Как готовили кадры для атомной отрасли

Ю.П. Лисненко, бывший ректор ФГОУ ГРОЦ
                      

Идея написать историю Государственного регионального образовательного центра (ГРОЦ) Росатома в Санкт-Петербурге возникла в грустные минуты прощания с коллективом. Тем, кому доведётся возрождать строительный комплекс, нелишне знать, как готовили кадры для атомной отрасли в учебном центре на Аэродромной, 4.


Этот учебный центр входил в состав созданной более 40 лет назад отраслевой системы обучения руководителей и специалистов Минсредмаша – Минатома РФ – Росатома и был одним из шести отраслевых институтов повышения квалификации, расположенных в городах Обнинске, Москве, Санкт-Петербурге,  Новоуральске, Новосибирске, в Жёлтых Водах (Украина). Ежегодно через них проходили обучение до 12 тысяч работников атомной отрасли, за всю историю – не менее 500 тыс. чел.

1991 год принёс с собой коренные изменения в нашей деятельности. Уже в 1989- 1990 годах существенно сокращается бюджетное финансирование, резко снижается объём отраслевого заказа на целевые образовательные программы, мы вводим прейскурант на оплату гостиничных услуг, переходим на договорные отношения с предприятиями по оплате образовательных услуг. С 1990 года Министерство финансов прекращает финансирование системы повышения квалификации атомной отрасли. Одновременно завершается поступление финансовых средств через отдел капитального строительства ВНИПИЭТа на строительные работы. В целом выполнен практически полный объём работ. Много раз в последствие мы восклицали по этому поводу:

– Мы успели это сделать вовремя!
Наступали тяжёлые времена перемен. Вот выдержка из доклада директора по итогам работы в 1991 году: «Отчётный год в деятельности института можно считать первым годом серьёзных испытаний на прочность, когда в условиях многочисленных экономических экспериментов на государственном уровне и политических преобразований мы действительно оказались брошенными на произвол судьбы и вкусили сполна все прелести экономической самостоятельности».

К началу 1996 года становится очевидным безуспешность наших надежд на сохранение приоритетов прежних тематических направлений в образовательной деятельности ГРОЦ – строительства и социальной сферы. Неизбежным стал поворот в сторону тематики основных видов деятельности отрасли в региональном аспекте с акцентом на ядерную и радиационную безопасность (ЯРБ). Речь идёт о направлении «Ядерные технологии, безопасность и охрана окружающей среды». Один шаг уже был сделан, полным ходом шло создание Регионального центра общественной информации. Открытие его в 1997 году создало основу  для дальнейшего развития образовательных программ этого направления.

С 1996 года мы стали активно «стучаться» в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), стараясь заинтересовать в проведении у нас его тренинг курсов по тематике учёта и контроля ядерных материалов и экологическому анализу деятельности АЭС. В двух группах по этим темам прошли обучение более 50 слушателей из разных стран мира. В последующие годы курсы МАГАТЭ проводились и по темам экономики АЭС в странах восточной Европы, подготовки формирований для реагирования на аварийные ситуации на атомных объектах, по обеспечению безопасности при перевозках радиоактивных материалов.

Отмечу, что именно по инициативе ГРОЦ и концерна Росэнергоатом в МАГАТЭ впервые была профинансирована образовательная программа, связанная с экономикой деятельности атомных объектов. Здесь мы нашли сторонника темы, сотрудника МАГАТЭ, представителя Болгарии Бориса Георгиева. Он-то и выступил директором этого тренинг-курса, успешно проведённого на нашей базе. И в дальнейшем мы поддерживали с ним контакты, приглашая на проводимые в ГРОЦ отраслевые конференции и семинары.

Совсем не случайной стала идея открыть новое направление в нашей образовательной деятельности по специальности «Связи с общественностью». Ведь техническая и информационная база этого направления была заложена в проекте создания первого в отрасли Регионального центра общественной информации. Включив РЦОИ в структуру нашего учебного заведения, мы заведомо предопределили и основу для образовательной деятельности в этой сфере. Но были и другие причины, подтолкнувшие нас к такому решению.

