Огонь—главный враг подводника

Е.В.Лаухин, капитан I ранга в отставке

В обеспечении пожарной безопасности атомных подводных лодок (АПЛ) давно наступил кризис, требующий не только принятия неординарных мер, но и осознания роли всех составляющих в предотвращении и устранении пожара. Неправильно поставленные цели приводят к неправильной постановке задач. Изучение обстоятельств тяжёлых аварий на АПЛ и их гибели от пожаров позволяют выработать новые подходы для достижения победы над огнём.


Важно отметить, что все события на подводной лодке происходят на весьма ограниченном  внутрикорабельном пространстве (ВКП), заключённом в прочном корпусе лодки, разделённом межотсечными переборками. Это пространство и находящийся в нём личный состав являются источниками всех причин и последствий событий, происходящих на АПЛ. В условиях пожара две силы сталкиваются в беспощадном бою: Огонь, уничтожающий на своём пути команду аварийного отсека, прорывающий оборону смежных отсеков, вносящий панику в личный состав, нарушающий систему эффективного управления боя с этой страшной стихией, и человек, которому некуда убежать от огня и надо биться с ним до конца. Личный состав должен быть подготовлен к нанесению ответного уничтожающего удара всеми видами противопожарного вооружения, причём в первые минуты возникновения пожара. Для этого  каждый отсек должен быть обеспечен таким противопожарным вооружением.

Стратегической целью обеспечения противопожарной защиты АПЛ должно стать полное исключение горючих материалов уже в проекте. Другой вопрос, как этой цели достичь. Технический прогресс в кораблестроении позволяет надеяться, что в ближайшем будущем такая задача будет решена. А пока…необходима разработка тактики ведения обороны и боя с огнём, завоевания господства человека на внутрикорабельном пространстве.

 В период противостояния двух систем для достижения господства в мировом океане происходило наращивание количества выпускаемых  АПЛ в ущерб развитию корабельной организации, системы берегового базирования флота, совершенствованию учебной базы и методов тактической подготовки экипажей подводных лодок. Вопросы научного обеспечения боевой подготовки, совершенствования тактики использования одиночной АПЛ при наличии повреждений оставались за кадром и в плане финансирования, и в плане подготовки кадров необходимого уровня. Все научные силы ВМФ были направлены на разработку теории оперативного и стратегического использования сил флота, пренебрегая вопросами боеспособности и выживания отдельного корабля, оснащённого мощным арсеналом ядерных состав средств для уничтожения потенциального противника.


Бой с огнём

Основными составляющими боя с огнём на АПЛ являются сила, пространство и время. На ограниченном внутрикорабельном пространстве подводной лодки сосредоточена огромная боевая мощь.

Фактор силы определяется уровнем подготовки личного состава, наличием средств инженерной защиты от пожара, количеством и качеством индивидуальных средств защиты, противопожарного вооружения. Всё это определяется экономическим и научно-техническим уровнем развития государства.

 Пространство всего в сотню метров, разделённое на отсеки, в случае прорыва обороны аварийного отсека в считанные секунды охватывается огнём. Поэтому вопрос времени применения противопожарного вооружения приобретает решающее значение в бою экипажа с огнём.

До 1970-х гг., когда в состав флота стали поступать АПЛ 627 и 705 проекта с жидкометаллическими реакторами, а затем и АПЛ III поколения, численный состав экипажей обеспечивал достаточно эффективный контроль  корабельного пространства.

Сигналы о несоответствии между величиной корабельного пространства и численностью личного состава начали поступать по итогам эксплуатации АПЛ II-III поколений, и были связаны с конструкцией этих АПЛ. Сигналы технического характера устранялись на местах и не выносились на уровень серьёзного научного обсуждения. Практики принимали конкретные решения, не сводящиеся в определённую систему.

Первое по-настоящему серьёзное предупреждение о пожароопасности и особенностях  новых АПЛ прозвучало в связи с пожаром на АПЛ «Комсомолец». Но действия командира лодки, направленные на герметизацию аварийного отсека для прекращения возникшего пожара, не были проанализированы детально.

Вопросы совершенствования организации управления боем с огнём не получили должного анализа и при расследовании причин пожара. Вся энергия ушла на разбор деталей, совершенствование противопожарных средств защиты, что является важным, но не решающим фактором. Действия экипажа, и в первую очередь, главного командного пункта, должным образом проанализированы не были.

