С праздником, верные сыны Отчества!

29 июля страна отпразднует День Военно-Морского Флота. В 68 раз – праздник был учрежден постановлением Совнаркома в июне 1939 года. Еще недавно наша страна имела статус Великой морской державы. Не потому, что ее берега омывают воды дюжины морей и трех океанов, и она имеет самые протяженные в мире мира морские границы. Путь к морскому величию России начался более трех столетий назад. Мощный Военно-Морской Флот, способный отстаивать национальные интересы страны, начал создаваться могучей волей и невероятными усилиями Петра Первого и всего российского народа в очень сложных условиях.


В истории Военно-Морского Флота России были времена взлетов и падений, побед и поражений. Но во все времена военные моряки верой и правдой служили своему Отечеству, бескорыстным служением Родине умножали славу российского оружия. Военные моряки - гордость нашего Отечества! Слава России как великой морской державы завоевана подвигом многих поколений российских моряков. В годы Великой Отечественной войны в борьбе с врагом военные моряки проявляли образцы героизма и самоотверженности, стояли насмерть, обороняя морские рубежи Родины от неприятеля.
На Ленинградской АЭС есть служба, где работают исключительно бывшие военные моряки. Впрочем, бывших военных моряков не бывает. Как говорят сами моряки,  моряк, он всегда моряк, хоть на суше, хоть на воде. И дело не в форме, а в состоянии души. «Морская» служба ЛАЭС называется – «группа ответственных дежурных»
Эта группа несет вахту круглосуточно – ибо интерес к таким объектам, как атомные станции, общество, включая международное сообщество, проявляет постоянно. Поинтересоваться, как работают блоки, в каком режиме, каков радиационный фон в зоне наблюдения, может любой житель планеты, включая школьника, члена Совета Федерации и премьер-министра иностранного государства.
А ответственный дежурный должен в любое время суток грамотно и квалифицированно, и при этом доступно для представителя любой аудитории, ответить на вопросы. Есть у ответственных дежурных обязанности и по отношению к внутренней аудитории: дежурный регулирует потоки заявок на поставку и ремонт оборудования, принимает и направляет по адресам факсы, удовлетворяет спрос подразделений на ведомственный транспорт, и делает много другой срочной оперативной работы, неизбежно возникающей на круглосуточно работающем объекте.
Качественным характеристикам ответственных дежурных Ленинградской АЭС может позавидовать любой Флот любой страны. Капитан 1ранга Валентин Павлович Полтихин, начинал свой путь профессионального моряка на Тихоокеанском Флоте в качестве командира группы атомной подводной лодки, дорос до командира БЧ-5, то есть до главного механика атомохода.
За его спиной 13 автономных плаваний, на официальном языке называемых «периодом несения боевой службы». «Боевая служба» военного моряка Полтихина проходила в двух океанах, Тихом и Индийском. В общей сложности Валентин Павлович провел под водой не менее 5 лет! Потом оказался в наших краях – работал старшим научным сотрудников в Первом научно-исследовательском институте в Ленинграде. Это был главный институт кораблестроительной отрасли.
Необходимость в постоянном жилище привела его в наш город, где моряк В.П.Полтихин  в течение 14 лет преподавал в Военно-морском учебном центре. И хоть причина его появления в Сосновом Бору была более чем прозаическая, в месте жительства, удачно сочетающем преимущества города и деревни, наш моряк не разочаровался, опять же  – вода рядом! С 2004 года Валентин Павлович служит на Ленинградской АЭС. В лексике моряков как-то  не прививается слово «работаем», они предпочитают говорить «служим».
Капитан 1 ранга Небылицын Владимир Иванович 17 лет прослужил Родине на Северном Флоте. Боевую службу нес на подлодках первого и второго поколений и третьего поколений, включая знаменитую «Барракуду», многоцелевую лодку, целиком сделанную из титана, металла практически вечного, не поддающегося агрессии морской воды, и названную, как морская щука – барракуда. Таких лодок в нашей стране было всего 4.
