Разделять и развивать

4-5 июля на Ленинградской атомной электростанции в городе Сосновый Бор прошло выездное заседание Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. В совещании, которое инициировал сенатор от Законодательного Собрания Ленинградской области, председатель подкомиссии по атомной энергетике Совета Федерации Григорий Нагинский, участвовал и заместитель руководителя Ростехнадзора Сергей Адамчик


- Сергей Анатольевич, в чем вы видите свое участие в нормативно-правовом обеспечении развития атомной энергетики?
- У меня задача одна – чтобы были соблюдены государственные интересы с точки зрения безопасности. В принципе развитие атомной энергетики необходимо, но развивать ее надо безопасно. Я хотел послушать тех, от чьих решений зависит и то и другое: депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Федеральное агентство по атомной энергии и концерна «Росэнергоатом», – чтобы знать их мнения и видеть их позиции.

- Какие аспекты безопасности являются сегодня, на ваш взгляд, наиболее «тонкими» местами?
- Наиболее «тонким» местом является государственная политика в области безопасности. Во всех странах, где есть такие объекты, как атомные станции, она должна быть выражена в понятии «культура безопасности», которая формируется и проводится на государственном уровне, на уровне предприятий и на уровне тех людей, что выполняют конкретные работы. Мы начали формировать эту государственную политику, приняв закон об использовании атомной энергии, введя систему лицензирования. Сегодня, взяв курс на развитие атомной энергетики и создавая новые структуры, которые будут управлять этим развитием, мы должны иметь в государстве «противовес» им – государственное регулирование безопасности. Но почему-то о том, что его нужно развивать, мы не говорим. А без него лучше вообще не развивать атомную энергетику.

- Что вы имеете в виду, когда говорите о государственном регулировании безопасности?
- Под государственным регулированием я имею в виду те структуры, которые работают параллельно, независимо от органов управления атомной энергетикой – оценивают, инспектируют, лицензируют ее объекты и от имени государства могут гарантировать, что они будут безопасны. Когда все было в Средмаше (Министерство среднего машиностроения СССР), до аварии на Чернобыльской АЭС, – была другая схема отношений между органами управления атомной энергетикой и органами госнадзора за ее объектами. Сегодня предпринимаются попытки вернуть ее. Я думаю, что это не очень разумно.

- А как, по-вашему, должно быть?
- Как во всем цивилизованном мире, как написано в международных конвенциях о ядерной безопасности, которые мы взяли на себя обязательства соблюдать.

- Какие принципы государственного регулирования заложены в этих нормативных документах?
- Основной принцип в том, что должно быть разделение между тем, кто управляет атомной энергетикой, и тем, кто регулирует ее безопасность. Один и тот же развивать и регулировать не может. Потому что, если перед ним будет стоять задача развития, значит, на безопасность он будет обращать меньше внимания.

- Что требуется сейчас в первую очередь для наладки регуляторных механизмов на местах, для организации непосредственного контроля над ядерными объектами?
- С точки зрения государственного регулирования здесь нужны квалифицированные специалисты. Тех специалистов, которыми были укомплектованы органы госнадзора на местах в конце 80-х годов прошлого века, мы потеряли. А для того, чтобы взять новых квалифицированных специалистов, государство должно создать условия. И об этом нужно говорить, думать и решать этот вопрос.

- Какие условия нужно создать?
- Прежде всего, «бесплатно» грамотный человек работать не будет. Для того чтобы взять квалифицированного специалиста, ему нужно платить нормальную зарплату.

- Сколько, по-вашему, – нормальная зарплата сегодня?
- Дело не в количестве денег, а в том, что человек просто должен жить достойно: обеспечивать семью, иметь жилье и возможность отдыхать. Речь не идет о каких-то избыточных средствах. Во всем мире государственный чиновник зарабатывает меньше, чем управленцы в промышленности, но государство должно определить ему зарплату, которая, по крайней мере, позволяет государственному служащему и его семье иметь достойное существование.


Интервью взяла Ольга ПЕТРОВА, отдел информации ЛАЭС

назад

Материалы из архива

9.2009 АЭС – не игрушка

Владислав Егоров, депутат Законодательного собрания Нижегородской области: - Есть ли у российского правительства силы, энергия, воля для того, чтобы еще и создавать что-то новое, наукоемкое, технологичное и обеспечивать при этом безопасность граждан? У меня очень большие сомнения, что российская власть обладает сегодня этими качествами. Поняв это, граждане вправе не доверять ей в этом вопросе, поскольку при том развале научной и технологичной системы, который мы сегодня наблюдаем, нет никаких гарантий безопасности эксплуатации атомной станции.

4.2008 Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы

О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия» И зачем Росатому эта обуза – атомный флот? «Радиационная безопасность и утилизация реакторов» как-то не убеждают. Представляю, если бы кто-нибудь по аналогии предложил передать здания на Ордынке 2426 какому-нибудь предприятию ЖКХ только по той причине, что там имеются туалеты и трубы иногда необходимо чистить. И аргументы  привел бы весомые, например, нецелевое расходование средств,  срыв программ строительства энергоблоков, отсутствие инновационного тысячника.

10.2008 Родители выбрали ему имя, а получилось — судьбу

У поколения, к которому принадлежит академик Р.И.Илькаев, нужно успеть многому научиться. Важно  вслушаться, вглядеться особенно тем, кто придет или уже приходит им на смену. Конечно, государство никогда не обделяло его вниманием. Но надо ли объяснять, что удостоиться высоких званий и правительственных наград еще не значит создать себе имя в профессии. Илькаев его создал. Чтобы познакомиться с ученым-физиком, отправилась в Саров, на родину первой советской атомной и термоядерной бомбы.