Голос за кадры

Андрей Долгов, выпускник 2007 года кафедры «Ядерные реакторы и энергетические установки» МГТУ им. Н.Э. Баумана

О ситуации с развитием атомной энергетики пишут различные СМИ, говорят с высоких трибун высокопоставленные чиновники и Президент. Но для  успешной реализации заявленных реформ необходимо обеспечить профилирование  кадров, создание механизма их привлечения для работы в столь сложной и  ответственной области, как атомная энергетика.


Общаясь со студентами вузов, я пришел к выводу, что около 40% учащихся профилирующих кафедр готовы работать по  специальности, начиная с 4 курса, при условии, что им будут предоставлены  на выходе из ВУЗа достойные условия оплаты труда и социальная  защищенность.

Увы, реалии сегодняшнего дня говорят об обратной тенденции. Многие отраслевые компании до сих пор не осознали, что значит кадровый голод, они  не готовы и, в большинстве случаев, не способны самостоятельно наладить  работу со студентами - потенциальными работниками атомной отрасли. А те  условия, что предлагаются выпускнику, способны отпугнуть молодого специалиста.

Подготовка инженера-конструктора и инженера-физика по атомным технологиям составляет 5,5 - 6 лет. Для того, чтобы обучить специалиста тратятся  колоссальные ресурсы. Обучение в настоящее время в МГТУ им. Баумана  обходится около 70 тыс рублей в год или 420 тыс. рублей за весь период  обучения.

В итоге лишь малый процент выпускников действительно посвящает себя  работе в атомной области. А остальная часть, возможно, обладающая самым  большим потенциалом вынуждена работать не по специальности. Все это неизбежно приведет к резкому дефициту кадров в атомной области, нарастанию кризисных явлений и, в конечном итоге, к невозможности выполнения поставленных задач в реалиях завтрашнего дня (см. заявленную  стратегию развития атомной энергетики).

С моей точки зрения, необходимо проведение исследований на отраслевых кафедрах для определения интеллектуального потенциала, формирование баз данных по студентам, заинтересованным в работе  по отраслевым направлениям. Необходимо проведения анкетирования студентов  с целью выяснить, какие социальные и материальные условия должны быть предоставлены работодателями, чтобы выпускники могли успешно работать на данных предприятиях.

Необходимо также создание активных студенческих сообществ в атомной  отрасли, проведение информатизации деятельности кафедр отрасли в интернете. Участие потенциальных работодателей в  формировании учебного процесса обеспечило бы возможность выполнения  студентами исследовательских и дипломных работ в интересах этих  работодателей.

Также необходимо создать инструменты, обеспечивающие карьерное продвижение выпускника ВУЗа в атомной отрасли, приобщение его к передовым  технологиям мирового уровня, участие его в атомных сообществах не только России, но и других стран обладающих ядерными технологиями.

Я понимаю, что это довольно сложная работа, требующая определенных затрат. Но ее необходимо вести, чтобы обеспечить нашу отрасль качественными интеллектуальными ресурсами, которые в ближайшем будущем позволят создать  действительно конкурентноспособную компанию мирового уровня - Атомэнергопром.

Уверен, что наша страна обладает большим потенциалом, чтобы стать сильным  игроком на мировом энергетическом рынке атомных технологий.

Приглашаю вас к обсуждению заявленных мной проблем и поиску инструментов их решения.

назад

Материалы из архива

3.2009 ЛАЭС-2: график как эффективный инструмент строительства

ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»), выступающее генпроектировщиком и генподрядчиком Ленинградской АЭС-2, провело деловую игру «Практическое применение системы календарно-сетевого планирования для управления проектом сооружения ЛАЭС-2». В игре приняли участие подразделения ОАО «СПбАЭП» и основные подрядные организации.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

5.2007 Новости РНЦ «Курчатовский институт»

18 апреля 2007 г. Президент РФ В.В.Путин посетил Российский научный центр «Курчатовский институт». Это первое посещение Главой государства Курчатовского института за всю его историю. Генеральная схема размещения АЭС Правительство РФ 19 апреля приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. Генеральная схема предполагает максимальное увеличение доли атомной генерации, гидрогенерации и угольной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии в стране и сокращение доли газовой генерации.