От головки до хвостовика

Александр Черновалов, ИД "Коммерсант"

Российская корпорация ТВЭЛ и НАЭК "Энергоатом" подписали договор о производстве в Украине комплектующих для ядерного топлива, которое будет использоваться нашими АЭС. Это позволит "Энергоатому" снизить его стоимость на 10%, а для российской корпорации фактически означает победу в борьбе с американской Westinghouse за украинский рынок сбыта.

"Энергоатом" и ТВЭЛ подписали лицензионное соглашение по производству в Украине головок и хвостовиков – элементов тепловыделяющих сборок (ТВС; топливо для АЭС),– заявил вчера президент НАЭК Юрий Недашковский. По его словам, производство планируется наладить в течение трех лет предположительно на "Атомэнергомаше" – подразделении "Энергоатома". В "Энергоатоме" уже подсчитали, что собственное производство отдельных элементов позволит снизить стоимость ядерного топлива для украинских АЭС на 5-10%.

Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма называет получение лицензии первым шагом по активизации сотрудничества стран в атомнопромышленном комплексе. "Подписанное соглашение активизирует работу по строительству в Украине завода по фабрикации ядерного топлива для наших АЭС и созданию совместного производства циркония",– считает он. Напомним, министр топлива и энергетики Юрий Продан неоднократно заявлял, что совместное производство циркония планируется осуществлять на ГП "Цирконий", после того как завершится процедура его санации. А завод по фабрикации ТВС из обогащенного урана планируется построить и лицензировать к 2011 году.

Впрочем, основной конкурент ТВЭЛа в Украине – американская Westinghouse – также ведет переговоры с "Энергоатомом" о сотрудничестве в производстве топлива для украинских АЭС, сообщили вчера в компании. В 2000 году "Энергоатом" начал сотрудничество с Westinghouse по адаптации производимого ею ядерного топлива к работе в украинских реакторах. Тогда сотрудничество с американской компанией объяснялось необходимостью диверсификации партнерства в сфере производства ядерного топлива.

Но исследования с топливом Westinghouse до сих пор не закончены – и Госкомитет ядерного регулирования пока не дает разрешения на его промышленное использование, напоминает ведущий научный сотрудник Института проблем национальной безопасности при СНБО Ольга Кошарная. "Поэтому, скорее всего, мы будем изготавливать головки и хвостовики по российской технологии",– говорит она. "Сотрудничество 'Энергоатома' с ТВЭЛом взаимовыгодно: мы получаем технологии и производство элементов ТВС в Украине, а ТВЭЛ сохранит долю на украинском рынке",– объясняет Александр Гудыма.

Опубликовано на сайте ИД "Коммерсант" 13.11.2008

назад

Материалы из архива

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…

9.2006 Реактор-2020

1–2 июня с.г. в Колонтаево состоялся очередной семинар на тему «Перспективы развития атомной энергетики», где обсуждались два вопроса: ВВЭР-энергетика, техническое задание на проект АЭС-2006 и новая технологическая платформа атомной энергетики. Для обеспечения ввода двух миллионников в год по программе развития атомной энергетики до 2030 г. необходимо решить технический и экономический вопрос топливообеспечения.

8.2007 Ядерная энергетика в космосе

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук В системах энергоснабжения космических аппаратов сегодня преобладает солнечная энергетика. Вместе с тем, несмотря на то, что КПД солнечных элементов за последнее время значительно вырос, они фактически достигли пределов своего технического развития и могут оставаться главным источником электроэнергии только на околоземных орбитах и то лишь при определенных ограничениях ее потребления бортовой спутниковой аппаратурой.