Куда плывет атомный флот

Ю.А.Рогожин, директор Центра радиационно-химической безопасности

По сообщениям из информированных источников, в правительстве подготовлено распоряжение о передаче атомных ледоколов, судов их технологического обслуживания и прибрежной инфраструктуры под эгиду государственной корпорации "Росатом". Вообще говоря, объединение активов в рамках профильной компании окажется целесообразным лишь в том случае, если новый хозяин сумеет ими эффективно распорядиться. От этого зависит, будет ли открыта новая страница в славной истории гражданского атомного флота нашей страны.



Краткая справка
 
Первым в мире гражданским судном с ядерной энергетической установкой был ледокол "Ленин", спущенный на воду в 1957 году. "Ленин" находился в эксплуатации 30 лет - с 1959 по 1989 г.г. В настоящее время проводятся работы по созданию музея на его базе.

Основываясь на опыте создания и эксплуатации первого атомохода, в 1975 году был введен в строй еще более мощный корабль - "Арктика". Этот ледокол первым из надводных судов в мае 1977 года достиг в свободном плавании Северного полюса. "Арктика" - 3-х вальный турбоэлектороход с 4 палубами, баком и 5-ти ярусной средней надстройкой, корпус разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состоит из 2-х блоков по одному реактору и четырех парогенераторов в каждом.  Водоизмещение - 23 460 т, длина 148 м, ширина 30 м, осадка 11 м, высота борта 17 м, мощность атомной паропроизводящей установки - 55.1 МВт. Всего было построено пять  ледоколов типа "Арктика", в том числе приведенный на фотографии "Советский Союз".

Кроме этого, было построено два ледокола меньших размеров класса "река-море": "Таймыр" и "Вайгач". В дополнение к ледоколам были построены два сухогруза-лихтеровоза ледового класса: "Севморпуть" и "50 лет Победы". Номенклатура основных судов российского атомного флота приведена в следующей таблице:

Таблица 1

Название
Год
Класс постройки
1
"Ленин"
1959
Выведен из эксплуатации в 1989 г
2
"Арктика"
1975
"Арктика"
3
"Сибирь"
1977
"Арктика"
4
"Россия"
1985
"Арктика"
5
"Севморпуть"
1988
Лихтеровоз
6
"Таймыр"
1989
"Таймыр"
7
"Советский Союз"
1990
"Арктика"
8
"Вайгач"
1990
"Таймыр"
9
"Ямал"
1993
"Арктика"
10
«50 лет Победы»
2007
Лихтеровоз

Реакторные установки (РУ) трёх поколений для этих судов: ОК‑150, ОК‑900 и КЛТ‑40 были спроектированы ОКБМ. В качестве прототипов использовались РУ атомных подводных лодок В общей сложности в составе атомного флота ныне эксплуатируются 15 реакторов типа ОК‑900 и КЛТ‑40, общая наработка которых составляет около 300 реакторо-лет.

В состав гражданского атомного флота входят также суда атомно-технологического обслуживания (АТО):
·       плавучая технологическая база для транспортировки отработавшего ядерного топлива "Имандра";
·       плавучая технологическая база для хранения отработавшего ядерного топлива  "Лотта";
·       специальный танкер "Серебрянка" для хранения жидких радиоактивных отходов;
·       пароход "Володарский", 1929 года постройки,  который используется для хранения твердых радиоактивных отходов (ТРО) средней и низкой активности;
·       плавтехбаза "Лепсе", которое  до 1980 года выполняла функции "Имандры". Сегодня используется в качестве хранилища на плаву отработавших тепловыделяющих сборок. Помимо этого, на "Лепсе" хранятся твердые и жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) средней и низкой активности. К настоящему времени обоснован вариант выгрузки ОЯТ и утилизации ПТБ, который требует большой подготовительной работы.
·       плавучий контрольно-дозиметрический пост (ПКДП) "Роста-1".

Всё это большое и потенциально-опасное хозяйство находится в федеральной собственности и передано в доверительное управление ОАО "Мурманское морское пароходство".

В Мурманске на месте базирования атомных судов расположено  ФГУП "Атомфлот", которое, будучи в составе Минтранса, обеспечивает ремонтно-технологическое обслуживание этих судов.

