Гарантированные поставки ядерного топлива - новая основа для использования ЯЭ

Ю.А.Соколов, заместитель Генерального директора МАГАТЭ, руководителя департамента атомной энергетики, менеджера ИНПРО
М. В. Хорошев, член международной координационной группы МАГАТЭ по проекту ИНПРО

В течение двух последних лет несколько государств и других заинтересованных сторон выступили с инициативами, предложив целый ряд возможных схем гарантированных поставок ядерного топлива.

В контексте ожидаемого роста АЭ в развивающихся странах попытаемся путем обзора официальных документов МАГАТЭ о вариантах гарантированных поставок ядерного топлива проанализироват как идея международных центров по изготовлению ядерного топлива могла бы повлиять на позиции стран, собирающихся развивать у себя использование ядерной энергии. В этой связи предложенный Россией Ангарский Международный центр по обогащению урана (МЦОУ), как представляется, является многообещающим подходом для создания в будущем международных центров ядерного топливного цикла.

Международное сообщество проявляет в последнее время значительный интерес к разработке возможной новой основы для использования ядерной энергии на базе многосторонних подходов к топливному циклу. Государства должны быть уверенными в том, что они смогут получать свое топливо на предсказуемой, стабильной и экономически эффективной основе в долгосрочной перспективе, т.е. им необходимо быть уверенными в удовлетворительном функционировании рынка. Но, как показывает практика, возможны перебои по политическим причинам. Риск подобных перебоев может негативно повлиять на решение стран о начале осуществления или о расширении ядерно-энергетических программ, а может и побудить государства к созданию своих собственных национальных мощностей по обогащению с возможными дополнительными рисками распространения. И все же, чтобы защитить себя от рисков, государства нуждаются в резервных механизмах.

В недавнем официальном докладе МАГАТЭ, подготовленном к июньскому 2007 г. заседанию совета управляющих, отмечается, что многосторонние подходы к ядерному топливному циклу могут способствовать непрерывному и все более широкому использованию ядерной энергии в мирных целях. «Подобные подходы могут также дать преимущества странам при использовании ими ядерных технологий в виде экономической эффективности и эффекта масштаба. Они обеспечили бы также международному сообществу дополнительную уверенность в том, что чувствительные части гражданского ядерного топливного цикла менее уязвимы в отношении использования не по назначению для немирных целей. Таким образом, соображения в отношении нераспространения и экономические соображения могут совпадать и взаимно усиливать друг друга, обеспечивая при этом надежность поставок ядерного топлива государствам – потребителям».

Различные государства вполне могут разработать отличающиеся друг от друга стратегии и решения в отношении повышения своей устойчивости поставок топлива с учетом географических факторов, ресурсов, технических возможностей, исторических связей, региональной экономической интеграции, а также исходя из других стратегических факторов. В связи с этим было бы желательно проявлять гибкость, учитывая широкий спектр мнений государств-потребителей и государств-поставщиков.

Учитывая связанный с технологией обогащения урана риск распространения, МАГАТЭ изначально уделяло большое внимание выявлению общих тем в отношении гарантированных поставок низкообогащенного урана (НОУ). Гарантии поставок НОУ должны предусматривать не только гарантии оказания услуг по обогащению урана и поставок самого НОУ, но и изготовленных топливных сборок, что предполагает высокую степень технологического ноу-хау по вопросам проектирования, лицензирования и изготовления.

Однако состояние дел в этом направлении пока можно назвать лишь первоначальным рассмотрением. Потребуется дополнительная работа для учета всех чувствительных этапов ядерного топливного цикла, включая обращение с отработавшим ядерным топливом, с тем чтобы ограничить риск распространения таких технологий. Поскольку некоторые государства не смогут воспользоваться преимуществами гарантий, разработанных для топливного цикла, без доступа к ядерной технологии, необходимо будет рассмотреть вопрос о том, каким образом можно было бы также обеспечить доступ к такой технологии всем государствам.

Как заявил Генеральный директор МАГАТЭ в ноябре 2006 года, для того чтобы основа гарантированных поставок была эффективной, необходимо, чтобы она была справедливой и доступной для всех нынешних и будущих потребителей ядерной энергии. «Главной отправной точкой является право каждого государства принимать решение в отношении всех вопросов, касающихся развития своего собственного потенциала в области топливного цикла. Именно за государствами остается право принимать решение в отношении того, захотят ли они принять участие в дальнейшей проработке и реализации озвученных в рамках концепции многосторонних подходов идей и, разумеется, любого из поступивших предложений».

