Понимание росийского комплекса обогащения урана (часть 2)

Олег Бухарин, Принстонский университет

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ВОУ 1993 ГОДА
Разбавление ВОУ из демонтированного оружия в НОУ для поставки в Соединенные Штаты стало основной деятельностью российского обогащающего комплекса, и важным источником доходов для Минатома. Первоначальное предложение было внесено правительству США купить российский уран оружейного качества из демонтированного ядерного оружия в октябре 1991 г. физиком Томасом Неффом из Массачусетского технологического института. Формальные переговоры начались летом 1992 г. и в феврале 1993 г.

Правительства США и России подписали рамочное соглашение, определяющее задачи и область действия российско-американского соглашения по ВОУ. В соответствии с этим соглашением США приобретут по крайней мере 500 т ВОУ, извлеченного из российского ядерного оружия, в течение 20 лет. Материал будет преобразован в топливо с низкообогащенным ураном и продано коммерческим атомным электростанциям. Основной задачей соглашения было «обеспечение быстрой и безопасной утилизации для мирных целей высокообогащенного урана, освободившегося при сокращении ядерного оружия» (27).

Вслед за подписанием рамочного соглашения правительства США и России выбрали исполнительных агентов: обогатительную компанию Соединенных Штатов (USEC, в то время государственное учреждение; сегодня USEC является частной компанией) и предприятие Минатома «Тенекс». Стороны начали обсуждать контракт по начальной реализации и соглашение по прозрачности, определяющие детали реализации межправительственного соглашения. Остаток 1993 г. и почти весь 1994 г. были потрачены на переговоры по этим двум документам и на разрешение множества институциональных, экономических, политических и технических вопросов.

Как только Минатом и его предприятия начали параллельно разрабатывать технологию и инфраструктуру разбавления ВОУ из оружия в НОУ для энергетических реакторов, возникла техническая проблема. Было обнаружено, что российский ВОУ, большая часть которого была произведена из переработанного урана из программы производства плутония, был загрязнен примесями актинидов и другими химическими примесями, представляющими проблемы по охране труда и по качеству, которые строго контролируются международными стандартами (28). Другую проблему представляли нежелательные изотопы урана-232 и урана-236, образованные в реакторе, а также высокая концентрация урана-234 (29).

Решение, предложенное специалистами Минатома, заключалось в понижении концентрации примесей посредством радиохимической обработки ВОУ, и использование для разбавления урана из отвалов с пониженным содержанием урана-234, повторно обогащенного до 1,5 процента (30). (Разбавление ВОУ обогащенным ураном увеличивает количество конечной продукции, и, таким способом, увеличивает фактор разбавления).

Первоначальные производственные мощности были созданы в Северске (окисление и очистка) и Новоуральске (фторирование и разбавление) и разбавление промышленного масштаба началось в 1994 г. Первая поставка урана по российско-американскому соглашению по ВОУ была произведена в мае 1995 г. В 1995 г. в USEC было поставлено 156 т НОУ (полученных из 6,1 т ВОУ). В 1996 г. уровень разбавления увеличился до 12 т ВОУ. В 1997 г. Стороны согласовали контракт, в соответствии с которым 18 т ВОУ должно быть разбавлено и поставлено в USEC в 1997 г., 24 т в 1998 г., и 30 т в каждом последующем году. В 2002 г. контракт между USEC и «Тенекс» был продлен с покрытием поставок по 30 т ВОУ в год до 2013 г. для баланса соглашения (31).

Инфраструктура производства развивалась по мере ускорения графиков поставок. В 1996 г. в Зеленогорске и Северске были введены в строй установки для фторирования и разбавления. В 1997 г. в Озерске были начаты пробные работы по окислению и очистке u1084 металлического ВОУ, и установка достигла своей проектной мощности в 15 т ВОУ в год (предположительно, как и в Северске) в 1998 г. В 1998 г. в работах по разбавлению ВОУ было задействовано примерно 8 000 человек (32).

В настоящее время работы, связанные с разбавлением ВОУ, проводятся на каждом из четырех обогащающих предприятиях, а также на комплексе «Маяк» в Озерске (см. Приложение «Технология разбавления ВОУ и меры прозрачности»). Химические и металлургические заводы в Озерске и Северске, ранее построенные для изготовления компонентов ядерного оружия из ВОУ и плутония, проводят механическую резку и термическое окисление деталей из металлического ВОУ. Фторирование порошкового оксида ВОУ производится в Зеленогорске (предположительно из материала Озерска) и в Северске. Разбавление производится в Новоуральске, Зеленогорске и Северске. На каждом из четырех обогащающих предприятиях производится также уран для разбавления, обогащенный до 1,5 процента.

