в пределах от 2 до 7 в год. В целом за период 1995…2007 г.г. дополнительную после вузовскую подготовку прошло 278 человек.

Повышение квалификации – планомерный процесс с периодом один раз каждые 5 лет для всех командных должностей (в соответствии с приказом Минтранса РФ №109). Отмечается по годам обучения тенденция к уменьшению количества операторов-механиков от 37 (1998/99 г.) до 15 (2006/07 г.) человек. При этом потребность 12 до 27 специалистов. Аналогично просматривается тенденция к уменьшению количества э/механиков с 17 (1998/99 г.) до 10 (2006/07 г.) по годам обучения. При этом среднее количество  э/механиков составляет 10 человек в год. Количество специалистов службы КИП и А и РБ прошедших повышение квалификации колеблется в пределах 2…7 человек. В целом за период 1995 по 2007 г.г. в ГМА повысили квалификацию 542 человека.

Практическая подготовка на действующих атомных судах обеспечивается и реализуется  ОАО «ММП» в соответствии с приказом Минтранса РФ № 109. Суть практической подготовки  состоит в тот, что перед занятием первой (или вышестоящей) командной должности предусматривается этап подготовки в виде стажировки и дублирования штатной должности.

Стажировка, как вид подготовки, предусматривает освоение эксплуатационной документации, должностных обязанностей и приобретение навыков по техническому обслуживанию и управлению техническими средствами в объеме требований осваиваемой должности и ее дублирование. В зависимости от целей (переход на вышестоящую должность, восстановление навыков после перерыва в работе и прочее) упомянутые выше части стажировки имеют различную продолжительность.

Существенная роль в подготовке и поддержании квалификации специалистов принадлежит технической учебе и тренировкам, проводимым на борту судна.

Важнейшей составляющей СИСТЕМЫ является контроль знаний специалистов, допускаемых к самостоятельному управлению техническими средствами. На этапе переподготовки и повышения квалификации контроль знаний осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК), которая формируется из высококвалифицированных специалистов ГМА и других профильных научных и проектных организаций Санкт-Петербурга. В состав ГАК включаются также представители Ростехнадзора. Председателем комиссии  является директор по эксплуатации судов с ЯЭУ ОАО «ММП».  Непосредственно в ОАО «ММП» существует постоянно действующая квалификационная комиссия (ПДКК), составленная из опытных специалистов практически осуществлявших эксплуатацию судов с ЯЭУ. И, наконец,  на объекте эксплуатации оценка знаний  осуществляется судовой квалификационной комиссией (СКК). Многоступенчатый контроль знаний специалистов допускаемых до эксплуатации ЯЭУ позволяет гарантировать безопасность объекта при условии поддержания высокого квалификационного уровня членов комиссий.

На Спецкурсах ГМА также осуществляется повышение квалификации специалистов занятых в области атомных технологий. Обучение  специалистов осуществляется по следующим программам:

- Перегрузка ядерного топлива реакторов атомных ледоколов, обращение с отработанным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными  отходами  (курсы повышения квалификации командного состава судов атомно-технологического обслуживания);
- Ядерная и радиационная безопасность при ремонте судовых ЯЭУ (курсы повышения квалификации специалистов ремонтно-технологического  предприятия атомного флота ФГУП «Атомфлот»);
- Ядерная и радиационная безопасность при строительстве атомных ледоколов (курсы повышения квалификации специалистов ОАО «Балтийский завод»);
- Обращение с отработанным топливом и жидкими радиоактивными отходами
(курсы повышения квалификации);
-  Перевозка ядерных материалов (курсы повышения квалификации);
-  Перевозка и хранение ядерных материалов (курсы повышения квалификации).

Практика показывает, что чем выше интеллектуальный уровень передачи информации, тем больше появляется вдумчивых и быстро прогрессирующих учеников. А такие ученики, которые в последствии становятся профессионалами, ох как нужны для создания и эксплуатации ядерных объектов.

