Инофирмы на приборном рынке атомной отрасли России

В.В.Плешков, к.т.н., эксперт журнала «Атомная стратегия», Санкт-Петербург

Формирование структуры мирового ядерного приборостроения началось в США почти 50 лет назад одновременно с рождением атомной бомбы. Эволюция бизнеса осуществлялось по классической спирали «американского успеха»:

• патентование удачной идеи или прибора,

• энергичное создание стартового производства,

• получения государственного заказа;

• агрессивный маркетинг,

• поглощение конкурентов,

• расширение производства.

Создание энергетических реакторов, совершенствование ядерного оружия способствовало превращению пионеров ядерного приборостроения в мощные трансконтинентальные высокотехнологические корпорации. Наиболее ярким примером может служить превращение небольшой компании (3 человека) EE&G в гигантскую корпорацию с более чем 30 тысяч штатом сотрудников.

Между тем, можно быть мировым лидером, имея штат сотрудников от 6 до 10 человек. Классический пример – финская компания HIDEX, производитель портативного жидкостного сцинцилляционного TRIATHLER, ставшая настоящим монополистом мирового масштаба.

Общей чертой всех западных производителей приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности, от маленьких фирм до гигантских концернов, является соотношение 1:10 численности производственного персонала к числу сотрудников, занятых маркетингом, менеджементом, логистикой, сервисом.

Крупнейшие производители приборов и оборудования сосредоточены следующим образом:

• спектроскопия – США, Франция, Италия

• радиометрия – Финляндия, США, Германия,

• дозиметрия – Франция, Финляндия, США,

• системы контроля и учета ядерных материалов – Англия, Франция, США.

За последние десять лет произошла глобальная перестройка сложившегося корпоративного уклада мирового сообщества фирм-производителей приборов ядерного и радиационного контроля, вызванная следующими причинами:

• практическим отсутствием ввода новых энергетических мощностей (за исключением развивающихся стран и Финляндии);

• обострением интереса к проблеме обращения с радиоактивными отходами;

• острой конкурентной борьбой атомно-энергетических концернов AREVA и BNFL – WESTINGAUSE за рынок переработки отработанного ядерного топлива;

• угрозой международного терроризма;

• политика ядерного разоружения.

Наиболее характерными являются изменения, которые претерпели четыре конкурирующие компании – бренды (условно A, B, C, D), с совокупным вкладом в мировом объеме производства спектрометров с полупроводниковыми детекторами не менее 95%. Международная и российская структуры этих компаний в 1995 году приведены в табл. 1.

Табл. 1

Компания
Россия
Спектроск.-S
Радиометрия-R
Дозиметрия-D
А (США)
Дочерн. фирма
AS (США)
AR (США)
AD (США)
В (США)
Физич. лицо
BS (США)
BR (Герм.Фин)
BD(Финляндия)
С (Италия)
Дочерн. фирма
CS (Италия)
CR (Германия)
CD (Германия)
D (Франция)
Физич. лицо
DS(Франция)
DR(Франция)
DD(Франция)

За прошедшие десять лет эти компании оказались в эпицентре передела «мирового порядка» ядерного приборостроения. Наиболее значительными оказались следующие события:

• Компания А купила у компании С всю инфраструктуру в странах Восточной Европы, в том числе, и в России. Таким образом, был устранен самый агрессивный конкурент, прежде всего в области спектроскопии (CS);

• Компания В продает  часть своего радиометрического производства BR группе частных лиц, одновременно покупая более современный завод BR2;
• Происходит слияние спектрометрических производств компаний А  и D (AS+ DS).Так образовался мощный трансконтинетальный блок производства спектрометров;

• Компания В купила у компании А  радиометрическое производство и стала мировым  монопольным производителем жидкостных низкофоновых счетчиков;

• Компания D приобретает радиометрию BR и дозиметрию BD. Образуется новый концерн F, который передает российскому дилеру компании В права на продажу всей дозиметрии (BD+DD), а компании D всей радиометрии и специальных систем (BR+ DR);

• Компания D приобрела  у компании C право продавать в России спектроскопию (CS).

Таким образом, можно констатировать, что крупные иностранные производители приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности к 2005году , в основном, закончили процессы капитализации и глобализации:

• поглотили своих главных конкурентов;

• укрупнили  масштабы  и усилили специализацию производства;

• в свою очередь, сами вошли в стратегические альянсы с крупнейшими мировыми финансовыми группами и промышленными концернами, сохранив свои бренды.

Применительно к России брендовые компании имеют структуру, представленную в табл. 2.

Табл. 2

Компания
Россия
Спектроск.-S
Радиометрия-R
Дозиметрия-D
Россия
А (США)
Дочерн. фирма
AS +DS
AR2
AD2
Дочерн. фирма
В (США)
Дилер
BS
BR2+ AR
BD+ DD
Дилер
С (Италия)
Дочерн. фирма
_
CR (Германия)
CD (Германия)
Дочерн. фирма
D (Франция)
Физич. лицо
CS
DR+BR
_
Физич. лицо

Иностранные компании, прежде всего А и В, традиционно лидируют в поставках на российский рынок высокотехнологичного оборудования, которое здесь  не производится:

• цифровых гамма-спектрометров с германиевыми детекторами;

• многоканальных альфа-спектрометров;

• автоматических супер-низкофоновых жидкостных  и газовых счетчиков.

Отечественные производители полностью доминируют в следующих сегментах рынка потребления ПРК:

• автоматизированные системы контроля радиационной обстановки;

термолюминесцентные дозиметрические комплексы;

• сцинтилляционные детекторы;

• аналоговые спектрометрические тракты;

• портальные мониторы;

• программное обеспечение;

• радиометры.