Согласно Уставу МАГАТЭ наделено правом предоставлять услуги в рамках технической помощи, и оно регулярно предоставляет такие услуги при поступлении запросов. Согласно первоначальной концепции создания международной организации по атомной энергии в качестве некоторых из основных функций такой организации предусматривалось получение, хранение и поставка ядерного топлива, а также приобретение и создание установок, заводов и оборудования для обогащения или изготовления ядерного топлива, и эти принципы были воплощены в Уставе Агентства.

Положения Устава достаточно широки для того, чтобы позволить МАГАТЭ создать свои собственные запасы ядерного топлива, закупленные у государств-членов или безвозмездно предоставленные ими и предназначенные для поставки другому государству-члену по цене, определяемой Советом управляющих. МАГАТЭ может содействовать поставкам ядерного топлива одним государством-членом другому, а также содействовать оказанию услуг по обогащению и изготовлению топлива одним государством-членом другому государству-члену или самому МАГАТЭ.

Следовательно, МАГАТЭ может действовать в качестве посредника (разумеется, на некоммерческой основе и не вмешиваясь в работу рынка) в деле обеспечения гарантированных поставок через, к примеру, виртуальные или фактические банки ядерного топлива, а также участвовать в работе международных центров ядерного топлива или руководить работой своего собственного такого центра.

Предложения

В середине 2004 года Генеральным директором была учреждена международная Группа экспертов по многосторонним подходам к ядерному топливному циклу. Группа экспертов изучила вопрос о ядерном топливном цикле и возможных многонациональных подходах и в феврале 2005 года опубликовала свой доклад, в котором излагаются пять подходов, включая следующий:  «Разработка и осуществление международных гарантий поставок с участием МАГАТЭ».

В течение нескольких последних лет поступил ряд предложений в отношении гарантированных поставок и в отношении создания международных центров ядерного топлива. Среди них:

a) Резерв ядерного топлива: В сентябре 2005 года в Вене, на 49-й очередной сессии Генеральной конференции, США объявили, что выделят до 17 метрических тонн высокообогащенного урана (ВОУ) «для поддержки гарантий надежных поставок ядерного топлива для государств, которые отказываются от обогащения и переработки».

b) Заявление по мирному использованию ядерной энергии:  В начале 2006 года Президент Российской Федерации Владимир Путин выдвинул предложение, предусматривающее «создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение, под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа».

c) Глобальное партнерство в области ядерной энергии (ГПЯЭ.) Соединенные Штаты Америки в феврале 2006 года выступили с инициативой Глобального партнерства в области ядерной энергии. Один из элементов ГПЯЭ — это предлагаемая программа оказания топливных услуг, которая позволит странам недорого приобретать ядерную энергию, ограничивая при этом риски распространения. В рамках ГПЯЭ консорциум стран, обладающих передовыми ядерными технологиями, будет обеспечивать надежный доступ к ядерному топливу странам, согласившимся воздержаться от производства своих собственных инвестиций в технологии обогащения и переработки.

d) Обеспечение надежности поставок в рамках международного ядерного топливного цикла:  Всемирная ядерная ассоциация в мае 2006 года предложила трехуровневый механизм обеспечения услуг по обогащению:  1)  базисная безопасность поставок, обеспечиваемая существующим мировым рынком;  2)  коллективные гарантии обогатителей, поддерживаемые правительственными обязательствами и обязательствами МАГАТЭ;  3)  правительственные запасы обогащенного уранового продукта.

e)    Концепция многостороннего механизма надежного доступа к ядерному топливу:  Шесть государств, предоставляющих услуги по обогащению (Нидерланды, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и Франция)  в июне 2006 года предложили два уровня гарантирования обогащения вне нормально функционирующего рынка. На уровне «базовых гарантий» поставщики обогащенного урана достигнут согласия о подмене друг друга для обеспечения поставок в случае определенных перебоев в поставках заказчикам в государствах, которые «сделали выбор получать поставки через международный рынок и не осуществлять чувствительную деятельность в области топливного цикла». На уровне «запасов» участвующие правительства могли бы предоставлять в распоряжение физические или виртуальные запасы НОУ, которые задействовались бы в случае несрабатывания «базовых гарантий».

f)    Обязательства в отношении обогащения:  Соединенное Королевство в сентябре 2006 г. предложило принцип "принятия обязательств", который будет, в случае если МАГАТЭ установит, что оговоренные условия выполнены:  1)  гарантировать, что национальным поставщикам обогащенного урана не будет чиниться препятствий для предоставления услуг по обогащению урана;  2)  обеспечивать предварительное согласие на экспорт. В деле разработки концепции обязательств в отношении обогащения с Соединенным Королевством сотрудничают Германия и Нидерланды.

