Энергетическая безопасность или повод для преследования неугодных?

Американская политэлита опять причисляет Россию к государствам с «враждебными режимами» наряду с Ираном и Венесуэлой. В XX веке заокеанских политиков раздражал  коммунистический режим советского государство. Каковы же сегодня истинные мотивы неприязни «заклятых друзей» и как Россия должна реагировать на новые вызовы своей национальной безопасности? Своим мнением по этим вопросам поделился  Владимир Иванович Потапов, контр-адмирал в отставке, доктор военных наук, профессор Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова.


- В сегодняшнем мире идеологические конфликты отступили, казалось бы, на задний план. Политический характер приобрели экономика и бизнес. Соединённые Штаты как супердержава рассматривают весь мир в контексте своих национальных интересов. В «Акте энергетической дипломатии и безопасности», законопроекте, рассмотренном Конгрессом США в январе 2007 года, особо подчёркивается, что США должны сотрудничать только с теми государствами, которым разрешено получать американскую экономическую и военную помощь, расширять стратегические партнёрства с государствами, являющимися крупнейшими поставщиками или потребителями энергии. Соединённые Штаты пытаются скоординировать мировой рынок поставок углеводородов в соответствии со своим видением миропорядка. Объявлено об энергетическом сотрудничестве с Китаем и Индией с целью создания стратегических запасов нефти. И это логично, так как Китай, Индия и Ангола входят во вторую тройку лидеров по запасам нефти. Первую же тройку составляют Иран, Россия и Бразилия — страны с так называемыми «враждебными режимами».

Наиболее крупные запасы углеводородов по мнению экспертов находятся в шельфовой зоне Каспия и прилегающих морей на Севере РФ. Опять же это регионы, связанные с Ираном и Россией. Своим географическим положением и природными богатствами наши страны становятся своеобразным вызовом претендующим на мировое господство.
Разделение мира на противостоящие блоки тем или иным образом будет происходить с неизбежным возникновением конфликтов. Декларируемые причины и реальные основания конфликтов останутся уделом отнюдь не публичной политики.

Борьба за передел мира будет происходить не только традиционными военными силами, но и с применением террора, который на рубеже столетий принял новый характер, включая экономические воздействия с целью выдвижения новых собственников против существующих монополистов в любой сфере, в том числе и политической.

И третья составляющая, повышающая уровень риска для мировой экономической системы. Современная система энергоснабжения, сложившаяся в основном в середине—последней трети XX столетия, вышла на завершающую стадию физического износа. Это касается не только нашей страны, где регламентные работы по ремонту и  замене энергосетей не проводились практически два десятилетия, но и ряда развитых стран, в которых энергоресурсы находятся в руках частных владельцев, предпочитающих дополнительным затратам на дублирование важнейших элементов системы и своевременную замену выслуживших нормативный срок участков сетей, увеличение риска за счёт продления сроков эксплуатации. Вопрос получения прибыли кратчайшим путём заставляет собственников идти по пути повышения техногенных рисков.

- Какая роль в этой борьбе за мировые энергоресурсы отводится атомной энергетике?

- Традиционное энергоснабжение за счёт тепловых и гидроэлектростанций выходит на свой предельный уровень. У нас в стране он составляет порядка 80%. На долю атомных энергетических станций (АЭС) приходится около 16%. Большие средства сегодня в России выделены для ускорения развития атомной энергетики с проектными темпами ввода 2-3 энергоблоков в год при одновременном строительстве АЭС за рубежом.

Неожиданной проблемой для строителей отечественных атомных станций стало отсутствие достаточного количества цемента, который приходится закупать в Казахстане по цене в 3-4 раза дороже отечественного или в Европе, где цены уже на порядок выше.

Сейчас предпринимаются значительные усилия, чтобы нарастить мощности строительной индустрии, сдерживающей запланированные темпы развития атомной энергетики. На это потребуется определённое время, а пока решено пойти по пути создания плавучих атомных электростанций, которые смогли бы обеспечить электроэнергией и теплом труднодоступные районы Севера и Дальнего Востока России.

Кроме того, плавучие атомные электростанции (ПАТЭС) призваны сыграть решающую роль в освоении шельфовых месторождений на побережье Северного Ледовитого океана.

Современные разработки опытных образцов оборудования для прямого преобразования энергии АЭУ позволяют повысить эффективность и безопасность их использования в народном хозяйстве, сводя до минимума вероятность атомного теплового взрыва (типа Чернобыля).

Правда, средства на подобные разработки государством не выделяются. В основном, они ведутся за счёт «подкожного жира» разработчиков.

В связи с разведкой и последующим освоением месторождений нефти и газа на дне морей и океанов возникает необходимость в создании атомных энергетических установок для коммерческих подводных аппаратов. Интерес к АЭУ сохраняется в ВМФ для подводных кораблей и ледокольного флота в связи с возобновлением интереса к Северному морскому пути и освоению природных ресурсов северного побережья страны.

