Безопасность можно регулировать

С.А.Адамчик, заместитель руководителя Ростехнадзора

Атомные технологии в энергетике требуют новой законодательной базы. Научно-технический прогресс в последние столетия предопределил необходимость использования технологий, связанных с риском для жизни и здоровья нынешнего и будущего поколений людей, загрязнения окружающей среды и воздействующих на жизнь животных и растений. Применение указанных технологий требует одновременного решения двух взаимоконкурирующих проблем: развитие использования технологий и обеспечение безопасности их применения.


Мировым опытом установлено и подтверждено практикой, что одно лицо, одна организация, одно ведомство не способно одновременно эффективно решать сразу две указанные проблемы. Поэтому в государствах для их решения помимо организаций, осуществляющих управление, использование и развитие применения потенциально опасных технологий, создаются государственные органы регулирования (надзора), наделенные соответствующими полномочиями.

Использование атомной энергии относится к потенциально опасным технологиям. Возможные негативные последствия этих технологий могут привести к распространению радиоактивных веществ и излучений и загрязнению окружающей среды со всеми вытекающими из этого последствиями. Во всех странах мира, использующих или имеющих намерения использовать атомную энергию, созданы и функционируют органы государственного регулирования.
 
Начало развития использования атомной энергии в СССР относится к 40-м годам прошлого столетия. Нельзя сказать, что пользователи технологий и руководство страны не осознавали опасность ядерных технологий. Но основным приоритетом этой деятельности была строгая секретность. В рамках Министерства среднего машиностроения создавались и функционировали службы, предназначенные для ведения надзора за безопасностью, но форма подчиненности, исключающая реализацию основных принципов регулирования безопасности, позволяла данным структурам решать лишь незначительные локальные вопросы надзора за безопасностью.

Только в 1972 году на отдельных объектах использования атомной энергии (в связи с передачей их из ведения Минсредмаша СССР в Министерство энергетики и электрификации СССР) к осуществлению государственного надзора был привлечен Госгортехнадзор СССР. В ведении Госгортехнадзора СССР находилось оборудование, работающее под давлением, грузоподъемные механизмы АЭС Минэнерго СССР и исследовательских ядерных реакторов и установок Академии наук СССР. Это была лишь небольшая часть всего комплекса вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Независимые контролеры

В 1983 году (уже после аварии на АЭС в США) был создан отдельный независимый орган государственного надзора за безопасным ведением работ в атомной энергетике – Госатомэнергонадзор СССР. Следует отметить, что к моменту создания этого органа в эксплуатации уже находилось более 10 АЭС, включая и Чернобыльскую в составе 4 энергоблоков. Но, как и ранее, в ведении Госатомэнергонадзора СССР находилась только отдельная часть вопросов государственного надзора в области использования атомной энергии.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС явилась толчком к усилению роли государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. После этой аварии безопасность эксплуатации объектов использования атомной энергии стала осознаваться в России как общенациональная задача, затрагивающая интересы всех граждан и государства в целом.

В условиях роста

Современная атомная энергетика России в настоящее время находится на подъеме. Приняты и реализуются национальные программы по сооружению и вводу в эксплуатацию значительного количества современных энергоблоков. При этом роль государственного регулирования безопасности неизмеримо возрастает, требуется обновление и расширение нормативной правовой базы государственного регулирования, увеличение численности органа регулирования, его материальное и финансовое обеспечение. В ведении Ростехнадзора находится контроль за 3304 радиационными объектами, в их числе 31 энергоблок на 10-й АЭС. Имеющиеся нормативные акты, которыми в своей деятельности руководствуется Ростехнадзор, охватывают 86 федеральных норм и правил. К этому надо добавить 9 международных договоров и конвенций. Основная цель деятельности Ростехнадзора – это обеспечить гарантии безопасности персонала, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии. А задача сводится к недопущению аварий и катастроф на объектах использования атомной энергии. В целом же безопасность использования атомной энергии в России, кроме Ростехнадзора, контролируют Министерство по чрезвычайным ситуациям России – в его функции входит государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии, вопросов готовности к ликвидации аварий, Федеральное медико-биологическое агентство России – государственное регулирование санитарно-гигиенических аспектов радиационной безопасности, Министерство обороны России – государственный надзор и контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях.

В составе центрального аппарата Ростехнадзора образованы соответствующие структуры для организации и осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. На территории Российской Федерации образовано семь межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, обеспечивающих регулирование и практический надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности на подконтрольных объектах и в организациях. На каждом крупном объекте использования атомной энергии (АЭС, предприятие ядерного топливного цикла) создана и функционирует инспекция, являющаяся структурным подразделением межрегионального территориального округа по надзору за ЯРБ. Научную и техническую поддержку деятельности по государственному регулированию осуществляет Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности. На Ростехнадзор возложены как разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, так и лицензирование установленных видов деятельности в области использования атомной энергии, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий.

Сейчас настало время для разработки новых законов по ядерной безопасности. Таких, как законопроект «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности», в разработке которого принимают участие специалисты Ростехнадзора. Этот законопроект призван установить правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при регулировании ядерной и радиационной безопасности объектов, использования ядерной энергии, деятельности федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного для осуществления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.

Опубликовано в «Независимой газете» 13.11.2007

назад

Материалы из архива

11.2006 Система радиационного мониторинга окружающей среды

В.П.Демченков, И.Э.Новиков, Государственный научный центр Центральный научно-исследовательский и опытно-констукторский институт робототехники и технической кибернетики, Россия Опыт применения техники ЦНИИ РТК во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС показывает, что придание средствам противодействия радиационного загрязнения новых технических качеств требует нескольких лет целенаправленной работы.

10.2007 Диверсия или теракт, ядерный или радиоактивный?

Ю.А.Рогожин, директор Центра радиационно-химической безопасности. Будучи постоянным участником семинаров в московском отделении Центра Карнеги по проблемам нераспространения ОМУ, я заметил, что коллеги, которым я признателен за плодотворные дискуссии, зачастую смешивают понятия "диверсия" и "террористический акт".

1.2008 Атом имени Ломоносова

Александр КулешовРазговоры о строительстве атомной теплоэнергоцентрали (АТЭЦ) в Архангельске велись еще в 80-х годах прошлого столетия. Однако Чернобыльская катастрофа поставила жирную точку на проекте, не смотря на то, что площадку под строительство уже начинали готовить. Неподалеку от Архангельска до сих пор можно наблюдать несколько заросших, частично асфальтированных дорог, ведущих к горам песка. Больше здесь ничто не напоминает о начавшемся когда-то строительстве.