Крупные катастрофы лишают устойчивости национальные экономики

О.Э.Муратов, ООО «ТВЭЛЛ», oleg@twell.ru
М.Н.Тихонов, ФГУП НИИ промышленной и морской медицины ФМБА России,  niipmm@mail.axon.ru


Мы рассматриваем катастрофу как серьезное, часто неожиданное разрушение нормальной структуры социально-экономической системы или подсистемы, зависящее от силы природной или социальной, внутренней по отношению к системе или внешней к ней, которое система никак не может контролировать.


Это событие, сконцентрированное во времени и пространстве, при котором все общество или относительно самостоятельная его часть подвергается серьезной опасности и несет потери, приводящие нарушению выполнения всех или некоторых из существенных функций общества.

Всемирный банк определяет катастрофу как “экстраординарный случай ограниченной продолжительности (война или гражданские беспорядки), или природное бедствие (землетрясения, наводнения, ураганы), серьезно поражающее экономику страны”.

Федеральное агентство США по организации управления при катастрофах определяет катастрофу как “событие, приводящее к возникновению разрушений такой величины с гибелью людей, которые не могут быть ликвидированы в ходе обычных мероприятий”. Реальный смысл такой катастрофы состоит в том, что она создает проблемы в данной конкретной ситуации, которые не могут быть решены с помощью имеющихся в данном регионе (стране) национальных ресурсов.

Типичными примерами крупных катастроф, оказавших заметное влияние на экономику наиболее развитых стран мира, являются радиационная авария на IV блоке ЧАЭС в бывшем СССР и разрушительные последствия ураганов “Катрина” и “Рита” в США.


        Катастрофические последствия Чернобыльской аварии  
 
Краткая характеристика аварии. Авария произошла во время плановой остановки реактора IV энергоблока при проведении испытаний турбогенератора. К моменту аварии активная зона (АЗ) реактора содержала 1659 тепловыделяющих сборок (ТВС), один дополнительный поглотитель и один незагруженный канал [1,2]. Большая часть ТВС представляла собой кассеты первой загрузки с выгоранием 12-14 МВт·сут/кг. Средняя по АЗ расчетная глубина выгорания составляла 10,9 МВт·сут/кг. Масса урана в каждой кассете равнялась 114,7 кг. Полная масса топлива, загруженного в реактор, составляла ~190 т [3].

Во время взрыва верхнюю плиту разрушенного реактора массой около 2 тыс. т подбросило вверх, на километр вверх поднялось малиновое облако, нижняя плита опустилась на 4 м в землю. Около 10 т ядерного топлива взрывом выбросило вверх, 180 т неуправляемого ядерного топлива – ядерная лава рассеялась по помещениям и окружающей территории.

Имеет место большая неопределенность оценок суммарной активности и радионуклидного состава выброса из аварийного блока (табл. 1) [4]. Общий выброс радионуклидов (РН) составил 1-2 ЭБк, основными выброшенными РН были йод-131 (300-1760 ПБк), цезий-137 (40-85 ПБк) и цезий-134 (20-45 ПБк), что составляет 30-50 % радиоактивного содержимого разрушенного ядерного реактора.

Таблица 1

Радионуклидный состав аварийных выбросов ЧАЭС
Нуклид

Активность выброса, 1015 Бк (%)
Активность выброса, 1015 Бк (%)

85Kr
33 (100)
33 (100)
89Sr
81 (4)
81 (3,5– 4,5)
90Sr
8 (4)
8 (3,5– 4,5)
95Zr
140 (3,2)
170 (3,5)
99Mo
110 (2,3)
210 (3,5– 6)
103Ru
120 (2,9)
170 (3,5– 6)
106Ru
60 (2,9)
30 (3,5– 6)
131I
270 (20)
1200– 1700 (50– 60)
132Te
48 (15)
1000 (10– 60)
133Xe
1700 (100)
6500 (100)
134Cs
18 (10)
44– 48 (23– 43)
137Cs
37 (13)
70– 85 (23– 43)
140Ba
160 (5,6)
170 (3,5– 6)
141Ce
100 (2,3)
200 (3,5)
144Ce
90 (2,8)
140 (3,5)
239No
440 (3)
1700 (3,5)
238Pu
0,03 (3)
0,03 (3,5)
239Pu
0,026 (30
0,03 (3,5)
240Pu
0,037 (3)
0,044 (3,5)
241Pu
5,2 (3)
5,9 (3,5)
242Cm
0,78 (3)
0,93 (3,5)

Радиоактивное загрязнение территории. Из разрушенного реактора и от разбросанных взрывом его обломков исходило интенсивное излучение. Вблизи площадки АЭС отмечены высокие уровни радиоактивного загрязнения (РЗ) плутонием, стронцием и другими нелетучими РН. В ближней зоне произошло также выпадение основной части горячих частиц. Активность отдельных горячих частиц составляла от десятков до тысяч Бк [5]. Почти две недели из аварийного реактора выбрасывались РН, которые разносились ветром на многие сотни и тысячи километров. Горячие частицы Чернобыльского происхождения были обнаружены далеко за пределами Советского Союза. Например, в Швеции наблюдались частицы рутения, а также бария и лантана, образовавшиеся при плавлении части топлива в технологических каналах. Осаждению РН на почву способствовали дожди, вызывая пятнистость РЗ, поэтому в одном и том же населенном пункте уровни РЗ различались в десятки раз.