Тактическая подготовка ГКП по ведению боя с огнём, структура ГКП, боевая организация АПЛ остались в стороне от глубокого научного анализа. Личный состав подводных лодок не получил должных рекомендаций по действиям в будущей войне пожаров.

Пожарная опасность сводит боеспособность АПЛ к нулю, не позволяя лодке действовать скрытно.

Пожар на «Комсомольце» стал классическим примером, подтверждающим главенствующее значение фактора времени при борьбе с пожаром, а также несоответствия штатной численности личного состава уровню развития технических средств обнаружения и наблюдения за пожаром в отсеках АПЛ. Проявился целый ряд несоответствий в  процедурах, прописанных в РБЖ для главного командного пункта, а также низкая защищённость личного состава отсеков от огня и продуктов горения. В документах оказались не сформулированы правила, тактические подходы, определяющие алгоритм действия при пожаре. Тактика ведения боя с огнём на корабле отсутствует.

Имея научно обоснованную тактику ведения боя с огнём и водой на внутрикорабельном пространстве, командир сможет учитывать соотношение противостоящих сил при пожаре, соответствие уровня и структуры ГКП для руководства боем с огнём, его локализации в аварийном отсеке, исключению возможности флангового прорыва огня по изъянам в конструкции, что позволит  своевременно организовать рубежи обороны, активно подключить весь личный состав по всему фронту обороны.

Ответственным за выполнение этих требований является ГКП, что и должно быть конкретно прописано в документах.

При  обосновании решений ведения боя с огнём используются аналитические (расчётные), статистические (нарабатываемые практикой) и игровые (полученные в результате учений) методы.

Для того чтобы исключить принятие необоснованных поспешных решений ГКП в условиях стремительно развивающегося пожара, решения эти должны быть разработаны предварительно путём детального изучения устройства каждого отсека и АПЛ в целом.  Моряки обязаны сами разработать эти правила. Чем быстрее это произойдёт, тем меньше потерь будет у флота.

В бою с огнём на АПЛ человек оказывается в сложнейших условиях. Динамичность морской надводной и подводной обстановки, необходимость учёта навигационно-гидрографических и гидрологических особенностей района плавания, ограниченность численности личного состава и возможностей его манёвра, недостаток средств противопожарного вооружения, а зачастую и отсутствие их в ряде отсеков, с одной стороны.  С другой стороны: чрезвычайная насыщенность внутрикорабельного пространства АПЛ сложной техникой и оружием, стремительность распространения огня со скоростью до тысячи метров в секунду при объёмном пожаре.

Огонь разрушает сплошной однолинейный фронт обороны АПЛ на отдельные узлы обороны в аварийных отсеках, нарушая связь между отсеками и ГКП, приводит к потере людей, нарушению управления аварийными отсеками, что, как правило, гибельно для всей АПЛ. И тем не менее идеология построения глубоко эшелонированной обороны основных объектов АПЛ, ГКП, оружия, средств движения до сего времени фактически не сформулирована. Командование  АПЛ до сих пор не имеет чёткого представления по вопросам пожарной тактики, тактике построения обороны от огня, подготовки боя с огнём, что происходит из-за отсутствия разработанной теории тактики тушения пожара на АПЛ.

Длительный бой с огнём в подводном положении сегодня практически невозможен из-за отсутствия средств очистки атмосферы отсеков от отравляющих газов. А при всплытии терпящую аварию подводную лодку ожидают не только тяжёлые штормовые арктические или тропические условия, но и вероятный противник. Пожар на АПЛ лишает её основного преимущества – скрытности. Разработка тактики боя с огнём на АПЛ приобретает принципиальное значение для обеспечения безопасности самой подводной лодки, а также стратегическое значение для выполнения задачи обеспечения национальной безопасности.

Принимаемые практические меры не соответствуют возросшей мощи огня, энергетической и боевой вооружённости АПЛ. Сложившаяся десятилетиями ситуация требует немедленного разрешения.

