В магистратуру пошел учиться один...
М.Б.Розенкевич, д.х.н., профессор, декан инженерного физико-химического факультета Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева,
г. Москва
Дискуссия о том, нужно ли традиционную для России систему инженерного образования преобразовывать в двухступенчатую, сегодня почти затихла в силу своей бесперспективности, поскольку директивные органы для себя решение уже приняли.
Время покажет, правильно ли это решение, однако сейчас необходимо решать комплекс задач, направленных на сохранение всего того лучшего, что было накоплено в системе ядерного образования, но уже в новых условиях.
Проблема первая. Подготовка специалистов, способных работать в такой сложной и потенциально опасной отрасли, как атомная энергетика и промышленность, требует, помимо осознанности сделанного выбора специальности и общей технической грамотности, большого количества практических навыков. Для химиков в первую очередь речь идет об умении работать с радиоактивностью. В учебном плане третьего курса специальности «Химическая технология материалов современной энергетики» на инженерном физико-химическом (ИФХ) факультете РХТУ курс ядерной физики, дозиметрии и радиохимии имеет объем аудиторного времени около 170 часов, из них 110 часов лабораторных работ. Такой объем соответствует примерно половине всего времени учебного семестра. Этот курс является обязательным для всех студентов специальности, независимо от того по каким специализациям они продолжат свое образование далее. Именно в лабораториях ядерной физики и радиохимии закладывается фундамент умений, которые студенты должны использовать при обучении на спецкафедрах как при изучении специальных предметов, так и выполнении учебных научно-исследовательских курсовых и дипломных работ. На четвертом курсе учебное время, приходящееся на спецпредметы, не превышает 200 часов. Таким образом, в рамках четырехлетнего курса обучения студенты имеют всего около 370 часов на изучение специальных предметов из 800 аудиторных часов, предусмотренных Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности. Сегодня в РХТУ все студенты после окончания четвертого курса и получения диплома бакалавра имеют возможность выбора дальнейшего направления обучения: либо еще полтора года с получением квалификации «специалист», либо еще два года с получением ученого звания «магистр». К слову сказать, опыт нынешнего года показал, что из 40 студентов факультета, закончивших 4-й курс, в магистратуру пошел учиться только один из них (всего на всех специальностях РХТУ 50 госбюджетных мест в магистратуре на 800 студентов, оканчивающих четвертый курс, причем все зачисленные магистры последующие общепрофессиональные дисциплины изучают совместно, а специальные – по индивидуальным учебным планам на примерно 40 кафедрах РХТУ). Наличие вариантов в формах продолжения обучения позволяет для студентов, выбравших инженерный профиль образования, в полной мере выполнить ГОС по специальности. Однако в настоящее время перед высшими учебными заведениями ставится задача определить вертикаль образования уже при поступлении абитуриента в вуз, причем число инженерных специальностей значительно сокращается. Для специалистов, готовящихся к работе в ядерной отрасли, ограничивать всю специальную подготовку только общим курсом ядерной физики и радиохимии и очень небольшими обзорными, и потому, в основном, теоретическими, специальными курсами в рамках бакалавриата, с нашей точки зрения, явно недостаточно и, более того, просто опасно с точки зрения практической работы такого выпускника в отрасли. Компенсировать недостаток практических навыков в ходе дальнейшего обучения в магистратуре будет практически невозможно, потому что обязательное учебное время при этой форме обучения примерно в полтора раза меньше. Поэтому мы считаем, что для ядерных специальностей необходимо сохранить инженерную вертикаль образования, хорошо зарекомендовавшую себя в ходе всей истории развития ядерной отрасли страны. Важно, однако, сохранить и вариативность форм продолжения образования после четвертого курса. В противном случае, студенты, выбравшие инженерную вертикаль, будут лишены возможности получить диплом бакалавра. Это обстоятельство в будущем может сказаться на конкурсе абитуриентов, желающих поступить в специалитет, т.е. тесно связано с обозначенной выше второй проблемой.