Производство разбавителя
8 555 т обедненного урана (0,25%) + 5,34 миллиона ЕРР → 916,6 т 1,5% НОУ (отвалы 0,1%)
Разбавление ВОУ и степень обогащения
З0 т 93% ВОУ + 916.6 т 1,5% НОУ → 946,6 т 4,4% НОУ = 5,52 миллиона ЕРР + 9 000 т природного урана

Согласно российским данным, на работы по разбавлению ВОУ приходится примерно 30 процентов работы разделения в России (28,9% в 2000 г.), или примерно 5,78 миллиона ЕРР в год. (Предполагая содержания урана-235 в сырье и в отвалах, равными 0,25% и 0,1%, можно получить произведенную работу примерно в 5,34 миллиона ЕРР в год. Возможно, расхождение связано с использованием сырьевого материала с содержанием урана-235 ниже 0,25%. Примечательно, что этот процесс утилизации, по-видимому, потребляет больше работы разделения, чем понадобится для производства того же количества НОУ из природного урана.) Количество работы разделения, требуемое для поддержки утилизации ВОУ, планируется поддерживать на том же уровне до завершения соглашения в 2013 г.

Возможно, соглашение по ВОУ было одним из наиболее важных двусторонних инициатив по нераспространению после холодной войны. Утилизация 500 т ВОУ – конечная цель соглашения – будет значительным достижением в нераспространении. (Хотя в краткосрочной перспективе обработка и перевозка больших количеств ВОУ создала дополнительный риск кражи материала и его отвлечения.) Соглашение по ВОУ уже принесло важные преимущества для нераспространения. Наиболее важно то, что оно стало источником стабильных и предсказуемых доходов для российского ядерного комплекса33. Доходы от ВОУ сыграли важнейшую роль в предотвращении коллапса ядерного комплекса в середине 1990-х г.г. (что могло бы быть серьезнейшей угрозой для безопасности.) Они, вместе с другими поступлениями от работ по обогащению, оставались важными для поддержки социальной стабильности комплекса Минатома, российских внутренних усилий по сокращению инфраструктуры производства ядерного оружия, и программ по усилению защиты, контроля и учета ядерных материалов. Американские меры по подтверждению происхождения разбавленного урана из ВОУ были весьма успешными и создали важный прецедент в российско-американской ядерной прозрачности.

США и Россия должны изучить расширение соглашения за пределы согласованного количества в 500 т ВОУ, утилизацию которых планируется завершить в конце 2013 г. Дополнительные  количества ВОУ, затрагиваемые новым соглашением, могут лежать в пределах от 200 до 500 т ВОУ (некоторые рыночные аналитики пессимистически относятся к такому дополнительному соглашению из-за видимой нехватки разбавителя и собственных потребностей России в уране34). Согласие России на заявление избытка и его утилизации таких больших количеств ВОУ может потребовать обоюдных мероприятий со стороны Соединенных Штатов. Может также потребоваться обмен данных о запасах ВОУ между двумя странами. Окончательное расширение соглашения по ВОУ, вероятно, потребует двусторонних соглашений по верификации отсутствия производства нового ВОУ для того, чтобы убедиться в том, что ни Россия, ни США не заменяют разбавляемый ВОУ новым материалом.

Повторное обогащение отвалов обедненного урана
Способность Минатома к повторному обогащению отвалов базируется на низкой стоимости производства и больших мощностях обогащения. Однако, повторное обогащение отвалов для Минатома значит больше, чем возможность использования своих недогруженных мощностей обогащения. Специалисты Минатома рассматривают отвалы как стратегический источник урана, который особенно важен из-за потери советского производства урана в Средней Азии и Украине и ожидаемого уменьшения производительности существующих урановых рудников в России. Повторное обогащение отвалов также критично для разбавления ВОУ по соглашению 1993 г.
Повторное обогащение урановых отвалов от прежних работа по обогащению началось в России в 1990-х г.г. Согласно единой программе развития атомной энергетики Минатома на 1993-2000 г.г. и до 2010 г., объем работ по повторному обогащению должен был увеличиться с 1,39 миллиона ЕРР в 1993 г. до 6,44 миллиона ЕРР в 2000 г. и оставаться на этом уровне до 2010 г (35). План предусматривал начало работ с отвалов низкого качества (0,20 – 0,24% U-235) и постепенный переход на отвалы более высокого качества. (Однако, кажется, что еще в 1992 г. Минатом повторно обогащал свои отвалы с 0,36% U-235.) отвалы были использованы как для изготовления урана с 0,7% U-235 (как у природного урана), так и для обогащенного урана для российских реакторов.

