Энергокризис в Украине обещает быть национально-колоритным

Наталка Прудка, "Финансист", Украина

Решение отраслевых проблем в Украине имеет национальный колорит. Например, спасать тепловые электростанции, плотно увязшие в долгах, решено за счет АЭС. Для этого Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики снизила закупочный оптовый тариф на энергию атомных станций на 9,4% - до 12,9 коп/кВт.ч. “Сэкономленные” средства направят на погашение долгов тепловых станций за уголь. Операция пройдет при посредничестве НАК “Энергетическая компания Украины”.


Среди всех производителей электрической энергии атомщики всегда были в проигрышном положении. Так, в первой половине ноября закупочная цена для АЭС составляла 14,3 коп/кВт.ч, а у тепловых электростанций рынок покупал энергию по 36,9 коп/кВт.ч (в 2,5 раза дороже), у теплоэлектроцентралей - по 47 коп.
Для розницы тариф усредняется, и конечному покупателю продают этот “товар” по цене выше 50 копеек за киловатт.час, то есть, более чем в 3 раза дороже цены оптовых поставок с атомных электростанций на энергорынок.

Конечный потребитель платит за диспетчеризацию и передачу электроэнергии магистральными и локальными сетями. Сюда же входят сбор в виде целевой наценки к действующему тарифу, расходы на инфраструктуру ГП “Энергорынок” и пр.

Оптовый энергорынок в Украине существует уже 12 лет. Однако его преимуществами пользуется только тепловая генерация - там тарифы на покупку формируются по ценовым заявкам. Тариф для атомщиков устанавливает НКРЭ, и он всегда был и остается ниже, чем для других производителей.

Ситуацию усугубил глобальный экономический кризис - это он вынудил власть прибегнуть к столь непопулярному решению : понизить и без того самый низкий тариф “Энергоатома”. Иллюзорная “экономия”, измеряемая десятками миллионов гривен, на самом деле достигается за счет запланированных, но уже невыполнимых мер по повышению безопасности АЭС, не говоря уж о соцобеспечении работников. Ситуация такова, что, возможно, атомщикам придется урезать зарплату. Это в отрасли, где наличие высококвалифицированных специалистов - вопрос национальной безопасности.

Ситуацию ухудшает падение на рынках металлургической, химической отраслей. Резкое сокращение потребления электроэнергии приведет к снижению доходов энергетиков.

По данным Госкомстата, в октябре спад промышленного производства (по сравнению с октябрем прошлого года) достиг 19,8%, тогда как за январь-октябрь падение было лишь 2,2%. Вслед за промышленностью останавливаются и атомные электростанции: на середину ноября в работе 11 из 15-ти энергоблоков. “Ушли” на ремонт запорожский-3, ривненский-1 и южно-украинский-3 блоки.

Четвертый блок РАЭС - в резерве. Сайт “Энергоатома” гласит: “В связи со снижением потребления электроэнергии в Украине возникла необходимость разгрузки мощностей АЭС и продолжения сроков планово-предупредительных ремонтов. Вероятно, будет выведен на длительный текущий ремонт еще и 1-й блок Южно-Украинской АЭС”. В условиях кризиса в первую очередь под ударом оказались все инвестиционные проекты.

В такой ситуации вряд ли за счет атомщиков удастся скопить дополнительные средства для тепловой генерации, требуемые для погашения долга за уголь НАК “Энергетическая компания Украины” перед ГП “Уголь Украины”. Ведь чем меньше загружены атомные энергоблоки, тем больше угля сожгут тепловые электростанции, а, значит, долги только вырастут.

Сегодня над энергетикой снова нависла новая угроза неплатежей, как это было в конце 90-х. Первой ласточкой всеобъемлющего кризиса стала ситуация на Запорожском алюминиевом комбинате. На начало ноября задолженность предприятия за электроэнергию превысила 40 миллионов гривень. Снижают потребление Запорожский завод ферросплавов, “Днепроспецсталь” и “Запорожсталь”.

