Безопасность можно регулировать

С.А.Адамчик, заместитель руководителя Ростехнадзора

Атомные технологии в энергетике требуют новой законодательной базы. Научно-технический прогресс в последние столетия предопределил необходимость использования технологий, связанных с риском для жизни и здоровья нынешнего и будущего поколений людей, загрязнения окружающей среды и воздействующих на жизнь животных и растений. Применение указанных технологий требует одновременного решения двух взаимоконкурирующих проблем: развитие использования технологий и обеспечение безопасности их применения.


Мировым опытом установлено и подтверждено практикой, что одно лицо, одна организация, одно ведомство не способно одновременно эффективно решать сразу две указанные проблемы. Поэтому в государствах для их решения помимо организаций, осуществляющих управление, использование и развитие применения потенциально опасных технологий, создаются государственные органы регулирования (надзора), наделенные соответствующими полномочиями.

Использование атомной энергии относится к потенциально опасным технологиям. Возможные негативные последствия этих технологий могут привести к распространению радиоактивных веществ и излучений и загрязнению окружающей среды со всеми вытекающими из этого последствиями. Во всех странах мира, использующих или имеющих намерения использовать атомную энергию, созданы и функционируют органы государственного регулирования.
 
Начало развития использования атомной энергии в СССР относится к 40-м годам прошлого столетия. Нельзя сказать, что пользователи технологий и руководство страны не осознавали опасность ядерных технологий. Но основным приоритетом этой деятельности была строгая секретность. В рамках Министерства среднего машиностроения создавались и функционировали службы, предназначенные для ведения надзора за безопасностью, но форма подчиненности, исключающая реализацию основных принципов регулирования безопасности, позволяла данным структурам решать лишь незначительные локальные вопросы надзора за безопасностью.

Только в 1972 году на отдельных объектах использования атомной энергии (в связи с передачей их из ведения Минсредмаша СССР в Министерство энергетики и электрификации СССР) к осуществлению государственного надзора был привлечен Госгортехнадзор СССР. В ведении Госгортехнадзора СССР находилось оборудование, работающее под давлением, грузоподъемные механизмы АЭС Минэнерго СССР и исследовательских ядерных реакторов и установок Академии наук СССР. Это была лишь небольшая часть всего комплекса вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Независимые контролеры

В 1983 году (уже после аварии на АЭС в США) был создан отдельный независимый орган государственного надзора за безопасным ведением работ в атомной энергетике – Госатомэнергонадзор СССР. Следует отметить, что к моменту создания этого органа в эксплуатации уже находилось более 10 АЭС, включая и Чернобыльскую в составе 4 энергоблоков. Но, как и ранее, в ведении Госатомэнергонадзора СССР находилась только отдельная часть вопросов государственного надзора в области использования атомной энергии.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС явилась толчком к усилению роли государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. После этой аварии безопасность эксплуатации объектов использования атомной энергии стала осознаваться в России как общенациональная задача, затрагивающая интересы всех граждан и государства в целом.

В условиях роста

Современная атомная энергетика России в настоящее время находится на подъеме. Приняты и реализуются национальные программы по сооружению и вводу в эксплуатацию значительного количества современных энергоблоков. При этом роль государственного регулирования безопасности неизмеримо возрастает, требуется обновление и расширение нормативной правовой базы государственного регулирования, увеличение численности органа регулирования, его материальное и финансовое обеспечение. В ведении Ростехнадзора находится контроль за 3304 радиационными объектами, в их числе 31 энергоблок на 10-й АЭС. Имеющиеся нормативные акты, которыми в своей деятельности руководствуется Ростехнадзор, охватывают 86 федеральных норм и правил. К этому надо добавить 9 международных договоров и конвенций. Основная цель деятельности Ростехнадзора – это обеспечить гарантии безопасности персонала, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии. А задача сводится к недопущению аварий и катастроф на объектах использования атомной энергии. В целом же безопасность использования атомной энергии в России, кроме Ростехнадзора, контролируют Министерство по чрезвычайным ситуациям России – в его функции входит государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии, вопросов готовности к ликвидации аварий, Федеральное медико-биологическое агентство России – государственное регулирование санитарно-гигиенических аспектов радиационной безопасности, Министерство обороны России – государственный надзор и контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях.

В составе центрального аппарата Ростехнадзора образованы соответствующие структуры для организации и осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. На территории Российской Федерации образовано семь межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, обеспечивающих регулирование и практический надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности на подконтрольных объектах и в организациях. На каждом крупном объекте использования атомной энергии (АЭС, предприятие ядерного топливного цикла) создана и функционирует инспекция, являющаяся структурным подразделением межрегионального территориального округа по надзору за ЯРБ. Научную и техническую поддержку деятельности по государственному регулированию осуществляет Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности. На Ростехнадзор возложены как разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, так и лицензирование установленных видов деятельности в области использования атомной энергии, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий.

Сейчас настало время для разработки новых законов по ядерной безопасности. Таких, как законопроект «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности», в разработке которого принимают участие специалисты Ростехнадзора. Этот законопроект призван установить правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при регулировании ядерной и радиационной безопасности объектов, использования ядерной энергии, деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного для осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.

Опубликовано в «Независимой газете» 13.11.2007

назад

Материалы из архива

9.2006 Стойкая к радиации

Ученые ЦНИИ КМ «Прометей» закончили экспериментальные исследования свойств новой радиационно-стойкой марки стали, так называемой малоактивируемой. По сравнению с используемыми сегодня материалами, эта сталь обладает быстрым спадом наведенной радиоактивности после воздействия нейтронного облучения. Это значит, после вывода из эксплуатации реактора она не будет оказывать столь вредного радиационного воздействия на окружающую среду.

12.2008 Огонь — главный враг подводника

Е.В.Лаухин, капитан I ранга в отставкеВ обеспечении пожарной безопасности атомных подводных лодок (АПЛ) давно наступил кризис, требующий не только принятия неординарных мер, но и осознания роли всех составляющих в предотвращении и устранении пожара. Неправильно поставленные цели приводят к неправильной постановке задач. Изучение обстоятельств тяжёлых аварий на АПЛ и их гибели от пожаров позволяют выработать новые подходы для достижения победы над огнём.

7.2006 Новое решение проблемы безопасного хранения отработавшего ядерного топлива

Самаров В.Н., д.т.н., Хомяков Е.И., к.т.н, Непомнящий В.З., к.т.н. «Лаборатория Новых Технологий»; Левин Б.В., чл-корр. РАН (Дальневосточное отделение); Романовский Н.Н., проф., МГУ Сегодня Россия демонстрирует готовность взять на себя ответственность за одну из самых важных составляющих мировой стабильности – энергетическую безопасность...