|
Инофирмы на приборном рынке атомной отрасли РоссииВ.В.Плешков, к.т.н., эксперт журнала «Атомная стратегия», Санкт-Петербург Формирование структуры мирового ядерного приборостроения началось в США почти 50 лет назад одновременно с рождением атомной бомбы. Эволюция бизнеса осуществлялось по классической спирали «американского успеха»: • патентование удачной идеи или прибора, • энергичное создание стартового производства, • получения государственного заказа; • агрессивный маркетинг, • поглощение конкурентов, • расширение производства. Создание энергетических реакторов, совершенствование ядерного оружия способствовало превращению пионеров ядерного приборостроения в мощные трансконтинентальные высокотехнологические корпорации. Наиболее ярким примером может служить превращение небольшой компании (3 человека) EE&G в гигантскую корпорацию с более чем 30 тысяч штатом сотрудников. Между тем, можно быть мировым лидером, имея штат сотрудников от 6 до 10 человек. Классический пример – финская компания HIDEX, производитель портативного жидкостного сцинцилляционного TRIATHLER, ставшая настоящим монополистом мирового масштаба. Общей чертой всех западных производителей приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности, от маленьких фирм до гигантских концернов, является соотношение 1:10 численности производственного персонала к числу сотрудников, занятых маркетингом, менеджементом, логистикой, сервисом. Крупнейшие производители приборов и оборудования сосредоточены следующим образом: • спектроскопия – США, Франция, Италия • радиометрия – Финляндия, США, Германия, • дозиметрия – Франция, Финляндия, США, • системы контроля и учета ядерных материалов – Англия, Франция, США. За последние десять лет произошла глобальная перестройка сложившегося корпоративного уклада мирового сообщества фирм-производителей приборов ядерного и радиационного контроля, вызванная следующими причинами: • практическим отсутствием ввода новых энергетических мощностей (за исключением развивающихся стран и Финляндии); • обострением интереса к проблеме обращения с радиоактивными отходами; • острой конкурентной борьбой атомно-энергетических концернов AREVA и BNFL – WESTINGAUSE за рынок переработки отработанного ядерного топлива; • угрозой международного терроризма; • политика ядерного разоружения. Наиболее характерными являются изменения, которые претерпели четыре конкурирующие компании – бренды (условно A, B, C, D), с совокупным вкладом в мировом объеме производства спектрометров с полупроводниковыми детекторами не менее 95%. Международная и российская структуры этих компаний в 1995 году приведены в табл. 1. Табл. 1
За прошедшие десять лет эти компании оказались в эпицентре передела «мирового порядка» ядерного приборостроения. Наиболее значительными оказались следующие события: • Компания А купила у компании С всю инфраструктуру в странах Восточной Европы, в том числе, и в России. Таким образом, был устранен самый агрессивный конкурент, прежде всего в области спектроскопии (CS); • Компания В продает часть своего радиометрического производства BR группе частных лиц, одновременно покупая более современный завод BR2; • Компания В купила у компании А радиометрическое производство и стала мировым монопольным производителем жидкостных низкофоновых счетчиков; • Компания D приобретает радиометрию BR и дозиметрию BD. Образуется новый концерн F, который передает российскому дилеру компании В права на продажу всей дозиметрии (BD+DD), а компании D всей радиометрии и специальных систем (BR+ DR); • Компания D приобрела у компании C право продавать в России спектроскопию (CS). Таким образом, можно констатировать, что крупные иностранные производители приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности к 2005году , в основном, закончили процессы капитализации и глобализации: • поглотили своих главных конкурентов; • укрупнили масштабы и усилили специализацию производства; • в свою очередь, сами вошли в стратегические альянсы с крупнейшими мировыми финансовыми группами и промышленными концернами, сохранив свои бренды. Применительно к России брендовые компании имеют структуру, представленную в табл. 2. Табл. 2
