Как быстро восполнить кадровый провал?

Ю.М.Зубарев, д.т.н., проф., первый проректор СПб Института машиностроения

В обвально коммерциолизировавшейся России масса талантливой молодежи под давлением социально-экономических обстоятельств заглотила блестящую приманку «мыльного» капиталистического рая, не требующего особых усилий на его достижение. Достаточно «выиграть миллион», и будешь «в шоколаде».

Но, как и во времена эмбарго против СССР в период «холодной» войны, в новейшей истории дружбы с Биллом и Колем, и более поздними американскими друзьями, в Россию не хлынул поток современной техники и технологического оборудования. Никто из капиталистических «друзей» России в этом не заинтересован.

Двукратное уменьшение отечественного промышленного производства в 1990-х гг. привело к уничтожению и старению более 80% основных фондов, прежде всего, в обрабатывающем секторе. Обещанной структурной реорганизации промышленности не произошло. Наоборот, технологическое отставание увеличилось. Пока Россия проводила свои реформы, ее обошли даже страны «третьего мира».

Но самые большие потери страна понесла в человеческом капитале. Сотни тысяч высококлассных специалистов, профессионалов своего дела оказались выброшены на обочину «финансового прогресса». Уродливые социальные структуры, возникшие в ходе поспешных реформ, не создают спроса на талантливых инженеров, ученых, экономистов, не дают им раскрыться, калечат эти таланты.

Коммерческий насос сферы услуг засосал в свои бездонные недра две трети молодого поколения, создав критическую ситуацию в промышленных отраслях, и в первую очередь в такой наукоемкой сфере, как машиностроение – фундаменте любого индустриально развитого государства.

Благодаря огромному историческому опыту выживания в самых трудных, неблагоприятных условиях, россияне освоились и с новой системой. Набрали ход внутренние процессы ее саморегулирования. Стали восстанавливаться и налаживаться производства. Появились заказы у промышленных предприятий. И тут выяснилось, что делать их некому.

Как в первые десятилетия становления советского государства, в годы Великого перелома, снова стал актуальным лозунг: «Кадры решают все».

В те годы работоспособную часть населения унесла гражданская война и иностранная интервенция, в конце столетия аналогичный итог получен в результате социально-экономических реформ. «Русский крест» депопуляции россиян привел к демографическому спаду.

Ухудшение школьного образования, до конца не продуманное реформирование высшего образования по западным «калькам», поставили страну, еще два десятилетия назад имевшую инженеров больше, чем где-либо в мире, в ситуацию острейшего дефицита высококвалифицированных кадров.

В качестве спасательных мер по выходу из чрезвычайного положения принимаются национальные проекты по образованию, здравоохранению, увеличению рождаемости. Но эффект от них, если и будет, то через несколько десятилетий. А специалисты нужны сегодня.

Как и в горчаковские времена, Россия умеет «сосредоточиваться» и использовать полезный опыт других стран. Еще в начале XX века в Англии, потом в Германии и других странах Европы была создана интегрированная система обучения, в Англии получившая название «сэндвич», в США – кооперированной системы. В США по этой схеме работают около 40% вузов. 12 ведущих корпораций США совместно с 15 университетами, объединенными в Ассоциацию непрерывного инженерного обучения, создали корпоративный Национальный технологический университет.

Интегрированная система, совмещающая фундаментальное теоретическое обучение студентов с длительными периодами практической деятельности по избранной специальности на предприятиях, фирмах, в научных организациях, в СССР была реализована в 1930 г. в Высшем техническом учебном заведении, созданном при Ленинградском металлическом заводе.

Тесное сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике, занимающей треть всего времени обучения, интенсифицирует процесс формирования специалиста. Не после окончания вуза и пяти лет адаптации на рабочем месте молодой человек вырастает до взрослого профессионала, способного к самостоятельной работе. Во ВТУЗ’е это происходит к моменту написания диплома, когда «без пяти минут инженер» разрабатывает итоговый проект по заданию предприятия. Подготовка специалиста, так нужного отечественной промышленности, происходит в два раза быстрее и дешевле. Студенты сначала учениками, а потом и операторами во время производственной практики работают на новейшем оборудовании – уникальных станках и обрабатывающих центрах на предприятиях концерна «Силовые машины», Кировском, Пролетарском заводах, холдинге «Ленинец». Факультет атомного энергомашиностроения ВТУЗ’а базируется на территории Ижорских заводов, где студенты работают на самом современном оборудовании.