Сейчас понятно, что стагнация атомной энергетики в конце 80-х и в 90-х годах помимо чернобыльского фактора имела значительные внешние политические мотивы, чем не преминули воспользоваться конкуренты, продвигающие технологии производства электроэнергии на тепловых электростанциях, работающих на угле, мазуте, газе. Восстановление доверия общественности к атомной энергетике требовало неординарных усилий в разъяснительной работе. Был свидетелем многократного рассмотрения на коллегии Минатома России вопроса работы с общественностью, построения Концепции этой деятельности, сопоставления уровня этой работы с другими государственными монополиями. Было ясно, мы проигрываем конкурентам, в том числе и по уровню организации этой работы на предприятиях, в квалификации персонала…


В чём секрет выживания в кризисные 90-е годы?

Рецепт прост, но не всем удавалось ему следовать, а именно: «Отодвинь личные интересы на второй план. Подумай о коллективе и учись, учись, учись». Исходная позиция успеха – настрой на позитив руководителя. Его осмотрительность в принятии судьбоносных для организации решений. А какое было время, сколько соблазнов! Что же двигало нами в эти кризисные годы?

К началу 90-х годов мы получили от государства прекрасную материальную базу,  отделанную, как говорят «с иголочки», но бюджетных денег на содержание комплекса не было. Не появились они ни в обещанном скором времени, ни в отдалённой 15-летней перспективе. Отраслевая система повышения квалификации вынуждена была решать вопросы самофинансирования. Но мы не встали с протянутой рукой, а сочли эту ситуацию за благо. Ведь взамен была получена экономическая свобода в выборе партнёров, в самостоятельном принятии решений по использованию нашего материального и интеллектуального потенциала.

Удержались также от вариантов расчленить базу на экономически самостоятельные единицы, следуя моде внутреннего хозяйственного расчёта. А ведь масса примеров гибели организаций в те годы именно по причине заражения «раковой опухолью» хозрасчёта, следствием которого становится неизбежный перекос в материальном благополучии сотрудников различных подразделений. Нередко именно первый руководитель выстраивал систему элитных подразделений, дочерних структур, филиалов и т.п. с целью создания привилегий в материальном вознаграждении себя и своей команды.

К середине 90-х годов была существенно упорядочена структура организации, проведено значительное сокращение численности персонала. Здесь нелишне вспомнить тоталитарность социалистического хозяйствования, суть которого, в частности, во всеобщей типизации структуры организаций, навязывании состава административных подразделений и численности их персонала независимо от объёмов и характера деятельности.

 Не удалось избежать и судебных разборок в связи с увольнением по сокращению штатов. Помню непреодолимую позицию судьи, обвиняющего администрацию в нарушении трудового законодательства о предоставлении увольняемым сотрудникам вакантных должностей. Наша позиция была чёткой: «У нас нет вакансий, как, впрочем, нет и штатного расписания, так как под этот документ нам никто не даёт денег.  Есть штатная расстановка и никаких вакансий». В итоге мы выстраивали структуру с учётом возможностей каждого человека: умение выполнять не только свои узкие функции, но совмещать смежные обязанности. Количество вспомогательного персонала было минимальным, а в периоды максимальной загрузки образовательными программами и мероприятиями конференц-менеджмента набирался временный персонал, например, горничные и уборщицы в гостинице. Так были минимизированы вспомогательные расходы.

Главным нашим «козырем» в те годы стал конференц-менеджмент, выбранный основным видом вспомогательной предпринимательской деятельности ради экономического благополучия организации и сохранения приоритета образовательной деятельности. Конференц-менеджмент сродни образовательной деятельности, ибо и здесь идёт обмен знаниями. А общая тенденция образовательной деятельности в сфере повышения квалификации состоит в слиянии этих видов по срокам и интенсификации процессов передачи знаний. Но для критиканов это был хороший повод обвинить в скрытой аренде. Вот сдай я аудитории под склад – другое дело, это законный процесс … продвижения к банкротству образовательной деятельности.

