«Макаровка»: морские традиции для атомной отрасли

Русский север снова актуален. Как и сто лет назад арктический «фасад России» привлекает внимание своими запасами углеводородного сырья и минералов, транзитными возможностями северного морского пути. Cтрана начинает понимать, что вокруг оставленной без хозяйского глаза территории создается нездоровый ажиотаж.



В научно-промысловых исследованиях Арктики политика присутствовала всегда. Как только «соседи» чувствовали слабину в российской государственности, на ее арктические территории появлялись претенденты. Сразу после революции Европа проявила повышенный интерес к северному побережью и  акватории Северного Ледовитого океана. Под предлогом свободы международного рыболовства и научных исследований иностранные суда посещали Землю Франца-Иосифа, уже считая ее международной, не дожидаясь решения Лиги Наций, частенько появлялись у берегов Новой Земли. Американцы, продолжая по инерции мировую экспансию своих интересов еще в те времена, подняли свой флаг на острове Врангеля и арктических островах Генриетта и Жанетта в Чукотском море.

И сегодня, несмотря на то, что очередная географическая экспедиция ВНИИ океангеологии по определению внешних границ континентального российского шельфа подтвердила тождественность (по составу и времени образования) геологических образцов, взятых из континентальных пород и на шельфах у подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, окончательная точка в споре за их территориальную принадлежность комиссией ООН еще не поставлена.

Для геолого-географической разведки и исследования северных территорий уже в 1920 г. была учреждена «Северная научно-промысловая экспедиция», которая наделялась правами самостоятельного проведения и координации всех исследовательских и промысловых работ на пространстве северней 60-й параллели (от самого Петрограда!). Недаром ее начальник Рудольф Лазаревич Самойлович получил прозвище «директора Арктики».

Р.Л.Самойлович, возглавлявший не одну арктическую экспедицию и хорошо знавший коварный характер Арктики, в 1935 г. в лучшем вузе страны- Ленинградском государственном университете-  организовал кафедру географии полярных стран, считая подготовку молодых кадров для освоения севера страны вопросом стратегическим.

Тогда же был образован Гидрографический институт Главсевморпути, впоследствии преобразованный в Высшее арктическое морское училище, а в 1954 г. объединенный с Ленинградским высшим мореходным училищем в Высшее инженерное морское училище им. адм. С.О.Макарова (ЛВИМУ) – легендарную «Макаровку», стать курсантом которой мечтало не одно поколение ленинградских (и не только) мальчишек, грезивших романтикой покорителей Северного Ледовитого океана.

В 1990 г ЛВИМУ было преобразовано в Государственную морскую академию имени адмирала С.О.Макарова.

Со времен экспедиций Р.Л.Самойловича и его сподвижников, осваивавших новые земли за холодным горизонтом с помощью кайла, ручного бура и лебедки, доставленных на промысловых ботиках и ненецких санях на самые северные точки земли российской, арктическая техника претерпела колоссальную эволюцию, вобрав в себя все лучшие достижения научно-технического прогресса: атомную энергетику, спутниковую систему навигации, новейшее судовое и буровое оборудование, современные ледокольные суда.

Но без профессионалов эти системы мертвы. Роль человека, управляющего этими умными машинами, возросла на порядки. И требования к учебным заведениям, готовящим соответствующих специалистов, возросли многократно.

Подготовка профессиональных кадров для работы в сложнейших условиях севера снова становится приоритетной стратегической государственной задачей, требующей консолидации финансов и усилий научно-политического сообщества, отодвигая на второй план коммерческие интересы отдельных корпораций.

«Кто владеет Арктикой, тот контролирует Северное полушарие». Проблема эта не столько экономическая, сколько геополитическая. Вопрос национальной безопасности. Дивиденды делить пока еще рано. И имеющиеся ресурсы, не распыляя, надо сосредоточить на главном.

Проблемам подготовки инженерных кадров для транспортного флота России, и в частности, для гражданских атомных судов, работающих в ледовых условиях арктического севера, был посвящен круглый стол в Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова (ГМА), в котором приняла участие редактор журнала «Атомная стратегия» Тамара Девятова.


Т.А.Девятова

‑ Каких специалистов  готовит сегодня ГМА – ведущее высшее учебное заведение морского флота в стране?

Николай Андреевич Алексеев, заместитель начальника ГМА по учебной работе.