Ни один вуз такого оборудования позволить себе не может. А на имеющемся лабораторном оборудовании овладеть современными технологиями невозможно. Огромная пропасть между теорией и реальностью для многих вузов остается главной проблемой при подготовке специалистов.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в выпускниках вузов, качество подготовки которых удовлетворяет требованиям работодателей и, соответственно, востребованных обществом, что способствует социальной стабильности и росту культурного, научного и производственного потенциала страны.

Одним из перспективных направлений в решении сложной задачи повышения качества образования является развитие прогрессивных форм обучения, таких как интегрированная система обучения и др.

Под интегрированной (корпоративной) системой обучения (ИСО) понимается сочетание очной формы обучения студентов с длительными периодами их трудовой деятельности по избранной специальности во время инженерно-производственной подготовки (ИПП) на базовых предприятиях, фирмах, научных, учебных и других учреждениях.

Главная цель ИСО – повышение качества высшего профессионального образования специалиста за счет усиления его практической подготовки. Это обеспечивается совместным участием в образовательном процессе вуза и базовых предприятий на основе долгосрочных договоров. В период трудовой деятельности студенты обучаются по очно-заочной (вечерней) форме. Периоды чередования очной и очно-заочной форм устанавливаются Советом вуза с учетом деятельности студентов, специфики производства базового предприятия или вида деятельности базового учреждения.

Достоинствами ИСО являются:

– возможность обеспечения подготовки специалистов с учетом реальной потребности базовых предприятий, что обеспечивается за счет непосредственного контакта вуза с кадровыми службами базовых предприятий;

– отсутствие затрат на проведение ИПП, поскольку базовые предприятия заинтересованы в увеличении продолжительности периода работы направляемых к ним студентов;

– кадровая и материально-техническая поддержка учебного процесса базовыми предприятиями. К руководству ИПП, дипломному и курсовому проектированию привлекаются ведущие специалисты предприятий. Во время ИПП студенты имеют возможность работать на уникальном дорогостоящем оборудовании, приобретение которого для нужд учебного процесса выходит за пределы финансовых возможностей вузов;

– студенты получают возможность пользоваться уникальными обширными фондами научно-технических библиотек предприятий и учреждений. В период прохождения ИПП студентов зачисляют в штат предприятия с оформлением трудовой книжки и на них распространяются все социальные права и льготы, установленные для работников данного предприятия;

– за счет ИСО на базовых предприятиях частично решается проблема дефицита рабочих профессий, поскольку в начале первого этапа ИПП продолжительностью один год студенты обучаются рабочей профессии в подразделениях базовых предприятий, получают рабочий разряд и далее работают по полученной специальности;

– ИСО способствует профильному трудоустройству выпускников и их быстрой адаптации на производстве. За время ИПП (2–2,5 года) студенты имеют возможность, зная специфику задач подразделения и условия труда, сделать обоснованный выбор конкретного места своей работы. При принятии окончательного решения руководитель подразделения учитывает не только профессиональные, но и личностные качества студента, проявленные им в период прохождения ИПП, что позволяет определить место выпускника в структуре подразделения, на котором его труд будет наиболее эффективным.

Инициатором внедрения новой системы подготовки кадров в свое время выступил Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), которому остро не хватало квалифицированных рабочих, техников, инженеров для решения важнейшей стратегической задачи – обеспечить энергетический, а, следовательно, промышленный и оборонный потенциал страны.

В условиях стремительного процесса индустриализации, ИСО, рожденная в Ленинграде, оказалась прогрессивной формой подготовки инженерных кадров для базовых предприятий города (Ленинградский металлический завод, Невский завод, Завод турбинных лопаток, Пролетарский завод, завод «Арсенал», ЛОМО, «Звезда», Завод им. В.Я.Климова, «Красный октябрь» и др.). Такая форма обучения получила тогда название системы «Завод-ВТУЗ».

Во ВТУЗе студенты в процессе обучения приобретают глубокие теоретические знания в сочетании с большими практическими навыками работы в отделах, лабораториях и цехах завода. ИСО полностью исключала необходимость какой-либо адаптации выпускника к производству.

Во время обучения и в период ИПП студенты ВТУЗа принимают непосредственное участие в создании уникального оборудования турбин, работая последовательно в цехах, лабораториях, отделах и КБ завода.

