Инофирмы на приборном рынке атомной отрасли России

В.В.Плешков, к.т.н., эксперт журнала «Атомная стратегия», Санкт-Петербург

Формирование структуры мирового ядерного приборостроения началось в США почти 50 лет назад одновременно с рождением атомной бомбы. Эволюция бизнеса осуществлялось по классической спирали «американского успеха»:

• патентование удачной идеи или прибора,

• энергичное создание стартового производства,

• получения государственного заказа;

• агрессивный маркетинг,

• поглощение конкурентов,

• расширение производства.

Создание энергетических реакторов, совершенствование ядерного оружия способствовало превращению пионеров ядерного приборостроения в мощные трансконтинентальные высокотехнологические корпорации. Наиболее ярким примером может служить превращение небольшой компании (3 человека) EE&G в гигантскую корпорацию с более чем 30 тысяч штатом сотрудников.

Между тем, можно быть мировым лидером, имея штат сотрудников от 6 до 10 человек. Классический пример – финская компания HIDEX, производитель портативного жидкостного сцинцилляционного TRIATHLER, ставшая настоящим монополистом мирового масштаба.

Общей чертой всех западных производителей приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности, от маленьких фирм до гигантских концернов, является соотношение 1:10 численности производственного персонала к числу сотрудников, занятых маркетингом, менеджементом, логистикой, сервисом.

Крупнейшие производители приборов и оборудования сосредоточены следующим образом:

• спектроскопия – США, Франция, Италия

• радиометрия – Финляндия, США, Германия,

• дозиметрия – Франция, Финляндия, США,

• системы контроля и учета ядерных материалов – Англия, Франция, США.

За последние десять лет произошла глобальная перестройка сложившегося корпоративного уклада мирового сообщества фирм-производителей приборов ядерного и радиационного контроля, вызванная следующими причинами:

• практическим отсутствием ввода новых энергетических мощностей (за исключением развивающихся стран и Финляндии);

• обострением интереса к проблеме обращения с радиоактивными отходами;

• острой конкурентной борьбой атомно-энергетических концернов AREVA и BNFL – WESTINGAUSE за рынок переработки отработанного ядерного топлива;

• угрозой международного терроризма;

• политика ядерного разоружения.

Наиболее характерными являются изменения, которые претерпели четыре конкурирующие компании – бренды (условно A, B, C, D), с совокупным вкладом в мировом объеме производства спектрометров с полупроводниковыми детекторами не менее 95%. Международная и российская структуры этих компаний в 1995 году приведены в табл. 1.

Табл. 1

Компания
Россия
Спектроск.-S
Радиометрия-R
Дозиметрия-D
А (США)
Дочерн. фирма
AS (США)
AR (США)
AD (США)
В (США)
Физич. лицо
BS (США)
BR (Герм.Фин)
BD(Финляндия)
С (Италия)
Дочерн. фирма
CS (Италия)
CR (Германия)
CD (Германия)
D (Франция)
Физич. лицо
DS(Франция)
DR(Франция)
DD(Франция)

За прошедшие десять лет эти компании оказались в эпицентре передела «мирового порядка» ядерного приборостроения. Наиболее значительными оказались следующие события:

• Компания А купила у компании С всю инфраструктуру в странах Восточной Европы, в том числе, и в России. Таким образом, был устранен самый агрессивный конкурент, прежде всего в области спектроскопии (CS);

• Компания В продает  часть своего радиометрического производства BR группе частных лиц, одновременно покупая более современный завод BR2;
• Происходит слияние спектрометрических производств компаний А  и D (AS+ DS).Так образовался мощный трансконтинетальный блок производства спектрометров;

• Компания В купила у компании А  радиометрическое производство и стала мировым  монопольным производителем жидкостных низкофоновых счетчиков;

• Компания D приобретает радиометрию BR и дозиметрию BD. Образуется новый концерн F, который передает российскому дилеру компании В права на продажу всей дозиметрии (BD+DD), а компании D всей радиометрии и специальных систем (BR+ DR);

• Компания D приобрела  у компании C право продавать в России спектроскопию (CS).

Таким образом, можно констатировать, что крупные иностранные производители приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности к 2005году , в основном, закончили процессы капитализации и глобализации:

• поглотили своих главных конкурентов;

• укрупнили  масштабы  и усилили специализацию производства;

• в свою очередь, сами вошли в стратегические альянсы с крупнейшими мировыми финансовыми группами и промышленными концернами, сохранив свои бренды.

Применительно к России брендовые компании имеют структуру, представленную в табл. 2.

Табл. 2

Компания
Россия
Спектроск.-S
Радиометрия-R
Дозиметрия-D
Россия
А (США)
Дочерн. фирма
AS +DS
AR2
AD2
Дочерн. фирма
В (США)
Дилер
BS
BR2+ AR
BD+ DD
Дилер
С (Италия)
Дочерн. фирма
_
CR (Германия)
CD (Германия)
Дочерн. фирма
D (Франция)
Физич. лицо
CS
DR+BR
_
Физич. лицо

Иностранные компании, прежде всего А и В, традиционно лидируют в поставках на российский рынок высокотехнологичного оборудования, которое здесь  не производится:

• цифровых гамма-спектрометров с германиевыми детекторами;

• многоканальных альфа-спектрометров;

• автоматических супер-низкофоновых жидкостных  и газовых счетчиков.

