Принципиальные ограничения

В.И.Волк, д.т.н., директор отделения ФГУП ВНИИНМ 

мнение по  поводу  статьи «Газофторидная технология в топливном цикле ядерной энергетики»

Принципиально важным обстоятельством, препятствующим созданию такой технологии, было и остаётся α- и γ-разложение PuF6 (последнее происходит с радиационным выходом G приблизительно 7,5 молекул на 100 эВ). Это свойство PuF6 предопределяет его нестабильное поведение, опасность отложений низшего фторида PuF4 в технологических линиях и, следовательно, нестабильность работы плутониевой ветви схемы (рис. 3), относящейся к получению МОКС-топлива.



Наконец, просто нахождение в технологическом процессе плутония - элемента с крайне высокой радиотоксичностью - в газообразном, т.е. летучем состоянии, является крайне опасным.

«Принимая во внимание опасности, связанные с работой с PuF6, результаты, представленные в этом разделе, являются данью уважения отважным исследователям, получившим их». (Химия актинидов. Редакторы Дж.Кац, Г.Сиборг и Л.Морс. Т. 2, стр. 251. Москва, «Мир», 1977 г.) Лучше не скажешь.

Газофторидная технология является одной из системообразующих технологий ядерного топливного цикла. Она базируется на получении гексафторида урана из уже очищенных соединений урана (как правило, из нитрата уранила) и дополнительной очистке полученного гексафторида урана (сорбционной, ректификационной) от всех сопутствующих фторидов, в т.ч. и от фторидов плутония. Именно в таком виде сублиматный передел ядерного топливного цикла решает свои задачи.

Следует только добавить, что технико-экономические исследования, упоминаемые автором, относились не к чисто газофторидной, а к «смешанной» технологии. Согласно рассмотренным предложениям, режим фторирования отработавшего оксидного топлива предусматривал получение только гексафторида урана и некоторых сопутствующих примесей, но не плутония. Плутониевая ветвь схемы предусматривала вскрытие и переработку т.н. «фторидного огарка», и в целом оценка схемы была отнюдь не оптимистичной. И это еще до выполнения комплекса обеспечивающих НИОКР и вскрытия множества «детских болезней»…

Все технологии ядерного топливного цикла непрерывно, хотя и неравноуспешно, совершенствуются - и водные (не только пурекс-процесс), и неводные. Естественно, возникает желание «технологической агрессии» - распространению разработанных процессов на близкие (и не близкие) фрагменты общего технологического комплекса, однако при наличии принципиальных ограничений (рассматриваемый случай), такая агрессия должна сдерживаться. Лучше всего - самими разработчиками.

назад

Материалы из архива

2.2009 Энергетика послекризисного мира

С.В.Коровкин, главный инженер проекта ОАО «Атомстрой», НИКИМТВсе согласны с тем, что индустриальный мир после кризиса будет другим. Другими будут не только экономические, но и технологические системы индустриального общества. Уже сейчас проясняется будущая энергетическая система послекризисного индустриального мира. Основным источником энергии в  XXI веке в развитых странах будет  не нефть, не газ, не уран, не дрова и не солома.

2.2006 Нефть, газ, энергия, мир, Россия: состояние и перспективы

Энергетика – один из фундаментов современной цивилизации. Здесь будет говориться об индустриальной энергетике, производящей электрическую и тепловую энергии с помощью машинных устройств. Источниками индустриальной энергии являются: нефть, газ, каменный уголь, уран-235, гидроэнергия рек, солнце и ветер.Нефть и газ, помимо энергетики, обеспечивают работу транспорта (авиация, автомобили, водные корабли и железнодорожные поезда) и являются сырьем для химических производств, производящих материалы и сельскохозяйственные удобрения.

8.2007 Ядерная энергетика в космосе

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук В системах энергоснабжения космических аппаратов сегодня преобладает солнечная энергетика. Вместе с тем, несмотря на то, что КПД солнечных элементов за последнее время значительно вырос, они фактически достигли пределов своего технического развития и могут оставаться главным источником электроэнергии только на околоземных орбитах и то лишь при определенных ограничениях ее потребления бортовой спутниковой аппаратурой.