Использование собственных отвалов для производства реакторного топлива было, однако, вскоре сокращено. Вместо этого в середине и конце 1990-х г.г. обогащающие предприятия начали повторно обогащать отвалы для производства разбавителя со степенью обогащения 1,5% для соглашения по ВОУ. В конце 1990-х г.г. Минатом подписал также контракты по обогащению отвалов с Urenco и Cogema. По этим контрактам эти компании поставляют в Россию 5 000 – 7 000 т обедненного урана (содержащего 0,3 – 0,35% U-235) в год36. Россия возвращает 1 100 т урана, обогащенного до 0,711%; Cogema получает также 110 т урана, обогащенного до 3,5%. Остатки отвалов, по-видимому, используются Минатомом для поддержки соглашения по ВОУ.

Соглашение с Urenco/Cogema довольно выгодно для Минатома, поскольку оно предоставляет весьма нужные чистые отвалы для разбавителя по соглашению по ВОУ и является очень важным источником урана для Минатома (оцениваемого в 3 300 т эквивалента природного урана в год37). Контракты также позволяют Минатому поддерживать производство на своих обогащающих предприятиях. Согласно официальным российским данным, в 2000 г. для этой цели  спользовалось
12,9% российских мощностей по обогащению (2,58 миллиона ЕРР). (По оценкам западных аналитиков, на повторное обогащение отвалов затрачивается примерно 35% российских мощностей, соответствующих 7 миллионам ЕРР38.) Такое широкое использование отвалов драматически уменьшит загрузку заводов, производящих UF6 (до 10-15 процентов от их мощности) (39).

За вторичные отвалы, получающиеся после повторного обогащения импортных отвалов, отвечает Минатом. (На самом деле, основным мотивом для Urenco и Cogema при заключении контрактов на повторное обогащение с Россией, вероятно, было желание избавиться от отвалов.) Они, однако, составят довольно малую долю от собственных отвалов Минатома (которые оцениваются в 500 000 т). В настоящее время отвалы хранятся в стальных резервуарах на каждом из четырех обогащающих предприятий, и, согласно мнению российских специалистов, они могут безопасно сохраняться в течение более 100 лет. В 2000 г. Минатом работал над концепцией утилизации отвалов обедненного урана (40)
.
Планируется, что повторное обогащение отвалов (иностранных и собственных) останется одной из основных работ обогатительного комплекса и после 2010 г. и будет использовать большую часть из запланированного роста мощностей.

Доходы от обогащения урана
Работы по обогащению урана ежегодно приносят Минатому сотни миллионов долларов (728 миллионов долларов доходов в 2001 г.41). соглашение по ВОУ дает примерно 400 миллионов (считая, что Минатом получает только 80% от 450-500 миллионов долларов, уплачиваемых USEC российскому правительству) и является крупнейшим источником доходов (см. табл. 2 (42). Экспорт услуг по обогащению для Западной Европы, Восточной Азии, и Южной Африки приносит примерно 300 млн. долл. Эта деятельность предположительно составляет наибольшую долю доходов Минатома от обогащения урана.

Повторное обогащение отвалов для Urenco и Cogema, вероятно, менее выгодно с финансовой точки зрения. Эти отвалы, однако, критичны для выполнения соглашения по ВОУ и являются значительным источником урана. Производство обогащенного урана для изготовления топлива для поставленных Россией реакторов, вероятно, является менее значительным источником дохода для комплекса обогащения. Обогатительные заводы передают этот уран (в виде UF6) на заводы концерна ТВЭЛ, изготавливающие топливо. Предположительно, ТВЭЛ возмещает обогатительным предприятиям стоимость производства (плюс умеренную прибыль) по ценам, устанавливаемым государством. Доходы ТВЭЛа от продажи реакторного топлива (464 млн. долл. в 2001 г.) учитываются в бюджете Минатома (43). Предполагая, что затраты на обогащение составляют 70% от стоимости топливного цикла, стоимость работы по обогащению для производства этого топлива может быть оценена примерно в 325 миллионов.

ЭКСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕНТРИФУГ
Финансовый кризис и разочарования 1990-х г.г. привели Минатом к проектам, включающим прямой экспорт российской центрифужной технологии. Проект в Китае был относительно успешным. Он был начат 18 декабря 1992 г. межправительственным соглашением «О кооперации при строительстве на территории КНР газового центрифужного завода для обогащения урана для атомной энергетики»44. В марте 1993 г. стороны подписали генеральный контракт о сооружении центрифужного завода на 500 000 ЕРР в год на площадке вблизи Ханжонга в провинции Шэньси.