Сегодня  именно ядерные объекты являются наиболее потенциально опасными  для мира, построенного людьми. На это нельзя закрывать глаза. С одной стороны сложилась логически выстроенная концепция о необходимости развития в России атомных технологий, с другой стороны мало чего делается в вопросах совершенствования подготовки специалистов для эксплуатации этих объектов. Более того, есть намерения перенести обучение специалистов туда же, где эти объекты строятся. Речь идет в частности о подготовки специалистов для эксплуатации плавучих атомных энергоблоков, строительство которых началось в г. Северодвинске. Следует отметить, что на этих ядерных объектах устанавливаются реакторные установки аналогичные судовым. Это именно те реакторные установки, которые в течение 49 лет перерабатывались СИСТЕМОЙ  подготовки кадров в ГМА.   Заводы Северодвинска имею большой опыт в строительстве и ремонте атомных кораблей и безусловно справятся с новым правительственным заказом. Но позвольте, для строительства необходимы производственные мощности и развитая структура производственных отношений. Однако как это связано с подготовкой кадров для эксплуатации этих объектов?

В принципе можно представить, что все же поставлена цель оторвать подготовку кадров от центров генерации интеллектуального продукта. Как это осуществить? Своих специалистов, способных на высоком  профессиональном уровне готовить высококвалифицированных специалистов по эксплуатации ядерных объектов явно не хватит.  Следовательно, потребуется привлечение специалистов из научных центров, связанных с разработкой ядерных объектов. В демократических странах для решения этой проблемы потребуется заинтересовать нужных специалистов, чтобы такой переезд был возможен.  Далее потребуются значительные финансовые вложения и длительный период времени для становления реально действующей новой системы, обеспечивающей качественную подготовку специалистов по эксплуатации ядерных объектов. В процессе становления эффективной школы подготовки квалифицированных специалистов  количество ядерных объектов увеличится. В течение этого периода следует ожидать естественного снижения общего уровня подготовки кадров.

Из приведенного материала следует, что в ГМА сложилась бесперебойно и эффективно действующая СИСТЕМА подготовки кадров, как для атомных судов, так и для других объектов использующих ядерные технологии. Данная СИСТЕМА может быть прототипом «Межрегионального Цента по подготовки кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с ЯЭУ» (далее по тексту ЦЕНТР). На рис. 4 показана примерная структура ЦЕНТРА.

 

На начальной стадии создания  ЦЕНТРА должны быть разработаны руководящие документы, которые определяют нормативно-правовой статус данного образования. Здесь целесообразно учитывать уже имеющиеся документы (КБАТС-81, ПДМНВ 78/95, ГОС ВПО, приказ Минтранса РФ №109), международные требования и дополнительно учесть факторы, которые  выявились к настоящему моменту.

Основным документом, который регламентирует работу системы подготовки кадров для атомных судов является «Правила подготовки, проверки знаний и дипломирования командного состава судов с ядерными энергетическими установками». Данный документ был согласован с Госатомнадзором России и утвержден приказом Минтранса России  23 сентября 1997 г. (Приказ № 109). С тех пор были приняты с 1997 года нормативные акты: закон "Об использовании атомной энергии" от 1995 года с изменениями, закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 19.07.1996 года с изменениями, постановление Правительства РФ "О дипломировании членов экипажей морских судов" от 04.08.1999 года № 900 и др. Следовательно, приказ №109  требует корректировки в соответствии с новыми изменениями в части нормативных документов, определяющих подготовку командного состава атомных судов.

На сегодняшний день отсутствуют "Правила подготовки рядового состава для судов с ЯЭУ", "Правила подготовки командного и рядового состава для судов атомно-технологи- ческого обслуживания (АТО)", "Правила подготовки командного и рядового состава для плавучих атомных энергоблоков».

Для обеспечения высокого уровня подготовки кадров в ЦЕНТРЕ необходима планомерная государственная политика,  разработка и принятие Федеральной целевой программы поддержки и развития системы подготовки кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) России на период 2008-2012 гг
Необходимо так же ввести  государственное финансирование  ЦЕНТРА, для этого подготовить и принять Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке формирования государственного плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с  ядерными энергетическими установками» (аналог – Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.01 г., №  891 «О порядке формирования государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности и установлении контрольных цифр государственного планы на 2002 год»). При этом государственным заказчиком целесообразно определить Министерство транспорта Российской Федерации и  предусматривать в федеральном бюджете ежегодное выделение Минтрансу РФ дополнительных целевых средств на реализацию государственного плана.

