Было бы что пиарить

23 июня 2006г. на базе Федерального государственного образовательного учреждения «ГРОЦ» (г. Санкт-Петербург) завершилась заключительная сессия профессиональной переподготовки кадров руководителей и сотрудников информационных служб предприятий и учреждений Росатома по специальности «Связи с общественностью».

В программе заключительной сессии были сдача экзаменов, зачетов и защита дипломной работы.

Членами Государственной аттестационной комиссии стали преподаватели ведущих вузов Санкт-Петербурга по специальности «Связи с общественностью».

Рассказывает руководитель школы переподготовки профессор В.А.Лебедев: «Решающим фактором в реализации амбициозных планов дальнейшего развития атомной отрасли России будет отношение общества к ядерной энергетике. Непростая и кропотливая работа по формированию положительного имиджа отрасли требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. Начиная с 2002 года ГРОЦ проводит краткосрочные курсы повышения квалификации сотрудников информационных служб и структур по работе с общественностью «PR в атомной отрасли». Хотя тот объем знаний и практических навыков, что мы успеваем дать нашим слушателям за 72 часа, явно недостаточен. Выступая на семинаре, посвященном вопросам работы с общественностью в ЦНИИАТОМИНФОРМ, я попросил поднять руки тех, кто имеет профессиональное образование по специальности «Связи с общественностью». Из почти 50 человек присутствующих руку поднял только один. Остальные имеют техническое, педагогическое, физико-математическое образование. В лучшем случае – гуманитарное (журналисты, психологи, социологи). Так возникла идея профессиональной переподготовки. Мы начинали не на пустом месте. В ВУЗах Санкт-Петербурга действует 12 кафедр PR. Поэтому мы использовали их педагогический потенциал и методическое обеспечение. Был разработан учебный план, согласованный с руководством Управления кадров Росатома.

Учебный план ориентирован на государственный образовательный стандарт по направлению 350400 «Связи с общественностью» и квалификационные характеристики специалистов, работающих в этой сфере. В план вошли такие дисциплины, как «Социология общественного мнения», «Основы теории коммуникации», «Логика и теория аргументации», «Риторика и основы ораторского искусства», «Организация кампаний в сфере СО», «Управление кризисными ситуациями» и ряд других дисциплин. Всего набралось 22 дисциплины. В особый блок были выделены дисциплины специализации «Безопасность ядерных технологий и общественное мнение», «Особенности восприятия радиационных рисков» и «Экологическая политика предприятий атомной отрасли». Все виды занятий (лекционные, практические, семинары и т.д.) проводили ведущие преподаватели петербургский ВУЗов, таких как СПГУ, СПЭТУ (ЛЭТИ), Университет культуры, Невский институт языка и культуры и др. Профессиональный уровень преподавательского состава был достаточно высок. Среди них 4 доктора наук (профессора) и 8 кандидатов наук и доцентов. Учебный процесс был организован в виде 5 очных сессий по 72 часа каждая (по две сессии в год) и заочного обучения. При этом широко использовалась система дистанционного обучения ГРОЦ.

Первая сессия состоялась в июне 2004 года. PR-службы отрасли были представлены в основном руководителями информационных центров и центров общественной информации, руководителями пресс-служб, т.е. лицами, непосредственно руководящими работой с общественностью. Как всегда активное участие приняли предприятия корпорации ТВЭЛ: Чепецкий механический завод (Евгений Пресняков), Машиностроительный завод г. Электросталь (Валерий Прокопов), Новосибирский завод химконцентратов (Сергей Гурьянов). Не остался в стороне концерн Росэнергоатом. В повышении профессионального уровня руководителей информационных центров и ведущих специалистов по работе с общественностью оказались заинтересованными Белоярская (Марианна Баканова), Курская (Елена Щепотьева), Кольская (Виктория Нигоренко) и Балаковская (Галина Кадочникова) атомные станции. Такой же высокий статус руководителей PR-структур оказался и у представителей других предприятий и организаций отрасли: комбинат «Электрохимприбор (Татьяна Кореняк), Приборостроительный завод г. Трехгорный (Андрей Мишин), НИИАР (Галина Павлова), ОАО «Экомет-С» (Дмитрий Бойцов). Не могли мы не воспользоваться благоприятной ситуацией, поэтому в группу подготовки включили сотрудников ГРОЦ (С.-Петербург). С первых дней совместного обучения чувствовалось, что все участники – это специалисты с большим опытом работы в избранной сфере. Поэтому основной задачей, которая ставилась перед преподавателями – это адаптировать теоретический материал к запросам и потребностям слушателей. И это им блестяще удалось. С огромным интересом воспринимались лекции Д.П. Гавры (СПГУ, дисциплина «Управление кризисными ситуациями в СО»), Д.П. Шишкина (СПГУ, «Организация кампаний в сфере СО»), Ш.Б. Абдулаевой (СПГУ, «Современная пресс-служба»), Н.Н. Сипуновой (СПГ университет культуры, «Деловой этикет») и других. Надеюсь, что долго не забудут слушатели занятия и тренинги, проводимые доктором философских наук О. И. Марченко (СПГУ, «Основы риторики и ораторского искусства»).

С первых дней в среде слушателей установилась деловая дружеская обстановка. Сразу выявился лидер коллектива, который и стал старостой группы – Евгений Пресняков. За время обучения удалось выполнить не только все запланированные учебные мероприятия, но обширную культурную программу. Девизом ГРОЦ был и остается принцип неразрывности образовательного процесса и его культурного сопровождения. Мы максимально использовали возможности Санкт-Петербурга – признанной культурной столицы России. Эрмитаж, Мариинка, Пушкин и Петродворец, Валаам, Белые ночи и замечательная архитектура – все это стало достойной огранкой учебного процесса.