В ноябре 1994 г. Минатом ввел в строй опытный центрифужный каскад для подготовки китайских рабочих. В декабре 1996 г. стороны подписали протокол к соглашению 1992 г. Протокол предусматривал расширение поставленных Россией мощностей до 1-1,5 миллиона ЕРР в год. В нем указывалось также, что предлагаемое увеличение будет реализовано не только за счет расширения завода в Шэньси, но и за счет строительства нового завода на 500 000 ЕРР в год в Ланчжоу. В марте 1997 г. На год раньше срока была введена в строй первая очередь завода в Шэньси (200 000 ЕРР в год). Вторая очередь завода в Шэньси (300 000 ЕРР в год) начала работу в августе 1998 г. Завод в Ланчжоу начал работу в 2001 г.; ожидается, что его мощность в будущем удвоится (45).
Построенные Россией центрифужные заводы в Китае, признанной ядерной державе, не являются значительной проблемой для нераспространения. Кроме того, в соответствии с трехсторонним соглашением между Россией, Китаем и МАГАТЭ, эти предприятия доступны для международного мониторинга. Фактически завод в Шэньси находится под гарантиями МАГАТЭ (см. текст в рамке). В 2001 г., однако, МАГАТЭ не хватило средств для проектирования монитора обогащения и потока, устанавливаемого в трубопроводах продукта и отвалов. Завод в Ланчжоу не находится под гарантиями МАГАТЭ из-за отсутствия средств и ресурсов. Минатом подписал также соглашение с комитетом по ядерной энергии Китая (CNEC) по обращению с конфиденциальной информацией и защите оборудования и информации проекта и контракта (46).

Новоуральск и Ангарск являются основными предприятиями, занимающимися строительством китайских заводов. Проект довольно выгоден: в 1995 г. стоимость контракта (фактически стоимость завода в Шэньси) оценивалась в 150 млн. долл. Кроме того, контракт является частью пакетной сделки, по которой Китай согласился купить российские реакторы ВВЭР-1000 и 30% топлива для электростанции, которая строится в Китае Францией (47).

На китайских заводах используется старая технология центрифуг (возможно, пятого поколения) и она предназначена только для обслуживания внутренних потребителей48. Согласно тогдашнему министру атомной энергии Виктору Михайлову, «в конце этого десятилетия (к 2000 г.) мы планируем перевести наши заводы на новое поколение центрифуг, которые будут обладать в 1,5-2 раза большей производительностью, чем те, которые мы поставили в Китай. Этой технологии уже 15 лет49.» Некоторое секретное оборудование (не включающее центрифуги) закрыто для защиты проектной информации. Даже при этом передача технологии в Китай может оказать в долгосрочной перспективе отрицательное влияние на конкурентоспособность России на мировом рынке обогащения. Согласно российскому участнику проекта, «Мы делаем это на свой страх и риск; но деньги хорошие (50)».

ГАРАНТИИ МАГАТЭ ДЛЯ ПОСТРОЕННЫХ РОССИЕЙ ЦЕНТРИФУЖНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ*
Гарантии для поставляемых Россией центрифужных заводов являются значительным вызовом, поскольку «обогатительные заводы с российскими газовыми центрифугами спроектированы с гораздо большей степенью эксплуатационной гибкости по сравнению с другими заводами… Кроме того, гибкое расположение трубопроводов дает возможность обойти любой установленный прибор для мониторинга обогащения». Для того, чтобы создать подходящий режим мониторинга, Россия, Китай и МАГАТЭ организовали трехсторонний проект по обогащению. В подходе к гарантиям, разработанном в этом проекте, описаны три задачи гарантий на поставленных Россией центрифужных предприятиях: а) обнаружение производства ВОУ; б) обнаружение производства НОУ сверх объявленных количеств или степени обогащения; и в) обнаружение отвлечения природного урана или обедненного урана. Он предусматривает инспекции как внутри цеха каскада, так и вне его. Предлагаемые инспекции за пределами цеха включают:
  • проверку записей и отчетов;
  • учет и контроль UF6 в баллонах для сырья, продукта, и отвалов;
  • верификацию получений и отправок;
  • верификацию заявленных передач на станции сублимации и десублимации;
  • внезапный сбор образцов за пределами цеха.
Предлагаемые инспекции в цехе включают:
  • визуальную проверку оборудования и площадки;
  • внезапный сбор образцов в цехе;
  • специальный сбор образцов частиц при помощи фильтров для сбора образцов (фильтров Кошелева);
  • мониторинг потока продукции;
  • непрерывный мониторинг обогащения;
  • мониторинг работы разделения;
  • применение локализации и наблюдения на станциях сублимации и десублимации и входных и выходных пунктах цеха.
*A. Panasyuk, A. Vlasov, S. Koshelev, T. Shea, D. Perricos, D. Yang, and S. Chen, "Tripartite
Enrichment Project: Safeguards at Enrichment Plants Equipped with Russian Centrifuges,"
IAEA-SM-367/8/02 (IAEA, 2001).