В целом на территории бывшего СССР первоначально 3100 км2 было загрязнено цезием-137 свыше 1500 кБк/м2 (40,5 Ки/км2), на 7200 км2 уровень РЗ составил 600-1500 кБк/м2 (16,2-40,5 Ки/км2) и 103000 км2 с уровнем активности 40-200 кБк/м2 (1,1-5,4 Ки/км2) [4,6].

В результате аварии образовалось три основных очага загрязнения: Центральный, Брянско-Белорусский и Калужский (150  тыс. км2) – рис. 1.



Радионуклидами загрязнено 23 % территории Белоруссии, на которой расположено 3,6 тыс. населенных пунктов. Авария на ЧАЭС стала причиной РЗ значительных территорий Финляндии, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии (45 тыс. км2) и Великобритании. Экспозиция цезия-137 в загрязненных областях превышала 37 кБк/м2.

Эта авария как по количеству выброшенных радиоактивных веществ (РВ), так и по площади загрязненных территорий является наиболее тяжелой в истории ядерной энергетики (ЯЭ) – табл. 2.

Таблица 2

Распределение количества населенных пунктов (н/п) Центрального региона на территориях, загрязненных после Чернобыльской аварии, по уровням загрязнения почвы 137Cs (по состоянию на январь 1999 г.)à

Область

Всего
н/п
Всего
проб

< 1 Ки/км2
1– 5 Ки/км2
5– 15 Ки/км2

15– 40 Ки/км2

число
н/п
число
проб

число
н/п

число
проб

число
н/п

число
проб

число
н/п

число
проб

1

Белгородская

550
3617
356
2446
194
1171




2

Брянская

2023
21175
1200
8339
484
5165
265

5633

74

2038

3

Воронежская

1208
9673
1041
8253
167
1420




4

Калужская

610
5522
283
1769
270
2950
57

803



5

Курская

1116
6528
947
5269
169
1259




6

Липецкая

215
1628
141
1048
74
580




7

Московская

9
51
9
51






8

Орловская

1584
11502
799
5623
777
5794
8

85



9

Рязанская

587
7442
321
4086
266
3356




10

Смоленская

89
517
89
517






11

Тамбовская

123
980
118
924
5
56




12

Тульская

2371
18449
1162
6233
1111
10690
98

1526



ВСЕГО

10425
87084
6466
44558
3517
32441
428

8047

74

2038

à– не указаны пункты, подлежащие отселению, с плотностью загрязнения почвы 137Cs более 40 Ки/км2.

Радиологические последствия аварии. Радиационное воздействие на человека и окружающую природную среду (ОПС) является одним из наиболее опасных видов современного техногенного воздействия. По разным данным, 3,5 млн белорусов страдают различными заболеваниями, вызванными радиацией. В России в зону РЗ входят 4343 населенных пункта с населением 1,5 млн человек. На Украине пострадали около 3 млн человек, из них 617660 – дети. На радационно дестабилизированных территориях дозы более 2 Гр (200 рад) на щитовидную железу в первые два месяца после аварии от выпадения радиоактивного иода-131 получили тысячи людей, среди них много детей.

По расчетам коллективная эффективная эквивалентная доза на население Северного полушария от Чернобыльской аварии составила за первый год приблизительно 600 тыс. чел.-Зв, большая часть которой приходится на территории бывшего СССР [5].

Массовый ущерб был предотвращен эвакуацией населения (всего 336 тыс. человек) и мероприятиями по ликвидации аварии в 30-км зоне. Основная тяжесть работы по локализации и ликвидации результатов аварии на ЧАЭС легла на личный состав более 210 воинских частей и подразделений общей численностью 340 тыс. человек, из которых только 24 тыс. были кадровыми военнослужащими. Более 90 тыс. военнослужащих находились в зоне аварии в самый сложный период с апреля по декабрь 1986 г.

На загрязненных территориях остались жить свыше 5 млн человек. Оценка ущерба для их здоровья затрудняется несколькими факторами: негомогенностью загрязнения, социально-экономическими последствиями развала СССР и др. 30-км зона вокруг ЧАЭС, где плотность выпадения цезия-137 превышала 1500 кБк/м2, непригодна для жизни. Жители города-спутника ЧАЭС – Припяти и все проживавшие в пределах 30-км зоны были эвакуированы. Всего было эвакуировано 135 тыс. местных жителей. 27 апреля 1986 г. Припять прекратила существование. У некоторых жителей 30-км зоны дозы внешнего облучения могли доходить до 0,5 Зв (50 бэр). 500 человек – персонала станции, пожарных и других участников неотложных мероприятий пришлось срочно госпитализировать. 150 из них лечились от лучевой болезни и ожогов, 29 из которых умерли, все они получили дозы от 6 до 13 Гр. В дальнейшем от последствий лучевой болезни каждый год умирает по одному человеку.

На сегодня в результате Чернобыльской аварии погибли 43 человека. Количество заболевших острой лучевой болезнью – 134 человека. Риск фатальных онкозаболеваний среди населения не более 670 человек [10]. Большинство международных организаций (МКРЗ, МАГАТЭ, ВОЗ, НКДАР ООН) придерживаются близких к этим данным числа жертв [9]. Для сравнения: в результате аварии на химическом предприятии в индийском городе Бхопал умерли сразу почти 2 тыс., в дальнейшем имело место около 8 тыс. отдаленных смертей.

