Энергетический потенциал отходов

А.П.Лялин, директор ФГУП ГНПМП «ИНСЕРТ», Екатеринбург

По оценкам специалистов, доход, получаемый от переработки твердых бытовых отходов, может составлять несколько процентов от общего валового продукта страны, а энергия, заложенная в органической части отходов, достаточна для обеспечения потребностей человека на бытовом уровне. На сегодняшний день, можно смело говорить, что порядка 10% добываемого в стране газа  можно получать из так называемых отходов. Если отказаться от закупки оборудования для переработки отходов в Китае и заняться развитием своего машиностроительного комплекса, это создаст предпосылки для реального роста этой отрасли.


Твёрдые бытовые отходы (ТБО)

Страна задыхается от нарастающего их объёма. Безграмотные муниципальные чиновники в совокупности с остатками специалистов отраслевой науки коммунального хозяйства ничего не могут предложить кроме расширения свалок, которые почему-то стали называть полигонами. Контролирующие органы: Министерство природных ресурсов, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, кроме карательных функций, ничего предложить не могут. Попытки частного бизнеса, в том числе научно-внедренческих фирм, решать какие-то задачи в области утилизации и переработки отходов наталкиваются на ряд проблем, носящих, на мой взгляд, системный характер.

В первую очередь - отсутствие материальных средств, приводящее к тому, что разработки в этой области выходят полусырыми, хотя зачастую сертифицированными. Второе - боязнь малого и среднего бизнеса лезть в сферу отходов, как результат отсутствия внятных правил игры на этом рынке. За примерами ходить далеко не надо: продажи предприятий по переработке отходов в Подмосковье, неработающий завод в Нижневартовске, как следствие недоговорённости между предпринимателями и конкретными чиновниками. Именно, нежелание чиновников отдавать высоколиквидный бизнес в неподконтрольные им структуры и является основным камнем преткновения при решении проблемы ЖКХ.

Я не оговорился. Для этого следует рассмотреть сферу деятельности ЖКХ не только как оказание услуг населению, но и как способ обращения со своеобразным  товаром - продуктами жизнедеятельности человека, которые по инерции и ошибочно считаются отходами. Именно в этом товаре и заложены деньги, которые должны быть направлены на решение первой задачи. А деньги эти немалые. Не случайно бизнес на свалках относят на четвёртое место среди криминальных после торговли оружием, наркотиками и проституции.

Технические решения проблемы переработки ТБО существуют. Так, проект «Скарабей», который я пытаюсь реализовать уже в течение более 6 лет в г. Екатеринбурге, предусматривает кроме глубокой сортировки и переработки отходов, метанирование органической части отходов в биогаз с дальнейшим получением электроэнергии, достаточной для сортировки и переработки утильных продуктов в товары конечного потребления. Как пример реализации подобной технологической схемы  можно рассматривать  построенный в Мадриде на деньги ЕС завод мощностью для переработки ТБО 1200000 жителей обеспечивает потребности в электричестве, вырабатываемом из биогаза, как самого завода, так и 40000 квартир в Мадриде.
Организационно в настоящий момент указанная система может быть наиболее успешно реализована предприятиями малого и среднего бизнеса с участием госструктур на принципах государственно-частного партнерства.

Сточные воды

Технологии, используемые в настоящее время на очистных сооружениях, к сожалению, не предусматривают использование энергетического потенциала заложенного в биомассе  отходов жизнедеятельности человека. Не меньший запас энергии содержат отходы предприятий пищевого комплекса. Там  особенно много органических отходов но, практически нет отработанных технологий, предусматривающих использование отходов для получения энергии. Причина – биотехнологии (особенно биогазовые) в России в загоне.

Окисление органики в аэротенках, приводят к тому, что очистные сооружения городов завалены активным илом, используемом в этом процессе и который в ряде случаев бесконтрольно вывозится на поля сельхозназначения. Что мы и наблюдали в середине 90 годов, когда экологи заявили, что в результате вывоза активного ила Мосводоканала, Подмосковье оказалось практически не пригодно для сельскохозяйственного назначения, т.к. он содержал загрязнители, значительно превышающие допустимые нормы.

Использование активного ила для получения биогаза практически осуществлено только на ограниченном количестве Водоканалов. Энергетическая авария в Москве, произошедшая несколько лет назад, когда основной экологический урон был нанесён Мосводоканалом, похоже, никого ничему не научила. Во всяком случае, мои предложения по организации потоков отходов по принципу совместного использования ТБО и Сточных вод с целью создания независимых энергетических комплексов, наталкиваются на ряд возражений, лежащих отнюдь не в области технических. Оказывается, эти предложения затрагивают интересы чиновников, которые контролируют (а на самом деле совершенно бесконтрольно направляют) те или иные потоки отходов.

Промышленные отходы

Ситуация, на мой взгляд, более чем плачевная. Начнём с того, что практически отсутствует информация по полигонам промышленных отходов. Все разговоры об утилизации более или менее опасных отходов заканчиваются полигоном «Красный бор», расположенном вблизи г. Санкт-Петербурга, который, по моей информации, требует модернизации.