Обобщая историю анализа отношений между российскими и импортными производителями, попытаемся синтезировать модель конкурентоспособного спектрометра – своеобразного контрапункта, составленного из лучших образцов отечественных и импортных производителей:

– математический аппарат (Россия);

– программное обеспечение  (Россия);

– электронный блок (аналоговый – Россия, цифровой – импорт);

– блок детектирования (сцинтилляционный – Россия, полупроводниковый – импорт);

– персональный компьютер (импорт);

– метрологическое обеспечение (Россия);

– обучение (Россия);

– гарантийный сервис  (импорт).

На внутреннем российском рынке успешно используются десятки таких гибридных спектрометров, а на мировом – пока единицы, что уже, конечно, следует считать большим успехом российских производителей.

Иностранные компании сталкиваются в России  с массой проблем, перед которыми оказывается бессильным весь их пятидесятилетний успешный опыт ведения бизнеса:

• непредсказуемое толкование законодательства;

• недостоверность официальной информации;

• неплатежеспособный спрос.

Иностранные компании участвуют во всех  основных рекламных мероприятиях «ядерной» России (выставки, конференции, семинары). В России  существуют несколько выставок, формально интересных  для западных компаний:

• «Наука» (РАН)

• «ЭМЕРКОМ» (МЧС)

• «Таможня» (ГТРК)

• «Здравоохранение» (Минздрав)

• «Атомная промышленность» (Минатом)

Основной выставкой для производителей приборов радиационного контроля является «Атомная промышленность». Однако до последнего времени она проводилась в территориальном отрыве от конференции «Радиационная безопасность» и поэтому была малоэффективна  относительно контрактных перспектив. Ситуация изменилась к лучшему только в прошлом году. Однако прохладное отношение  к  российским выставкам мировых брендов  еще ощущается. Наиболее удачной выставкой следует признать только форум «Наука-93». Для производителей и потребителей приборов радиационного контроля существует три ежегодных официальных мероприятия, от участия в которых невозможно отказаться:

• конференция «Радиационная безопасность», сентябрь, Санкт-Петербург;

• конференция «Проблемы прикладной спектроскопии и радиометрии (ППСР)», октябрь;

• семинар «Актуальные проблемы спектрометрического анализа», ноябрь, Обнинск.

У каждого из этих форумов свои цели и задачи, своя изюминка, свои праздники и будни. Прежде всего, они отличаются должностным уровнем участников (табл. 3).

Табл.3.

Конференция
Продавцы
Покупатели
РБ
Президент компании
Гл.инженер, н-к отдела РБ
ППСР
Директор представительства
Начальник лаборатории РБ
Обнинск
Менеджер по продажам
Инженер-пользователь

Все они  традиционно проходят осенью. Фирмам- продавцам это удобно, а покупателям желательно бы их разнести по временам года.

Наиболее эффективными для  контрактных перспектив являются собственные специализированные семинары на базе лабораторий наиболее «продвинутых» пользователей, а также личные беседы. В табл. 4 обобщена среднегодовая контрактная эффективность маркетинговых мероприятий иностранных компаний на Северо-Западе России.

Табл.4

Мероприятие

Выставка
Конференция
Семинар
Личная встреча
Участники
1000
300
50
1
Затраты, тыс.$
5000
3500
1000
???
Периодичность
1
4
12
50
Контракты, %
5
15
25
55

В заключение хотелось бы отметить, что не следует ожидать от западных компаний интенсивного размещения их рекламы в российских СМИ, а также в профильной периодике. Все бренды  имеют собственную качественную периодику (газеты, журналы, ревю, альманахи, бюллетени), которая распространяется  в узком кругу заинтересованных лиц.

На деятельности иностранных и отечественных производителей безусловно отрицательно сказывается разрушение Минатома, упразднение Госатомнадзора, разделение органов санитарного надзора. В такой ситуации трудно прогнозировать положительную динамику роста объема производства и продаж.

назад

Материалы из архива

2.2007 Наши начинают и выигрывают

Мария Русинова, СМИ УЭХК 28 сентября на Уральском электрохимическом комбинате состоялся конкурс профессионального мастерства среди электромонтеров. Он был рассчитан на специалистов УЭХК по ремонту и обслуживанию устройств релейной защиты и электроавтоматики подстанций напряжением 6–10 кВ. А уже через месяц наше предприятие встречало гостей из 5 городов – участников подобного конкурса, но уже УПЯМовского уровня.

6.2009 Задуматься об эффективности расходов

Сергей Алексашенко, бывший первый заместитель председателя Центробанка Российской Федерации: - Меня сильно порадовала фраза президента, который сказал, что, помимо сокращения расходов, нужно будет еще задуматься об их эффективности. То есть выясняется, что президент и сам признает, что расходы бюджета были неэффективными. Ну вот если правительство перейдем от слов к делу… Все везется из Польши, из Венгрии, из Болгарии, из Финляндии.

10.2006 Искать точки соприкосновения

Мухтар Джакишев, президент Национальной атомной компании «Казатомпром» Дефицит уранового сырья заставляет ведущие мировые ядерные державы все чаще поглядывать в сторону Казахстана. Бывшая республика Советского Союза занимает второе место в мире по запасам урана, третье – по добыче. Выиграв судебный процесс по антидемпинговому разбирательству с американской компанией USEC, Казахстан, в отличие от России, продает уран в США по свободным мировым ценам.