Радиационная гигиена для групп риска

Г.В.Архангельская, И.А.Зыкова, Г.С.Перминова, О.В.Липатова,

ФГУН НИИРГ имени проф. П.В.Рамзаева Роспотребнадзора

Обучение вопросам радиационной безопасности является одной из наиболее актуальных задач процесса реабилитации населения, проживающего на территориях, загрязненных после радиационной аварии. Остается актуальной проблема постоянного информирования, образования, обучения в различных группах населения как на загрязненных, так и на незагрязненных территориях.


Повышение уровня знаний о радиации сопровождается закономерным снижением уровня специфической тревожности, обусловленной неоправданно завышенной субъективной оценкой радиационного риска. В этой связи рассматриваются те факторы, которые являются определяющими при совершенствовании системы обучения: значимость знаний о радиации, доверие к источникам информации, особенности работы по защите населения от травмирующей неадекватной информации в СМИ.

Для проведения эффективной работы по такому обучению следует иметь представление об особенностях формирования у человека субъективных оценок радиационной опасности и радиационного риска, об уровне знаний о радиации в отдельных группах населения, об информационных запросах лиц из групп риска, об уровне доверия населения к источнику информации о радиации, об информационной среде.

Группы повышенного риска, согласно «Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению», формируются из населения, проживающего или проживавшего на загрязненных территориях, и ликвидаторов, включенных в радиационно-эпидемиологический регистр. Основаниями для формирования таких групп являются:
а) наличие скрытой или явной патологии по результатам медицинского контроля;
б) определенный уровень накопленных доз у взрослых, детей, облученных до и после рождения.

На практике группы риска составляют лица, нуждающиеся в коррекции защитного поведения, в социальной адаптации и в предотвращении возникновения последствий для здоровья от воздействия комплекса факторов радиационной аварии. Группы риска на местах формируются по двум основным критериям:
1. Максимальный риск возникновения последствий для их здоровья и здоровья близких в результате воздействия комплекса факторов радиационной аварии.
2. Потребность в дополнительной, персонифицированной информационной и санитарно-просветительной работе по вопросам радиационной безопасности.

В группы риска входят лица из населения, которые по условиям жизни, половозрастным характеристикам или профессиональной деятельности подвергаются наибольшему облучению при проживании на территориях, загрязненных после радиационной аварии. Как показывает опыт оценки доз облучения населения радиоактивно-загрязненных территорий, в настоящее время в эти группы входят, прежде всего, охотники, рыболовы и члены их семей, а также те, кто в течение всего года употребляют в пищу дикорастущие грибы и ягоды.

Кроме того, в группы риска включаются лица с хронической соматической патологией, лица с высоким уровнем общей тревожности, имеющие пограничные эмоционально-стрессовые состояния и расстройства.

Таким образом, к лицам из групп риска населения отнесены люди, нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении и радиационном контроле. Эти лица по сравнению с другими группами населения имеют максимальный риск возникновения последствий для их здоровья, что само по себе является большой психологической травмой. Они особенно нуждаются в дополнительной персонифицированной информационной и санитарно-просветительной работе по вопросам радиационной безопасности.

Многолетние исследования уровня знаний о радиации показали, что значительная часть населения не обладает базовыми знаниями об этом факторе (см. таблицу).


Ответы респондентов на вопрос: «Как можно обнаружить радиационное воздействие?», % к числу лиц в группе
Радиацию можно обнаружить:
Население загрязненных территорий
Специалисты  (сотрудники АЭС), 1998 г.
Журналисты, 2000 г.

1988 г.
1993 г.
2005 г.
по изменению самочувствия

52

44

45

13

32
только специальными приборами

73

79

43

85

55


Можно видеть, что вплоть до настоящего времени почти половина опрошенных лиц из населения загрязненных территорий считает, что радиацию можно обнаружить по изменению самочувствия. Такого же мнения придерживается и часть специалистов, которые являются основным источником знаний о радиации. Журналисты – основное звено в передаче информации населению – тоже далеко не всегда дают правильные ответы.

К сожалению, до сих пор не только население в целом, но и лица с медицинским образованием не обладают достаточными знаниями о радиации. Так, даже на территориях радиоактивного загрязнения, 11% медицинских работников не знают о существовании естественного радиационного фона земли, и только половина из них указывают верные цифры уровня гамма-фона. При этом каждый третий медицинский работник ошибочно считает, что повышение радиационного фона в 2–3 раза обязательно приведет к ухудшению здоровья человека.
 