«Боевая служба» моряка В.И.Небылицына проходили под водами Атлантики, Индийского океана, в Средиземном море. С 1990 года Владимир Иванович в Сосновом Бору в Учебном центре нашего города. У Владимира Ивановича было возможность поселиться в Москве, где ему предлагали должность адмирала, но он предпочел наш город, о чем ни разу не пожалел.
Все моряки города, конечно, знают друг друга, но жену Владимира Ивановича наверняка знают и горожане – экономист по образованию, после работы по специальности в бывшем ГОИ, она успешно реализуется как мастер - золотые руки в Доме детского творчества, где преподает науку кройки и шитья. Некоторые из ее учениц стали участницами международных конкурсов модельеров. Человек тоже верно служит Родине!
Анатолий Семенович Кузнецов, выпускник знаменитой Дзержинки, служил на первой отечественной атомной подлодке К-3, названной «Ленинский Комсомол», она была приписана к Северному Флоту. Атомную подводную эпопею первыми начали американцы. В 1955 году они спустили первую в мире атомную подлодку, названную «Наутилус». В СССР первая подлодка появилась в 1958 году, на этой, как говорят моряки, опытовой лодке, и служил нынешний ответственный дежурный ЛАЭС А.С.Кузнецов. За плечами этого моряка боевая служба в Карибском и Средиземном морях.
Как говорит Владимир Иванович Небылицын, американцы хоть и опередили нас на 3 года, но наши подлодки имели лучшие показатели по скорости хода, по глубинам погружения. Отставали, правда, по акустике – были более шумными. Вот на таких лодках плавали моряки Ленинградской АЭС! Жаль, что рамки жанра не позволяют рассказать и о моряках-подводниках, работающих ныне на Ленинградской АЭС в других подразделениях станции. Но еще об одном все-таки скажу.
В ТАИ работает капитан 1 ранга механик Валерий Алексеевич Шумаков, военный моряк Северного Флота, вместе со своей атомной подлодкой К-52 пять раз обогнувший земной шар, проплыв под водой более 200 тысяч километров! В 1967 году за локализацию радиационной аварии при несении боевой службы в Средиземном море, в автономном плавании, говоря иначе, Валерий Алексеевич был награжден орденом Мужества.
В 1989 году в Заполярье за устранение ядерно-опасных участков в здании, где хранилось отработавшее ядерное топлива с реакторов подводных лодок, В.А.Шумаков был удостоен (награжден) боевым орденом - орденом Красной Звезды! С 1991 года Валерией Алексеевич работает на Ленинградской АЭС.
А теперь поздравим всех российских моряков с Днем Военно-Морского Флота и от всей души поздравим их с профессиональным праздником, пожелаем здоровья и счастья на всем протяжении их земного пути! С праздником, дорогие защитники Отечества! Пусть вас согревает надежда, что пришло время государственников-созидателей, понимающих, что без мощного Военно-Морского Флота Россия существовать не может, что именно от способности защитить морские биологические и природные ресурсы шельфа, водные транспортные коммуникации зависит будущее страны!

 

Людмила Романова

назад

Материалы из архива

2.2008 Повышение КПД преобразования тепловой и ядерной энергии в электрическую

В.Т.Ворогушин, Г.Б.Тельнова, К.А.Солнцев, Институт физико-химических проблем керамических материалов РАНУвеличение потребности в электроэнергии при неэффективном сжигании топлива приводит к истощению полезных ископаемых и к экологическим проблемам. Поэтому необходимо развивать возобновляемую энергетику и повышать КПД тепловых и атомных электростанций. С начала запусков первых искусственных спутников земли появилась необходимость в создании источников тока, удовлетворяющих требованиям космической энергетики.

8.2008 Дайджест за июль 2008 г. от РНЦ «Курчатовский институт»

Глава «Росатома» о мировой ядерной энергетикеВ статье, опубликованной в немецкой газете «Frankfurter Algemeine  Zeitung» генеральный директор ГК «Росатом» С. Кириенко заявил:· Продовольственный кризис, глобальное потепление и неравномерное распределение ресурсов для развития частично являются результатом энергетического дефицита и вызванного им роста цен на энергию.

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.