На местах крутятся в собственном соку. Лицензии, выдаваемые на сегодняшний момент Ростехнадзором, получают организации, не имещие соответствующих технологий. Причём, эти организации зачастую подвластны соответствующим чиновникам. Отсутствие отработанных и экологически безопасных технологий приводит к тому, что для утилизации используют в основном сжигание на устаревшем оборудовании цементных или металлургических предприятий. На Западе давно поняли, что только организация крупных предприятий по комплексной переработке промышленных отходов, причём под контролем государства и разработка правил по их утилизации, приведёт к реальному решению проблемы. Так, построенный в Финляндии завод с участием государственных, муниципальных и частных структур, не только перерабатывает отходы со всего мира, но и обеспечивает своё производство энергетикой и отдаёт в сеть, близлежащего города Риихимяки, электроэнергию.

Считаю, что подобные комплексы необходимо срочно ставить по регионам, используя мощности, как существующих предприятий химического комплекса, так и предприятий по переработке химического оружия. В Свердловской области возможно использование инфраструктуру ликвидированного Режевского химического завода. Не обеспечив предприятия средствами и правилами, преступно требовать платы за размещение отходов на собственной территории. Под правилами понимается не только нормативы отчислений, которыми должно командовать государство, но и безопасная их транспортировка, которая предусматривает разработку специализированной тары. А это уже развитие машиностроительного комплекса. Особенно актуально это для отходов реактивов. Государство полностью утратило контроль над этой отраслью. Реактивы относятся к категории продукции, которая полностью переходит в отходы. На практике все они сливаются в канализацию, и ни один документ, разработанный контролирующими органами, не запрещает это делать. Нет правил и нет технологий, нет тары для сбора, нет правил перевозки.

Сельскохозяйственные отходы

Развитие биотехнологий в мире и России показало, что энергия, полученная от солнца растениями и переданная в виде еды животным и человеку, в дальнейшем в виде так называемых отходов не только выбрасывается, но и является загрязнителем окружающей среды - может далее преобразовываться в биогаз. На сегодняшний день, можно смело говорить, что порядка 10 % газа, добываемого в стране, можно получать из, так называемых, отходов. А значит, совершенно с других позиций подойти к программе газификации сельского хозяйства. Так, хозяйство, имеющее 2500 КРС, может обеспечить газом поселение около 1000 жителей. При этом, получаемые удобрения позволяют минимум в 1,3 раза повысить урожайность с/х культур.

Возобновляемые источники энергии

Исследования, проведённые в рамках разработки проекта энергонезависимого дома показали, что нет государственной поддержки ни для производителей, а самое главное потребителей возобновляемой энергетики, т.к. существующие тарифы (но это только сегодня) не позволяют быстро окупить капитальные вложения. Весь мир дотирует подобные вложения, т.к. понимает, что только ориентация на возобновляемые источники энергии – будущее человечества.

Наука

Пора повернуть науку, в том числе и академическую, для решения задач связанных с ЖКХ: создание новых материалов из отходов, развитие новых видов энергетики. Заказчиком программ по развитию новых направлений могло бы вновь созданное министерство.

Сертификация

Сертификации рециклинговой продукции (получаемой из отходов) в настоящее время не уделяется должное внимание. А это приводит к тому, что разработанная из отходов продукция часто не удовлетворяет заявленным потребительским свойствам и соответственно отталкивает потребителей. Считаю, что должен быть государственный заказ на потребление рециклинговой продукции, в первую очередь для производства материалов строительной индустрии. Это позволит решить проблему дешёвого жилья.

Выводы.

Необходим государственный орган (министерство, агентство, госкорпарация), который бы занимался проблемой, связанный с переработкой отходов. Задачи, которые необходимо решать, указаны выше. Цель - ликвидация свалок и организация высокорентабельного бизнеса при комплексной промышленной переработке отходов.

С чего начать? Главное: прекратить приватизацию в ЖКХ, которая неизбежно приведёт к росту тарифов, соответственно к недовольству населения. В условиях, когда розданы в частные руки практически все полезные ископаемые, нельзя отдавать « практически вечные» материалы и энергетику, надо сказать чиновнику: « не трогай, не твоё». А далее, коммерцию строить на условиях государственно-частного партнёрства, привлекая малый и средний бизнес, науку, органы сертификации. Пока, как мне кажется, мы успеваем, в том смысле, что можем стать передовым государством мира в области переработки отходов и использования возобновляемых источников энергии.

назад

Материалы из архива

7.2007 "Мы хотим работать на конечный результат"

Подкомиссия по атомной энергетике Совета Федерации организовала совещание на одной из стартовых площадок ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». В совещании участвовал начальник Управления капитального строительства атомной отрасли Федерального агентства по атомной энергии  Алексей Тютяев...

12.2006 Информационная безопасность РФ: постановка проблемы и возможные ее решения

С.Д.Гаврилов, ДЕКОМ Инновационные технологии, Москва Нарушение информационной безопасности Российской Федерации, ее союзников и третьих стран, конфиденциальности их корпораций и фирм, обусловленные современной глобализацией и открытостью общества как социально-экономической системы, разделенной на страты с трудно проницаемыми границами, – среди наиболее проблемных аспектов сохранения суверенности государств.

3.2009 Качественный аудит госкорпораций обеспечит сокращение их расходов

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы: - Жесточайший контроль необходим… за деятельностью… всех госкорпораций и компаний, которые созданы на бюджетные средства. Такие компании, являясь, как правило, самыми неэффективными и непрозрачными, в то же время по любому чиху получают дополнительные финансовые вливания. Если наводить порядок в стране, то начинать надо с госкорпораций: доходы их топ-менеджеров зачастую выше, чем заработки в частных компаниях, а эффективность ниже.