АПЛ предназначены для боя. И вопрос обеспечения боеспособности подводной лодки стоит во главе угла. Но критериев оценки боеспособности лодок не только при пожаре, а и в штатном режиме не существует. И как мы собираемся воевать? Как защитить командиров кораблей от произвола инспектирующих комиссий, расследующих последствия боя команды АПЛ с огнём? Нет разработанных критериев оценки участия каждой боевой части (БЧ) АПЛ и уровня их подготовки в обеспечении боеспособности лодки. В такой ситуации потеря боеспособности отдельных БЧ и лодки в целом наступает уже при незначительных потерях в личном составе.  Чёткая корабельная организации, разработанная для ведения боя, а также подготовка экипажа с учётом взаимозаменяемости личного состава позволят значительно повысить боеспособность корабля, сократить потери личного состава при нештатных ситуациях в походе. Для этого должны быть серьёзно проанализированы система подготовки кадров в ВМФ в плане повышения ответственности за подготовку личного состава, а также структура управления боевой подготовки.

Особое внимание должно быть уделено тактике обеспечения обороны аварийного отсека, ведению боя с огнём и водой. Решение о создании главного командного пункта для руководства борьбой за живучесть АПЛ принято и внесено в РБЖ, но структура боевой организации ГКП, его задачи не определены, вследствие чего влияние ГКП на ход боя с огнём в реальной ситуации малоэффективно, что и продемонстрировал пожар на АПЛ «Комсомолец».

Должным образом не проанализированы вопросы влияния боевой устойчивости корабельных коммуникаций, проходящих через каждый отсек на безопасность АПЛ при пожаре, прорыву по ним огня в смежные отсеки и ГКП. После пожара на «Комсомольце» проектанты в экстренном порядке проводили проверку боевой устойчивости  коммуникационных систем и оборудования. Отсутствие требований к системам, влияющим на безопасность АПЛ, должно быть устранено уже для предпроектной стадии.  

Несмотря на многолетнее обсуждение вопросов боеготовности, оценке боеготовности АПЛ при эксплуатации, штатных авариях, при ведении боя с огнём и водой не уделяется должного внимания.

Командир лодки заранее должен иметь план завоевания и удержания своего господства на ВКП, дабы не выпускать его из-под своего контроля в любых нештатных ситуациях.

Основной  наш просчёт связан с отсутствием идеологии тактики тушения корабельных пожаров. В ядерной безопасности инженерное обеспечение глубоко эшелонированной защиты чётко определено. То же самое должно быть сделано и для защиты ВКП от пожара.

Принцип глубоко эшелонированной защиты требует логической увязки следующих технико-организационных уровней:

--обеспечение своевременного предупреждения об отклонениях в работе оборудования, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации,

--организация эксплуатации систем, оборудования, вооружения АПЛ строго в разрешенной области допустимых параметров,

--управление проектными авариями согласно инструкциям, разработанным проектантом,

--своевременное предупреждение перерастания проектных аварий в более тяжёлые ситуации, ограничение воздействия тяжёлых аварий на боеспособность АПЛ,

--ограничение последствий различных аварий на личный состав АПЛ для сохранения его боеспособности.

Для сведения возможных последствий аварий к уровню, считающемуся практически приемлемым, необходимо обеспечить внутрикорабельное пространство достаточным количеством противодействующих средств и обеспечить соответствующую организацию их использования.

Но и при выполнении всех этих мероприятий экипаж корабля не застрахован от возникновения аварийных ситуаций на АПЛ и всегда должен быть готовым к действиям в нештатной обстановке.

На новых подводных кораблях в связи с возросшими объёмами отсеков, насыщенных новейшей электронной техникой, потушить пожар методом герметизации, как это делалось на лодках первых поколений, вряд ли удастся. Что и доказал, в своё время, пожар на «Комсомольце». Для новых проектов АПЛ должны быть разработаны повышенные требования к огневой стойкости оборудования, созданы принципиально новые устройства противопожарной защиты, чем в настоящее время и занимаются конструкторы и проектировщики.

Печальный опыт пожаров на АПЛ «К-3», «К-8», «К-19», том же «Комсомольце»показал, что для сохранения живучести корабля в случае пожаров в концевых отсеках (в нос или в корму от центрального поста (ГКП), отсеки, расположенные в тылу от ГКП должны остаться неповреждёнными, так как через них проходят основные корабельные коммуникации: связь, вода, воздух, вентиляция, системы управления, электрокабели, системы осушения и пр.), по которым огонь может прорваться через переборки и корабельные магистрали непосредственно в ЦП и другие отсеки.

назад

Материалы из архива