Таким образом, у значительной части населения, а также и у трети журналистов существует «мифологизированное» представление о том, что радиацию можно обнаружить при помощи органов чувств. Результатом этих особенностей субъективного восприятия радиационного воздействия является то, что смягчение неблагоприятных психологических и социальных последствий для населения территорий радиоактивного загрязнения требуется достаточно длительное время.

Наличие высокого уровня радиотревожности (обеспокоенности влиянием радиации на здоровье) у лиц из групп риска создает определенные препятствия для эффективного информирования. Известно, что тревожные и депрессивные состояния не только резко снижают самочувствие, ухудшают течение уже имеющихся заболеваний, но и значительно снижают познавательные функции – готовность узнать что-то новое, понимать его, закрепить в сознании. В отличие от клинически выраженных тревожных расстройств при радиотревожности известны причины ее развития. В случае  радиотревожности возможно воздействовать на степень ее выраженности с помощью системы целенаправленного обучения и образования населения.

Целью обучения вопросам радиационной безопасности является повышение уровня знаний о радиации у населения и формирование восприятия опасности радиации, которое основано на научных представлениях. Адекватное научное представление о радиации снижает у человека уровень ожидания якобы «неизбежных»,  «обязательных» и «неблагоприятных» последствий для здоровья при наличии в повседневной жизни  дополнительного радиационного воздействия в малых дозах.
В то же время трудно ожидать, что в обозримом будущем население будет обладать достаточным уровнем знаний – скажем, на уровне специалиста по радиационной безопасности. Население в целом просто не имеет для этого достаточного времени, образования, желания; нет в этом и практической необходимости. Личная заинтересованность в знаниях является основополагающим моментом при информировании, обучении и образовании человека.
 
Обучать население вопросам радиационной безопасности следует с учетом основных трех факторов:
1) доверие населения к источнику информации;
2) доступность формы изложения, т.е. язык должен быть так прост, чтобы информация стала понятна лицам с начальным и средним образованием;
3) изложение информации должно быть эмоциональным по форме.

Следует учитывать желание населения получать компетентную информацию от специалистов, которым они доверяют, но через СМИ. Население хочет иметь возможность говорить и быть услышанными. Для населения желательно иметь конкретные и практически полезные знания.

При проведении санитарно-просветительной работы с населением специалисту необходимо учитывать не только объективно существующие факторы (например, о величине малых доз облучения), но и личностные особенности человека, т.е. его возможности оценить различные виды опасности (например, оценить опасность вредных пищевых привычек, курения, алкоголя, бытовых травм и т.д.).
 
Указанные выше положения – каждое по-своему – противоречат профессиональному опыту специалиста. Для специалиста, ученого это сочетание требований является очень сложным и, чаще всего, недоступным на практике при общении с населением.
Кроме того, у специалистов пока недостаточно путей для непосредственной связи с населением. Работа специалистов с населением осуществляется, прежде всего, при посредстве журналистов. Именно журналисты чаще всего формулируют и конкретный информационный запрос от населения.

Для эффективности информирования населения по вопросам радиационной безопасности следует помнить о задачах, способствующих успеху информирования:
– сделать сообщения максимально коротким и доступными, чтобы все адресаты смогли понять его смысл;
– обеспечить условия для широкого обсуждения проблем радиационной безопасности, привлекая всех заинтересованных участников конфликтов интересов;
– создать предпосылки для того, чтобы человек в повседневной жизни смог принять на личном, индивидуальном уровне ту оценку радиационного риска и радиационной опасности, которая адекватна их научным обоснованиям.

Для эффективного образования населения вопросам радиационной безопасности необходимо ввести эти вопросы в программы всех образовательных уровней – школьного, среднего специального, высшего, постдипломного.

Для эффективного обучения населения необходима разработка  программ соответствующего тренинга и ролевых игр также на всех образовательных уровнях.
По сути, должны быть созданы условия для эффективного обмена мнений между специалистами по вопросам радиационной безопасности и населением.

Основными из таких условий являются:
– высокая компетенция лиц, сообщающих сведения о радиационном риске, и умение их сделать доступными для понимания  аудитории;
– достаточный уровень образованности аудитории для адекватного понимания получаемых сведений.