–Сегодня Академия, являясь базовым образовательным учреждением в отрасли, не только ведет подготовку специалистов для флота, но и осуществляет методическое руководство по инженерным специальностям водного транспорта.

ГМА реализует два стандарта обучения: национальный и международный в соответствии с Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 78/95). Диплом специалиста ГМА признан во всем мире.


Т.А.Девятова

– То есть еще до Болонской конвенции вы готовили специалистов, знания которых подтверждены дипломами международного образца?


Н.А.Алексеев

– Больше того, в числе немногих вузов нам удалось отстоять позицию подготовки специалиста, а не бакалавра и магистра, как это принято в соответствии с Болонской конвенцией. На флоте бакалавры – люди с начальными общими знаниями по профессии не только не нужны, но и опасны. Мы по-прежнему готовим специалистов теперь уже на семи выпускающих факультетах: судоводительском, судомеханическом, электромеханическом, радиотехническом, арктическом, военного обучения и международного транспортного менеджмента. А всего факультетов 9, 35 кафедр и три филиала.


Т.А.Девятова

– А специалистов для атомного флота тоже готовите вы?


Н.А.Алексеев

– Наша Академия – единственное не только в России, но  и в мире высшее учебное заведение, готовящее инженеров для судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), осуществляющее целевую подготовку специалистов для обслуживания Северного морского пути. Это не только командный состав атомных ледоколов, но и метеорологи, океанологи, гидрографы, радиоинженеры.


Т.А.Девятова

– Для подготовки судовых специалистов-атомщиков нужна соответствующая учебная и материально-техническая база. Только с помощью учебников курсантов к работе на судах с ЯЭУ не подготовишь.


Н.А.Алексеев

–  Всю свою более чем столетнюю историю (точнее, 130 лет) наша Академия создавала и развивала научные школы по судовождению и безопасности плавания, технической эксплуатации энергоустановок морских судов, судовому оборудованию и средствам автоматизации, развитию методов и средств освоения Мирового океана, радиосвязи, радионавигации и радиолокации.

Начиная с 1958 г. – подготовки первого экипажа для атомного ледокола (АЛ) «Ленин»- Академия подготовила более 1000 специалистов и организовала различные формы повышения квалификации для более чем 3000 человек, работающих в системе эксплуатации АЛ.

За пятьдесят лет эксплуатации атомных ледоколов не произошло ни одной ядерной аварии и не одного ядерного инцидента, которые привели бы к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Подготовка высококвалифицированного специалиста для работы в любой должности на атомном судне возможна только при условии глубокой инженерно-физической, теоретической и практической подготовки. Без выполнения этих условий даже многократные повышения квалификации требуемого качества подготовки и квалификации не обеспечивают.


Алексей Юрьевич Ластовцев, начальник кафедры «Судовые ЯЭУ»

– Для подготовки экипажей АЛ, обеспечивающих круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, в Академии сначала были организованы специальные курсы по судовым ядерным энергетическим установкам, которые возглавил П.И.Грязнов. С 1972 г. подготовкой специалистов этого профиля занималось специальное отделение факультета повышения квалификации (ФПК).

В 1980 г. при ФПК создается учебно-научная база по ЯЭУ, а на судомеханическом факультете – кафедра «Судовые ядерные энергетические установки». С тех пор кафедра готовит инженеров-судомехаников по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» со специализацией «Эксплуатация судовых ЯЭУ», а также инженеров-электромехаников со специализациями «Эксплуатация электрооборудования и средств автоматики судов с ЯЭУ» и «Эксплуатация измерительных и управляющих комплексов судов с ЯЭУ».

В учебном процессе используются тренажеры, установленные в лабораториях кафедры и в тренажерном центре атомного флота ОАО «Мурманское морское пароходство», расположенном в Стрельне близ Санкт-Петербурга.

Кроме теоретической подготовки наши курсанты проходят технологическую, электромонтажную практики в учебных мастерских, морские плавательные практики на морских судах (не менее восьми месяцев).


Т.А.Девятова

– На какие должности могут претендовать ваши курсанты-выпускники по окончании Академии?


Н.А.Алексеев

– Практическая подготовка необходима для получения морского диплома вахтенного механика, соответствующего требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Выпускники нашего судомеханического факультета распределяются в российские и зарубежные судоходные компании на должности вахтенных механиков.