Совершенно ясно, что качество набираемых на первый курс студентов в конечном итоге определяет и качество специалистов. В начале 90-х годов ИФХ факультет РХТУ испытывал острый кризис в конкурсе абитуриентов: число заявлений абитуриентов было едва ли не вдвое меньше числа госбюджетных мест. Проблему удалось решить за счет активной профориентационной работы в школах г.Москвы, Подмосковья и в городах расположения профильных предприятий Минатома (Обнинск, Удомля, Озерск, Глазов, Кирово-Чепецк). В Москве был организован учебный комплекс, в котором учились лучшие ученики из 6–7 школ, в других городах проводились выездные олимпиады по химии и математике, победители которых имели возможность засчитать результаты олимпиады в качестве вступительных экзаменов в университет. Конкурс абитуриентов вырос до 2–2,5 человек на место, причем до 60% зачисленных на факультет были из числа тех абитуриентов, с которыми проводилась систематическая предварительная работа. Однако в условиях повсеместного внедрения ЕГЭ эффективность этой работы значительно уменьшается в силу естественного практицизма школьников и их родителей, поскольку теперь результаты экзаменов в учебном комплексе или итоги олимпиад не могут быть засчитаны в качестве вступительных в университет. В этих условиях значительно возрастает роль рекламной кампании в различных популярных СМИ, включая Интернет. Следует при этом учитывать, что отношение населения к ядерному образованию по-прежнему остается настороженным. Поэтому крайне желательно, чтобы в эту работу активно включились, и более того, координировали ее, сам Росатом, а также различные интегрированные структуры ядерного профиля. К ним относятся, в первую очередь, организованный в феврале 2006 года Российский ядерный инновационный университет, Российское отделение Всемирного ядерного университета, Ядерное общество России. Наконец, задача привлечения школьников к ядерному образованию тесно связана и с третьей обозначенной выше проблемой, а именно повышением престижности атомной отрасли.
От решения этой проблемы зависит не только своевременное обновление кадров предприятий отрасли, но и возможности развития вузов. Очевидно, что в условиях рыночной экономики основной их продукцией являются выпускники. В принципе, порядок взаимодействия вузов и потребителей их выпускников для организаций оборонных отраслей промышленности определен постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 № 891 (пп. 9 и 10 Правил формирования государственного плана подготовки инженерных и научных кадров). В соответствии с ним у вузов должна появиться возможность привлечения дополнительного к бюджетному финансирования, остро необходимого для решения многочисленных проблем – от повышения совсем уж небольшой заработной платы преподавателей, особенно на общих кафедрах, до приобретения современного учебного и научного оборудования, на которое бюджетных средств, зачастую, просто нет. Однако практическая реализация постановления пробуксовывает, а причина этого заключается в том, что в настоящее время предприятия отрасли не могут обеспечить достаточной мотивации для привлечения выпускников вузов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Такими мотивами могли бы быть достойная заработная плата, возможность получения жилья, социальный пакет, карьерные соображения. В этих условиях молодые выпускники, даже подписавшие во время обучения трехсторонний (студент-предприятие-вуз) контракт с предприятием, предпочитают его не выполнять. Эта ситуация характерна в том числе и для тех студентов, которые зачислены в вуз по целевому набору и приехавшие учиться из городов расположения данных предприятий. В свою очередь, руководители предприятий, не получая отдачи от целевой подготовки, предпочитают ее сворачивать. Решение этой проблемы может быть достигнуто только за счет коллективных усилий людей и организаций, кровно заинтересованных в дальнейшем развитии ядерной отрасли России. Одним из возможных путей является создание на предприятиях отрасли целевых фондов, предназначенных для организации работы с молодыми специалистами. Опыт показывает, что те предприятия, которые в условиях острого дефицита молодых кадров сумели отойти от традиционного представления о социальной справедливости и предоставляют выпускникам стартовую зарплату даже более высокую, чем средняя по организации, дают льготы по жилью, уделяют постоянное внимание молодежи, решают проблему омоложения персонала. Хорошо известным в отрасли примером такой работы является ВНИИЭФ (г.Саров). Однако организация такой работы требует денег. Этому и должны способствовать созданные в директивном порядке целевые фонды, которые нельзя использовать ни на какие другие цели.
Рассмотренные выше проблемы, безусловно, не являются исчерпывающими. С учетом заявленной программы ускоренного реформирования и развития ядерной отрасли в России ключевыми вопросами сегодняшнего дня является не только сохранение созданной в середине прошлого века системы отраслевого образования, но и ее дальнейшее совершенствование. Это станет возможным только при условии обеспечения прочной и взаимовыгодной связи между вузами и потребителями их выпускников. Скорейшее установление таких связей и определяет будущее кадрового обеспечения отрасли.
Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.
назад
|