БАЭС и Заречный: ожидание светлого будущего

Сергей Гончаров, корр. газеты «Пятница», г.Заречный, Свердловская область

Как известно, официальный срок действия БН-600 заканчивается уже в 2010 году, однако сейчас идет работа по продолжению срока службы. Десять дополнительных лет (то есть до 2020 года) – это уже практически вопрос решенный, но хотелось бы добавить к этому времени еще, по крайней мере, лет пять.

Основная проблема — доказать работоспособность так называемых несменяемых элементов реактора. Таких элементов, к счастью, немного, но именно от них зависит будущий срок «выхода на пенсию» третьего блока станции.

Кроме того, до апреля 2010 года ставится задача заменить парогенераторы. Как выражается директор БАЭС, это сумасшедшая проблема — в сроки планово-предупредительного ремонта провести столь великий объем работ. По всей видимости, они будут делаться не только персоналом БАЭС, но и с привлечением сторонних организаций смежного профиля. Сложность еще в том, что Подольский завод имени Орджоникидзе, который традиционно специализируется на изготовлении модулей таких парогенераторов, одновременно будет занят выполнением заказа по БН-800. Так что, в Подольске тоже ожидается существенное расширение производства.

На законсервированных блоках первой очереди основной проблемой остается прежняя – обеспечить достойное хранение отработавшего ядерного топлива. Надо заметить, что это не только и не столько проблема БАЭС, сколько федерального уровня. Сейчас, как известно, ОЯТ хранится в двух спецбассейнах (всего там содержится почти 5 тыс. сборок). Однако долгое хранение таким способом чревато серьезными последствиями, достаточно вспомнить горячие предновогодние деньки 2001 года, когда один из бассейнов дал течь. Таким образом, основная задача при решении данной проблемы – создание условий для хранения ОЯТ сухим методом. Ошканов утверждает, что этот вопрос стоит на контроле непосредственно у Президента, и он, несомненно, будет решаться в ближайшие годы. Наша же задача: зачехлить топливо, подготовить и провести испытание спецконтейнеров, которыми топливо начнет вывозиться, как только будет определено место для последующего его хранения.

То пусто, то густо

Маховик огромной стройки только-только начинает набирать обороты. А все потому, что решается главный вопрос – финансирование. Не в пример прошлым годам, в 2006м счет пошел уже на миллиарды. В этом году должны освоить 1,3 млрд рублей. Хотя и это капля в море. Решающим в этом отношении должен стать год следующий. Хотя госбюджет готов и в этом году дать еще дополнительные 2 млрд, но с условием, что они будут освоены. Если будет принято решение, то деньги придут уже в декабре. Как же их освоить в несколько дней? Оставлять на следующий год нельзя, могут урезать последующее финансирование.

Руководство станции и генподрядчик приняли решение вкладывать деньги в так называемые «многолетние авансы»: в заказ специального оборудования. С таким расчетом, чтобы его изготовление поспевало к срокам строительства. Кроме того, есть необходимость покупать спецтехнику для строителей, например, особые краны.

До сентября наши строители шли с некоторым отставанием по графику освоения средств. Это связано с неритмичностью финансирования. К примеру, только в июне финансирование пошло более-менее устойчиво. Тем не менее, к октябрю отставание в графике было ликвидировано.

Итак, следующий год должен стать решающим в схеме финансирования. Государство планирует выделить на строительство БН800 более 5 млрд рублей. А эта цифра, надеются руководители АЭС, будет означать бесповоротность процесса. Говоря иными словами, слишком много средств будет вложено в новый блок, чтобы просто так вновь его «заморозить». Кириенко так и шутит: «Попробуйте нам испортить «лицо» этой программы, мы вам тогда ваше лицо испортим…».

А что дальше?..

Перспектива следующего по счету, теперь уже пятого, блока БАЭС тоже начинает обрисовываться все более отчетливо. Как уже не единожды рассказывали руководители «Росатома», это будет уже чисто коммерческая единица атомной сокровищницы России, и с пуском БН-1800 мы получим почти неограниченные на сегодняшний день возможности получения топлива для АЭС – запасов урана­238, на котором будет «греться» БН1800 в 200 раз больше, нежели урана­235, который используется на АЭС сейчас. И если с пуском БН800 мы еще только начнем потихоньку осваивать так называемый непрерывный топливный цикл (вечный двигатель атомной энергетики), то с пуском БН1800 этот цикл начнет функционировать уже как неотъемлемая составляющая Атомпрома.

Когда же это будет? Планируется пустить пятый блок БАЭС в 2020 году, хотя, по мнению многих специалистов Белоярской АЭС, это вполне возможно сделать уже в 2017м. И не только возможно, но и более рационально, поскольку освобождающиеся на БН800 строители смогут тут же переходить на новый объект. К сожалению, проектноконструкторские разработки пока отстают, а это может затянуть сроки начала строительства. Конструкторы и сами стараются быстрее проектировать, поскольку сами признают: надо спешить, пока еще живы те, кто умеет это делать, и пока еще можно передать свое умение молодым специалистам.

Журнал «Атомная стратегия» № 27, январь 2007 г.

назад

Материалы из архива

6.2009 Как сокращали морские стратегические ядерные силы

В.В.Мурко, инженер-кораблестроитель, директор судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (1972-1983 гг.), президент ОАО «Морское кораблестроение» (1993-2004 гг.)28 ноября 1988 г. ЦК КПСС и СМ СССР издали Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XII пятилетки завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и осуществить перевооружение ТРПК СН проекта 941.

8.2009 Альтернатива вертикали

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития: - Остается одно-единственное: строить параллельные структуры. Как известно, Петр I не стал модернизировать стрелецкое ополчение, а с нуля сформировал по самым современным тогдашним образцам регулярную армию, перенеся на русскую почву даже такую, казалось бы, несущественную деталь обмундирования, как букли. Петр I не стал даже пытаться переделать Москву в столицу европейского государства, а соорудил посреди невских болот Санкт-Петербург… Что можно сделать сейчас?

11.2008 Еще раз о стоимостном дисбалансе ядерного топлива или 4ДИС

М.Ю.Ватагин, к.э.нСтремление к сбалансированности в природе принято считать нормальным и естественным. Дисбалансы в технике обычно рассматриваются в качестве угрозы ее разрушения. Если их не определять и своевременно не устранять, то неприятности неизбежны. Энергетикам, врачам и водителям это известно лучше, чем кому бы то ни было.