Система подготовки специалистов для АЛ в нашей Академии отвечает требованиям кодекса ИМО «О безопасности атомных торговых судов».


А.Ю.Ластовцев

– Кроме того, на нашей кафедре организованы специальные курсы дополнительного обучения командного состава судов с ЯЭУ, реализующие программы дополнительной послевузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации командного состава атомных судов, а также программы повышения квалификации руководителей и специалистов судостроительных и судоремонтных предприятий атомного флота, специалистов компаний, осуществляющих транспортировку и хранение ядерных материалов.


Т.А.Девятова

– Уже состоявшиеся специалисты с опытом работы на конкретных объектах с ЯЭУ, по-видимому, не только получают у вас новые знания, но и сами обогащают учебный процесс.


А.Ю.Ластовцев

– Да, кроме того, что у нас собрана огромная библиотека технической документации по всем когда-либо построенным судам с атомными установками, их  номинальным и реализованным на практике эксплуатационным характеристикам, мы располагаем обширной базой данных по различным аспектам эксплуатации судовых ЯЭУ, которая постоянно пополняется за счет выпускных аттестационных работ специалистов судов с ЯЭУ, проходящих различные формы дополнительного обучения..


Владимир Ильич Королев, заместитель начальника кафедры «Судовые ЯЭУ»

– Мы не только собираем эту бесценную информацию, содержащую опыт эксплуатации судовых ЯЭУ, замечания и предложения  эксплуатационников (темы своих выпускных аттестационных работ слушатели выбирают применительно к требующим разрешения проблемам на своих атомных судах), но и обобщаем, и анализируем ее, предлагая соответствующие аналитические обзоры предприятиям-разработчикам оборудования  для атомного флота страны.

Но особого стремления проектантов к изучению и использованию этой уникальной, полезной информации пока не наблюдается.


Т.А.Девятова

– При такой технической, информационной, тренажерной базе, научной и педагогической школе, сложившейся в Академии за десятилетия, ГМА могла бы готовить не только специалистов для атомного флота, но и для строящейся сегодня плавучей АТЭС в Северодвинске. Ведь условия  эксплуатации ЯЭУ на судах и плавучих АТЭС очень похожи – вахтовый метод работы в замкнутом пространстве в морском окружении?


Н.А.Алексеев

– Президент (до 03.07.2007 г.начальник) нашей Академии И.И. Костылев на заседании Морской коллегии в марте 2007 г. уже предложил руководителю Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко рассмотреть вопрос о подготовке кадров для плавучих АЭС в ГМА им. адм.С.О.Макарова.

На плавучих АТЭС предполагается использовать реакторные установки типа КЛТ-40, аналогичные судовым ЯЭУ. По опыту иностранных плавучих объектов и логике безопасной морской практики специалисты, эксплуатирующие эти объекты, должны иметь морские рабочие дипломы.

Созданную годами систему подготовки кадров, отработанную для атомных ледоколов, и дополненную специальными программами с учетом специфики плавучих АТЭС, можно использовать для подготовки командного состава таких станций.


Т.А.Девятова

– Как на это предложение отреагировал руководитель Росатома?


А.Ю.Ластовцев

– С.В.Кириенко в принципе согласился с доводами Академии и пообещал, что в ближайшее время этот вопрос на административном уровне будет решен. И центр по подготовке кадров для плавучих АТЭС будет организован на базе ГМА им. адм. Макарова.

Но….. недавно из дирекции строящихся плавучих АТЭС пришло письмо, в котором сообщается о том, что «принято решение о создании Центра подготовки кадров для плавучих АТЭС в Северодвинске. Предлагаем ГМА принять участие в создании Центра».


Т.А.Девятова

– А в Северодвинске для этого имеется какая-то база? Насколько я знаю, в Северодвинске нет солидных высших учебных заведений с фундаментальными научными школами, из которых могли бы собрать преподавательский состав для этого Центра.

А преподавание курсов дисциплин «вахтенным методом» профессорами и специалистами из других городов для подготовки специалистов-эксплуатационников ядерно- и радиационно-опасных энергетических объектов, функционирующих в условиях морского окружения, вряд ли обеспечат необходимый уровень подготовки. Да и как можно будет лицензировать деятельность этого учебного центра, если для присвоения ему требуемой квалификации необходимо набрать преподавательский состав, на 60% имеющий научные звания.