Воодушевленный контрактом с Китаем, Минатом в начале и середине 1990-х г.г. искал аналогичные возможности в других местах. Однако, предлагаемы экспорт технологии в Иран вызвал трудности для Минатома и российского правительства. Намерение начать переговоры по контракту обогатительного завода было записано в протоколе встречи визита министра Минатома Виктора Михайлова в Тегеран в январе 1995 г.51 Российское правительство прекратило этот проект под давлением Соединенных Штатов и после того, как планы Минатома стали известны.

В самом деле, центрифужная технология представляет особую проблему для нераспространения. Высокая разделительная способность индивидуальных центрифуг, малые запасы материала в процессе, и низкие требования к потреблению энергии и охлаждению делают ее предпочтительной технологией для небольшой секретной обогатительной установки.

Из-за модульной конструкции завода и короткого времени установления равновесия в каскаде центрифужная технология обогащения также подходит для несанкционированного производства ВОУ на формально гражданском обогатительном предприятии. Заводы российской конструкции, как сообщают, могут быть особенно подозрительными из-за относительно простой реконфигурации каскадов, которая может быть достигнута манипуляцией с клапанами.

Имеется опасность того, что Россия, с десятками тысяч специалистов по центрифугам, огромной научно-исследовательской и производственной базой, и большими запасами центрифуг, вспомогательного оборудования, и компонентов, может стать источником оборудования и «ноу-хау» для стран, стремящихся получить ядерное оружие. (Фактически, появились обвинения, которые были опровергнуты Минатомом, в том, что российские организации, вместе с Китаем и Пакистаном, были основными поставщиками для иранской программы по центрифугам (52.)
Российское правительство предпринимает усилия для укрепления своего экспортного контроля. Техническая поддержка в этой области предоставляется санкт-петербуржским центром Центротех-ЭХЗ, который работает вместе с лабораториями экспортного контроля Минатома в Физико-энергетическом институте (ФЭИ, Обнинск) и Институте технической физики (ВНИИТФ, Снежинск). Российское правительство также стремится предотвратить несанкционированную передачу технологии центрифуг. Например, в 2000 г. оперативники регионального управления ФСБ в Челябинске задержали гражданина Китая, пытавшегося купить документацию u1080 и оборудование для центрифуг у работников российского обогатительного предприятия на Урале (53).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение периода в 50 лет Советский Союз (и теперь Россия) разрабатывал высокоэффективную технологию обогащения урана с помощью центрифуг и создал большой научно-исследовательский и промышленный комплекс для производства обогащенного урана для ядерного оружия (в прошлом) и ядерных реакторов. Комплекс обогащения является важнейшей частью российского ядерного комплекса и будет сохранять свое значение для экономики России.
Из-за своей роли в российско-американском соглашении 1993 г. по ВОУ, глобальных ядерных рынках, и усилий по контролю распространения технологии обогащения на центрифугах российские предприятия по обогащению имеют большое значение для международной безопасности. Возможно, наиболее эффективным способом использования его положительного потенциала и обеспечения его прозрачности для Запада, а также прекращения отрицательного развития (такого, как неконтролируемый экспорт технологии центрифуг) является более полная интеграция российского обогатительного комплекса в западный ядерный рынок. Такая интеграция может включать устранение торговых барьеров, стратегическое партнерство с основными западными компаниями по обогащению урана, продление разбавления ВОУ за 2013 г., новые инициативы по прозрачности (такие, как инициатива по отсутствию изготовления ВОУ), и строительство поставленных Россией установок по обогащению с международным управлением в западных странах. Стратегический курс такой интеграции будет служить интересам международного нераспространения и энергетической безопасности и облегчит экономическую и политическую интеграцию России в западный мир.


Приложение
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗБАВЛЕНИЯ ВОУ И МЕРЫ ПРОЗРАЧНОСТИ
Технология преобразования ВОУ в НОУ
В работах по разбавлению по соглашению 1993 г. по ВОУ используется процесс с UF6. Основными этапами этого процесса являются размельчение, очистка, фторирование, и раз-
бавление низкообогащенным UF6.

