Росатом обрел статус госкорпорации

А.И.Иойрыш, д.ю.н., В.Г.Терентьев, д.т.н.

Сегодня мы впереди планеты всей лишь по добыче и продаже сырьевых ресурсов. В то же время анализ состояния отраслей экономики не вызывает оптимизма. Прежде всего, это - неэффективность работы производственных структур. Однако уже найден рецепт преодоления застоя - создание в важных секторах экономики государственных корпораций.

За последний период возникли такие некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией. Они создаются на основе имущественно-финансовых взносов   и призваны осуществить управленческие, социальные, финансово-экономические функции. Назовем среди них Фонд реформы ЖКХ, Банк развития (Внешэкономбанк), Роснанотех, АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций) и другие.

Раньше о таких структурах (госкорпорациях) мы мало слышали. Так это — ноу-хау или кто-то уже шел по такому пути? Если шел, то достиг ли успеха?

Во многих зарубежных странах государственные корпорации получили массовое распространение. Они отличаются разнообразием и национальной спецификой. Вспомним президента США Франклина Делано Рузвельта, который занял этот пост в 1932 году, в период Великой депрессии. Через сто дней после инаугурации он провел через Конгресс основную часть законопроектов своего нового курса, который в кратчайшие сроки вывел страну из коллапса.

Рычагом борьбы с кризисом Рузвельт сделал государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни страны. Государство взяло под контроль экономические отношения между предпринимателями, производство и сбыт продукции, реформирование банковской системы, регулирование сельского хозяйства и другое. Экономическая ситуация в стране через шесть лет значительно улучшилась. Кризис был преодолен.

Рузвельт стал инициатором создания государственных корпораций в малоприбыльных отраслях экономики, а также в тех ее сегментах, которые требуют крупных финансовых вложений с продолжительными сроками окупаемости. Он был уверен в том, что «только принадлежащее правительству и управляемое им предприятие» способно долгие годы делать важное для страны дело даже на бесприбыльной основе.
Сегодня такая организационно-правовая форма завоевала мир. Государственные корпорации стали тем инструментом, который позволил реализовать потребности многих стратегических отраслей экономики в госинвестициях на фоне неспособности государства быть эффективным инвестором, а также квалифицированно распорядиться вложенными средствами. Вместе с тем, госкорпорация - это и надежная узда, сдерживающая безудержную рыночную стихию, погоню за сверхприбылями даже в ущерб  стратегическим интересам страны.

Развитие госкорпорации в производственной сфере практически не требует больших средств из бюджета. Госкорпорации с привлечением высококвалифицированных менеджеров - это более рациональный метод взаимодействия между государством и отраслями промышленности. Правила игры устанавливает Правительство, но исполнительские функции (в том числе, тактическое и даже стратегическое управление отраслью) должны быть на самих  госкорпорациях.

Современный этап развития нашего общества в России характеризуется усилением роли государства и его участия во всех сферах жизни и деятельности - в политике, экономике, в социальной сфере. В экономике это  проявляется участием государства в создании и управлении крупными компаниями, имеющими   различную организационно-правовую форму - от являющихся коммерческими организациями федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и акционерных обществ до собственно государственных корпораций как некоммерческих организаций.

Эти компании выступают  в хозяйственном обороте на общих основаниях, заключая договоры и осуществляя другие сделки и операции в рамках своей компетенции.
Первые являются компаниями предпринимательского типа; в целях объединения финансовых активов государства они созданы в различных отраслях промышленности - энергетике, в отраслях нефте- и газодобычи, в авиационной, судостроительной промышленности, атомной энергетике и т.д. Это созданные в форме открытых акционерных обществ ( в том числе ОАО со 100 % участием государства) вертикально - интегрированные структуры, например ОАО «Российские железные дороги», а также недавно созданное по его образу и подобию ОАО «Атомэнергопром».Сюда же относятся и такие структуры, как РАО ЕЭС России, Газпром, Роснефть и т.д. В названиях некоторых из таких компаний  прямо присутствует слово «корпорация» - ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», однако от этого их организационно-правовая форма не меняется.