g)    Международный центр по обогащению урана в Ангарске:  Российская Федерация в январе и мае 2007 года предложила создать Международный центр по обогащению урана в Ангарске. После согласования в январе 2007 года необходимых правовых механизмов, позволяющих начать работу центра, Российская Федерация создала такой центр на базе Ангарского электролизного химического комбината «для обеспечения гарантированного доступа к мощностям по обогащению урана организациям-участницам Центра». 10 мая 2007 года Российская Федерация и Республика Казахстан подписали первое соглашение в рамках МЦОУ.

h)   Обеспечение многостороннего характера ядерного топливного цикла: В мае 2007 г.  Германия предложила создать многосторонний центр по обогащению урана с экстерриториальным статусом, который функционировал бы на коммерческой основе в качестве нового поставщика услуг по обогащению на рынке, контроль за которым осуществляется со стороны МАГАТЭ. В случае его создания потенциальные потребители могли бы получать от него ядерное топливо для гражданского использования под строгим надзором. Такой завод мог бы также помочь обеспечить поставку обогащенного урана государствам, имеющим на это право.

Возможная основа гарантированных поставок ядерного топлива – физические и виртуальные запасы НОУ

В докладе совета управляющих МАГАТЭ (июнь 2007 г.) отмечается, что «все полученные на настоящее время предложения тем или иным образом направлены на обеспечение гарантированных поставок никообогащенного урана (НОУ). В этих предложениях не применяется общий подход, а представлены различные варианты, что полезно, поскольку разнообразие дает возможность государствам-потребителям производить выбор вариантов в соответствии со своими интересами и потребностями, в результате чего может в свою очередь повыситься общий уровень предоставляемых им гарантий. МАГАТЭ считает, что существует ряд общих тем, которые красной нитью проходят через все предложения и которые могут стать фундаментом основы. Разумеется, гарантирование поставок должно предусматривать не только гарантии предоставления услуг по обогащению урана и поставок самого НОУ, но и изготовленных топливных сборок. Таким образом, при разработке основы учитываются как факторы НОУ, так и изготовления топлива».

Предлагаемая в июньском 2007 г. докладе МАГАТЭ возможная основа гарантирования поставок НОУ и изготовления топлива предусматривает три уровня (см. рис.1)

 

Представляется, что наиболее привлекательным для стран-участниц станет предложение о реальных физических запасах НОУ. Предполагается, что физические запасы НОУ будут расположены в одной или нескольких странах, будут находиться под контролем МАГАТЭ (уровень 3 на приведенной схеме на рис.1), и будут первоначально включать НОУ в объеме, достаточном для полного обеспечения одной активной зоны, т. е. минимальное количество материала, соответствующее реальному гарантированию поставок в рамках уровня 3. Такого количества будет достаточно для удовлетворения потребностей, которые могут возникнуть в связи с перебоями в поставках в странах с небольшими ядерными программами. Кроме того, такое небольшое количество материала не приведет к возникновению диспропорций на существующем рынке ядерного топлива; такое количество будет легко получить, и в случае использования его можно легко восполнить.

В докладе отмечаются преимущества и привлекательность возможного механизма функционирования реального физических запасов НОУ: «…международный статус хранилища ядерных материалов МАГАТЭ повысит уровень предоставляемых гарантий. Кроме того, освобождение МАГАТЭ от необходимости получать лицензии принимающего государства на импорт и экспорт НОУ обеспечит более высокую степень уверенности потенциальных потребителей в том, что они своевременно получат ядерный материал из банка топлива Агентства. В то же время для передачи ядерного материала не должно требоваться согласие первоначального поставщика. Это может быть обеспечено посредством заблаговременного заключения соглашений между МАГАТЭ и соответствующими государствами-поставщиками, в соответствии с которыми последние будут давать Агентству предварительное согласие на экспорт материала на основании взаимно согласованных критериев предоставления материала.