К завершению своей карьеры руководителя Центра мне удалось выиграть арбитражный процесс по предъявлению иска со стороны налоговых органов. Речь идёт о неуплате налога на добавленную стоимость по образовательным программам,  срок обучения по которым менее двух недель, точнее, меньше 72-х часов. Думаю, это хороший прецедент для коллег, руководителей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, до сего дня выискивающих какие только ни  есть способы «натянуть» программу до 72-х часов и выдать государственное удостоверение как основание неуплаты НДС. Тут судья оказался  на высоте, подтвердив наличие всех признаков образовательной деятельности наших программ, находящихся в поле лицензионных направлений независимо от объёма учебных часов. Это лишний раз подтвердило нашу позицию в развитии конференц-менеджмента и взаимной полезности его с образовательной деятельностью. А теперь о том, чему и у кого учиться.


Чему и как учиться у зарубежных партнёров?

Много раз в предыдущих главах я обращался к нашей истории связей с зарубежными партнёрами. Стоит обобщить, в чём польза таких контактов. Как не покажется странным, но меньше значим экономический эффект контрактов, за исключением редких случаев. Речь идёт о программах по международным государственным соглашениям. В нашей истории таким был единственный контракт по программе ТАСИС: создание регионального центра общественной информации (РЦОИ). Все остальные программы реализовывались в лучшем случае на уровне окупаемости прямых затрат.

Секрета нет: наши коллеги умеют считать деньги, мы же не пытались поднять цены за свои услуги лишь потому, что наши коллеги не граждане России. Как и нас не обижали по этому признаку наши коллеги у себя. Напротив, наши отношения мы старались строить с пониманием взаимной выгоды. Если возможно оказать услугу безвозмездно, мы это делали, и наш партнёр не оставался в долгу. И всё же главной ценностью наших связей с зарубежными партнёрами в то время стала возможность перенимать опыт рыночных отношений в образовательной сфере, а значит учиться и ещё раз учиться. Может быть, повторюсь, но перечислю, чем обогатил нас опыт международных связей:
  • Постижение эффективного управления образовательной деятельностью в сфере профессиональной переподготовки по системе «проектный менеджмент».
  • Предложение заказчикам наших образовательных программ как наиболее эффективного способа маркетинга их товаров и  услуг для продвижения на внутренний и внешний рынки.
  • Сопоставление западной и российской систем образования (часто не в пользу западной).
  • Совместная постановка курсов по тематике малого и среднего бизнеса.
  • Содействие развитию совместного бизнеса через организации бизнес-брифингов, форумов и презентаций.
  • Использование отработанных зарубежными партнёрами форм и методов работы с общественностью по формированию позитивного отношения к атомной энергетике.

Как работать с кадрами, есть ли рецепты?

По прошествии 15-ти лет с начала перестройки и тяжёлого кризисного периода  я так и не дождался, когда при подборе кадров у меня будет сильный аргумент: платить претенденту на уровне компаний «купи-продай». Поэтому приходилось удерживать кадры, используя иные средства и приёмы. Об одном из средств уже говорил, это, по возможности, все способы социальной защиты членов коллектива: материальная помощь, премирование, медицинское обслуживание. О приёмах  и взаимоотношениях с людьми в коллективе следует поговорить особо.

Считаю очень ценным качеством любого человека, особенно руководителя – умение выслушать собеседника, а если и прервать его речь, то, по возможности, не вызвав недовольства говорящего. И очень важно, вступая в диспут, отстаивая свою правоту, готовясь высказать претензию по работе сотруднику, не дать повода собеседнику предъявить вам претензию по форме обращения к нему. Иначе любой упрёк к нему или бранное слово в начале беседы настроит собеседника на противодействие, он попросту перестанет вас слушать. Приём прост: похвалите сотрудника по любому прежнему его достижению, и он сразу станет внимательно слушать вас, будет склонен согласиться с вашей оценкой его поступка.