Иностранные компании, прежде всего А и В, традиционно лидируют в поставках на российский рынок высокотехнологичного оборудования, которое здесь не производится: • цифровых гамма-спектрометров с германиевыми детекторами; • многоканальных альфа-спектрометров; • автоматических супер-низкофоновых жидкостных и газовых счетчиков. Отечественные производители полностью доминируют в следующих сегментах рынка потребления ПРК: • автоматизированные системы контроля радиационной обстановки; • термолюминесцентные дозиметрические комплексы; • сцинтилляционные детекторы; • аналоговые спектрометрические тракты; • портальные мониторы; • программное обеспечение; • радиометры. Обобщая историю анализа отношений между российскими и импортными производителями, попытаемся синтезировать модель конкурентоспособного спектрометра – своеобразного контрапункта, составленного из лучших образцов отечественных и импортных производителей: – математический аппарат (Россия); – программное обеспечение (Россия); – электронный блок (аналоговый – Россия, цифровой – импорт); – блок детектирования (сцинтилляционный – Россия, полупроводниковый – импорт); – персональный компьютер (импорт); – метрологическое обеспечение (Россия); – обучение (Россия); – гарантийный сервис (импорт). На внутреннем российском рынке успешно используются десятки таких гибридных спектрометров, а на мировом – пока единицы, что уже, конечно, следует считать большим успехом российских производителей. Иностранные компании сталкиваются в России с массой проблем, перед которыми оказывается бессильным весь их пятидесятилетний успешный опыт ведения бизнеса: • непредсказуемое толкование законодательства; • недостоверность официальной информации; • неплатежеспособный спрос. Иностранные компании участвуют во всех основных рекламных мероприятиях «ядерной» России (выставки, конференции, семинары). В России существуют несколько выставок, формально интересных для западных компаний: • «Наука» (РАН) • «ЭМЕРКОМ» (МЧС) • «Таможня» (ГТРК) • «Здравоохранение» (Минздрав) • «Атомная промышленность» (Минатом) Основной выставкой для производителей приборов радиационного контроля является «Атомная промышленность». Однако до последнего времени она проводилась в территориальном отрыве от конференции «Радиационная безопасность» и поэтому была малоэффективна относительно контрактных перспектив. Ситуация изменилась к лучшему только в прошлом году. Однако прохладное отношение к российским выставкам мировых брендов еще ощущается. Наиболее удачной выставкой следует признать только форум «Наука-93». Для производителей и потребителей приборов радиационного контроля существует три ежегодных официальных мероприятия, от участия в которых невозможно отказаться: • конференция «Радиационная безопасность», сентябрь, Санкт-Петербург; • конференция «Проблемы прикладной спектроскопии и радиометрии (ППСР)», октябрь; • семинар «Актуальные проблемы спектрометрического анализа», ноябрь, Обнинск. У каждого из этих форумов свои цели и задачи, своя изюминка, свои праздники и будни. Прежде всего, они отличаются должностным уровнем участников (табл. 3). Табл.3.
Все они традиционно проходят осенью. Фирмам- продавцам это удобно, а покупателям желательно бы их разнести по временам года. Наиболее эффективными для контрактных перспектив являются собственные специализированные семинары на базе лабораторий наиболее «продвинутых» пользователей, а также личные беседы. В табл. 4 обобщена среднегодовая контрактная эффективность маркетинговых мероприятий иностранных компаний на Северо-Западе России. Табл.4
В заключение хотелось бы отметить, что не следует ожидать от западных компаний интенсивного размещения их рекламы в российских СМИ, а также в профильной периодике. Все бренды имеют собственную качественную периодику (газеты, журналы, ревю, альманахи, бюллетени), которая распространяется в узком кругу заинтересованных лиц. На деятельности иностранных и отечественных производителей безусловно отрицательно сказывается разрушение Минатома, упразднение Госатомнадзора, разделение органов санитарного надзора. В такой ситуации трудно прогнозировать положительную динамику роста объема производства и продаж. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|