На встрече Президента РФ В.В.Путина с представителями промышленности и бизнеса в марте 2006 г. среди других вопросов обсуждалась необходимость более тесного контакта и взаимодействия высшей школы с промышленностью для обеспечения целенаправленной подготовки высококвалифицированных кадров, устранения их длительной адаптации и существенного «переучивания».

Более чем 75-летний опыт взаимодействия ВТУЗа с предприятиями отрасли убедительно доказал эффективность ИСО для подготовки высококвалифицированных специалистов и ее уникальную способность адаптироваться к изменениям, происходящим в сфере наукоемкого производства.

Петербургский институт машиностроения закончили президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей стран СНГ Виктор Глухих, президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Владимир Катенев, генеральный директор Завода турбинных лопаток Александр Балашов, генеральный директор завода «Севкабель» Геннадий Макаров, генеральный директор завода «Композит» Сергей Парсегов и другие представители высшего управленческого звена промышленности.

Быстро осознать особенности производственного процесса всем им помогла интегрированная система обучения ВТУЗа.

Включенность в производственный процесс, знания его специфики, социально-психологических особенностей производственного коллектива, позволяют молодому специалисту быстро вписаться в ситуацию, не тратя время на раскачку. Когда каждый профессионал на «вес золота», временной фактор становится решающим.

Интегрированная система обучения, объединяющая элементы фундаментальной научной деятельности, прикладной отраслевой науки, производственной технологической практики, процессов организации работ в коллективе, реально является инновационной, использующей элементы разных культур для формирования целостно мыслящего профессионала.

По мнению венгерского ученого П.Тамаша, инновации локализуются в коммуникативных сетях, в своеобразных «зонах пересадки», где сталкиваются представители разных типов организаций: научных, производственных, банковских, коммерческих.

Стыковка чистого и опытного знаний стимулируют возникновение инновационных процессов, представляющих собой активную открытость социальной системы к восприятию новых идей из огромного моря знаний.

Компьютеризация образования, Интернет-технологии, дистанционное обучение способствуют повышению осведомленности студента, но не делают из осведомленного человека специалиста. Передачу знаний из разноинституциональных секторов науки, промышленности, государственных и коммерческих структур обеспечивают личные контакты и тесная совместная деятельность по реализации конкретных научно-технических проектов.

Недаром в стенах Высшего технического учебного заведения сформировалась целая плеяда крупных промышленных руководителей, возглавляющих известные отечественные предприятия и корпорации, сложились целые династии обучавшихся в Институте машиностроения.

Экономические приоритеты России в начале XXI века, состоящие в необходимости смещения акцента с сырьевого сектора экономики на наукоемкие, высокотехнологичные, энергосберегающие отрасли, ставят перед образованием актуальные проблемы – формирование интегрированной в производство системы обучения, приближение теории к практике.

Достижение промышленного подъема в условиях дефицита средств и времени диктует необходимость в уплотнении корпоративного взаимодействия, интеграции систем обучения и промышленности для выхода страны в другое, более высокое измерение.

Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.

назад

Материалы из архива

1.2007 Про отходы, доходы и отложенные решения

Главная проблема в том, что пока никто в мире не придумал, как безопасно обращаться с ядерными отходами. Нет такой технологии. Никто не знает, что с ними делать дальше. Вот и хоронят — до лучших, как говорится, времен. Ученые, не смущаясь, называют это отложенной проблемой будущих поколений… Существует и еще один вид радиоактивных отходов, которые ввозятся в Россию – так называемые урановые «хвосты». Урановые «хвосты» хранятся в баллонах, емкость каждого более 12 тонн.

9.2006 Реактор-2020

1–2 июня с.г. в Колонтаево состоялся очередной семинар на тему «Перспективы развития атомной энергетики», где обсуждались два вопроса: ВВЭР-энергетика, техническое задание на проект АЭС-2006 и новая технологическая платформа атомной энергетики. Для обеспечения ввода двух миллионников в год по программе развития атомной энергетики до 2030 г. необходимо решить технический и экономический вопрос топливообеспечения.

3.2008 Избавление от бананотехнологий

Ю.Б.Магаршак, президент MathTech, Inc., председатель оргкомитета международной конференции Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices (Silicon vs Carbon), Нью-ЙоркСлово «нанотехнологии» – во множественном числе – для обозначения области исследований и разработок (см., например, название Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», или The Institute for Soldier Nanotechnologies at MIT – Массачусетский технологический институт, США) выпадает из традиционных наименований областей наук и технологий.