Правовой режим этих организаций регламентируется общими нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о коммерческих организациях, хозяйственных товариществах и обществах и об акционерных обществах, Федеральным законом «Об акционерных обществах», нормативными правовыми актами об учреждении указанных организаций (иногда специальными федеральными законами типа «тоннельного» закона в атомной энергетике, чаще - указами Президента и Правительства Российской Федерации) и их учредительными документами.

Известны и государственные компании, созданные в форме ФГУПов (например, государственная инвестиционная корпорация - Госинкор, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации - ГКОРВД); в этом случае действуют соответствующие нормы об унитарных предприятиях.

Отдельные компании  возникли как финансово-промышленные группы на основе предприятий, имеющих статус государственных на праве хозяйственного ведения. Такие компании  нередко функционируют в составе оборонно-промышленного комплекса в виде единого государственного холдинга, в составе которого есть как государственные унитарные предприятия, так и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, но переданы в уставной фонд комплекса.

Другое дело - государственные корпорации как некоммерческие организации.

Основы правового статуса некоммерческих организаций, а также возможность создания в соответствии со специальным законом различных форм некоммерческих организаций определяется ст. 5 0 Гражданского кодекса. Согласно п.З этой статьи, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с указанной выше нормой ГК РФ правовой статус государственной корпорации как некоммерческой организации более подробно определен ст.7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции от 08.07.1999г., 23.12.2003г.),   согласно которой государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная на основании специального федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации, причем нормы указанного закона имеют приоритет перед нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».Для создания государственной корпорации также не требуется учредительных документов, предусмотренных ст.52 ГК РФ.

Источниками формирования имущества государственной корпорации по закону является имущественный взнос Российской Федерации и другие источники, в числе которых регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом об учреждении корпорации. Имущество государственной корпорации находится в собственности самой корпорации.

Государственная корпорация должна создаваться специальным федеральным законом. Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации определяется законодательным актом. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество. Однако в настоящее время число создаваемых госкорпораций растет как снежный ком.
                                       
Создание государственной корпорации в атомной отрасли направлено на обеспечение реализации долгосрочных стратегических программ ее развития путем объединения активов и ресурсов организаций отрасли в единую структуру с единым центром управления и безопасного функционирования объектов в области использования атомной энергии.

До создания государственной корпорации отсутствовали эффективные   инструменты и механизмы выполнения долгосрочных стратегических программ развития атомной отрасли, временной интервал реализации которых значительно превосходит периоды регулирования в бюджетном процессе, комплексного управления ресурсными потоками, включая финансирование из федерального бюджета.

Предмет регулирования Федерального закона устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по атомной энергии (далее — Росатом).

Цели деятельности Росатома - проведение государственной политики в области использования атомной энергии, обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, реализация функций уполномоченной организации государственного управления и нормативного правового регулирования в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность Росатома направлена на создание условий и механизма реализации государственных гарантий обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, обеспечение единства управления организациями атомного энергопромышленного комплекса, ядерного оружейного комплекса, ядерного топливного цикла, а также организациями, функционирующими в сфере ядерной и радиационной безопасности, науки и образования, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, реализацию инновационных проектов, на выполнение международных обязательств в области мирного использования атомной энергии и реализацию режима нераспространения. Росатом обеспечивает реализацию комплексных программ развития атомной отрасли и стабильное функционирование ядерного оружейного комплекса. Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных образовательных учреждений, а также права акционера открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс» и иных акционерных обществ, перечень которых формируется по решению Правительства Российской Федерации.

Закон определяет исполнение Росатомом функций государственного заказчика государственного оборонного заказа, головного исполнителя и государственного заказчика по специальным программа и объектам атомной энергии. Для реализации этих положений вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 17.12.1996 № 213 «О государственном оборонном заказе». При этом Росатом при поставках товаров и услуг для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, за исключением средств, направляемых в Фонд развития атомной отрасли, проводит в установленном порядке торги и заключает государственные контракты.

Поскольку Росатому передаются в сфере управления использования атомной энергии функции, которые связаны с предоставлением услуг организациям различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, то согласно нормам и положениям действующего законодательства вводится отдельная статья Регламент Росатома, в которой устанавливаются общие обязательные требования к регламенту по предоставлению услуг иным организациям.