На территории ФГУП "Атомфлот" расположено пять береговых хранилищ для средне- и низко- активных ТРО. Общая емкость хранилищ равна 464 куб. м. "Атомфлот" имеет установку для сжигания твердых радиоактивных отходов. ТРО, не подлежащие сжиганию, хранятся в береговых хранилищах или на борту плавтехбаз.

На ФГУП "Атомфлот" также располагается береговая установка для переработки жидких радиоактивных отходов. Сегодня её годовой объем составляет около 1200 куб. м. После завершения трехстороннего проекта между Россией, США и Норвегией емкость установки увеличится до 5000 куб. м. 

 
Проблемы гражданского атомного флота РФ

Специалисты Института безопасного развития атомной энергетики РАН отмечают, что режимы эксплуатации атомных ледоколов и их реакторных установок (РУ)  оказались гораздо напряженнее, чем они были оговорены изначально в техническом задании - 85-90% времени ледоколы работают во льдах в условиях повышенных ударных и вибрационных нагрузок. Основное оборудование РУ работало интенсивно, ускоренно вырабатывался ресурс, периоды непрерывной работы часто составляли более 10 месяцев в год. К настоящему времени часть ЯЭУ действующих атомных судов либо исчерпала первоначально назначенный ресурс и/или  срок службы, либо близка к этому (см. таблицу 2, построенную по данным ИБРАЭ РАН). Первоначально назначенный ресурс сменного оборудования ЯЭУ составлял 50‑60 тыс. ч при сроке службы 20‑25 лет, а назначенный ресурс корпусов основного оборудования – 100 тыс. ч.

Таблица 2


Название судна
Средняя наработка РУ в год,
(тыс. ч)*
Срок службы РУ на 31.10.06,
(лет)
Год достижения наработки
РУ 100 тыс.
Год достижения наработки РУ 150 тыс.
1
"Арктика"
5,95
31
1990
2004 /
2
"Сибирь"
6,22
29**
-
-
3
"Россия"
6,88
21
2007
2015
4
"Советский Союз"
6,58
17
2008
2015
5
"Ямал"
6,2
14
2011
2016
6
"Таймыр"
6,77
17
2004
2012
7
"Вайгач"
6,53
16
2005
2015
8
"Севморпуть"
6,53
18
2006
2015
* Временное нахождение заказа в отстое не учитывалось.
** Эксплуатация а/л "Сибирь" приостановлена в 1992 г.

Ревизии и исследования наиболее напряженных узлов основного оборудования реакторных установок ледокола «Ленин», проведенные после вывода его из эксплуатации при наработке около 106 тыс. ч, а также ревизии части оборудования и трубопроводов на других эксплуатирующихся ледоколах привели к заключению, что имеются потенциальные возможности для увеличения назначенного ресурса и срока службы РУ.

Эта деятельность требует систематической скрупулезной работы по контролю и учету технического состояния основных узлов и агрегатов. ФГУП  «ОКБМ»  была разработана межведомственная целевая комплексная "Программа продления ресурса до 150 тыс. ч и срока службы до 30 лет систем и оборудования АППУ атомных судов".  Позднее были введены в действие федеральные нормы и правила «Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии»  НП‑024‑2000, целью которых было выполнение необходимого объема НИОКР для определения технического состояния и необходимости проведения ремонтных работ по системам и основному оборудованию ЯЭУ, позволяющих обосновать продление срока эксплуатации атомных судов.

Предполагается, что после выполнения указанных работ, эксплуатацию существующих атомных судов можно будет продолжить до 2011-2015 годов. Если удастся продлить ресурс до 175 тыс. часов, то эксплуатация действующих ледоколов будет обеспечена до 2016-2020 годов.

Достаточно сложное положение в системе эксплуатации атомных судов, сложилось к настоящему времени и в обслуживающей инфраструктуре. 
 
Отдельная тема – утилизация атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания. В Росатоме накоплен значительный опыт по утилизации военных атомных подводных лодок. Необходимо использовать этот опыт и соответствующую организационно-техническую структуру применительно к гражданскому сектору.

