|
Может ли стать прозрачным материально-техническое снабжение?На официальном сайте Росатома www.minatom.ru электронная торговая площадка уже несколько лет числится под наименованием «отраслевая». Наибольшее впечатление производит заявление о том, что она является «эффективным механизмом взаимодействия между ФААЭ, подведомственными предприятиями и поставщиками товаров и услуг в процессе материально-технического обеспечения организаций атомной отрасли». Что стоит за этой вывеской, и как электронная торговая площадка изменила облик современного снабженца? – Видно, что сайт электронной торговой площадки www.etp.ru ведется без особого энтузиазма. Годовые планы торгов неконкретны и больше напоминают об отчете, о том, что какая-то работа ведется. Что c трудом внедряется в атомной отрасли система, обеспечивающая прозрачность материально-технического обеспечения? – Безусловно, любой ресурс в сети Интернет является, прежде всего, информационным, но не всегда о его жизнеспособности и востребованности можно судить по периодичности обновления статистических данных. Сайт нашего предприятия – это, прежде всего, «вход» в систему ОЭТП Росатома, в которой руководство Росатома, предприятия отрасли, а также поставщики МТО (как действующие, так и потенциальные) могут найти необходимую информацию, произвести размещение заказа, предоставить информацию о своих предложениях. – Новости площадки заканчиваются январем. Из трех важнейших разделов два: аукционы и котировки не поддерживаются. Статистика системы не обновлялась с 9 апреля. – Сайт Партнерства является официальным сайтом Росатома в области госзакупок, в части размещения информации о госзакупках и последующей передачи ее на официальный сайт Российской Федерации. Вопрос наполняемости информацией сайта ОЭТП исключительная прерогатива Росатома. – Какова организационно-правовая форма у вашего предприятия и пользуется ли оно сегодня поддержкой со стороны нынешнего руководства Росатома? – Форма собственности предприятия – некоммерческое партнерство. Партнерство создано в 2001 году с целью создания единого информационной пространства в области материально-технического снабжения, обеспечивающего высокую степень информированности всех участников рынка, создание конкурентной среды и осуществление электронных способов закупки. Членами Партнерства являются ведущие предприятия отрасли, такие как: ФГУП «Концерн Росэнергоатом», ФГУП «Горно-химический комбинат», АКБ «Электроника», ФГУП «Электрохимический завод» и другие. – В чем цель вашего предприятия – продажа неликвидов или централизованные плановые поставки для предприятий атомной отрасли? Помнится, у Эвалда Антипенко были большие планы при его организации. – Основная цель – создание единой информационной системы атомной отрасли, обеспечивающей на основе современных информационных технологий эффективное использование ресурсов в процессе материально-технического обеспечения. Речь идет, прежде всего, о гармонизации имеющихся на предприятиях отрасли информационных систем в обеспечение реализации единых унифицированных бизнес-процессов в области закупок и электронной системы документооборота и финансового расчета межу всеми участниками рынка. В рамках достижения цели Партнерство решает широкий круг задач как области обеспечения предоставления Росатомом государственных услуг, так и предоставление всем участникам поставок МТО необходимой информации, необходимой в процессе поставок. – В чем отличие вашей электронной площадки от обычной сырьевой биржи, и не проще ли предприятиям торговать на РТС? – Число товаров по праву называемых биржевыми ограничено – это товары широкого спроса со стандартными характеристиками: нефть, какао-бобы, металлы, пшеница, валюта и другие, и торговля (закупки) на бирже предприятиями отрасли не является актуальной задачей. Потребности предприятий отрасли включают широкую номенклатуру товаров, и в рамках отрасли возникает потребность в консолидации закупок однотипных товаров. ОЭТП предоставляет предприятиям отрасли как информацию об интересующих их товарах, так и систему размещения заказов. – Успех вашей работы во многом зависит от правильной маркетинговой политики. В чем ее стратегия? Какие рекламные проекты вы реализуете в виртуальной и в реальной жизни, и какие лоббистские мероприятия проводите? – Справедливости ради, хотелось бы сказать, что идеи и подходы маркетинга эффективно действуют лишь в рыночных условиях. НП «Информационный альянс «Атомные города», действующее в рамках управления проектом ОЭТП, формирует и продвигает работы и услуги в рамках двух возложенных Росатомом на партнерство функций: услуги специализированной организации по размещению заказов для государственных нужд и услуги оператора программно-аппаратного комплекса ОЭТП. Партнерство осуществляет не только размещение заказов для государственных нужд, но и предоставление широкого диапазона информационных услуг на базе автоматизированной системы ОЭТП. Такими услугами являются: доступ к базам данных в области МТО, размещение заказов в электронной форме, например, электронные аукционы, запрос ценовых котировок, а также регистрация и согласование сделок в соответствии с нормативными требованиями Росатома. – Могли бы вы как-то классифицировать, систематизировать весь материально-технический поток атомной отрасли и тот, который проходит через вашу торговую площадку. В каком сегменте вы ощущаете высокую конкуренцию? – Материально-технический поток атомной отрасли бесконечно широк по номенклатуре и объемам поставок. Торгово-закупочные электронные процедуры наиболее эффективны при закупках товаров, свойства которых однозначно описываются