Отечественные производители полностью доминируют в следующих сегментах рынка потребления ПРК:

• автоматизированные системы контроля радиационной обстановки;

термолюминесцентные дозиметрические комплексы;

• сцинтилляционные детекторы;

• аналоговые спектрометрические тракты;

• портальные мониторы;

• программное обеспечение;

• радиометры.

Обобщая историю анализа отношений между российскими и импортными производителями, попытаемся синтезировать модель конкурентоспособного спектрометра – своеобразного контрапункта, составленного из лучших образцов отечественных и импортных производителей:

– математический аппарат (Россия);

– программное обеспечение  (Россия);

– электронный блок (аналоговый – Россия, цифровой – импорт);

– блок детектирования (сцинтилляционный – Россия, полупроводниковый – импорт);

– персональный компьютер (импорт);

– метрологическое обеспечение (Россия);

– обучение (Россия);

– гарантийный сервис  (импорт).

На внутреннем российском рынке успешно используются десятки таких гибридных спектрометров, а на мировом – пока единицы, что уже, конечно, следует считать большим успехом российских производителей.

Иностранные компании сталкиваются в России  с массой проблем, перед которыми оказывается бессильным весь их пятидесятилетний успешный опыт ведения бизнеса:

• непредсказуемое толкование законодательства;

• недостоверность официальной информации;

• неплатежеспособный спрос.

Иностранные компании участвуют во всех  основных рекламных мероприятиях «ядерной» России (выставки, конференции, семинары). В России  существуют несколько выставок, формально интересных  для западных компаний:

• «Наука» (РАН)

• «ЭМЕРКОМ» (МЧС)

• «Таможня» (ГТРК)

• «Здравоохранение» (Минздрав)

• «Атомная промышленность» (Минатом)

Основной выставкой для производителей приборов радиационного контроля является «Атомная промышленность». Однако до последнего времени она проводилась в территориальном отрыве от конференции «Радиационная безопасность» и поэтому была малоэффективна  относительно контрактных перспектив. Ситуация изменилась к лучшему только в прошлом году. Однако прохладное отношение  к  российским выставкам мировых брендов  еще ощущается. Наиболее удачной выставкой следует признать только форум «Наука-93». Для производителей и потребителей приборов радиационного контроля существует три ежегодных официальных мероприятия, от участия в которых невозможно отказаться:

• конференция «Радиационная безопасность», сентябрь, Санкт-Петербург;

• конференция «Проблемы прикладной спектроскопии и радиометрии (ППСР)», октябрь;

• семинар «Актуальные проблемы спектрометрического анализа», ноябрь, Обнинск.

У каждого из этих форумов свои цели и задачи, своя изюминка, свои праздники и будни. Прежде всего, они отличаются должностным уровнем участников (табл. 3).

Табл.3.

Конференция
Продавцы
Покупатели
РБ
Президент компании
Гл.инженер, н-к отдела РБ
ППСР
Директор представительства
Начальник лаборатории РБ
Обнинск
Менеджер по продажам
Инженер-пользователь

Все они  традиционно проходят осенью. Фирмам- продавцам это удобно, а покупателям желательно бы их разнести по временам года.

Наиболее эффективными для  контрактных перспектив являются собственные специализированные семинары на базе лабораторий наиболее «продвинутых» пользователей, а также личные беседы. В табл. 4 обобщена среднегодовая контрактная эффективность маркетинговых мероприятий иностранных компаний на Северо-Западе России.

Табл.4

Мероприятие

Выставка
Конференция
Семинар
Личная встреча
Участники
1000
300
50
1
Затраты, тыс.$
5000
3500
1000
???
Периодичность
1
4
12
50
Контракты, %
5
15
25
55

В заключение хотелось бы отметить, что не следует ожидать от западных компаний интенсивного размещения их рекламы в российских СМИ, а также в профильной периодике. Все бренды  имеют собственную качественную периодику (газеты, журналы, ревю, альманахи, бюллетени), которая распространяется  в узком кругу заинтересованных лиц.

На деятельности иностранных и отечественных производителей безусловно отрицательно сказывается разрушение Минатома, упразднение Госатомнадзора, разделение органов санитарного надзора. В такой ситуации трудно прогнозировать положительную динамику роста объема производства и продаж.

назад

Материалы из архива

9.2006 Решения должны быть разные

(Послесловие к колонтаевскому семинару) Т.Д.Щепетина, к.т.н., в.н.с. Курчатовского института, e-mail: tds@dbtp.kiae.ru Участие в семинаре по малой энергетике в подмосковном Колонтаево многое прояснило и потребовало еще более расширить горизонт отражения «науки» на «практику», и если уж не поменять точку зрения, то главным образом сменить акценты в нашей «разъяснительной деятельности» относительно судьбы и роли АСММ.

4.2006 Новости корпорации «ТВЭЛ»

Болгарские журналисты посетили «МСЗ» и Росатом 10 апреля делегация представителей СМИ Болгарии посетила «Машиностроительный завод» в Электростали. Журналисты осмотрели цеха по производству твэлов и изготовлению топливного порошка, а также встретились с директором завода О.В. Крюковым. Затем в Москве, в здании Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) для них был проведен брифинг.

5.2007 Атомная тройня

Дмитрий Кудряшов "РБК daily"Росатом выведет клонов «Атомстройэкспорта»Хотя структура «Атомэнергопрома» (АЭП) еще не определена, у чиновников уже появилось понимание, что в новый холдинг должно входить сразу несколько компаний, способных заниматься возведением новых АЭС под ключ. Такие структуры могут возникнуть на базе проектных НИИ в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, после акционирования они могут быть усилены инжиниринговыми, монтажными и строительными активами.