Подводные грифы

Павел Фельгенгауэр, обозреватель «Новой газеты»

Многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 971 («Щука-Б»), пожалуй, лучшая советская массовая серия в своем классе кораблей. Задуманные в ответ на американские ударные АПЛ класса «Лос-Анджелес», они получились самыми тихими на ходу отечественными АПЛ, с мощным реактором на 190 мегаватт, с подводной скоростью 30 узлов, с возможностью не только ставить мины и пускать торпеды, но также крылатые ракеты большой дальности (3000 км) «Гранат» со стандартной боеголовкой в 200 килотонн.

Во второй половине восьмидесятых выпуск АПЛ проекта 971 разогнали вовсю, но после 1991-го с заложенными и частично сделанными кораблями стало непонятно, что делать.

Вне рамок «холодного» противостояния с флотом США и Великобритании у скрытных и быстрых охотников проекта 971 не осталось достойных противников. Они должны были, в частности, защищать развернутые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ПЛАРБ) с баллистическими ракетами (БРПЛ) от нападения столь же быстрых и скрытных американских и английских ударных АПЛ. Но в девяностые наши ПЛАРБ практически все время проводили у пирса, да и сейчас их в море считаные единицы. Нашему ВМФ не были нужны дополнительные АПЛ, когда для имеющихся не хватает задач и ресурсов. Тем временем дизельные подлодки, оставшиеся на верфях после краха СССР, успешно доделывались и с выгодой продавались в Китай и другие страны, а ядерное подводное наследство зависло.

Пекин много лет настойчиво домогается недостроенных подлодок проектов 949.А и 971 по цене новых, что принесло бы серьезные доходы всем участникам процесса, поскольку доукомплектовывать уже во многом готовое изделие — не с нуля строить. Сегодня Германия и Франция предлагают всем на мировом рынке (кроме КНР и некоторых других стран под санкциями) неядерные подлодки и технологию их производства с анаэробными двигателями, которые, как ядерные, неделями не нуждаются в атмосферном кислороде. Технологически оставшиеся в прошлом веке российские (советские) дизельные ПЛ французским и немецким аналогам — не конкуренты. Но АПЛ никто никому не продает, на этом новом рынке РФ могла бы стать монополистом.

Правда, Китаю наше руководство пока отказывается продавать или сдавать в аренду АПЛ, что привело к серьезному и затяжному кризису в отношениях: с 2005-го Пекин не заключил с нами ни одного нового серьезного оружейного контракта. В Москве, особенно в военном ведомстве, опасаются, что, купив наши самые передовые военные технологии, китайцы в конечном итоге получат потенциальную возможность обратить их против нас же. Но с Индией таких опасений нет, мы им как союзнику против КНР еще в советское время сдавали в аренду ядерную подлодку. Переговоры о новом ядерном контракте с Индией продвигались успешно, а в Комсомольске-на-Амуре на «Амурском судостроительном заводе» начали достраивать заложенную еще в советское время, в 1991-м АПЛ «Нерпа» проекта 971И — вроде бы по заказу Минобороны РФ, а по правде для Индии, на что указывает литера «И». Индийцы согласились заплатить 650 млн долл. за 10 лет аренды АПЛ, которую решили назвать Chakra. Сообщают, что недавно Москва запросила за аренду АПЛ дополнительно 125 млн долл.

Индийцы могли добавить, поскольку хотят две такие АПЛ. В Дели опасаются, что в случае войны с главным потенциальным противником — КНР — китайский флот вторгнется в Индийский океан, а многочисленные китайские подлодки, в том числе купленные в РФ, перекроют пути морской торговли и поставят страну на колени. Потому индийские военные стараются нарастить морские возможности океанской зоны, чтобы встретить китайцев на дальних подступах у Сингапура, а АПЛ проекта 971И, к примеру, скрытно послать непосредственно в китайские воды. Потому для Дели так важна малошумность данных АПЛ, а также способность наносить удары крылатыми ракетами по наземным объектам.

История с АПЛ «Нерпа» была с самого начала политически крайне щекотливой. В Москве начальники много разглагольствуют о том, что в мире теперь скоро будет править блок новых великих держав БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) вместо НАТО и США, а тут мы готовим АПЛ для Индии против Китая, отказывая в том же последнему, несмотря на все заявления о «стратегическом партнерстве». Надуманный политический блок БРИК и так больше похож на противоестественный союз кошки, собаки, попугая и змеи. Потому наши официальные лица вопреки очевидности так отчаянно и безнадежно отрицали, что «Нерпа» — для Индии. Но страшная трагедия отравления фреоном разрушила прикрытие.

Индийцы вряд ли полностью откажутся от аренды, несмотря на трагедию — такую лодку им нигде больше не найти. Но могут потребовать существенных модификаций: противопожарная система, которая мгновенно губит экипаж, может показаться им слишком радикальной. В любом случае переплачивать вряд ли станут. Похоже, лучший выход из ситуации — найти виновного матроса и быстро закрыть дело, убрать историю с экранов, чтобы не злить еще больше «стратегических партнеров» и в Дели, и в Пекине. Надо отвадить прессу и общественность, чтобы заводчане не рассказывали любопытным журналистам о значении литеры «И», об установленных на «Нерпе» иностранных чипах, которые могли оказаться несовместимы с корабельной советской АСУ в подлодке, которую строят уже почти 18 лет.

Опубликовано в "Новой газете" 20.11.2008

назад

Материалы из архива

2.2006 Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков.

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.

1.2007 Энергетические блоки атомного подводного флота

В.М.Кузнецов, с.н.с., к.т.н., академик Академии промышленной экологии, Институт истории естествознания и техники, Москва Атомные паропроизводящие установки для подводных лодок, как и сами лодочные проекты, делятся на четыре поколения. Работой над созданием первого поколения АППУ занимались многие предприятия Советского Союза. Необходимо было решить ряд сложных инженерно-конструкторских задач.