Основными этапами процесса окисления являются следующие. компоненты оружия размельчаются в стружку, берутся и анализируются образцы материала. Стружка ВОУ окисляется в специальных печах, оксид размалывается и просеивается для получения однородного порошка. Берутся образцы порошка, и, если уровень примесей является неприемлемым, то производится очистка в процессе растворения и экстракции. (Может понадобиться не один цикл растворения и экстракции.) Перед транспортировкой на установку фторирова-ия чистый оксид перегружался в транспортные контейнеры приблизительно по 6 килограммов в контейнере) и взвешивался. Транспортные контейнеры помещались в дополнительную опечатываемую тару и тяжелые защитные устройства для перевозки по железной дороге.

На установке фторирования порошок оксида ВОУ получается и взвешивается. Проводится анализ качества образцов материала. Оксид ВОУ фторируется в пламенных реакторах и и UF6 конденсируется в 6-литровых сосудах. Жидкий UF6 переводится в 12-литровые сосуды, взвешивается и анализируется для определения концентрации U-235. Шлаки ВОУ, которые образуются при фторировании, отправляются обратно на установку окисления для извлечения ВОУ.

12-литровые сосуды перевозятся на завод обогащения, где высокообогащенный UF6 направляется в устройство с Т-образными трубами для смешивания с UF6, обогащенным до 1,5%. После смешивания образующийся НОУ в виде UF6 закачивается в устройство десублимации. После взятия образцов НОУ загружается в стандартные баллоны 30-В для отправки в Соединенные Штаты.

Прозрачность в процессе разбавления ВОУ
Рамочное соглашение 1993 г. потребовало заключения соглашения о прозрачности, которое должно было «установить меры u1087 прозрачности для обеспечения выполнения задач соглашения». В частности, эти задачи заключались в том, чтобы обеспечить разбавление ВОУ из оружия до НОУ, и что эта продукция будет переработана в топливо для коммерческих реакторов, а не будет переработано в программе ядерного оружия США.

Процесс установления эффективного режима прозрачности был трудным. В Соединенных Штатах ключевым вопросом было подтверждение того, что (а) материал, входящий в устройство для разбавления, действительно представлял собой ВОУ, и (б) что он произошел из ядерного оружия, а не из других не оружейных запасов. (В настоящее время США согласны покупать любой металлический ВОУ, который не был недавно произведен54.) В России основной практический интерес, по-видимому, был связан с изучением деталей процессов, применяемых изготовителями топлива в США.

После того, как в сентябре 1993 г. и марте 1994 г. были подписаны меморандум о взаимопонимании и протокол по прозрачности, был организован комитет по анализу прозрачности (КАП), который впервые собрался в сентябре 1994 г. для обсуждения специфических соглашений. Было решено, что КАП будет предоставлен один год для разрешения имеющихся проблем. Если к этому времени не будет получен результат, то уровень обсуждений будет поднят до политического. Если на политическом уровне не будет принято приемлемого решения, то правительства США и России соответственно укажут USEC и Тенекс не выпускать и не принимать заказы на поставку.


Реализация эффективных мер по прозрачности оставалась практически заторможенной до июня 1995 г., когда на пятой встрече Гора-Черномырдина не было подписано совместное заявление о мерах прозрачности (многие аналитики полагают, что нуждавшийся в деньгах Минатом принял некоторые из предлагаемых мер по прозрачности в обмен на аванс в 100 млн долл. по соглашению по ВОУ). Заявление позволило сторонам допуск на предприятия, участвующие в работах по соглашению. На четвертом совещании КАП в апреле 1996 г. стороны разрешили оставшиеся разногласия, относящиеся к измерениям ВОУ и доступу, и согласовали 14 приложений к протоколу по прозрачности, в которых было представлено детальное описание режима прозрачности (впоследствии количество приложений было увеличено из-за подключения к процессу разбавления новых российских предприятий).

Основными компонентами режима были ознакомительные визиты, посещения для специального мониторинга, постоянные инспекторы на российских предприятиях и на заводе в Портсмуте, штат Огайо. Ознакомительные визиты служили для обмена и подтверждения информации по технологии переработки и процедурам учета на принимающей площадке, и для определения специфических мер по прозрачности и требований к ним. Ознакомительные визиты на российские и американские предприятия начались в 1993 г.

Посещения для специального мониторинга конкретного предприятия происходят каждые
несколько месяцев. Первый такой визит состоялся в 1996 г. В том же году были организова-
ны постоянные представительства в Новоуральске и Портсмуте. Впоследствии постоянные
представительства были организованы и на других российских предприятиях, участвующих
в работах по разбавлению.

Согласно специалисту из Ливерморской лаборатории, во время специального мониторинга на установке окисления инспекторы США «могут наблюдать за всей процедурой окисления, от начала, когда металлический уран анализируется портативными гамма-спектрометрами для подтверждения его оружейного качества, при его загрузке и выгрузке из установки окисления, до окончательного анализа выгружаемого оксида»55. Инспекторы также прикрепляют метки на контейнеры с оксидом ВОУ перед его отправкой на предприятие для разбавления (56).