Н.А.Алексеев

– Для обеспечения высокого уровня  подготовки  специалистов для атомных судов и ремонтно-технологического предприятия атомного флота мы, кроме собственного профессорско- преподавательского  состава, широко используем знания лучших преподавателей из других вузов Санкт-Петербурга, главных конструкторов и ведущих специалистов различных научных и проектных организаций, связанных с проектированием и исследованиями судовых ЯЭУ.

Это в полной мере распространяется и на организацию обучения по программам: перегрузка ядерного топлива судовых реакторов, обращение с отработанным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами, ядерная и радиационная безопасность при строительстве АЛ и ремонте судовых ЯЭУ, перевозка и хранение ядерных материалов.


Т.А.Девятова

– Может быть, у страны появились лишние средства, которые не во что вложить? Или материально-техническая база ГМА не позволяет обеспечить необходимую пропускную способность по подготовке специалистов для плавающих объектов с ЯЭУ?


А.Ю.Ластовцев

– На самом деле средства очень нужны на поддержание и развитие материальной базы Академии и тренажерного центра атомного флота, содержание которого сейчас обеспечивает ОАО «Мурманское морское пароходство».

Атомные ледоколы являются собственностью  государства, которая передана в доверительное управление ОАО «ММП», а оно из своих коммерческих доходов эту технику поддерживает и еще выделяет средства для тренажерного центра. Но этого явно недостаточно. Обучение атомщиков – процесс очень дорогостоящий. И обучающихся надо не распылять по вновь создаваемым с нуля региональным центрам, а концентрировать на одной базе, вкладывая финансы в ее постоянную модернизацию.

Создание единого Федерального центра по подготовке специалистов для обслуживания плавающих атомных объектов (к которым относятся и атомные суда, и плавучие АТЭС) могло бы эффективно в экономическом и образовательном плане решить эту важную актуальную для страны проблему.


Т.А.Девятова

– Будем надеяться, что в недалеком будущем и в нашей стране, как и в Поднебесной, первым по общественной значимости станет Учитель, от деятельности которого зависит уровень профессионализма всех «широких» и «узких» специалистов.

Сохранение созданных десятилетиями научных и образовательных школ, подготовивших целую плеяду высококлассных специалистов, прославивших свои альма-матер, таких как «Макаровка», имеющих бренд, признанный на мировом уровне, является задачей государственной. Нужно бережно хранить и развивать эти вузы, вкладывая в их модернизацию соответствующие средства, потому что именно они и готовят кадры, обеспечивающие национальную безопасность России.


Подготовила Тамара Девятова

Журнал «Атомная стратегия» № 31, июль 2007 г.

назад

Материалы из архива

12.2007 РЕТРО энергичного АТОМА - «сказка - быль, да в ней намек»

По случаю 87-й годовщины плана ГОЭЛРО, 41-го по счету празднования дня Энергетика и в честь тридцатилетия атомной энергетики Украины. Может быть, нам все-таки, следует научиться обращать внимание на кажущиеся мелочами обстоятельства. Во-первых, говорят, что мелочей не бывает вовсе. Во-вторых, на практике убедились, что любое хорошее с виду начинание губится именно мелочами.

8.2009 Пессимизм без идей

Сергей Шелин, заместитель главного редактора еженедельника "Дело": - Возвращение к уровню 2008 года, когда ВВП стоял было на грани удвоения по сравнению с 1998-м, намечается где-то в 2013-м, если не 2014-м году. Где она, «Концепция-2020»? Ушла на дно, как Атлантида… Начальство начало смутно осознавать, что вся проделанная им работа над собой, вся его выработанная с таким трудом антикризисная логика, основанная на терпеливом и даже самоотверженном ожидании подъема нефтяных цен, дает осечку.

3.2008 Нужна ли России морская стратегия

Развитие военно-морской стратегии (ВМС) с древнейших времён и до наших дней шло параллельно с практикой  применения сухопутных и  военно-морских сил. В России основы ВМС заложили Пётр I , Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Период первой и второй мировых войн внёс свой вклад в военно-морское искусство и способствовал развитию военно-морской стратегии. Как создавалось военно-стратегическое направление в нашей стране , рассказывает Владимир Георгиевич  Лебедько, к.в.н., проф., контр-адмирал в отставке,  в течение ряда лет руководивший ведущими управлениями оперативно-стратегических штабов флота и сухопутных сил.