По данным Минздрава России, число лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и зарегистрированных в Российском государственном медико-дозиметрическом регистре (РГМДР), организованном на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск), по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 598556 человек, число участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – 190160 человек или 32 % от общего числа зарегистрированных в регистре [11].

В 1999 г. были проанализированы и обобщены данные об индивидуальных дозах облучения 120470 участников ликвидации последствий аварии. В 22 % случаев дозы превышали 20 сЗв, в том числе у 4,4 % они превышали 25 сЗв [10]. Местные лучевые повреждения зарегистрированы более чем у 1 тыс. ликвидаторов.

По состоянию на 2000 г. на Украине, в России и Белоруссии отечественными медиками в общей сложности установлен диагноз около 2 тыс. случаев рака щитовидной железы во всех пострадавших районах. К счастью, этот рак достаточно хорошо лечится. Сейчас 55 детей страдают заболеванием щитовидной железы. Это заболевание – единственное основополагающее радиологическое последствие Чернобыльской аварии [13]. Большая часть населения подверглась облучению в низких дозах с малой их мощностью.

До настоящего времени не зафиксировано увеличения общей заболеваемости злокачественными опухолями или смертности, которые можно было бы отнести за счет действия радиационного облучения. Как правило, фактические данные, опубликованные в профессиональных журналах для радиологов на 3-4 порядка ниже, чем в средствах массовой информации (СМИ). Данная объективная картина медицинских последствий аварии находится в поразительном противоречии с господствующим в общественном сознании стереотипом Чернобыля [8,9] .

Радиоэкологические последствия аварии. Массированное загрязнение обширной территории, занятой сельскохозяйственными угодьями, позволяет классифицировать аварию как исключительно тяжелую для аграрного сектора хозяйства.

Регион, подвергшийся РЗ, относится к территории с интенсивно развитым многопрофильным сельскохозяйственным производством. Время аварии – конец весны-начало лета явилось критическим с точки зрения РЗ агропромышленной продукции (была завершена посевная компания, скот переведен на пастбищное содержание, не осталось запасов чистых кормов). Наличие в составе выпадений биологически подвижных РН (иода-131, цезия-137 и стронция-90) привело к отягощению последствий РЗ агропромышленного комплекса.

На части загрязненной территории (в 30-км зоне ЧАЭС, а также на удалении свыше 200 км от станции, как например, в Брянской области) сельскохозяйственное производство было вообще прекращено. Аграрной отрасли на значительной части территории России (в Брянской, Тульской, Калужской, Орловской, Воронежской, Смоленской, Горьковской, Ростовской, Тамбовской и Пензенской областях) был нанесен значительный ущерб из-за прекращения агропромышленного производства или его ведения со значительными ограничениями.

Проблема ведения агропромышленного производства на загрязненных площадях после аварии на ЧАЭС носит долговременный характер, охватывающий десятки лет и более (10 периодов полураспада РН), так как в состав выпавших РВ входят долгоживущие РН (стронций-90, цезий-137, плутоний-239 и плутоний-240).

В Республике Беларусь с использованием ГИС был получен прогноз изменения площадей, загрязненных цезием-137 к 2016 и 2046 гг. Анализ динамики площадей загрязнения более 37 кБк/м2 за период 1986-2046 гг. показывает [14]:
o      площадь первоначального загрязнения (1986 г.) – 23,7%;
o      через 30 лет (2016 г.) площадь загрязнения составит 16%, т.е. уменьшится в 1,5 раза;
o      через 60 лет (2046 г.) площадь загрязнения составит 10%, т.е уменьшится в 2,4 раза.

Особое внимание необходимо обратить на увеличение в ОПС активности америция-241, который является продуктом распада плутония-241. Максимальных значений активность америция-241 достигнет к 2060 г. и превысит активность плутония-238,239,240 приблизительно в 2 раза [14].

Без проведения широкомасштабных защитных мероприятий авария на ЧАЭС могла бы привести к гораздо большим потерям в состоянии здоровья работников станции, ликвидаторов и населения.

Социально-психологические и политические последствия аварии. Авария на ЧАЭС стала самой крупномасштабной в истории человечества катастрофой, связанной с облучением [4-6]. Она привела к серьезному социальному и психологическому надлому в жизни затронутых ею людей и нанесла огромный экономический ущерб. Население эвакуированных районов было шокировано высокими уровнями РЗ всех предметов обихода и жилищ. Люди в одночасье лишились крова и имущества, накопленного за долгие годы жизни нескольких поколений. Отсутствие цивилизованной системы страхования жизни и имущества поставило пострадавших в полную зависимость от Правительства и местных властей, что привело к многолетним мытарствам с жильем, работой, устройством детей [15].

Гиперболизация радиологических последствий аварии на ЧАЭС породила в сознании пострадавших состояние безысходности и обреченности, являющихся причиной стрессовых заболеваний. Однозначный вывод, которое сделало население из трагедии: в случае подобной аварии на АЭС человек теряет абсолютно все – здоровье свое и своих детей и близких, работу и имущество. Отсюда – вотум недоверия к ЯЭ. Для большинства населения любая радиация – причина разнообразных болезней, генетических нарушений, смертельных раков. Такое восприятие – устойчивый и воспроизводимый в новых поколениях феномен массового сознания [16]. Негативное отношение населения к ЯЭ, вероятнее всего, не скоро изменится. Это общественное явление, и с ним нельзя не считаться. Рейтинг ЯЭ у населения невысок ~ 30 % [19].