На предприятиях, занимающихся разбавлением, как специальные, так и постоянные инспекторы «имеют право проверять и опечатывать контейнеры с оксидом ВОУ…, запас хранящихся контейнеров с оксидом ВОУ и гексафторидом ВОУ, посещать пункт разбавления, наблюдать взятие и анализ образцов из пункта разбавления, записывать показания давления для измерения потока урана в пункте разбавления, и наблюдать за наложением американских меток и печатей на измерительных диафрагмах в трубопроводах пункта разбавления»57. Как специальные, так и постоянные инспекторы имеют доступ к данным учета материалов, относящихся к реализации соглашения по ВОУ 1993 г. Кроме того, с 1999 г. США установили на российских предприятиях, занимающихся разбавлением, приборы для неразрушающего анализа без вмешательства. Система мониторинга разбавления устанавливается на каждом из трех каналов устройства разбавления и измеряет степень обогащения газообразного UF6. Система основана на активации потока расщепляющихся материалов нейтронами с последующей регистрацией излучения, образующегося в продуктах деления.

27 "Russian-US. HEU Agreement," Nuclear Fuel (March 1, 1993).

28 Поскольку российский ВОУ изготавливается из переработанного урана, в нем содержатся
следы трансурановых элементов (плутония, америция, кюрия) и продуктов деления. Дополнительные количества америция и плутония могли появиться из-за диффузии в металле в
составных компонентах боеприпасов из ВОУ и плутония. Первоначально (в 1994 г.) российские эксперты предполагали, что приемлемым уровнем альфа-активности (от Pu-238/239 иNp-237) для НОУ, полученного из ВОУ, будет 0,1 Бк/г урана; предложенный предел для гамма-активности от продуктов деления был равен 1,1105 МэВ/секкг урана; Michael Knapik,"ASTM to Develop New Standard for Blended-Down HEU from Weapons," Nuclear Fuel (28 March1994).
29 Образующийся в реакторе изотоп урана-232 представляет проблему для охраны труда, поскольку он распадается на висмут-212 и теллур-208, которые излучают гамма-кванты высоких энергий. В ядерном реакторе также образуется уран-236, который является нейтронным ядом, и его присутствие в ядерном топливе должно быть скомпенсировано более высоким уровнем обогащения ураном-235. Уран-234 является природным изотопом. Его концентрация в ВОУ, однако, относительно высока из-за предпочтительного обогащения легкими изотопами. Поскольку уран-234 является сильным гамма-излучателем, имеются ограничения на его концентрацию в уране. Предложение России заключалось в установлении следующих пределов для разбавленного ВОУ: 0,002 мкг U-232 на грамм урана и 11 000 мкг U-234 на грамм U-235 (предел, накладываемый ASTM С 996-90 для коммерческого урана, равен 10 000 мкг U-234 на грамм U-235), и 10 000 мкг U-236 на грамм U-235; там же.
30 Если только ВОУ не разбавляется ураном, обедненным по урану-234 (таким, как уран, полученный из отвалов обогащения урана), концентрация урана-234 в полученном НОУ будет выше, чем у НОУ, полученного из природного урана.
31 Контракт покрывает только обогащенную компоненту продукта НОУ, поставляемого вUSEC. Оплата компонента природного урана, содержащегося в НОУ, была серьезной проблемой на протяжении многих лет. Однако, в 2001 г. было достигнуто соглашение, по которому две западные компании (Cameco и Nukem) получают первое право для покупки урана.Кроме того, USEC возвращает использованную часть природного урана в Россию.
32 "Peaceful Atom in Private Hands Could Result in Economic Wars Abroad and a Full Collapse of
the Industry at Home," Rossiyskaya Gazeta (5 June 1998),.
33 Доходы от продажи НОУ направляются в российский бюджет (министерство финансов).
Минатом, министерство финансов, министерство экономического развития и другие элементы российского правительства после этого договариваются о распределении доходов от ВОУ. Сообщают, что примерно 80% доходов остается в Минатоме, который, в свою очередь, возмещает расходы заводов, где производится разбавление, в размере стоимости производства плюс 20-25% премии. Оставшиеся средства Минатома размещаются в специальном фонде Минатома, который используется для покрытия накладных расходов Минатома, а также для поддержки конверсии оборонной конверсии, ядерной безопасности и сохранности,социальной защиты, и программ, общих для отрасли.
34 См., например, "Top Ten Stories of 2003," The Ux Weekly (22 December 2003).
35 "Integrated Nuclear Power Development Program for 1993-2000 and to 2010" (Minatom, 1992).
36 Dr. Arthur Max, Nukem, частное сообщение, 2003 г.
37 Там же.
38 Там же.
39 Nikolai Egorov, Vladimir Novikov, Frank Parker, and Victor Popov, (eds.), The Radiation Legacy
of the Soviet Nuclear Complex (London: Earthscan Publications Ltd, 2000).
40 Основными участниками этого проекта являются четыре обогатительных завода, центр
ТРИНИТИ, Институт энергетических технологий (ВНИПИЭТ, Санкт-Петербург), Институт
энергетических проблем. См. Atompressa, 44 (November 2000).
41 Oana Diaconu and Michael Maloney, "Russian Commercial Nuclear Initiatives and U.S. Nonproliferation Interests," Non-proliferation Review (Spring 2003): 97-112.
42 Контракт 2002 г. между USEC и Tenex устанавливает новую, более низкую цену. Вероятно,
что уровень платежей России в результате заметно сократится.
43 Oana Diaconu and Michael Maloney "Russian Commercial Nuclear Initiatives and U.S. Nonproliferation Interests," Nonproliferation Review (Spring 2003): 97-112.
44 "Russia-PRC Nuclear Power Development Cooperation: Traditions, Real Results, Problems, and
Prospects," Atompressa, 11 (March 1998).
45 Platts Nov. 12, 2001; Nuclear Fuel, May 17,1999.
(www.antenna.nl/wise/uranium/eproj.html#LANZHOUCENT).
46 "Russia-PRC Nuclear Power Development Cooperation: Traditions, Real Results, Problems, and
Prospects," Atompressa, 11 (March 1998).
47 "Information," Yaderny Kontrol, 1 (January 1995).
48 Сообщают, что Минатом продает Китаю свои старые центрифуги из излишних запасов.
"Hanzhun Enrichment Facility" (http://www.nti.org/db/china/hanzhun.htm).
49 Цитируется в
"Information," Yaderny Kontrol, 1 (January 1995).
50 Частное сообщение от российского эксперта по обогащению, июнь 2000 г.
51 Anton Khlopkov, "The Iranian Nuclear Program in the Russian-American Relations" (PIR Center:
Moscow, 2001).
52 "Russia ID'd as an Iran Atomic Supplier," Associated Press (20 November 2003); "Minatom
Denies Russian Participation in Supplying Iran with Equipment for Enriching Uranium," Interfax (20
November 2003). Статьи доступны по адресу
(www.ransac.org/Projects and Publications/
News/NuclearNews/1120200343218PM.html#2G).
53 "People in the South Urals Phone the FSB," Chelyabinskii Rabochii (27 October 2000).
54 Одним из предложенных критериев оружейного происхождения ВОУ является его возраст.
Указывают, что возраст ВОУ может быть определен по измерениям содержания дочерних
продуктов U-234 и U-235, соответственно, Th-230 and Pa-231, сначала химическим отделе-
нием и затем их измерением при помощи альфа-спектрометрии.
(A. R. Moorthy and W. Y.
Kato, "HEU Age Determination," paper presented at the 35th Institute of Nuclear Material Management
Annual Symposium, Naples, FL, July 17—20, 1994.)