Фонд развития атомной отрасли формируется: за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме субсидий, субвенций или иных форм бюджетного финансирования; за счет доходов подведомственных Росатому организаций; за счет дивидендов по акциям открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс», а также по акциям акционерных обществ, права акционера которых, от имени Российской Федерации осуществляются Росатомом.

Фонд развития атомной отрасли подлежит обособленному учету, средства фонда являются собственностью Росатома. Все имущество, созданное за счет финансирования из средств Фонда, является федеральной собственностью.
Управление Фондом развития атомной отрасли осуществляется в порядке, установленном Наблюдательным советом. Отчетность об использовании средств Фонда публична.

Комплексные программы развития атомной отрасли - совокупность мероприятий:
-   по сооружению, модернизации и вводу в эксплуатацию объектов атомной энергетики, науки и промышленности;
-   по разработке инвестиционных проектов государственного значения по  созданию  новых ядерных технологий  и установок,  по расширению сырьевой базы атомной энергетики и промышленности;
- по осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и созданию новых технологий в области использования атомной энергетики, промышленности;
-   по   созданию   новых   технологий   и   установок   по   вторичному использованию накопленного отработавшего ядерного топлива;
-  по проведению проблемно-ориентированных исследований, в том числе  для   создания   основ  термоядерной   энергетики  и  технологии   их реализации;
- выполнение иных работ, направленных на решение задач по созданию перспективных  технологий  будущего в  области  использования  атомной энергии.

Комплексные программы развития атомной отрасли утверждаются Наблюдательным советом Росатома на долгосрочный период и подлежат ежегодному уточнению
Росатому передаются права собственника за исключением права ликвидации ФГУП и отчуждения имущества из федеральной собственности. В то же время Росатом имеет право в целях обеспечения эффективного управления федеральным имуществом перераспределять это имущество между подведомственными предприятиями.

Для обеспечения стабильного функционирования подведомственных организаций и выполнения поставленных задач по развитию атомной отрасли Росатом имеет право управлять финансовыми средствами.

Полномочия Росатома по управлению федеральным имуществом обеспечивают сосредоточение функций собственника в отношении федерального имущества в сфере ведения одного института, что обеспечит принятие оперативных решений в области управления имуществом Российской Федерации.

В Росатоме создаются специальные фонды, которые должны обеспечить аккумулирование и целевое использование средств.

Специальные резервные фонды формируются за счет отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Отчисление средств для финансирования затрат, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов, осуществляется на всех стадиях их жизненного цикла.

Предельные уровни отчислений средств для формирования резервных фондов организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, по видам деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Накопительный фонд создается для финансирования мероприятий по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, включая затраты на обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов. Это фонд, средства которого должны аккумулироваться, обращаться и использоваться, не менее 40 лет. Исходя из долгосрочного периода обращения накопительного фонда функции по управлению средствами фонда в долгосрочном периоде возлагаются на Центральный банк. Счет фонда открывается в Центральном
банке, комплекс мероприятий по использованию средств Накопительного фонда утверждается Наблюдательным советом Росатома по представлению Генерального директора Росатома, экспертное заключение подготавливается Научно-техническим советом.

Органами управления Росатома являются: Наблюдательный Совет Росатома, Генеральный директор Росатома и правление Росатома.

В Наблюдательный совет Росатома входят 9 членов, в том числе представители администрации Президента Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации и Генеральный директор Росатома, который входит в состав Наблюдательного совета Росатома по должности. Члены Наблюдательного совета и Председатель Наблюдательного совета Росатома назначаются Президентом Российской Федерации.

Генеральный директор Росатома не может совмещать должность с должностью Председателя Наблюдательного совета Росатома.