Атомные ледоколы (АЛ) на протяжении десятилетий напряженной работы подтвердили свою надежность и безопасность. Вместе с тем, АЛ продолжают оставаться объектами потенциально высокой радиационной и экологической опасности. В настоящее время в Мурманске и в Архангельске по заказу Росатома выполняются работы по созданию и совершенствованию региональных систем радиоэкологического мониторинга и аварийного реагирования радиационно-опасных объектов и территорий. Т.е. АЛ в пункте базирования и ремонта (Мурманск) попадают в зону действия системы мониторинга. Целесообразно провести исследования и обоснования концепции распространения (создания) такой системы мониторинга, которая охватывала бы все районы активной деятельности как АЛ, особенно в сложных условиях плавания во льдах, при предельных нагрузках, так и плавучих АТЭС в пунктах их базирования.

Для оптимизации системы обеспечения эксплуатации АЛ (всего жизненного цикла, включая вывод из эксплуатации, утилизацию, обращение с РАО и ОЯТ) был бы весьма полезен опыт массовой эксплуатации подобных объектов в ВМФ. За более чем 50-летний период эксплуатации АПЛ, надводных кораблей в ВМФ создана весьма разветвленная структура поддержки безопасной эффективной эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных военных объектов. В целом, это весьма сложная многоуровневая система, включающая аспекты от подготовки кадров и обоснования требований на разработку и создание ЯЭУ кораблей до вывода их из эксплуатации, мониторинга состояния затопленных (затонувших) объектов.

Как уже отмечалось, суда атомного ледокольного флота являются  собственностью государства. Сейчас флот находится в доверительном управлении ОАО "Мурманское морское пароходство", причём в августе текущего года заканчивается срок соответствующего договора. Часть обслуживающей инфраструктуры входит в ФГУП «Атомфлот», который подчинен Минтрансу.

В трудные перестроечные годы такая оргструктура помогла выживанию атомного флота, но условия в стране изменились и надо ли государству пролонгировать договор с ММП? Сохранение существующей организации эксплуатации судов атомного флота, особенно с учетом предстоящей их утилизации, не способствует развитию флота, повышению ядерной и радиационной безопасности  при улучшении экономических показателей.

Кстати, в отношении экономических вопросов гражданского атомного флота сложилась непростая и неоднозначная ситуация. Эта тема заслуживает отдельного обсуждения, здесь же уместно лишь отметить, что на ремонт и содержание атомного флота государство ежегодно перечисляет Мурманскому морскому пароходству весьма значительные суммы.

Перспективы российского атомного флота

На сайте "Гражданский атомный флот РФ"  подчеркивается: "Учитывая то обстоятельство, что в обозримом будущем не предвидится создания на Крайнем Севере и в Арктических регионах Сибири альтернативной Северному морскому пути национальной транспортной магистрали, эта трасса остается существенным фактором хозяйственно-экономического развития упомянутых регионов России. Также нет альтернативы ледоколам с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей стабильн6ость и надежность мореплавания в арктических широтах. Более того, события последних кризисных лет развития, когда несвоевременное государственное финансирование северного завоза приводило к удлинению сроков арктической навигации на Востоке до самого неблагоприятного времени зимнего мореплавания, лишь атомные ледоколы позволили обеспечить своевременную доставку жителям арктического побережья необходимого снабжения, без которого эти регионы просто не смогли бы выжить.

В связи с ожиданием в ближайшем будущем, новых крупномасштабных морских перевозок, связанных с освоением месторождений нефти и газа Баренцева и Карских морей, в начале 3-го тысячелетия потребуется не только задействовать весь имеющийся ледокольный флот, но и форсировать пополнение его ледоколами нового поколения. При этом остаются и традиционные грузопотоки круглогодичной навигации в Западном районе Арктики и летний завоз грузов по всей трассе Северного морского пути".

Со сказанным можно почти полностью согласиться. За исключением утверждения про развитие атомного ледокольного флота лишь со  следующего века. По нашему мнению, в этом появится острая необходимость уже в следующем десятилетии, и соответствующие мероприятия должны предприниматься сегодня. Что же для этого нужно делать?

