|
МедиаглобализацияОлег Двойников, главный редактор журнала "Атомная стратегия" Национальные корпорации контролируют не только свои финансовые и материальные ресурсы, но и информационные. И что бы мы не говорили о свободе СМИ, управление информационными потоками внутри корпорации будет таким же естественным процессом, как и управление финансовыми потоками. Так же естественно будет создание корпоративных информационных источников и баз данных, форм допуска и контроля за лояльностью, деление независимых изданий и журналистов на своих и чужих. В этих условиях у средств массовой информации есть только два пути: в целях сохранения лояльности ретушировать острые проблемы корпорации или самим выходить на глобальный рынок, объединяться с мощными сетевыми СМИ и взаимодействовать с корпорациями по всему миру. Для изданий, работающих в информационном поле атомной отрасли, это особенно актуально, поскольку выход на международный медийный рынок даст возможность сопоставлять и сравнивать, взаимодействовать с разными фокусными группами и шире использовать рекламные возможности. Объединение информационно-издательского бизнеса на Западе началось давно. Это позволило оптимизировать технологические процессы. Крупному предприятию легче содержать производство, создавать собственные информационные базы, разветвленные сети корпунктов, сопоставлять и анализировать информацию, обеспечивать защиту интересов, диверсифицировать бизнес и, в частности, развивать новые медийные проекты. News Corp., например, даже имея в своем составе известнейшие мировые бренды, не оставляет надежды получить еще и контроль над Dow Jons & Co. Если поглощение удастся, то Мэрдок будет контролировать крупнейшую медиаимперию мира. Финский Sanoma WSOY, имевший в своем составе более 300 изданий, в 2005 году за $185 млн. купил еще и издательский дом Independent Media, превратившись в мощнейший медиахолдинг Европы. Сильные международные издательства создают свои СМИ и на территории России. Российские издательские предприятия также идут по пути объединения. Для расширения бизнеса ИД Родионова часть акций была продана в свое время совладельцам «Кузбассразрезугля» Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. При этом и сегодня Сергей Родионов продолжает искать инвестфонды для привлечения ресурсов еще на сумму 70 млн. долларов. Привлеченные суммы позволят ему до весны следующего года запустить еще около шести проектов (оценка в 10-12 годовых оборотов «обычна» для прибыльного издательского бизнеса). Информационно-издательское агентство «PRo Atom», наверное, единственное частное предприятие в информационном поле атомной отрасли России, поддерживающее развитие атомной энергетики. На страницах его изданий «Атомная стратегия» и сайта www.proatom.ru можно найти материалы, отражающие позицию независимых авторов. Ежедневная посещаемость сайта в отдельные дни превышает 13 тыс., причем больше половины посетителей живут за пределами страны. Однако агентству приходится конкурировать, в том числе и с корпоративными изданиями атомной отрасли, финансируемыми из ее бюджета. И, хотя это прямое нарушение антимонопольного законодательства, поскольку являет собой пример недобросовестной конкуренцией, все же наибольшую трудность представляет работа с информацией. Взаимодействовать с монополией становится все сложнее ‑ мощный информационный фильтр атомной корпорации умело просеивает и дозирует информацию. Кроме того, немногие руководители атомных предприятий понимают сегодня роль рекламы и PR, а понимание их значимости на международном рынке придет только тогда, когда первые лица будет нести реальную ответственность за экономические показатели развития атомной отрасли и ее позиций в мире. Вообще, взаимоотношения агентства «PRo Atom» с Росатомом представляет собой набор сложных игр с неписаными правилами. Дело не в конкретных личностях, а в естественном ходе развития системы. У философа Хейзингера есть замечательная мысль о том, что есть всего два типа игр: “выиграть-выиграть” или “проиграть-проиграть”. Те, кто думает, что выиграет, победив своего противника, на самом деле играют в игру “проиграть-проиграть”. Игры “выиграть-выиграть” основаны на принципиально другой философии — философии партнерства. В этой системе миропонимания лучший тип взаимоотношений был бы таким, при котором есть только победители, или, словами маркетологов, спрос рождает предложение, предложение удовлетворяет спрос. В общем, это позиция Партнерства. Редакция агентства «PRo Atom» в течение последних десяти лет неоднократно делала попытки создания таких взаимоотношений, но достичь их не удалось. Именно поэтому учредители агентства приняли решение о продаже части пакета своих акций стороннему инвестору. В настоящее время идет поиск медийных фондов и ведутся переговоры с несколькими зарубежными предприятиями соответствующего профиля. Необходимость привлечения внешнего инвестора связана прежде всего с расширением бизнеса и переводом информационно-издательского проекта на англоязычную аудиторию, что позволит расширить информационное и рекламное пространство. Не имеет большого значения, кто будет хозяином «PRo Atom», главное, что коллектив редакции пытается представлять объективную картину развития атомных технологий и этот вектор сохранится. |
|
|