Следует четко сознавать, что никакая, даже самая правдивая информация о прошедших или текущих событиях, связанных с воздействием радиации, не может быть адекватно принята населением при отсутствии базового уровня знаний об этом факторе. Поэтому для успешной работы с лицами из групп риска населения необходимо организовать все виды обучения.

Методы информационной работы с населением подробно изложены в Методических рекомендациях «Санитарно-просветительная работа среди населения, проживающего на радиоактивно-загрязненных территориях, по преодолению последствий радиационного воздействия на современном этапе», которые утверждены Зам. Главного государственного санитарного врача РФ в 2005 г. Эффективность всех мероприятий по информированию лучше всего проверяется регулярным анкетированием отдельных групп населения. При этом необходимо выяснить информационный запрос населения, уровень специфической обеспокоенности по поводу действия радиации на здоровье (радиотревожность), степень доверия населения к доступным источникам информации удовлетворенность информацией в них, а также уровень знаний о радиационном факторе. Для проведения анкетирования желательно привлекать специалистов по радиационной безопасности и социологов. Анкета и методы работы с ней подробно изложены в Пособии «Мониторинг социально-психологических эффектов у населения радиоактивно-загрязненных территорий», утвержденном МЗ РФ в 1999 г.

Для проведения успешной работы с населением специалистам, осуществляющим санитарный надзор в области радиационной безопасности, необходимо постоянно работать с авторитетными группами – врачами, психологами, учителями, социальными работниками, представителями местной власти и журналистами. Хорошее знание ими вопросов радиационной безопасности будет способствовать снижению тревожности у лиц из групп риска населения, с которыми они постоянно контактируют и которых они постоянно информируют. Во многих исследованиях последних лет, выполненных в России, Белоруссии и Украине, показано, что именно информационное воздействие наряду с психологической поддержкой, с общей психотерапевтической  помощью значительно увеличивает эффективность всех реабилитационных мер. Об этом, в частности, свидетельствует опыт работы Центров социально-психологической реабилитации (которых, к сожалению, очень мало). На основе анализа степени обеспокоенности состоянием здоровья и частоты обращаемости за медицинской помощью у различных групп населения загрязненных территорий создана достаточная база знаний. Это может способствовать активной информационной работе с населением со стороны специалистов в области радиационной безопасности и журналистов.

Исследования последних лет (2000–2005 гг.) показали, что наиболее непонятными для населения остаются вопросы о влиянии радиации на здоровье и о смысле защитных мероприятий. Наиболее беспокоящими являются вопросы здоровья (а, следовательно, и организации медицинской помощи). Зачастую от уровня жизни, который, по мнению большинства опрошенных, очень низок, зависит уровень здоровья. От экономических факторов зависят и возможности человека в самореализации, его активизации, что составляет необходимое условие для реабилитации человека после аварийного или иного трагического события. Нельзя забывать, что на территориях радиоактивного загрязнения без привлечения внешней помощи  нет достаточных условий для повышения уровня жизни (отсутствие перспектив экономического развития сельскохозяйственных территорий, безработица). В конечном итоге, именно эти факторы в комплексе определяют уровень здоровья человека.

назад

Материалы из архива

3.2008 Избавление от бананотехнологий

Ю.Б.Магаршак, президент MathTech, Inc., председатель оргкомитета международной конференции Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices (Silicon vs Carbon), Нью-ЙоркСлово «нанотехнологии» – во множественном числе – для обозначения области исследований и разработок (см., например, название Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», или The Institute for Soldier Nanotechnologies at MIT – Массачусетский технологический институт, США) выпадает из традиционных наименований областей наук и технологий.

11.2007 Психология веры и международная политика

Проблема веры в политической психологии нуждается в осмыслении политиками, принимающими стратегические решения, судьбоносные для народов всего мира. Статья, посвящённая этой теме, подготовлена по материалам книги В.В.Можаровского и вступительной статьи к ней  проф. А.И.Юрьева. Человечество стоит перед фактом: изменилась расстановка сил на планете. И произошла она по причинам, о которых науку просили помолчать.

5.2009 Русский инновационный манифест

Мы забыли о творчестве. Потребительская экономика низвела многих из нас до уровня офисного и окологосударственного планктона. Мы перестали изобретать, рваться к звездам, писать хорошие стихи. Мы стали скучными. Это тоже возможная траектория развития человечества, но она быстро заканчивается – без прометеевского начала, без божественного одарения людей технологиями и ремеслами нам остается только прозябать в брендированном транснациональными корпорациями загоне.