Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.


ЭС-2030 базируется как на оценке существующих тенденций и опыта реализации предыдущей стратегии (ЭС-2020), так и на анализе новых вызовов и рисков развития мировой энергетики Важнейшие цели ЭС-2030 определены инвариантными, в т.ч. с учетом возможных последствий начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса.

ЭС-2020 являлась первым официальным стратегическим документом национального масштаба. За прошедшие с момента начала ее реализации пять лет была в целом подтверждена адекватность важнейших положений стратегии реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях происходивших резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США в 2000 г. до 95 долл. США в 2008 г. (в 4 раза выше по сравнению с прогнозом ЭС-2020), фактический объем экспорта ТЭР за тот же период вырос в 1,5 раза - при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 всего на 1,4%. При росте ВВП страны на 167% к уровню 2000 г. (с отклонением от прогнозов ЭС-2020 на 12,5%), фактический объем добычи и производства ТЭР вырос на 26% к уровню 2000 г. - при отклонении от прогнозов ЭС-2020 всего на 2,4%. Внутреннее потребление ТЭР выросло на 10% к уровню 2000 г. - при отклонении от прогнозов ЭС-2020 на 4,3%. 

Вместе с тем, меняющаяся конъюнктура мирового рынка энергоресурсов, принятие Правительством Российской Федерации решений по наращиванию энергетического потенциала страны диверсификации маршрутов поставки углеводородов определили необходимость доработки и уточнения действующей Энергетической стратегии. 

Таким образом, при разработке ЭС-2030 необходимо было не только обеспечить преемственность по отношению к ЭС-2020, но и осуществить ее корректировку и пролонгацию горизонта рассмотрения до 2030 года – в соответствии с требованиями времени и новыми задачами и приоритетами развития страны. 

Отличия 2030 от ЭС-2020 

Учет фактора неопределенности.

Учет объективно существующей неопределенности (не отменяющий ориентиров базового инновационного сценария, остающегося главным во всех разделах стратегии) осуществляется на основе: задания «вилки» количественных показателей стратегии; возможного сдвига сроков реализации отдельных этапов (без изменения их качественного содержания); формирования сценариев, условных на данный момент, но потенциально повышающих свою значимость в будущем. 

В рамках ЭС-2030 используются все упомянутые способы. Основные стратегические ориентиры даются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам реализации стратегии – с примерными сроками окончания в 2012-2014 гг., 2020-2022 гг. и 2030 г. Главное содержание Энергостратегии – это наполнение указанных этапов мероприятиями и ориентирами, включая необходимые количественные оценки.  

Построение «дорожных карт» 

В тексте отдельных разделов ЭС-2030 выделены: результаты реализации ЭС-2020 по соответствующим направлениям и подлежащие решению проблемы; этапы развития, меры государственной энергетической политики и индикаторы их реализации – то есть, элементы разработанных «дорожных карт» развития по соответствующим направлениям. 

Стратегические приоритеты верхнего уровня.

Изменены и пролонгированы качественные и количественные ориентиры реализации главных стратегических приоритетов:
- энергетическая безопасность;
- энергетическая эффективность экономики;
- экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;
- экологическая безопасность энергетики.
 
 
В ЭС-2030 сформулировано содержание составляющих государственной энергетической политики (недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика; инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальная политика в энергетике; внешняя энергетическая политика), представлены этапы их реализации и индикаторы. 

В ЭС-2030 сформулированы важнейшие стратегические инициативы развития энергетики. 

К ним относятся:

- формирование нефтегазовых комплексов в Восточных регионах страны;
- освоение углеводородного потенциала Арктического шельфа и Северных территорий России;
- развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
- рост энергоэффективности и энергосбережения;
- развитие нетопливной энергетики. 

Перспективы развития отраслей ТЭК.

В ЭС-2030 определены характеристики поэтапного развития отраслей ТЭК, выполнена оценка необходимого объема инвестиций, представлены соответствующие индикаторы. В н.в. осуществляется процесс согласования проекта Стратегии с заинтересованными министерствами и ведомствами. 

Опубликовано на сайте Министерства энергетики РФ 26.12.2008

назад

Материалы из архива

8.2008 Дайджест за июль 2008 г. от РНЦ «Курчатовский институт»

Глава «Росатома» о мировой ядерной энергетикеВ статье, опубликованной в немецкой газете «Frankfurter Algemeine  Zeitung» генеральный директор ГК «Росатом» С. Кириенко заявил:· Продовольственный кризис, глобальное потепление и неравномерное распределение ресурсов для развития частично являются результатом энергетического дефицита и вызванного им роста цен на энергию.

1.2007 Про отходы, доходы и отложенные решения

Главная проблема в том, что пока никто в мире не придумал, как безопасно обращаться с ядерными отходами. Нет такой технологии. Никто не знает, что с ними делать дальше. Вот и хоронят — до лучших, как говорится, времен. Ученые, не смущаясь, называют это отложенной проблемой будущих поколений… Существует и еще один вид радиоактивных отходов, которые ввозятся в Россию – так называемые урановые «хвосты». Урановые «хвосты» хранятся в баллонах, емкость каждого более 12 тонн.

3.2008 Избавление от бананотехнологий

Ю.Б.Магаршак, президент MathTech, Inc., председатель оргкомитета международной конференции Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices (Silicon vs Carbon), Нью-ЙоркСлово «нанотехнологии» – во множественном числе – для обозначения области исследований и разработок (см., например, название Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», или The Institute for Soldier Nanotechnologies at MIT – Массачусетский технологический институт, США) выпадает из традиционных наименований областей наук и технологий.