Наблюдательный совет:
-      определяет   основные    направления    деятельности    Росатома   и
утверждает финансово-экономические показатели деятельности на текущий
год;
-      утверждает   порядок   использования,   направления   использования
прибыли Росатома;
-      утверждает   положения   об   органах   управления   Росатома,   его представительствах;
-  утверждает организационную структуру Росатома;
-  утверждает годовой отчет Росатома;
-  утверждает формы годовой отчетности Росатома для их публичного представления;
-  утверждает роспись доходов и расходов (бюджет) Росатома, включая бюджет Фонда развития атомной отрасли, бюджеты специальных фондов;
-  утверждает      консолидированную      отчетность      Росатома      и подведомственных организаций;
-   утверждает аудиторскую организацию, отобранную на конкурсной основе, для проведения аудита отчетности Росатома;
-   заслушивает отчеты Генерального директора Росатома по вопросам деятельности Росатома;
-    принимает    решения    о    назначении    членов    и    руководителя Ревизионной комиссии Росатома и о прекращении их полномочий;
-  утверждает регламент Росатома;
-  утверждает положение о Ревизионной комиссии Росатома;
-   утверждает   порядок   управления   и   перечень   проектов,   которые финансируются за счет средств Фонда развития атомной отрасли;
- принимает решение о создании Накопительного фонда и утверждает порядок  формирования,  управления  и  расходования  средств  указанного фонда Росатома;
-   принимает решение  о  создании  Специальных резервных  фондов Росатома и порядке их функционирования;
-  утверждает по представлению Генерального директора Росатома   членов правления Росатома ;
-  утверждает трудовой договор с Генеральным директором Росатома;
-  утверждает положение о Научно-техническом совете Росатома;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом.

При осуществлении возложенных на Росатом функций Правление :
-  готовит и вносит на утверждение Наблюдательного совета Росатома предложения по вопросам основной деятельности Росатома;
-   рассматривает   годовой   отчет   Росатома   и   представляет   его   на утверждение Наблюдательному совету Росатома;
-  утверждает предложения для предоставления их в Наблюдательный совет Росатома о финансировании инвестиционных проектов при наличии положительного заключения Научно-технического совета Росатома.   

Генеральный директор Росатома является единоличным исполнительным органом Росатома и осуществляет руководство его текущей деятельностью.

В Росатоме создается Научно-технический совет, который является консультативным органом при Генеральном директоре Росатома. Одной из задач совета является проведение в установленном порядке экспертизы секретных и совершенно секретных изобретений в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности Росатома       осуществляет Ревизионная комиссия. Порядок деятельности Ревизионной комиссии Росатома определяется законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и положением о Ревизионной комиссии Росатома, утверждаемым Наблюдательным советом Росатома.
 
Для осуществления внутреннего контроля в организациях Росатома создается структурное подразделение внутреннего аудита. Руководитель этого структурного подразделения Росатома назначается Генеральным директором Росатома.

назад

Материалы из архива

8.2007 Ядерная энергетика в космосе

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук В системах энергоснабжения космических аппаратов сегодня преобладает солнечная энергетика. Вместе с тем, несмотря на то, что КПД солнечных элементов за последнее время значительно вырос, они фактически достигли пределов своего технического развития и могут оставаться главным источником электроэнергии только на околоземных орбитах и то лишь при определенных ограничениях ее потребления бортовой спутниковой аппаратурой.

9.2007 ГРУ контролирует глубины океанов

Владимир Иванов "Независимая газета"6 сентября власти города Саров Нижегородской разгласили закрытую информацию объявив, что на верфях в Северодвинске построена субмарина проекта 20120. Как выяснилось подлодка - суперсекретна. Получить какие-то достоверные комментарии по данному поводу ни одному из представителей прессы так и не удалось. Производители и разработчики сохраняли молчание. Не распространялись по данному вопросу и военные моряки.

1.2007 Эффект серийности

Деньги считают все, и богатые, и бедные. Особенно, когда речь идет о деньгах, измеряемых миллиардами долларов. А именно такими суммами оперирует сегодня атомная энергетика. Неудивительно, что в тендерах на строительство атомных энергоблоков ценовой фактор подчас становится определяющим при выборе победителя. Ф.М.Митенков, научный руководитель ФГУП «ОКБМ», академик РАН Б.А.Авербах, д.т.н., гл. специалист отдела технико­экономических исследований ФГУП «ОКБМ» И.Н.Антюфеева, инженер­конструктор 1 категории отдела технико­экономических исследований ФГУП «ОКБМ»