Медиаглобализация

Олег Двойников, главный редактор журнала "Атомная стратегия" 


Атомная отрасль России консолидирует ресурсы для эффективной экономической деятельности и конкуренции на мировом рынке. Это необходимость и реальность сегодняшнего дня. По этому же пути идут сегодня Украина, Казахстан, Белоруссия. Намного раньше этот путь прошли Франция, Германия, США. Причем они не только создают мощные транснациональные компании полного цикла, но и объединяются с компаниями других стран для решения конкретных экономических и политических задач, в частности по освоению азиатского атомного рынка.


Национальные корпорации контролируют не только свои финансовые и материальные ресурсы, но и информационные. И что бы мы не говорили о свободе СМИ, управление информационными потоками внутри корпорации будет таким же естественным процессом, как и управление финансовыми потоками.  Так  же естественно будет создание корпоративных информационных источников и баз данных, форм допуска и контроля за лояльностью, деление независимых изданий и журналистов на своих и чужих.

В этих условиях у средств массовой информации есть только два пути: в целях сохранения лояльности ретушировать острые проблемы корпорации или самим выходить на глобальный рынок, объединяться с мощными сетевыми СМИ и взаимодействовать с корпорациями по всему миру. Для изданий, работающих в информационном поле атомной отрасли, это особенно актуально, поскольку выход на международный медийный рынок даст возможность сопоставлять и сравнивать, взаимодействовать с разными фокусными группами и шире использовать рекламные возможности.

Объединение информационно-издательского бизнеса на Западе началось давно. Это позволило оптимизировать технологические процессы. Крупному предприятию легче содержать производство, создавать собственные информационные базы, разветвленные сети корпунктов, сопоставлять и анализировать информацию, обеспечивать защиту интересов, диверсифицировать бизнес и, в частности, развивать новые медийные проекты. 

News Corp., например, даже имея в своем составе известнейшие мировые бренды, не оставляет надежды получить еще и контроль над Dow Jons & Co. Если поглощение удастся, то Мэрдок будет контролировать крупнейшую медиаимперию мира. Финский Sanoma WSOY, имевший в своем составе более 300 изданий, в 2005 году за $185 млн. купил еще и издательский дом Independent Media, превратившись в мощнейший медиахолдинг Европы. Сильные международные издательства создают свои СМИ и на территории России.

Российские издательские предприятия также идут по пути объединения.
Для расширения бизнеса ИД Родионова часть акций была продана в свое время совладельцам «Кузбассразрезугля» Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. При этом и сегодня  Сергей Родионов продолжает искать инвестфонды для привлечения ресурсов еще на сумму 70 млн. долларов. Привлеченные суммы позволят ему до весны следующего года запустить еще около шести проектов (оценка в 10-12 годовых оборотов «обычна» для прибыльного издательского бизнеса).

Информационно-издательское агентство «PRo Atom», наверное, единственное частное предприятие в информационном поле атомной отрасли России, поддерживающее развитие атомной энергетики. На страницах его изданий «Атомная стратегия» и сайта www.proatom.ru  можно найти материалы, отражающие позицию независимых авторов. Ежедневная посещаемость сайта в отдельные дни превышает 13 тыс., причем больше половины посетителей живут за пределами страны. Однако агентству приходится конкурировать, в том числе и с корпоративными изданиями атомной отрасли, финансируемыми из ее бюджета. И, хотя это прямое нарушение антимонопольного законодательства, поскольку являет собой пример недобросовестной конкуренцией, все же наибольшую трудность представляет работа с информацией. Взаимодействовать с монополией становится все сложнее ‑ мощный информационный фильтр атомной корпорации умело просеивает и дозирует информацию. Кроме того, немногие руководители атомных предприятий понимают сегодня роль рекламы и PR, а понимание их значимости на международном рынке придет только тогда, когда первые лица будет нести реальную ответственность за экономические показатели развития атомной отрасли и ее позиций в мире.

Вообще, взаимоотношения агентства «PRo Atom» с Росатомом представляет собой  набор сложных игр с неписаными правилами. Дело не в конкретных личностях, а в естественном ходе развития системы. У философа Хейзингера есть замечательная мысль о том, что есть всего два типа игр: “выиграть-выиграть” или “проиграть-проиграть”. Те, кто думает, что выиграет, победив своего противника, на самом деле играют в игру “проиграть-проиграть”. Игры “выиграть-выиграть” основаны на принципиально другой философии — философии партнерства. В этой системе миропонимания лучший тип взаимоотношений был бы таким, при котором есть только победители, или, словами маркетологов, спрос рождает предложение, предложение удовлетворяет спрос. В общем, это позиция Партнерства. Редакция агентства «PRo Atom» в течение последних десяти лет неоднократно делала попытки создания таких взаимоотношений, но достичь их не удалось. Именно поэтому учредители агентства приняли решение о продаже части пакета своих акций стороннему инвестору. В настоящее время идет поиск медийных фондов и ведутся переговоры с несколькими зарубежными предприятиями соответствующего профиля. Необходимость привлечения внешнего инвестора связана прежде всего с расширением бизнеса и переводом информационно-издательского проекта на англоязычную аудиторию, что позволит расширить информационное и рекламное пространство. Не имеет большого значения, кто будет хозяином «PRo Atom», главное, что коллектив редакции  пытается представлять объективную картину развития атомных технологий и этот вектор сохранится.

назад

Материалы из архива