Выше были отмечены основные технические проблемы атомного флота. Для их решения недостаточно просто увеличить финансирование существующих хозяйственных субъектов. При этом велика опасность раздробления выделяемых средств на параллельные ведомственные структуры, ненадлежащие ассигнования, утечка денег в оффшоры и просто в песок. Скорее всего, именно это имел в виду руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко, когда в ходе пленарного заседания в Государственной Думе РФ в октябре прошлого года заявил: "В ближайшие 7-10 лет мы можем потерять весь ледоходный флот. Среди предложений по развитию атомного ледоходного флота уже разрабатывается стратегия действий. Среди прочих вариантов рассматривается вариант передачи атомного флота в ведение госкорпорации "Росатом".

Флот под эгидой "Росатома": резоны и вопросы 

Что государство будет иметь в случае передачи всего атомного флота вместе с обслуживающей инфраструктурой в состав государственной корпорации "Росатом"?

Во-первых, можно рассчитывать на укрепление ядерной и радиационной безопасности в духе, традиционном для  всех организаций атомного ведомства. Во-вторых, атомный флот будет встроен в единую технологическую цепочку по всем "переделам" ядерного топлива, по всему жизненному циклу судовых ядерных энергетических установок, а также по обращению с радиоактивными отходами. В-третьих, будет активно (технически и организационно) использован действенный опыт Росатома по утилизации атомных судов, мониторингу и реабилитации радиационно-загрязненных территорий. Наконец, к решению специфических задач по развитию  атомного флота можно будет теснее привлечь мощный научно-технический потенциал  этой госкорпорации.

Конечно, при этом не обойтись без серьезных проблем. Прежде всего, нужно будет решать кадровые вопросы. Если с персоналом по работе на судовых ядерных энергетических установках у Росатома особых затруднений не предвидится, то комплектование по другим специальностям, например, по штурманскому составу, потребует организационных решений, причем вероятно на правительственном уровне.

Не преминут возникнуть и специфические организационно-экономические проблемы. Например, возможно потребуется в рамках Росатома создать фрахтовую службу, либо в этих целях будет лучше заключить соглашение с тем же Мурманским морским пароходством.

Однако отмеченные проблемы не являются принципиально неразрешимыми, а преимущества вхождения гражданского атомного флота в состав госкорпорации "Росатом" очевидны и сулят обеспечить новые перспективы в этой области использования атомной энергии.

В заключение  следует отметить, что за полувековой опыт эксплуатации атомные ледоколы продемонстрировали свои преимущества, обеспечивая круглогодичную проводку судов  в тяжелых условиях северных морей. При этом их ключевая особенность - ядерные энергетические установки - оказались безопасными и весьма надежными.

Потребности интенсивного освоения шельфа северных морей и прибрежных территорий, а также Севморпути не оставляют альтернативы развитию гражданского атомного флота, что ныне упирается в существующую систему управления. Передача атомного флота вместе со всей инфраструктурой под эгиду государственной корпорации "Росатом" представляется весьма целесообразной для решения задач, о которых говорилось выше.

назад

Материалы из архива

5.2007 Атомная тройня

Дмитрий Кудряшов "РБК daily"Росатом выведет клонов «Атомстройэкспорта»Хотя структура «Атомэнергопрома» (АЭП) еще не определена, у чиновников уже появилось понимание, что в новый холдинг должно входить сразу несколько компаний, способных заниматься возведением новых АЭС под ключ. Такие структуры могут возникнуть на базе проектных НИИ в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, после акционирования они могут быть усилены инжиниринговыми, монтажными и строительными активами.

9.2009 Ядерный полураспад

Руслан Горевой, газета «Наша Версия»Авария на Саяно-Шушенской ГЭС застала врасплох и российских энергетиков, и тех, кто планировал государственный бюджет текущего года. Устранение последствий катастрофы обойдётся казне в 40 млрд. рублей. Впрочем, реально истратить на энергетику придётся в десятки раз больше. Всё дело в том, что вслед за «РусГидро», восстанавливающим разрушенную СШГЭС, в очередь за государственными миллиардами готовы выстроиться и ядерщики.

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.