Одно из возможных преимуществ физических запасов по сравнению с виртуальными запасами состоит в том, что некоторые страны могут считать более надежным постоянное наличие совершенно определенного реального материала, чем взятие странами обязательств в отношении производства или предоставления такого материала в случае применения мер уровня 3. Представление о надежности будет, вероятно, зависеть от того, в какой стране или в каких странах расположены запасы, и государства, видимо, будут придерживаться разных взглядов в отношении соответствующих мест нахождения. Второе возможное преимущество физических запасов состоит в том, что они могут быть расположены в большем числе стран, нежели виртуальные запасы, которые, прежде всего, могут быть обеспечены странами, имеющими предприятия по обогащению (хотя можно предположить, что страна, не имеющая таковых, может создать национальные запасы НОУ и выделить их часть для виртуальных запасов Агентства). Таким образом, физические запасы могут предполагать более широкое политическое разнообразие по сравнению с виртуальными запасами и тем самым обеспечивать более высокую степень надежности с точки зрения некоторых стран.

Главное потенциальное преимущество виртуальных запасов по сравнению с физическими запасами состоит в том, что они, по всей видимости, будут менее дорогостоящими и ими будет легче управлять. Виртуальные запасы не приведут к замораживанию финансовых средств, выделенных на материал, который, возможно, никогда не будет использоваться. Они не предполагают затрат на обеспечение технической или физической безопасности, которые могут быть связаны с физическими запасами, и в этом случае не потребуется создания нового экспертного потенциала Агентства для управления физическими запасами или контроля за внешним управлением такими запасами».

Международные центры ядерного топлива (МЦЯТ)

В качестве возможного механизма содействия доступу к ядерной энергетике и укрепления режима ядерного нераспространения было предложено создать новые международные центры ядерного топлива (МЦЯТ). Прежде всего эти центры, по всей видимости, будут заниматься предоставлением услуг по обогащению урана и «гарантированных поставок» НОУ. Таким образом, они станут дополнительными источниками услуг по обогащению и/или НОУ и могут содействовать созданию физического банка топлива.

В июньском 2007 г. докладе МАГАТЭ говорится, что МЦЯТ способны внести вклад в обеспечение гарантированных поставок топлива, и это вклад может быть подтвержден следующими факторами:

  • четкое, неоспоримое право МАГАТЭ получить НОУ в случае необходимости для запасов, используемых в последнюю очередь (физических или виртуальных) или услуг по обогащению;
  • обязательство МЦЯТ предоставлять резервные услуги по обогащению и/или НОУ, т. е. обязательство выполнять договор о поставках НОУ в случае прекращения его осуществления другим поставщиком по некоммерческим причинам, гарантирование лицензий на экспорт и обязательства в отношении непринятия контрмер;
  • четко определенная правовая база;
  • многочисленные места хранения физических запасов НОУ, в том числе за пределами принимающего государства;
  • степень участия МАГАТЭ.
Предложения, выдвинутые к настоящему времени в отношении возможного создания МЦЯТ, основывались либо на использовании национальной установки (например, как предлагалось, в Ангарске), при этом роль МАГАТЭ сводится к принятию решений в отношении предоставления ядерного материала, либо на концепции «центра МАГАТЭ», в которой Агентству отводится более широкая роль, включающая сооружение, эксплуатацию и контролирование завода по обогащению урана.

МЦОУ в Ангарске

В январе 2007 года Российская Федерация создала МЦОУ в Ангарске. Ангарский МЦОУ будет предоставлять НОУ и услуги по обогащению всем своим государствам-участникам при условии соблюдения положений, отраженных в межправительственном соглашении по созданию Центра. Операции МЦОУ будут регулироваться соглашением на коммерческом уровне, заключенном между коммерческими операторами. Предполагается, что запасы НОУ в МЦОУ будут поставлены под гарантии Агентства.

Главной задачей МЦОУ является обеспечение гарантированного доступа к мощностям по обогащению урана организациям-участницам Центра на основе межправительственных соглашений преимущественно (но не исключительно) из государств, не развивающих на своей территории мощности по обогащению урана. Важно, что потенциальное участие стран в МЦОУ не оговаривается никакими политическими условиями. Российская Федерация не будет передавать участникам МЦОУ технологии обогащения урана. Первое межправительственное соглашение по МЦОУ было подписано 10 мая 2007 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Государства, участвующие в Ангарском МЦОУ, будут иметь возможность покупать обогащенный уран (или услуги по обогащению) у компании, которая частично принадлежит им. Кроме того, они будут извлекать выгоду из продаж урана другим клиентам. Заявленное намерение этой инициативы – экономически заинтересовать потенциальных участников МЦОУ воздерживаться от развития собственных мощностей по обогащению.

На основе информации, полученной секретариатом МАГАТЭ, и первоначальной оценки Ангарский МЦОУ, как представляется, является многообещающим подходом для дальнейшего рассмотрения. МЦОУ является пилотным проектом, в процессе его формирования и эксплуатации  могут отрабатываются принципы создания международных центров ЯТЦ в целом.