Говорить что-либо определённое о темпах строительства АЭУ для ВМФ сложно, так как в первую очередь средства будут выделяться для народнохозяйственных энергетических объектов. Кроме того, для подводного флота среднего и малого водоизмещения разрабатываются и осваиваются анаэробные энергоустановки с электрохимическими генераторами и двигателями Стирлинга, работающими на сжиженном газе. Они позволяют обеспечить достаточную автономность плавания субмарин в подводном положении. Для возобновления строительства подводных крейсеров и крейсерских подводных лодок с атомными энергоустановками камнем преткновения сегодня является не недостаток средств, а разрушенная кооперация, значительная часть которой осталась за рубежом (на Украине и в Казахстане), и плачевное состояние отечественной машиностроительной базы с изношенным морально и физически оборудованием и недостатком квалифицированной рабочей силы. За двадцать с лишним лет старые кадры ушли и уходят, а новые - еще не пришли.

- Богатейшие месторождения нефти и газа, открытые за последние годы в российском секторе Каспия и в северной шельфовой зоне являются «дорогой во владении» собственностью, требующей не только их освоения, но и защиты от многочисленных претендентов на их использование в своих целях.

- В середине 1990-х гг., когда Россия была наиболее ослаблена, скандинавские страны выступили за признание Северного морского пути (СМП) их национальным достоянием, мотивируя своё требованием тем, что открытие СМП принадлежит бывшему подданному Российской империи, финну по происхождению, бежавшему в Швецию "еще при царском режиме". Эту идею поддержали даже некоторые представители профессуры и региональной политэлиты в нашей стране.

Аналогичный пример из того же времени с разработкой нефтяных месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2», когда был заключён абсолютно не выгодный договор о разделе продукции из-за тяжелейших экономических условий в Дальневосточном регионе после распада Советского Союза, не без участия заинтересованных лиц, допущенных к принятию государственных решений в ельцинской администрации.

Не урегулированы границы исключительной экономической зоны в акватории вокруг архипелага Шпицберген, до сих пор не урегулирована «серая зона» с Норвегией, побуждаюшая её на рискованные действия по отношению к российскому рыболовецкому флоту, отход от ранее принятых соглашений. Следует заметить, что обострение этого конфликта может быть предварено требованиями подъема со дна Баренцева и Норвежского морей затонувшей атомной подводной лодки "Комсомолец", атомная энергетическая установка которой "будут создавать опасную экологическую обстановку, ведущую к катастрофе".

В случае возникновения спровоцированного вооружённого конфликта Норвегия, как член НАТО, получит поддержку. А в НАТО входят и США. Развитие конфликта может стать неблагоприятный для России.

- Не случайно, бывший сотрудник ЦРУ Рей МакГовери в документальном фильме «Империя Добра» (из серии Спецкорреспондент  канала Россия) призвал россиян не расслабляться: «Россия по-прежнему остаётся целью №1 для американских политиков». А Пол Вулфовиц ещё в 1992 году предложил нанести ядерный удар по России под предлогом защиты Литвы. Тогда его предложение отклонил. Но эти идеи вошли составной частью в стратегический проект национальной безопасности США в 2000 году.
 
- К подобным вещам надо готовиться, то есть иметь достойное оружие и необходимый баланс сил для сдерживания, позволяющий предупреждать возникновение горячих вооружённых конфликтов. Без таких сил сдерживания мы можем потерять всё, что создали предыдущие поколения. Для того чтобы охладить пыл наших вероятных противников, разрабатывающих агрессивные замыслы с экономическими целями, Россия с её огромными по протяжённости морскими границами должна обладать дееспособным и достаточным атомным флотом. Тем более что внимание зарубежных партнёров приковано, в основном, к нашему шельфу и исключительной экономической зоне.

Натовские АПЛ перевооружаются крылатыми ракетами, что позволяет им оперативно участвовать в первых ударах, имеющих целью подавление органов управления, инфраструктуры, систем обеспечения. Создаются плавучие арсеналы оружия для обеспечения АПЛ, дежурящих вблизи побережья и подо льдами Арктики. Для  своевременного противодействия подводным силам НАТО необходимо иметь достаточное количество подводных лодок, которые могли бы отслеживать действия потенциального противника и при необходимости уничтожить его.

- А существует ли у нас в стране Военно-морская стратегия с учётом современной геополитической ситуации?

- На сегодня есть документ, определяющий морскую политику. В своё время по этой тематике защищал докторскую диссертацию экс-главком ВМФ В.И.Куроедов. В новейшей истории это была первая работа, определившая морскую политику, задачи, стоящие перед ВМФ России на современном этапе, пример системного подхода к разработке Военно-морской стратегии. Но говорить о том, что морская стратегия полностью сформирована, чётко выражена в виде программы, пока рано. Этот процесс ещё идёт. Пока развитие ВМФ планируется по остаточному принципу, в зависимости от объёма выделяемых средств. Отстаём даже с введением в боевой состав нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения.