соответствующими техническими требованиями и с широким диапазоном рыночных предложений. – Какие товары пользуются повышенным спросом или будут пользоваться таким спросом в ближайшей перспективе? – Говорить «какие товары пользуются повышенным спросом» не совсем корректно, так как, если мы живем в рыночных условиях, то предложение удовлетворяет спрос. – Как, по-вашему, какой процент закупок должен в идеале проходить через вашу площадку, и как дело обстоит в реальной жизни? – С уверенностью заявляю, что не менее 20% (по номенклатуре) закупок товаров для нужд атомной отрасли может осуществляться с использованием средств электронной коммерции, в том числе и использованием системы ОЭТП. – Службы снабжения предприятий уже давно имеют своих прикормленных поставщиков и вряд ли заинтересованы делать открытым процесс закупок. Пытаются ли они противодействовать вашей работе? – Безусловно, все предприятия стремятся строить долгосрочные взаимоотношения с поставщиками, но не всегда вопрос определяется степенью «прикормленности» – позволю оперировать введенным вами термином. – Знаете, этот термин придуман и введен задолго до нашего с вами появления на свет. – Вопрос определяется подчас необходимостью гарантированной, своевременной поставки товаров, требуемого качества от традиционного квалифицированного поставщика. В этой связи эффективность поставок можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, поставка товаров, работ и услуг стандартизованного качества, по которым сложился рынок предложений. По этой группе, конечно же, необходимо широко применять конкурентные способы закупок (конкурсы, аукционы, запрос ценовых котировок, в т.ч. электронные), а также проведение квалификационного отбора поставщиков. Такого рода услуги наше предприятие давно и с успехом оказывает предприятиям отрасли, таким как ФГУП «Концерн Росэнергоатом», ФГУП «Приборостроительный завод» и другим. Во-вторых, поставка уникального, специфичного, штучного оборудования (подчас с длительным сроком изготовления), число производителей которого ограничено. При осуществлении закупок у таких поставщиков, прежде всего, необходима организация эффективного контроля за ценообразованием. В рамках осуществления Росатомом согласования крупных сделок предприятий отрасли Партнерство осуществляет проведение технико-экономического или маркетингового анализа сделок. По результатам такого анализа только за 2006 год удалось сэкономить 85 млн. рублей за счет: изменения условий поставок, проведения размещения заказов путем конкурса, устранения экономически необоснованных закупок. Безусловно, поставки по вышеназванным сделкам прошли не на изначальных условиях поставщиков. Думаю, реакцию некоторых недобросовестных снабженцев предприятий после всего проделанного нами не назовешь приятной. Ну, а для тех, кто действительно болеет за интересы дела, надеюсь, что наша работа полезна. – Существуют ли какие-то законодательные и ведомственные документы, обязывающие госпредприятия перейти на вашу торговую площадку? Не проводили ли вы анализ количества и эффективности сделок, прошедших мимо вашей площадки? – Да, существуют нормативные документы Росатома по согласованию крупных сделок, регистрации сделок, обязывающие предприятия предоставлять информацию в систему ОЭТП. – Могли бы вы охарактеризовать наиболее типичного, активного отечественного и иностранного потребителя ваших услуг. В чем их основное отличие? – Конечно, это современные менеджеры, способные прогнозировать изменения внешних условий, адекватно реагировать, ориентироваться на рыночные механизмы, объективно оценивать реалии российского рынка. – Имеются ли в вашем предприятии эксперты, способные давать заключение по качеству товаров и услуг, выставленных на электронных торгах, а также давать рекомендации предприятиям? – Партнерство в течение 3 лет по поручению Росатома проводит маркетинговый анализ крупных сделок предприятий. За это время мы сформировали штат квалифицированных специалистов хорошо знающих отрасль и ее специфику и опирающихся при подготовке экспертных заключений на объемную базу данных по товарам, работам и услугам, и актуальную информацию, предоставляемую абонентами ОЭТП. – Используете ли вы в своей работе брокерское обслуживание, финансовые инструменты биржевой торговли, такие как кредитование сделок и прочее? – ОЭТП – это не биржа, а информацинно-аналитическая система с развернутой функциональностью в области размещения заказов. Это электронные аукционы и запросы ценовых котировок. Вместе с тем, изначально в рамках проекта ОЭТП ставилась задача по созданию финансово-расчетного модуля. Совместно с АКБ «Электроника», являющегося финансовым центром ОЭТП, реализуются работы по созданию соответствующего модуля проведения финансовых расчетов.– Какие организационные и технические проблемы в области материально-технического обеспечения могут возникнуть у Росатома в ближайшие 3–5 лет в связи с реализацией ФЦП по развитию атомной энергетики? – Могу перечислить только те проблемы, которые явно будут тормозить решение названных вами перспективных задач. В их числе: отсутствие единых унифицированных, формализованных и автоматизированных закупочных процедур; отсутствие отраслевой системы по сбору, обобщению и формированию консолидированного заказа для нужд предприятий отрасли; отсутствие системы логистических центров, способных обеспечить исполнение консолидированного заказа; отсутствие мотивации у менеджеров среднего звена последовательно и целенаправленно обеспечивать снижение затрат на закупку МТО. Все остальные проблемы будут решаться обычным рабочим порядком. Беседовал О.В.Двойников |
|
|