За эти два года атомная отрасль получила специалистов, обладающих современными знаниями и навыками практической деятельности, желающими нести эти знания и навыки в жизнь и делиться ими с коллегами. Дипломы государственного образца о профессиональной переподготовке по специальности «Связи с общественностью» получили 15 человек. На самом деле, это капля в море, если учитывать масштабы стоящих перед отраслью задач. Поэтому мы продолжаем наш проект и объявляем набор во вторую группу профессиональной переподготовки, которая начнет учебный процесс в октябре этого года».

Итак, последний день обучения. Дипломные работы подготовлены на актуальные темы, причем большинство работ носило ярко выраженный прикладной характер и отражало многие аспекты PR-деятельности предприятий и самих слушателей. Вот некоторые из них.

Нигоренко Виктория: «Применение избирательных технологий на примере выборов в муниципальном образовании г. Полярные зори и на подведомственных территориях». Пресняков Евгений: «Роль отдела по связям с общественностью в формировании имиджа предприятия на примере ОАО «ЧМЗ»». Павлова Галина: «Проблемы оптимизации коммуникационной ситуации в ядерной энергетики России». Баканова Марианна: «Власть и государственное предприятие (на примере Белоярской АЭС)». Прокопов Валерий: «Исследование коммуникативных каналов в регионе при планировании деятельности PR – служб (на примере ОАО «Машиностроительный завод» г.Электросталь)». Щепотьева Елена: «Работа с общественностью в информационно-аналитическом центре (на примере Курской АЭС)», Кадочникова Галина: «Причины возникновения и способы разрешения информационных кризисов, связанных с деятельностью предприятий атомной отрасли (на примере событий на Балаковской АЭС в ноябре 2004 г.)»

Сами темы дипломных работ затрагивали не только вопросы внутрикорпоративного PR, но и PR в социально-культурной сфере, политический PR. По отзывам членов ГАК, группа показала высокий уровень профессиональной подготовки в сфере «Связи с общественностью». Недаром все дипломные работы и их защита были оценены на «отлично».

Мнение членов ГАК:

Гавра Д. П., председатель ГАК, зав. Кафедрой теории коммуникаций СпбГУ, профессор: «Атомная отрасль остро нуждается в том, чтобы уровень и качество PR-обеспечения росли. Радиофобия с одной стороны, негативное отношение к отрасли различных общественных структур с другой – является тормозом развития атомной отрасли в целом, поэтому от квалификации специалистов зависит ее дальнейшее развитие. Отмечу уникальность группы, так как в нее входили уже сложившиеся специалисты по связям с общественностью, руководители PR служб, именно поэтому уровень выпускных работ и защиты был на высоком уровне.

Ряд выпускных работ можно отметить особо. Это работы С.Н. Гурьянова «Анализ имиджа предприятия ядерного топливного цикла (на примере ОАО «НЗХК»)», А.Д. Мишина «Особенности избирательной кампании в органы местного самоуправления, организованной градообразующим предприятием (на примере ФГУП «Приборостроительный завод» г.Трехгорный» и Т.К. Кореняк «Организация PR- кампании по продвижению медицинских услуг санатория-профилактория ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»» в г. Лесной».

И.Г.Тарусина, член ГАК, зав. Кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью Невского института языка и культуры, кандидат политических наук: «Данный проект ориентирован на будущее и переподготовка объединила самых сильных специалистов и преподавателей по PR. Чувствовался огромный интерес слушателей к изучаемым вопросам. Существенно помощь оказывал им жизненный опыт и опыт практической работы. В их лице атомная промышленность получила прекрасных специалистов по работе с общественностью».

А вот некоторые отзывы выпускников:

Пресняков Е.А., руководитель пресс-службы Чепецкого механического завода: «Без позитивного отношения общественности к одной из самых наукоемких, обладающих уникальными технологиями и ресурсами, отрасли невозможно ее дальнейшее развитие»

Прокопов В.Г., начальник пресс-службы ОАО «Машиностроительный завод», г. Электросталь: «Мне удалось систематизировать свои знания и приобрести новые с помощью ведущих преподавателей из университетов Санкт-Петербурга. Причем состав преподавателей был подобран так искусно, что каждый из них, помимо теоретических знаний, имел значительный опыт и охотно им делился».

Анастасия Симонова, руководитель группы по СО РЦОИ, Санкт-Петербург

Журнал «Атомная стратегия» № 24, август 2006 г.

назад

Материалы из архива

9.2009 Принцип финансиста: ''Не навреди''

Николай Соломон, заместитель генерального директора по финансам ГК "Росатом": - Одна из стратегических целей нашей госкорпорации состоит в достижении максимальной эффективности управления... Нам требуется адекватный времени и новым задачам механизм управления… Необходимо добиться, чтобы принятые у нас технологии управления, особенно на самом верху, соответствовали общему высочайшему технологическому уровню нашей отрасли…

12.2008 Огонь — главный враг подводника

Е.В.Лаухин, капитан I ранга в отставкеВ обеспечении пожарной безопасности атомных подводных лодок (АПЛ) давно наступил кризис, требующий не только принятия неординарных мер, но и осознания роли всех составляющих в предотвращении и устранении пожара. Неправильно поставленные цели приводят к неправильной постановке задач. Изучение обстоятельств тяжёлых аварий на АПЛ и их гибели от пожаров позволяют выработать новые подходы для достижения победы над огнём.

7.2009 Распорядиться по-хозяйски

И.И.Никитчук, д.т.н., сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ в 1969—1995 гг., депутат Госдумы РФ 2-го и 3-го созывов                      Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. В России живет менее 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых энергоресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз - любого европейца.