В дальнейшем необходимо разработать правила подготовки и дипломирования персонала для эксплуатации надводных плавучих объектов с  ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) для чего целесообразно Приказом Министра транспорта РФ назначить ГМА им. адмирала С.О. Макарова головной организацией отрасли по разработке данного документа. Поручить ГМА подготовить и представить на утверждение в установленном порядке проект приказа Министра транспорта РФ об утверждении новых правил подготовки, переподготовки и дипломирования специалистов атомного флота, включая рядовой состав, командного и рядового состава для судов атомно-технологического обслуживания, командного и рядового состава для плавучих атомных энергоблоков.

Минтрансу РФ предусмотреть соответствующее финансирование.

Для становления и эффективной работы ЦЕНТА потребуется установление взаимных связей между ЦЕНТОМ и проектными организациями, заводами изготовителями оборудования, эксплуатирующими организациями, профильными вузами и НИИ, а также надзорными органами (прежде всего Ростехнадзором). В ЦЕНТРЕ  должна концентрироваться  проектная и эксплуатационная документация, исследовательские и аналитические материалы, международная и отечественная правовая документы, информация по аварийным ситуациям и т.д.

Для эффективной практической подготовки ЦЕНТР должен иметь собственный Тренажерный центр, включающий как полномасштабные так и понятийные тренажеры.

Первоначальная инженерная подготовка может быть организована по аналогии с существующей в ГМА, однако потребуется введение новых дополнительных специализаций, таких как «Эксплуатация  ЯЭУ плавучих атомных энергоблоков», «Эксплуатация   ЯЭУ надводных кораблей» и т.д.

Переподготовка и повышение квалификации командного и рядового состава всех надводных плавающих объектов, включенных в сферу действия ЦЕНТА организуется в соответствии с корректированными «Правилами подготовки, проверки знаний и дипломирования командного состава судов с ядерными энергетическими установками» и новыми правилами подготовки, переподготовки и дипломирования специалистов атомного флота, включая рядовой состав, а также командного и рядового состава для судов атомно-технологического обслуживания, плавучих атомных энергоблоков и надводных кораблей с ЯЭУ.

Контроль знаний в ЦЕНТРЕ осуществляется ГАК в состав которой вводятся специалисты ЦЕНТРА и других профильных организаций, а также представители Ростехнадзора. Кроме того, эксплуатирующие организации создают свои постоянно действующие квалификационные комиссии (ПДКК). И, наконец, на всех надводных плавучих объектах создается объектовая квалификационная комиссия (ОКК) для допуска к самостоятельному управлению техническими средствами.

Авторы статьи изложили свое видение проблемы формирования кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с ЯЭУ в части организации процесса. Данная позиция сформировалась на основе длительного опыта работы в этой сфере деятельности и аналитического осмысливания его результата. Основная цель статьи обратить внимание заинтересованных лиц на назревшую актуальную задачу нашего времени – образования ЦЕНТРА в котором сосредоточится вся необходимая информация для подготовки высококвалифицированных кадров, которым можно будет доверить эксплуатацию потенциально опасных объектов.  

назад

Материалы из архива

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…

7.2008 Вне нобелевской игры

Сергей Лесков, обозреватель газеты «Известия»: - В России из всех наук более всего уважают физику… Но все наши нобелевские достижения сделаны в 1950-е годы… Наши ученые на первых ролях, но они делают науку не в России. Академия же наук самоустранилась от науки - ее занимают выборы, назначения, бюджет, привилегии. Молодые ученые в круг этих интересов не входят и даже в тягость своей назойливой активностью, их лучше спровадить подальше.

2.2007 Без прошлого нет будущего

В декабре 2006 г. курские атомщики отметили сразу три профессиональных праздника: тридцать лет со дня ввода Курской атомной станции в эксплуатацию, продление срока службы энергоблока № 1, День энергетика. 19 декабря 1976 г. началась промышленная эксплуатация Курской атомной станции. За пуском первого энергоблока последовал ввод в эксплуатацию второго, третьего, четвертого… Вклад Курской АЭС в энергетический фундамент страны среди атомных станций России – один из самых крупных.