Считаю для себя правилом всячески поддерживать положительные качества сотрудника, прощать промахи, не требовать от сотрудника недостижимых от  него результатов, поощрять его желание к обучению. Непримирим я со злонамеренными помыслами и поступками. Здесь иду до конца с целью очистить коллектив от нечистоплотных работников. Стараюсь не предъявлять руководителям подразделений претензий к их работе в присутствии подчинённых. Тем самым укрепляю их авторитет в коллективе и  в глазах руководителя организации. Не считаю зазорным публично признать свою ошибку в принятии решения, если время не подтвердило правильность моей позиции. Ценю это качество и в других людях.
Вообще работу руководителя, я считаю, невозможно вместить в рамки конкретных типовых схем, вроде классических стилей руководства по причине творческого характера этого вида деятельности. Можно и нужно научить руководителя использовать современную технику, передовые информационные и компьютерные технологии в работе. Но «загнать» его в ложе авторитарного, демократического и других стилей руководства, считаю, наивным, пустым помыслом. Успех в работе определяется, главным образом, его отношением к каждому человеку в коллективе. Научный потенциал, опыт в профессиональной деятельности – лишь база для восхождения на пьедестал  руководителя. Не будет уважения и любви к человеку, не будет и авторитета, а значит и успеха. Примеров успешных руководителей предостаточно. В нашей области это И.В. Курчатов, А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Е.П. Велихов и многие другие. Есть у кого учиться.


Что посоветовал бы оратору, преподавателю, руководителю?

Мой опыт продолжительной преподавательской деятельности, участника и организатора многих сотен мероприятий конференц-менеджмента и образовательных программ позволяет дать несколько рекомендаций и советов в этой области. Начну с публичных выступлений и использования в их ходе средств иллюстраций. Общеизвестен эффект «меловой доски»: всё, что записывает учитель, ложится в тетрадь ученика, а значит, откладывается в его подсознании. Как не потерять этот эффект, «удаляясь» от доски в сторону современных аудиовизуальных средств? Существуют различные технические и методические приёмы для этого.

Докладчик, предлагая для аудитории иллюстрации в своём выступлении, может преследовать разные цели: переписать данные в тетрадь слушателя, объяснить природу явления, помочь самому себе в комментарии и т.п. Типичные ошибки в выступлении и иллюстрациях:
  • У неопытного докладчика в иллюстрациях на слайдах («прозрачках») объём информации не согласуется с разрешающей способностью проектора, размерами проекции и зрительной способностью слушателей. «Нечитабельная» проекция вызывает у слушателя раздражение и отвлекает его от восприятия содержательной части выступления.
  • Слайд хорош, «читабелен», но лектор старательно зачитывает его текстовую часть, теряя при этом темп выступления. Вообще для современного докладчика зачитывание любых текстов – дурной тон.

Может быть, главной целью использования современных аудиовизуальных средств и является отвлечение докладчика от текста, чтобы создать  более тесный контакт с аудиторией, заставить  его вглядываться не в текст, а в глаза слушающих.

  • Сегодня бессмысленно слушателю предлагать зарисовать иллюстрацию в его тетрадь. Выход есть – раздача бумажных копий слайдов или компактной записи иллюстраций, или всего выступления на дискете (CD).
  • Крайне распространённая болезнь наших докладчиков – превышение, зачастую значительное, регламента. И это часто при добротных иллюстрациях (!?). Заблуждение докладчиков, которые считают, что их   выступление от  первого до последнего слова  полезно и интересно абсолютно всем присутствующим. Лучше при этом ставить иную цель: заинтересовать своим коротким и эмоциональным выступлением, может быть, небольшую часть присутствующих, но будущих активных партнёров своего проекта. А обсуждение деталей перенести в кулуары.

    Неотразимый приём – в начале выступления пообещать сократить доклад на 3-5 минут, оставив это время на вопросы, и действительно выполнить это условие!