На ликвидацию последствий Чернобыльской аварии за более чем 20 лет было потрачено 200 млрд долл. (рис. 2).


Ситуация оказалась значительно более масштабной и драматичной по сравнению, например, с крупной аварией на любом промышленном объекте. В нашей стране после аварии на ЧАЭС закрыли атомную энергетику, заморозили строительство АЭС, в том числе на Дальнем Востоке.

Общественное мнение россиян указывает на заниженность официальных цифр по риску, так как в них не учитывается высокая вероятность риска аварии на российских АЭС из-за ошибок персонала (процент аварий по вине персонала оценивается в 20-70%), физическое и моральное старение АЭС. Население не удовлетворено проблемой обращения с радиоактивными отходами (РАО) и облученным (отработавшим) ядерным топливом (ОЯТ), при которой вопросы захоронения отходов перекладываются на плечи будущих поколений. Более 80 % жителей России выражают опасение в связи с ввозом в страну ОЯТ. Согласно представительному опросу Фонда “Общественное мнение”, более 70 % опрошенных считают, что ОЯТ – это большая опасность для здоровья россиян: уже одно присутствие в аббревиатуре слова “ядерное” означает “опасное”. СМИ легко внедрили это в ушибленное реформами общественное сознание. Озабоченность населения вызывает возможность повторения новых Чернобылей [17].

К отсутствию у государства информационной политики в области радиационной безопасности в течение всей постчернобыльской истории следует добавить издержки политической борьбы и рыночных преобразований в последние годы существования СССР. Чернобыль совпал с началом гласности и вседозволенности. Политические спекуляции на Чернобыльской аварии принесли обществу колоссальный вред. Они сильно ударили по восприятию обществом высоких технологий. Масла в огонь подлили многочисленные сообщения СМИ из стран Западной Европы, где Бельгия, Германия, Нидерланды и Швеция планируют постепенно свернуть свою ЯЭ. К 2025 г. Германия обязуется закрыть все 19 АЭС. В общем отношении к проблеме угрозы тяжелых аварий на АЭС в Европе несомненно превалирует фактор большой плотности населения при малых расстояниях от крупных городов до атомных станций.

Уроки Чернобыля. По прошествии более 20 лет из Чернобыльской катастрофы было извлечено много уроков [15,16]. Случившаяся тогда катастрофа – исключительный пример преступной профессиональной небрежности – едва ли могла бы стать более тяжелой, если бы люди специально сговорились организовать эту самую страшную трагедию в ядерной истории. Главный урок, который извлекли специалисты: какие бы невероятные усилия не предпринимались по внедрению новейших и совершеннейших технологических систем, управлять ими будет человек, и если уровень его ответственности и организованности не станет расти в пропорциях, соответствующих новым технологиям, нельзя быть уверенным в безопасности и надежности ЯЭ.

Справедливости ради, анализируя характер аварии на ЧАЭС, трудно представить более крупную аварию по масштабам разрушения реактора и выходу РН в окружающую природную среду. Можно сказать, что реализовалась практически предельная авария. Болезненный круг социально-экономических последствий, связанный с населением, попавшим в зону радиационного воздействия аварии, ускорил распад СССР и породил системный кризис, поразивший все сферы жизни общества.

С тех пор ЯЭ произвела значительные усовершенствования по всем аспектам безопасности, в частности, в области человеческого фактора при эксплуатации АЭС. Оглядываясь назад и имея трагический опыт Чернобыльской катастрофы, следует сказать, что специалисты в области радиационной безопасности (включая медиков) сильно недооценивали роль социально-психологических факторов, формирующих последствия радиационной аварии. Сам факт крупной аварии и сопровождающие действия по ликвидации ее последствий могут оказывать больший вред и разрушительное влияние на общество, чем прямой ущерб здоровью людей, подвергнувшихся аварийному облучению.

Приемлемый коллективный риск общества оценивается, как известно, величиной 10-6 [18]. Радиационная чувствительность общественности намного превышает радиационную чувствительность индивидуума. Общественный ущерб ставит более жесткие ограничения, чем индивидуальный. Общественные последствия известны: приостановка намеченного бурного развития атомной энергетики (основообразующей отрасли экономики) в России, резкий рост оппозиции такому развитию в ряде других стран с принятием политических решений по свертыванию ЯЭ (рис.3).


Психологическая неготовность воспринять масштаб произошедшей аварии на всех уровнях власти, сама возможность которой оставалась для эксплуатационников и разработчиков за рамками реальности, полностью проявилась в первые минуты и часы после аварии. Несмотря на очевидный неординарный характер аварии, информация с места событий долго оставалась в рамках “хлопки в реакторном зале” и т.п. Любая вразумительная информация о характере и масштабе разрушения неизбежно сформировала бы распоряжение сверху о немедленной эвакуации г. Припять и жителей близлежащих населенных пунктов.