В настоящее время прорабатывается механизм выделения Российской Федерацией определенного количества НОУ из собственных резервов в качестве вклада в деятельность МАГАТЭ по созданию механизма гарантированных поставок.

Речь идет именно о формировании при МЦОУ одного из физических резервов МАГАТЭ, предназначенных для обеспечения функционирования этого механизма. Для МЦОУ будет доработана нормативная база в области экспортного контроля таким образом, чтобы обеспечить выпуск материала из страны по запросу МАГАТЭ.

Возможная роль концепции МЦЯТ/МЦОУ в развитии АЭ.

МАГАТЭ готово сотрудничать с заинтересованными государствами-членами в дальнейшей разработке существующих и других соответствующих предложений и гарантий в отношении всех этапов, касающихся чувствительных элементов топливного цикла, включая гарантирование поставок ядерного топлива и реакторной технологии, предоставления услуг в области обращения с отработавшим топливом/его утилизации и переработки/рециклирования.

Механизм гарантированных поставок может создать новые рамки для развития АЭ в мире. Необходим анализ его возможностей, эффективности и в конце концов привлекательности для стран входящих в АЭ. Рассмотрение сценариев глобального и регионального развития АЭ с учетом возможностей механизмов гарантированных поставок требует целостного подхода в анализе всех особенностей развития АЭ, подхода развитого в проекте ИНПРО. Фаза 2 проекта предполагает такой анализ сценариев с использованием методологии ИНПРО.

Международный проект по инновационным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) был развернут Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в ответ на инициативу президента РФ В.В. Путина, высказанную им на Саммите тысячелетия в 2000 году. Ход реализации проекта свидетельствует о том, что его авторитет растет, и он становится международным форумом способным определять направления развития и структуру мировой атомной энергетики с учетом интересов развивающихся стран. В ходе ИНПРО разработана целостная, комплексная методология оценки и сравнения инновационных ядерно-энергетических систем (ИЯЭС) - методология ИНПРО, в которой в единую иерархическую систему сведены критерии устойчивости ядерно-энергетической системы в области экономики, ресурсов и окружающей среды, безопасности реакторов и топливных циклов, обращения с отходами, нераспространения и физической защиты, а также инфраструктуры, включающей законодательную и институциональную инфраструктуру, экономическую и промышленную инфраструктуру, социально-политическую инфраструктуру, т.е. принятие обществом ядерных технологий, а также всю инфраструктуру, связанную с человеческими, кадровыми ресурсами.

Методология ИНПРО является составной частью системного анализа развития энергетики, целью которого в данном случае является выработка направлений международного сотрудничества. Методология является, по сути, базой для объединения мнений экспертов и выявления слабых мест той или иной концепции.

Развивающаяся методология ИНПРО может быть использована для подготовки потенциально продуктивных для стран-участниц решений. Например, в той части работ ИНПРО, которые касаются инфраструктурных изменений для содействия развитию ядерной энергетики, создается задел для создания международной организации ядерного топливного цикла. В ходе исследований в рамках ИНПРО может быть исследован потенциал международных центров ядерного топливного цикла (ЯТЦ), определены инфраструктурные и технические аспекты их реализуемости с учетом особенностей национальных и региональных условий.

Ряд совместных проектов, применяющих методологию ИНПРО для оценки инновационных энергосистем рассматривают МЦЯТ в качестве инновационной компоненты будущих ядерно-энергетических систем.

назад

Материалы из архива

2.2006 Энергетика России: проблемы и перспективы

Ф.М.Митенков, академик РАН, научный руководитель ФГУП «ОКБМ» В конце минувшего года состоялась научная секция общего собрания Российской Академии наук, посвященная состоянию энергетики России, ее проблемам и перспективам развития. Актуальность и важность этой темы подчеркивается уже тем, что чуть ли не впервые сессия Академии наук носила столь целенаправленный и достаточно полный конкретизированный характер обсуждения вопросов энергетического обеспечения страны.

5.2009 Русский инновационный манифест

Мы забыли о творчестве. Потребительская экономика низвела многих из нас до уровня офисного и окологосударственного планктона. Мы перестали изобретать, рваться к звездам, писать хорошие стихи. Мы стали скучными. Это тоже возможная траектория развития человечества, но она быстро заканчивается – без прометеевского начала, без божественного одарения людей технологиями и ремеслами нам остается только прозябать в брендированном транснациональными корпорациями загоне.

2.2006 Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков.