Пожар на подводных лодках

В.Б.Лозинский, капитан 2 ранга в отставке, к.в.н., командир группы радиоразведки особого назначения АПО «К-3» «Ленинский комсомол»

Решение проблемы обеспечения живучести сложных объектов всегда строилось по принципу организации противодействия многократному внешнему воздействию. Усложнение техники, повышение энергонасыщенности объектов привели к повышению техногенной опасности не только при чрезвычайном внешнем воздействии,  он и при нарушении штатной ситуации при обслуживании объекта.



Потенциальная пожароопасность должна максимально устраняться ещё на этапе проектирования и сооружения технического объекта.  Руководство объекта, в данном случае, командир корабля не должен ходить с протянутой рукой, выпрашивая средства пожарозащиты после введения АПЛ в строй.

Активная противопожарная защита представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для обнаружения, тушения и ограничения распространения пожара на объекте. Ее основными средствами являются: пожарная сигнализация, системы пожаротушения общие и локальные, переносные средства пожаротушения, которыми создаваемый объект  должен быть оснащён уже в период строительства. Средства пожаротушения должны быть доведены до рабочего состояния, максимально безопасного для обслуживающего персонала. При их проектировании необходимо также учитывать, что кроме штатного персонала, на объекте могут находиться люди, исполняющие функции ученика, контролера, сдатчика, приемщика, гостя. То есть техника должна иметь такую надежность, при которой случайное прикосновение к пульту  не приведёт к катастрофическим последствиям для всего корабля и персонала объекта.

Основной недостаток традиционного подхода заключается в использовании классификационного принципа, не отражающего динамику проявления живучести объекта при пожаре. До возникновения условий возгорания должны быть решены вопросы подготовки кадров, финансирование, снабжение персонала негорючей спецодеждой, новой аппаратурой оповещения и тушения пожара, линий связи, реакции по принятию решения на начало тушение пожара. В помещениях объектов объемный пожар распространяется мгновенно. Для принятия решения и на действия отводится от одной до восьми минут. Если вовремя принимается верное решение, то объект удается спасти от гибели. Полная живучесть объекта сохраняется, если выполняются временные параметры  и действует структура живучести объекта, которая включает в себя четыре элемента – жизнеспособность, пожаробезопасность (в том числе и от несанкционированных взрывов), защищенность персонала, исправность техники. Временные параметры предполагают создание рубежей обороны – экономического, технического, морального, физического.

Но эти рубежи до сегодняшнего дня находятся в начальном состоянии. Они не обеспечивают в полной мере живучести наших объектов, в том числе и ядерных объектов.

За катастрофические последствия на объекте ответственность должны нести: проектировщик, конструктор, строитель, пользователь системы. Надежность работы системы в штатном режиме, без вреда для персонала должна быть гарантирована и записана в технической документации на момент изготовления и сдачи системы.

На практике же разборка происшествий начинается после гибели людей. Все инстанции пытаются уйти от ответственности, сваливая свои просчёты на самого незащищенного человека - специалиста низового звена: техника, матроса или уборщика. Для убедительности снимают с должности или даже приговаривают к разным срокам  заключения командира или начальника, списывая именно на него «случайности», которые уносят жизни членов экипажа или части населения целых регионов, пострадавших от радиоактивного облучения в результате аварий на ядерных объектах.

Технические и конструкторские недоработки гражданских и военных сложных объектов и систем неизбежно приводят к катастрофам, пожарам, гибели людей, уничтожению сооружений.

Одним приговором «виновен, не виновен» здесь не обойтись. Там, где работает мощнейшая энергетическая система, всегда существует вероятность серьёзной аварии, катастрофы. Поэтому на всём жизненном цикле объекта –от разработки до утилизации  необходимо предельно внимательно соблюдать меры безопасности. Там, где эти правила нарушаются, происходит катастрофа.

В ХХ веке в ВМС США утонули две атомные подводные лодки. Вложив большие деньги в подготовку кадров и надежность систем, наш вероятный противник обеспечил эксплуатацию своих атомных объектов без катастроф уже в течение пятидесяти лет.

Имея такой же многолетний опыт эксплуатации АПЛ, мы до сих пор продолжаем терять лодки и людей. Основная причина аварий – отсутствие надежного экономического обеспечения объектов и обслуживающего персонала. Недофинансирование влечет за собой изготовление не вполне надежных технических  систем, подготовку не вполне компетентных  специалистов, волюнтаризм принимающих решения, пренебрежение жизнью персонала энергонасыщенных объектов.

В ХХ веке  потеряла несколько атомных подводных лодок. В апреле 1970 г. в Бискайском заливе  утонула АПЛ «К-8». Героические усилия экипажа не смогли противостоять мощной разрушительной силе пожара, поступлению внутрь корпуса воды. Техника на том уровне развития не позволила обеспечить живучесть объекта. Человек оказался бессилен противостоять стихии.

9 сентября 1967 г. произошла тяжелейшая авария на атомной подводной лодке «К-3» «Ленинский Комсомол». Объёмный пожар уничтожил два отсека, 39 подводников сгорели заживо. Я был штатным членом экипажа этой лодки в составе 3-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок КСФ. Подводную лодку приказом задержали на боевой службе сверх положенных, технически обоснованных норм. И произошёл пожар. Героическими усилиями, погибая, задыхаясь в загазованных отсеках, подводники спасли подводную лодку. Своим ходом, с работающим ядерным реактором «К-3» пришла в базу. Это подтвердило надёжность созданных ядерных реакторов.  В причине пожара пытались обвинить матроса. Но как член этого экипажа, я утверждаю, что он не виновен. Весь экипаж до последней секунды мужественно сражался с огнём. Недоработанными были обслуживающие системы.

До сих пор  наблюдается пренебрежительное отношение к экипажам кораблей у контролирующих инстанций. О людях забывают. Погибшие и оставшиеся в живых подводники (и их семьи) первой атомной подводной лодки «К-3» забыты. Все обращения к высшим органам власти остаются без ответа.

Уничтожение всего, что было создано ранее, не лучший способ обустройства современного общества. Недостаточное  экономическое,  моральное, физическое обеспечение жизни людей,  должного уровня содержания сложной техники могут привести к новым катастрофам.

В этом кроется главная причина Чернобыльской аварии в апреле 1986 г. Поэтому затонула в Норвежском море в апреле 1989 г. атомная подводная лодка  «К-278» «Комсомолец», забрав жизни значительной части экипажа. И снова в этой потере хотели обвинить простого матроса.

Государство экономит деньги на формировании профессионального экипажа. Современнейший боевой корабль обслуживают призывники - матросы из ПТУ или аула.  Мальчишек надо учить два – три года, платить достойную зарплату за адский труд под водой. Экономия на преподавателях, оборачивая некомпетентностью экипажа. В критической ситуации экипаж не смог открыть воспользоваться специальным устройством для спуска на воду спасательных плотов. Героические усилия личного состава не смогли противостоять пожару, серьёзной аварии, и катастрофа стала неизбежной.  

12 августа 2000 г. в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-141» «Курск». Погиб весь экипаж в составе 118 подводников. Защита ядерных реакторов сработала автоматически. При мощнейшем взрыве реакторы остались неповрежденными, что в очередной раз подтвердило их высочайшую надежность. На борту лодки, в специальных контейнерах находились двадцать крылатых ракет «Гранит». Они также не взорвались, подтвердив надежность нашего стратегического оружия.

Атомная подводная лодка «Курск» - суперсовременная, сверхнадежная лодка, спроектированная в ЦКБ МТ «Рубин», была построена в Северодвинске и спущена на воду в мае 1994 г.  И всего через шесть лет флот лишился такого корабля и всего экипажа.

8 октября 2008 г. на борту атомной подводной лодки «Нерпа» на Тихом океане произошла очередная тяжелая авария. Погибло 20 человек, сотня отравились, через десять лет 90% из них станут инвалидами.

И такие аварии будут повторяться постоянно до тех пор, пока не будут решены главные вопросы нормального жизнеобеспечения большей части населения нашей страны.

Убогое сельское хозяйство не способно снабжать население отечественными  продуктами. Разрушенная промышленность не может строить современные энергетические системы с высокой надежностью.

Пока ещё сохранился не до конца  уничтоженный человеческий потенциал конструкторов, рабочих, интеллигенции мы еще что-то строим, что-то производим. Но новой техники почти не видно.  Такая большая страна, как Россия, не может жить на всем покупном, от чайника до корабля. У нас ещё есть грамотные рабочие судостроительных заводов, но нет заказов на корабли, и рабочих сокращают с производства. У нас есть грамотные авиа- космические специалисты, но нет заказов на самолеты, мы строим в год  десяток самолетов, и рабочих выгоняют с заводов. Всё меньше производится отечественных кораблей, самолетов, нет тракторов, комбайнов, а значит, и не востребованы люди труда – инженеры, преподаватели, конструкторы, трактористы. В собственной стране нет места для приложения своих знаний и сил.

Если мы не остановимся в постоянном «реформировании», страну ожидают еще более масштабные и разрушительные катастрофы.

назад

Материалы из архива

3.2006 Приглашение на казнь

Елена Терехина, журналист Новейшая история России едва ли знает подобные примеры. В феврале этого года руководитель крупнейшего атомного предприятия – железногорского ГХК - был отправлен в отставку. Его действия глава Росатома Сергей Кириенко назвал «освоением средств», а экономику предприятия – «экономикой абсурда». Кроме того, стало известно, что на ГХК выявлены серьезные нарушения ядерной, радиационной и экологической безопасности.

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

11.2007 «Западные ценности» в обмен на энергоресурсы

Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net Анализ событий, происходящих в течение последних нескольких лет в мире и, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, однозначно указывает на намечающиеся крупные сдвиги в соотношении политических сил на мировой арене. Мир постепенно движется к многополярности, причем весьма заметную роль в нем начинают играть представители незападных цивилизаций...