Чрезвычайно остро стоит проблема воссоздания утраченной кооперации военного кораблестроения. Приватизированные предприятия разорены, кадры высочайшей квалификации разогнаны. Сложными для решения стали многие технико-технологические вопросы.

- Что кроме уже перечисленных причин мешает выработке этого стратегически важного для России документа?

- Разработанный проект Военной доктрины недавно был представлен на конференции в Академии военных наук в Москве. Но чётко сформулировать задачи для Вооружённых сил страны невозможно без решения главного вопроса: куда мы идём и какую страну мы строим. Пока отсутствует стратегия национального развития, определиться с вопросом построения современной армии и флота очень сложно. Каждый род войск отстаивает свою приоритетность, чётко не представляя потенциального противника. Как сказал в своём выступлении Ю.Балуевский: «Не рано ли мы запрягаем лошадь, не зная, а надо ли нам ехать».

По своему экономическому, военному потенциалу мы не можем противостоять США, так как они превосходят нас на несколько порядков. Втягиваться в противостояние  с ними нам нельзя. Мы только начинаем преодолевать это отставание, поэтому приходится лавировать, находить соответствующие решения.

- Но «лавирование»-- это политика. У любого социума, начиная с семьи, существуют стратегические цели, которые определяют поведенческую тактику.Не дай Бог, возникнет ситуация, при которой придётся производить ответно-встречный удар. Существует ли на этот случай чёткая программа взаимодействия различных родов ВС страны?

-  Самым неприятным для Российской Федерации является нанесение противнику ответно-встречного удара (когда противник уже нанес удар по нашим объектам первым).В ответно-встречном ударе могут участвовать только ракетные войска стратегического назначения (РВСН). ВМФ ещё не достиг того уровня оперативности управления, чтобы быть задействованным в ответно-встречном ударе.

Когда заключались договоры СНВ-1 и СНВ-2, было оговорено, что баллистические ракеты РВСН должны быть только моноблочными. На флоте остались многоблочные БР, 57% ядерных боезарядов ВС России.

На американские деньги были уничтожены все пусковые установки РВСН вплоть до Урала (остались только те, что за Уралом), утилизированы многие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Отказ от договора по ПРО и отказ от ратификации  договора СНВ-2 произошли независимо друг от друга. Выполнив требования СНВ-2, Россия не получила его ратификацию от США. Последующий отказ от договора по ПРО поставил Россию еще в более неблагоприятные условия с точки зрения эффективности нанесения ответно-встречного удара.

- Если нанесен такой урон ракетным войскам стратегического назначения в соответствии с договором СНВ-2, по-видимому, больше внимания должно уделяться развитию ВМФ.

- Я не могу сказать, что политическое руководство России не предпринимает действия по усилению РВСН. Такие шаги делаются. Но они должны выполняться комплексно, включая и усиление роли морских ядерных сил стратегического назначения. Пока это не привело к быстрейшему введению новых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), выделению достаточных средств для их строительства. При сегодняшних темпах к 2010-2012 гг. мы рискуем получить нулевой потенциал на морской составляющей стратегических ядерных сил.

Разрушена промышленно-технологическая база военно-морского строительства. Сохранившиеся предприятия не в состоянии полностью освоить средства, выделяемые по госпрограмме. Фактически потерян системный комплекс предприятий, способных решить проблему восстановления ВМФ.

В холдингах, призванных заменить существовавшую ранее систему оборонно-промышленного комплекса (ОПК), вопросы финансирования отдельных предприятий решаются не всегда благополучно, подталкивая предприятия на выполнение в первую очередь заказов, приносящих прибыль. Система тендеров тоже срабатывает не лучшим образом, отбирая далеко не лучших, а сумевших вовремя «подсуетиться».

Раньше электрооборудование для ВМФ делалось на «Электросиле». С покупкой этого предприятия  иностранными собственниками работы для ВМФ были прекращены.  Заказ на электрические системы получила другая фирма, что привело к тяжелым последствиям: требования к надежной работе электрооборудования в условиях повышенной влажности в полной мере не выполнено. В результате были сорваны сроки введения в строй вновь создаваемых дизель-электрических подводных лодок.
Вопрос не только в утрате технических решений, ноу-хау, но и в распаде профессиональной школы судостроения.

Но, слава Богу, и у нас наметились  положительные тенденции, которые позволяют надеяться, что удастся возродить Россию, сохранив её суверенность, приумножив наш народ.

Различные международные ограничения, выдвигаемые то представителями ПАСЕ, то заокеанскими  «друзьями», обвиняющими Россию в энергетическом шантаже западных государств, имеют те же цели, что и резолюция по иранскому «ядерному досье». Это попытка создать препятствия для экономического развития стран, полезными ископаемыми которых хотелось бы распоряжаться неограниченно.

Подготовила Т.Девятова

назад

Материалы из архива