Science and Global Security, 2004,
Volume 12

назад

Материалы из архива

12.2006 Пресс-служба ОМЗ сообщает

ОМЗ поставят оборудование для первой в мире плавучей АТЭС ММ Ижорские заводы, входящие в состав Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ), подписали контракты с ФГУП «ОКБМ им. И.И.Африкантова» (Нижний Новгород) и с на поставку оборудования двух реакторных установок КЛТ-40С для строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ) в городе Северодвинске (Архангельская область).

1.2009 Тридцатипроцентное правительство

Андрей Колесников, заместитель главного редактора журнала The New Times: - Вместе с остановкой административной реформы, одним из результатов которой могло бы стать улучшение качества бюрократического человеческого материала, начался отрицательный противоестественный отбор: интеллектуальный и морально-нравственный уровень российской бюрократии стал падать, а процентное соотношение либеральных технократов и нелиберальных силовиков стало резко меняться в пользу последних.

1.2008 Атом имени Ломоносова

Александр КулешовРазговоры о строительстве атомной теплоэнергоцентрали (АТЭЦ) в Архангельске велись еще в 80-х годах прошлого столетия. Однако Чернобыльская катастрофа поставила жирную точку на проекте, не смотря на то, что площадку под строительство уже начинали готовить. Неподалеку от Архангельска до сих пор можно наблюдать несколько заросших, частично асфальтированных дорог, ведущих к горам песка. Больше здесь ничто не напоминает о начавшемся когда-то строительстве.