Реальная неподготовленность к тяжелой аварии на АЭС проявлялась на всех стадиях ее нейтрализации и ликвидации последствий и во всех слоях и звеньях участников и руководства. Формально существовавшая система аварийного планирования и мер аварийной защиты оказалась совершенно неэффективной. Из всех служб, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, система гражданской обороны, создававшаяся как центральная служба для действия в подобных ситуациях, оказалась наиболее бесполезной.

Прямой противоположностью этому исходному состоянию неготовности стала уникальная способность централизованной системы управления хозяйством и различными службами страны мобилизовать ресурсы для решения неотложных задач, которые возникали в ходе ликвидации аварии на ЧАЭС. Системные действия формировались Правительственной комиссией на ходу на основании текущего анализа событий и накапливающейся информации. Вряд ли сегодня у России или какого-либо другого государства найдутся такие возможности на ликвидацию подобной аварии. Современная Россия подобной аварии не переживет.

В целом авария на ЧАЭС как по количеству выброшенных в ОПС РН, так и по площади загрязненных территорий и численности пострадавшего населения является самой масштабной и тяжелой в истории ЯЭ. Обвальное массированное загрязнение обширной территории, занятой сельскохозяйственными угодьями, позволяет классифицировать аварию как исключительно тяжелую для аграрного сектора хозяйства по основным биологическим цепочкам, ведущим к поступлению РН в организм человека.

 Системные последствия аварии (как в отношении пострадавшего населения, так в целом страны) вышли на первый план по отношению к прямым причинам аварии. Авария на ЧАЭС убедительно показала, что организация лечебно-профилактических и радиационно-гигиенических мероприятий является приоритетной задачей в комплексе мер, направленных на минимизацию последствий. При этом эффективность проводимых мероприятий в значительной степени определяется своевременностью и качеством информации об аварии и организацией слаженной работы всех звеньев по ее ликвидации.

Рациональное распределение обязанностей и полномочий между органами управления и руководства в области принятия решений должно осуществляться заблаговременно и отражаться в планах первоочередных противоаварийных мероприятий. Чем раньше и энергичнее предпринимаются защитные действия, тем выше их эффективность и тем меньше ожидаемые последствия аварии в целом.

Радиационная защита является важным, но не единственным аспектом деятельности после аварии. Социально-экономические и психологические проблемы в данной ситуации становятся превалирующими, если не удается своевременно ограничить масштабы деятельности по смягчению последствий аварии и не проводится активная информационная и разъяснительная политика среди населения и социально-активных слоев общества.

Крупные радиационные аварии, сопровождающиеся выбросом РВ в ОПС, являются редкими экстремальными событиями и требуют особого государственного реагирования и международного сотрудничества. Система аварийного реагирования должна включать как управленческую и исполнительную структуры, так и технологии активной информационной политики среди населения.



     Разрушительные последствия ураганов “Катрина” и “Рита”

Катастрофа по имени “Катрина”. В ночь с 28 на 29 августа 2005 г. на южные штаты США – Луизиану, Алабаму, Миссисипи, Флориду, и прежде всего на Новый Орлеан), - обрушился тайфун 5-й категории “Катрина” со скоростью ветра 284 км/ч (рис. 4,5).


Число ураганов варьирует от года к году, и рекордным считался 1933 г., когда в приэкваториальной зоне зародился 21 тайфун. До сих пор за всю историю США как современного государства на их территорию обрушилось лишь три урагана пятой категории.     
Шторм ударил с силой атомной бомбы, подняв волну высотой 9 м на озере Пончартрейн. Она прорвала дамбы, ограждавшие город, рассчитанные на ураган 2-й (максимум 3-й) категории. За исключением исторического центра, город практически весь находится ниже уровня моря, ниже Пончартрейна и Миссисипи, суда по которой проплывают буквально над крышами городских домов. Фронтальный удар Мексиканского залива, поднятого “Катриной”, был равносилен для Нового Орлеана смертному приговору. Город на 80 % ушел под воду (рис. 6).

Более миллиона жителей города и его окрестностей, вняв призыву мэра Нового Орлеана, эвакуировались, но не менее 200 тыс. человек (в основном негритянская беднота, хотя городские власти предлагали всем желающим бесплатную эвакуацию) остались. В восточных кварталах вода поднялась до третьих этажей домов, на крышах которых в окружении воды оказались тысячи людей. Сотни утонули в воде, отравленной нечистотами и промышленными стоками. Еще сотни погибли от обезвоживания и болезней, ожидая помощи. 800 тыс. человек остались без электричества и телефонной связи.

Пострадали сотни населенных пунктов на побережье Мексиканского залива, города Билокси и Галфпорт. Среди других объектов значительный ущерб причинен находящемуся под Новым Орлеаном космическому комплексу “Мичуд”, в котором проводится сборка топливных баков для “Шаттлов”.


На грани социального взрыва. Небывалое наводнение в США стало размывать не только фундаменты домов, но и устои американского бытия. Еще недавно милейшая столица диксиленда город джаза – Новый Орлеан – в пожарах, хаосе и перестрелках под властью мародеров - оказался первой горячей точкой Америки. Об этом здесь уже успели позабыть с середины 90-х, когда в США последний раз сталкивались с массовыми беспорядками. Сегодняшняя Америка мало соответствует привычным представлениям о самой организованной стране мира. Новый Орлеан превратился в царство самых низменных чувств, породивших мародерство и хаос.

Вследствие того, что большая часть полицейских была переброшена на спасательные работы, город с 31 августа захлестнула волна криминального насилия (мародерства, убийства, изнасилования). Разграблению подвергались многочисленные магазины, мародеры обосновались в продуктовых отделах, выламывали железные решетки на окнах дорогих бутиков и ювелирных магазинов. Грабители пользовались тем, что полиция не могла дать им отпор – проехать по улицам города было невозможно, полностью отсутствовала телефонная связь. В городе зафиксированы перестрелки. Был случай, когда вооруженные мародеры 1 сентября сбили спасательный вертолет. Заключенные в местных тюрьмах подняли бунты. Новый Орлеан находился на грани социального взрыва. В городе было введено чрезвычайное положение.

В Новом Орлеане наблюдались случаи мародерства даже со стороны полицейских. Согласно показаниям свидетелей, сотрудники служб правопорядка выносили товары с полок магазинов наряду с гражданским населением. Около 250 сотрудников полиции подверглись дисциплинарным взысканиям за то, что во время кризиса самовольно оставили посты.

Неготовность государственных органов к экстренному реагированию. Через 10 дней после того, как разразился ураган, правительство США скоординировало усилия, но 10 дней – срок немалый. Задержка эта неслучайна. Власти всех уровней оказались несостоятельны. Трудно понять неэффективность их первой реакции и неготовность к заранее предсказанной катастрофе, конкретное предупреждение о которой поступило в начале 2001 г., когда ФЭМА – Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (аналог нашего МЧС), изучив уязвимые места всех 50 штатов США, предупредило об ударе мощного урагана по Новому Орлеану с большим числом человеческих жертв и масштабном теракте в Нью-Йорке.

После событий 11 сентября правительство заявило, что будет готово справиться с любой катастрофой. Именно для этого был создан Отдел по обеспечению безопасности родины. На деле чиновники свое обещание не выполнили. “Kaтрина” застала их врасплох так же, как и теракты 11 сентября. В 2004 г. они настояли на том, чтобы Конгресс сократил количество средств на ремонт пришедших в негодность дамб. Ремонтные работы были отложены. Малой толики бюджетных средств, потраченных на войну в Ираке, хватило бы, чтобы укрепить дамбы. Это яркий пример того, как организована работа в правительстве Буша – неадекватная оценка и полное бездействие, если дело касается того, что не входит в перечень их основных задач. Поэтому сенатор Хиллари Клинтон выступила с призывом создать независимую комиссию для выяснения причин, по которым власти оказались неподготовленными к  “Kaтрине”. Свыше 50 % американцев осудили действия президента в связи с “Kaтриной”.  
 
Материальный ущерб от урагана беспрецедентен. Предварительно он оценивался в 200 млрд долл. Только страховые выплаты, по мнению специалистов, составили 25 млрд, еще 25 – незастрахованное имущество. Для сравнения: до сих пор самым разрушительным считался ураган “Эндрю”, который в 1992 г. нанес штатам Флорида и Луизиана ущерб в 26,6 млрд (34,1 млрд в нынешних долл.). Причем 50 млрд долл. – лишь прямой ущерб. Потребовались большие финансовые затраты на восстановление разрушенного сверх страховых выплат, на содержание десятков тысяч беженцев, на экстренную медицинскую помощь пострадавшим, выплату пособий по безработице тем, чьи рабочие места стерты с лица земли. Только урон американских корпораций от “Катрины”, по данным журнала “Бизнес уик”, составил 160 млрд долл.  

Президент Буш назвал “Катрину” одной из крупнейших природных катастроф в истории США. На ликвидацию последствий урагана, по мнению президента, уйдут годы, десятки тысяч домов и предприятий не поддаются восстановлению. Побережье Миссисипи полностью разрушено. Новый Орлеан затоплен (рис. 6).

Губернатор штата Луизиана сказала: “Мы имеем дело с катастрофой абсолютно небывалых масштабов. Размеры бедствия невообразимы. Сердце разрывается.” “Думаю, что так 60 лет назад выглядела Хиросима”, - предположил, облетев на вертолете разрушенные города своего штата, губернатор Миссисипи. “Ecть места, которых больше нет”, - сказала после инспекционной поездки сенатор от штата Луизиана Мэри Лэндру. “Проблемы, которые стали перед нами на местах, не имеют аналога. Но у меня нет ни капли сомнения в том, что мы добьемся успеха” – сказал президент Буш.

Масштабные меры по ликвидации последствий урагана “Катрина”. Америка гордится тем, что сама управляется со своими проблемами. Но на сей раз США решили принимать иностранную помощь. Дж. Буш обратился к двум бывшим президентам США с просьбой организовать Международную программу помощи жертвам “Катрины” по образцу той, которую они организовали после декабрьского цунами 2004 г. в Юго-Восточной Азии.

Президент объявил пострадавшие районы в четырех штатах зонами бедствия, что позволяет использовать все имеющиеся федеральные ресурсы, силы и средства для спасения людей и помощи пострадавшим, а также для реализации долгосрочных восстановительных мероприятий. Администрация Буша мобилизовала все без исключения федеральные министерства и ведомства на борьбу с последствиями урагана “Катрина”.

ФЭМА разместило более 50 бригад по оказанию срочной медицинской помощи, более 25 поисково-спасательных групп для работы в разрушенных стихией городах, 8 команд по спасению людей на воде и 2 группы поддержки в ЧС. ФЭМА также занималось доставкой питьевой воды, льда, продовольствия, медикаментов, генераторов, палаток и тентов. Для доставки материальной помощи на места мобилизованы более 1700 большегрузных автомобилей. Пентагон направил тысячи военнослужащих из состава Национальной гвардии для обеспечения законности и порядка. Помощь от частных лиц и организаций, предоставляемая через американский Красный крест и Фонд помощи в ЧС, сыграла заметную роль в общих усилиях по ликвидации последствий стихийного бедствия.

Стихийное бедствие по имени “Рита”. Через три недели после катастрофических событий, вызванных тайфуном “Катрина”, гигантский вихрь насыщенного влагой нагретого воздуха – тайфун “Рита” 5-й – высшей категории мощности, стремительно продвигаясь вдоль северных берегов Кубы на запад, 21 сентября неожиданно повернул на северо-запад, потом на север, взяв курс на Хьюстон – 4-й по величине город США – крупнейший центр нефтяной индустрии.

  “Рита” пересекла Мексиканский залив, сокрушая по пути одну за другой нефтяные платформы, и к вечеру 25 сентября достигла побережья штата Техас. Хотя сила тайфуна быстро убывала, он однако сопровождался сильным штормом и ветром, скорость которого превышала 260 км/ч. Первый удар пришелся на расположенный на небольшом острове г. Галверстон с 260-тысячным населением. Следует сказать, что 105 лет назад этот город уже подвергался атаке жестокого урагана, тогда погибло 8 тыс. человек. На этот раз обошлось без жертв, поскольку были учтены жестокие уроки “Катрины”. Все многомиллионное население ураганных штатов Техас и Луизиана удалось спешно эвакуировать за те несколько дней, пока приближалась “Рита”. В эти дни на всех дорогах автомобильные пробки растянулись на сотни километров (рис. 7).

Снова пострадал Новый Орлеан, жители которого начали уже возвращаться в свои дома. Ураган “Рита”, хотя и значительно ослабевший, опять прорвал наскоро отремонтированные дамбы, город испытал повторное затопление. Частично под водой оказались города Лейк-Чарльз, Порт-Артур, Ламбертон. Почти 1 млн человек остались без света и воды. Это очень тяжело для жителей южных штатов США, где средняя температура составляет 36 оС. Жара усугубляется повышенной влажностью. Быстро размножающиеся в условиях повышенной влажности и жаркого климата комары становятся переносчиками опасных болезней. В регионах очень высока вероятность вспышек сальмонеллеза, диареи и различных кишечных заболеваний.

Ураган “Рита” нанес значительный ущерб нефтяной отрасли США. Он повредил нефтяные вышки и платформы в районе Мексиканского залива сильнее, чем любой другой ураган за всю историю США, включая и предшествующий ему ураган “Катрина”. По данным Службы управления минеральными ресурсами США, в районе Мексиканского залива, где добывается 25 % американских нефти и газа и расположено 10 % мощностей их переработки, добыча нефти была прекращена практически полностью, а природного газа – на 78 %. Из-за этого отрасль ежедневно недополучала около 1,5 млн баррелей нефти. Ураган “Рита” сильно повредил несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) возле городов Порт-Артур в штате Техас и Лейк-Чарльз в штате Луизиана, на восстановление их потребовалось несколько месяцев. Естественно, эти неординарные события вызвали резкий рост цен на нефть и бензин. Пришлось использовать стратегические нефтяные резервы США (почти 700 млн баррелей нефти из этих запасов были срочно отправлены на американские НПЗ) для смягчения положения на рынке.

В целом последовавшие один за другим два мощных урагана стали серьезным испытанием для богатейшей страны мира, нанесли мощный удар не только по имиджу Дж. Буша, но и по престижу всей Америки в целом. По предварительным оценкам, ущерб превысил 300 млрд долл. “Катрина” и “Рита” долго не дадут себя забыть.


 Подводя итоги разрушительных последствий ураганов “Катрина” и “Рита”, следует сказать, что в Западном полушарии Земли сезон тропических циклов (тайфунов) ежегодно продолжается с июня по ноябрь, их число колеблется от года к году. Исторически последствия региональных катастроф и бедствий для национальной экономики США всегда были более или менее незначительными. Экономика США неоднократно переживала подобные встряски и американцы к ним привыкли.

Последствия крупного урагана для национальной экономики заключаются в том, что темпы экономического роста в масштабах страны снижаются от нескольких десятых долей процента до одного процента. Разрушительные последствия ураганов “Катрина” и “Рита” оказались более масштабными. Ущерб, понесенный в результате прекращения нефтедобычи в Мексиканском заливе и нефтепереработки, оказался намного большим, чем предполагалось ранее. Нарушения в работе Ново-Орлеанского морского порта, являющегося вторым по величине в США, в значительной мере (в течение нескольких недель) сказались на динамике экспорта сельскохозяйственной продукции, а также импорта.

Темпы восстановления энергетической инфраструктуры и возобновления деятельности энергетического сектора в регионе привели к замедлению экономического развития Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды во втором полугодии 2005 г. Однако в целом экономика США пострадала в меньшей степени. У США имеются значительные стратегические ресурсы и средства. Чтобы дать экономике передышку Центральный банк сохранил на период восстановительных работ существующие процентные ставки.