Энергетики стали сокращать поставки должникам, теряя крупных потребителей. Эксперты прогнозируют, что гораздо худший сценарий нас ожидает в следующем году. Пока же “Энергоатом”, как сказано на сайте, “использует экономическое падение для повышения безопасности блоков и продолжения их ресурса”.

Чем платить?

Под угрозой оказалось выполнение до 2010 г утвержденной правительством концепции, гарантирующей безопасную и эффективную эксплуатацию действующих энергоблоков АЭС. Общие расходы на реконструкцию атомных станций до 2030 г должны были составить 25,9 млрд. грн., но для этого не планировалось сокращать тариф, а наоборот, наращивать его. К 2011-му году закончится проектный срок эксплуатации первого энергоблока Ривненской АЭС, а затем наступит черед и других атомных станций. И если не будет создана соответствующая замена, Украина превратится в импортера электроэнергии.

Нужны также средства на усовершенствование систем обращения с радиоактивными отходами на АЭС - с 2015 по 2020 годы планировалось завершить работы по изъятию и переработке ранее накопленных РАО на площадках АЭС. Нужно также создать транспортные средства для их переработки и захоронения. Начать отправку отходов планировалось не позже 2012 г. Требуемые инвестиции составляют 2,5 млрд. грн. - согласно действующим законам, эти средства должны формироваться за счет тарифа на атомную энергию.

Но самая сложная проблема, стоящая перед Украиной - к 2030 году завершается проектный срок эксплуатации всех энергоблоков АЭС (кроме 2-го ХАЭС и 4-го РАЭС). Может случиться так, что к тому времени в Украине просто некому будет производить всегда востребованное электричество. Многие страны исповедуют философию ядерного ренессанса - Россия, США, Индия, Китай. Украине тоже примкнула к этому перечню. Согласно действующей Энергетической стратегии, к 2030 г Украина планирует удвоить мощности атомных электростанций, нарастив их до 29,5 гигаВатт. Это позволит сохранить долю АЭС в энергобалансе страны на нынешнем уровне - сегодня станции производят примерно половину всей электроэнергии.

В ближайшей перспективе самым масштабным проектом в энергетике должно было стать завершение строительства 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. Видимо, эти планы будут передвинуты на неопределенный срок. Начать строительство блоков НАЭК “Энергоатом” планировал в 2011 г, а завершить в 2016-м.

Однако никакое строительство не начнется, если не будет финансирования, обеспеченного за счет специальной составляющей в тарифе. Здесь уже есть положительный опыт - Х-2 и Р-4 были построены за счет надбавки к тарифу. Но в данном случае объемы финансирования гораздо больше - добавка к тарифу будет колебаться из года в год в пределах от 1 до 6 копеек. Чтобы избежать вмешательства НКРЭ в действующий тариф для АЭС, “Энергоатом” должен стать полноценным игроком на оптовом энергорынке Украины. В следующем году Минтопэнерго обещает начать переход к рынку двусторонних контрактов и начнет внедрять балансирующий рынок. Но вначале необходимо урегулировать вопросы ценообразования на атомную энергию, иначе тарифный кнут просто остановит все благие намерения атомщиков.

Опубликовано на информационно-аналитическом портале "Финансист"

назад

Материалы из архива

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

7.2006 Новое решение проблемы безопасного хранения отработавшего ядерного топлива

Самаров В.Н., д.т.н., Хомяков Е.И., к.т.н, Непомнящий В.З., к.т.н. «Лаборатория Новых Технологий»; Левин Б.В., чл-корр. РАН (Дальневосточное отделение); Романовский Н.Н., проф., МГУ Сегодня Россия демонстрирует готовность взять на себя ответственность за одну из самых важных составляющих мировой стабильности – энергетическую безопасность...

10.2006 Новости РНЦ «Курчатовский институт»

О международных центрах ядерного топлива • Выступая на открытии ежегодного симпозиума Всемирной ядерной ассоциации (WNA) 7 сентября в Лондоне, глава Росатома С. Кириенко сказал, что Россия готова к концу 2006 г. обеспечить мощности для пуска прототипного международного Центра ядерного топлива (МЦЯТ) на своей территории, и сообщил подробности о том, как будет функционировать предполагаемый Центр.