  • В выступлениях перед иностранной аудиторией с использованием средств синхронного перевода докладчик часто не учитывает особенности восприятия иллюстраций синхронистом из его места нахождения (кабины), зачастую не снабжает синхрониста копиями текста выступления и иллюстраций, не знает детали техники синхронного перевода. В итоге синхронист пребывает в шоковом состоянии, аудитория – в прострации.
  • К дурному тону можно также отнести при выступлении в родном отечестве перед смешанной русскоязычной и иностранной  аудиторией использование докладчиком не родного, а  иностранного языка и соответственно подготовленных иноязычных иллюстраций в угоду иностранным гостям. Плюс – несуразность ситуации перевода синхронистом с иностранного на родной язык докладчика (?!).

Остановлюсь на современных аудиовизуальных средствах и приёмах их использования. Можно сегодня ограничиться рассмотрением трёх видов технических средств проекции иллюстраций:

- слайдопроекторы

- оверхеды – проекторы с прозрачных плёнок

- компьютерные мультимедиа-проекторы.

Эра слайдопроекторов закатилась стремительно, хотя качество носителей – слайдов  на цветной фотоплёнке – и сегодня остаётся весьма высоким. Главный недостаток этой техники – неудобство работы с набором слайдов: закладка их в рамки, формирование кассет, соблюдение условий хранения и другие.

Оверхеды с «прозрачками» пока ещё остаются удобными и распространёнными средствами проекции иллюстраций. Сочетание относительно невысокой стоимости проекторов с высоким качеством проецируемого изображения без необходимости полного затемнения помещения – эти достоинства удерживают и сегодня их широкое применение.

Однако до сих пор докладчики грешат ошибками при использовании этих простых средств: формат «прозрачки» А4 провоцирует перенос на неё информации с машинописного листа. В итоге – известная картина: докладчик с трибуны может прочитать текст, но уже с трёх метров – первый ряд аудитории – текст не читается. Мало кто из докладчиков владеет элементарными приёмами – концентрация внимания слушателей на фрагментах изображения с помощью  использования указок, в том числе лазерных.

Оверхед сохраняет и неоспоримое достоинство «меловой доски»: на «прозрачке» можно писать фломастером! Если при этом докладчик использует «прозрачки» с цветным изображением, а также раздаёт слушателям бумажные копии иллюстраций, он вполне может произвести впечатление прогрессивного лектора.

Компьютерные мультимедиа проекторы – это высший класс проекционной техники, вобравший в себя все достоинства предшествующих устройств и активно использующий современные компьютерные информационные технологии. Вот неполный перечень основных качеств этого класса техники:

  • высокая кратность проекции (до 20 метров по диагонали) с освещённостью, не требующей затемнения
  • совмещение демонстрации компьютерных слайдов и видеофильмов
  • проекция  экрана компьютера в любых режимах его работы, в том числе, в сети Интернет
  • проекция на просветный экран.

Главное же достоинство этого класса техники состоит в возможности проекции в прямом сопряжении с компьютером и демонстрацией в этой связи мультимедийных иллюстративных слайдофильмов, видеоклипов, разработанных на основе комплексных компьютерных программ презентаций класса Power Point.

И, наконец, некоторые советы руководителям по работе с компьютером. Не буду агитировать использовать его в своей работе, сегодня это тривиальная ситуация. Советую лишь создать такие условия, когда контакт с компьютером становится первостепенным условием начала рабочего дня. Уберите со своего стола календарь, записные книжки и справочники, часы, блокноты. Всё это передайте компьютеру. Офисные программы Outlook, Word, Power Point обеспечат вам неизмеримо больший сервис и комфорт в работе.
«Набить руку» для работы с клавиатурой можно постепенным переносом накопленных визиток ваших партнёров в раздел «Контакты» программы Outlook. Алфавитная сортировка визиток существенно облегчит вам их поиск. Очень удобен компьютерный дозвон  вызываемого абонента, если компьютер связан с вашим телефоном, а в «Контактах» вы не упустили внести телефонные номера с указанием кодов стран, регионов.