Спады, вызванные природными катастрофами, сменяются периодами роста в силу восстановительных процессов. На протяжении всей истории страны в силу финансовой мощи США ее экономика оказывалась чрезвычайно устойчивой и смогла справиться с последствиями трагедии 11 сентября 2001 г., террористических актов и разрушительных природных катастроф.


Литература

1.     Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия / Информация, подготовленная для совещания экспертов МАГАТЭ (25-29 августа 1986 г., Вена). – М., ГКАЭ СССР, 1986.
2.     Чернобыльская катастрофа. – Киев: Наукова думка, 1995.
3.     Топливо реактора 4-го блока ЧАЭС: Краткий справочник / Бегичев С.Н., Боровой А.А., Бурлаков Е.В. и др. Препринт ИАЭ-5268/3. - М.: ИАЭ им. И.В.Курчатова, 1990.
4.     Алексахин Р.М., Булдаков Л.А., Губанов В.А. и др. Крупные радиационные аварии: последствия и защитные меры / Под общ. ред. Л.А.Ильина и В.А.Губанова. – М.: ИздАТ, 2001. – 752 с.
5.     Боровой А.А., Гагаринский А.Ю. Выброс радионуклидов из разрушенного блока Чернобыльской АЭС // Атомная энергия, 2001, т. 90, вып. 2, с. 137-145.
6.     Израэль Ю.А., Вакуловский С.М., Ветров В.А. и др. Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред / Под ред. Ю.А.Израэля. – М.: Гидрометеоиздат, 1990. – 290 с.
7.     Чернобыль 10 лет спустя. – М.: Изд-во ЦИСН, 1996. – 128 с.
8.     Гуськова А.К. Авария на ЧАЭС и ее медицинские последствия // Энергия: экономика, техника, экология, 2000, № 4, с. 18-21.
9.     Иванов Е.В., Шубик В.М. Медицинские последствия Чернобыльской аварии. Факты и размышления 15 лет спустя. – СПб.: НИИ РГ МЗ РФ, 2001. – 58 с.
10.  Медицинская радиология, 1999, № 1.
11.  Государственный доклад МЧС России “O состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002 г.” – М.: ВИНИТИ, 2003, вып. 5, с. 3-185.
12.  Иванов В.К., Цыб А.Ф., Иванов С.И. Ликвидаторы Чернобыльской катастрофы: радиационно-эпидемиологический анализ медицинских последствий. – М.: Галанис, 1999. – 312 с.
13.  Медицинские последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции // Информ. бюлл. Всесоюзного научного центра радиационной медицины АМН СССР. – Киев, 1991. – 340 с.
14.  Герменчук М. Г., Жукова О. М., Шаганова Э.Д. и др. К вопросу о прогнозе радиоактивного загрязнения окружающей среды после Чернобыльской катастрофы (на примере Белоруссии) // Проблемы безопасности и ЧС, 2005, № 3, с. 80-81.
15.  Уроки аварии на Чернобыльской АЭС. – В кн.: История атомной энергетики Советского Союза и России. Вып. 4 / Под ред. В.А.Сидоренко. - М.: ИздАТ, 2002. – 544 с.
16.  Арутюнян Р., Линге И., Мелихова Е. Диалог с общественностью о безопасности атомной энергетики: Уроки Чернобыля // Бюлл. по атомной энергии, 2003, № 2, с. 54-58.
17.  ОЯТ. Поле мнений // Cоциологические сообщения Фонда “Oбщественное мнение”, 2001, № 1.
18.  Болдырев В.М., Иванов Е.А., Хатьянов Л.П. Количественная оценка риска в ядерной энергетике // Атомная энергия, 1990, т. 68, вып. 5, с. 359-362.
19.  Черемушкина Н. Общественное мнение: рейтинг ядерной энергетики повышается // Бюлл. по атомной энергии, 2006, № 12.

назад

Материалы из архива

10.2008 Родители выбрали ему имя, а получилось — судьбу

У поколения, к которому принадлежит академик Р.И.Илькаев, нужно успеть многому научиться. Важно  вслушаться, вглядеться особенно тем, кто придет или уже приходит им на смену. Конечно, государство никогда не обделяло его вниманием. Но надо ли объяснять, что удостоиться высоких званий и правительственных наград еще не значит создать себе имя в профессии. Илькаев его создал. Чтобы познакомиться с ученым-физиком, отправилась в Саров, на родину первой советской атомной и термоядерной бомбы.

9.2007 ГРУ контролирует глубины океанов

Владимир Иванов "Независимая газета"6 сентября власти города Саров Нижегородской разгласили закрытую информацию объявив, что на верфях в Северодвинске построена субмарина проекта 20120. Как выяснилось подлодка - суперсекретна. Получить какие-то достоверные комментарии по данному поводу ни одному из представителей прессы так и не удалось. Производители и разработчики сохраняли молчание. Не распространялись по данному вопросу и военные моряки.

12.2006 Пресс-служба ОМЗ сообщает

ОМЗ поставят оборудование для первой в мире плавучей АТЭС ММ Ижорские заводы, входящие в состав Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ), подписали контракты с ФГУП «ОКБМ им. И.И.Африкантова» (Нижний Новгород) и с на поставку оборудования двух реакторных установок КЛТ-40С для строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ) в городе Северодвинске (Архангельская область).