Сегодня электронная почта стала непременным атрибутом любой организации, как и факс ещё 10 лет тому назад. И я советую руководителям завести свой почтовый ящик и начинать рабочий день с просмотра электронной почты, пришедшей на ваш адрес. Дело ваше, кому вы дадите свой адрес, важно, чтобы ваши коллега, знакомый, родственник, друг, жена и другие люди были уверены, что вы лично читаете почту. Вдумайтесь в эту ситуацию! Ведь это возврат к так давно потерянному жанру личной переписки, как говорили, эпистолярному жанру, обогащавшему когда-то нашу жизнь. Компьютер, несомненно, обеспечит конфиденциальность переписки. Заметьте, компьютер поможет вам грамотно писать письма, исправлять ошибки, расставлять в нужных местах знаки препинания.

Не гнушайтесь лично набирать на компьютере тексты ваших докладов, тезисов выступлений, текстов статей и научных работ. Пройдёт время, и вы оцените эффект по сравнению с диктовкой секретарю, расшифровкой и перепечаткой ваших рукописных текстов. Агитирую и за личную разработку презентаций ваших выступлений с использованием программы Power Point. Вы, конечно, можете заказать такую презентацию высококлассному специалисту с «наворотом» разных эффектов, которые затмят смысл вашего выступления или собьют его темп. Средства Rower Point вполне доступны непрофессионалу, а лично изготовленная презентация придаст уверенность и убедительность вашему выступлению.

Всё, за что агитирую, сегодня давно в практике наших зарубежных коллег, партнёров, руководителей фирм малого и среднего бизнеса, а также крупных компаний без каких-либо возрастных различий. Есть много примеров успешного использования компьютеров в работе и наших руководителей почтенного возраста. Помню Николая Николаевича Пономарёва-Степного, вице-президента Курчатовского института, на многих отраслевых конференциях в ГРОЦ не расстающегося с ноутбуком, использующего любое свободное время для работы с ним. Вообще мне импонирует руководитель, работающий в стиле играющего тренера, демонстрирующий умения в творческой и рутинной работе.


По материалам книги Ю.Лисненко «Как готовили кадры для атомной отрасли»

назад

Материалы из архива

3.2007 Взгляд генпроектировщика на объект «Укрытие» Чернобыльской АЭС 20 лет спустя...

И.К.Моисеев, В.Д.Сафутин, М.И.Завадский, ФГУП «ВНИПИЭТ» Чернобыльская АЭС расположена в 150 км от г. Киева. Общая мощность четырех энергоблоков составляла 4 млн. кВт. Последний четвертый энергоблок, созданный по проекту института «Гидропроект» (г.Москва), был введен в эксплуатацию 30 декабря 1983 г. 26 апреля 1986 года в 1 час 23 мин. 49 сек. на четвертом энергоблоке, в процессе остановки его на профилактический ремонт и проведении эксперимента на восьмом турбогенераторе, произошла крупнейшая техногенная катастрофа на атомном объекте.

3.2008 Нужна ли России морская стратегия

Развитие военно-морской стратегии (ВМС) с древнейших времён и до наших дней шло параллельно с практикой  применения сухопутных и  военно-морских сил. В России основы ВМС заложили Пётр I , Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Период первой и второй мировых войн внёс свой вклад в военно-морское искусство и способствовал развитию военно-морской стратегии. Как создавалось военно-стратегическое направление в нашей стране , рассказывает Владимир Георгиевич  Лебедько, к.в.н., проф., контр-адмирал в отставке,  в течение ряда лет руководивший ведущими управлениями оперативно-стратегических штабов флота и сухопутных сил.

10.2006 Требования ядерной безопасности на ЛАЭС выполняются

На прошлой неделе, со 2 по 6 октября, на Ленинградской атомной станции параллельно работали две комиссии Генеральной инспекции концерна «Росэнергоатом». Одна, как уже сообщалось, инспектировала готовность ЛАЭС к работе в осенне-зимний период, другая проверяла состояние и выполнение требований ядерной безопасности на станции. Председателем обеих комиссий был назначен руководитель Департамента ведения инспекционной работы И.В.Зонов.