CNCP – по пути Глобального партнерства

Денис Белоус, эксперт CNCP

Шокирующие события 11 сентября 2001 года, трагедия Беслана, серия взрывов в Лондоне и целый ряд других террористических актов показали, что в мире существуют силы, которые для достижения своих целей способны использовать любые средства устрашения и уничтожения людей, сколь бы чудовищны и бесчеловечны они ни были.

Предотвращение возможности использования террористами оружия массового уничтожения – ядерного, химического, биологического (а также психологического – радиоактивные вещества) – стала отныне одной из ключевых тем мировой политики. Очевидность этой проблемы привела мировое сообщество к «круглому столу», несмотря на весь комплекс противоречий и разногласий в отношениях между странами. 27 июня 2002 года в Кананаскисе на саммите стран «Большой восьмерки» было положено начало Глобальному партнерству, когда лидеры мировых держав заявили: «Среди наших первоочередных задач – уничтожение химического оружия, утилизация списанных атомных подводных лодок, а также делящихся материалов, и трудоустройство бывших ученых-оружейников».

Проблемы, связанные с сохранностью и утилизацией снятого с боевого дежурства вооружения, стоят наиболее остро именно в России, и в ликвидации этого тяжелого экологического, социально-экономического и политического бремени, оставшегося в наследство от холодной войны, заинтересована в первую очередь сама Россия. Это делает партнерство не просто взаимовыгодным, но жизненно необходимым для каждой стороны. Но при всей важности решения вопросов сохранности и экологической безопасности соответствующих материалов существует и вторая «сторона медали», не менее важная (несмотря на то, что на ее решение выделяется несоизмеримо меньшее финансирование) – это сохранность и «безопасность» критических знаний. Проблема так называемой «утечки мозгов» – это тоже характерное именно для России, масштабное и очень болезненное явление. Если из страны в массовом порядке уезжают специалисты в области программирования или медицины – это беда для России, а если уезжают специалисты в области создания ядерного оружия, то это может превратиться в катастрофу далеко за ее пределами. Ни один здравомыслящий человек не заинтересован в таком развитии событий, и также очевидно, что единственным цивилизованным способом предотвратить это является управление мотивациями, то есть создание достойных социальных условий бывшим специалистам ядерно-оружейного комплекса, сокращенным в связи с уменьшением оборонного заказа. Фактически речь идет о создании для них новых рабочих мест, соответствующих их уровню и способных материально обеспечить их семьи.

О масштабах проблемы говорят цифры, озвученные советником руководителя Росатома Л.Д.Рябевым на конференции МНТЦ в сентябре 2005 года: в течение предстоящих лет на крупнейших ядерно-промышленных предприятиях потери рабочих мест ориентировочно составят:
в Железногорске (Горно-химический комбинат) – 3 тыс.,
Северске (Сибирский химический комбинат) – 3–4 тыс.,
Заречном (Старт) – более 2 тыс.,
Сарове (ВНИИЭФ) – более 2 тыс.,
Озерске (ПО Маяк) – 1 тыс.,
Снежинске (ВНИИТФ) – 1 тыс.

Итого – около 13 тысяч человек, что является еще не самой максимальной оценкой; есть основания считать, что эта цифра в реальности может оказаться в 2–3 раза выше.

Важно отметить, что проблема имеет и другую сторону – возможно, не такую глобальную, но для российского государства не менее важную – это будущее закрытых городов и их жителей, судьба которых связана с градообразующими оборонными предприятиями. С одной стороны, уникальный, наукоемкий и высокоинтеллектуальный потенциал этих городов может быть использован на благо российской экономики, если будут найдены пути его реализации, с другой – можно получить острые и труднорешаемые социальные проблемы, если такие пути найдены не будут. По данным на 2000 год, в ЗАТО Росатома проживает около 760 тыс. человек, и в условиях сокращения государственных оборонных ассигнований поддержать их экономический и социальный уровень можно лишь путем развития конверсионных направлений, диверсификации, освоения новых конкурентоспособных гражданских производств, организации новых самостоятельных предприятий в городах, привлечения инвестиций, интеграции в рыночную экономику. Российское правительство, Росатом, руководство атомных городов и предприятий объективно заинтересовано в этом и в последние годы прилагает значительные усилия для продвижения по этому пути. И если мы находимся только в начале этого пути, то, например, Великобритания уже имеет большой и во многом уникальный опыт реорганизации военной ядерной сферы и решения сопутствующих социально-экономических проблем.

Все это в совокупности послужило основой возникновения Программы российско-британского партнерства «Атомные города» (ПАГ, UK-Russia Closed Nuclear Cities Partnership – CNCP), главными задачами которого являются поддержка экономического развития ЗАТО и создание долгосрочных устойчивых рабочих мест для бывших военно-ядерных специалистов, преследуя тем самым конечную цель – нераспространение критических знаний в области ядерных технологий.

Программа ПАГ была организована в рамках Глобального партнерства и начала предварительную работу в 2002 году сразу после саммита в Кананаскисе, а в 2004 получила официальный статус благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании между Росатомом и Министерством торговли и промышленности Великобритании, которое финансирует эту Программу. Партнерство направлено на выполнение проектов, ведущих к обоюдной пользе, и российские специалисты играют важную роль во всех его аспектах: как на уровне Федерального агентства по атомной энергии, научно-исследовательских и производственных организаций, городских и региональных администраций, так и на уровне непосредственного управления программой. ПАГ также взаимодействует с Международным научно-техническим центром (МНТЦ) и использует партнерский механизм МНТЦ для финансирования ряда проектов.

Можно выделить четыре основных направления Партнерства – это инвестиционные грантовые проекты, непосредственно связанные с созданием новых рабочих мест, установление коммерческих связей между российскими и зарубежными компаниями, обучение, содействие предпринимательской активности и устойчивому экономическому развитию закрытых городов. К настоящему времени проекты Программы ПАГ реализуются в Озерске, Сарове, Северске, Снежинске и Железногорске. Доминирующим является первое направление: финансирование (или софинансирование) разработок, производства или услуг в гражданском секторе, где используются знания, опыт и ресурсы закрытых городов и которые приводят к образованию жизнеспособных, коммерчески состоятельных предприятий. Грантовая поддержка оказывается на основании конкурса предлагаемых к финансированию проектов, который осуществляется на основании следующих критериев: число создаваемых рабочих мест, их устойчивость в долгосрочной перспективе, приветствуются высокие технологии и возможность привлечения инвестиций со стороны других участников. Обязательное условие – предоставление не менее 55% создаваемых рабочих мест бывшим специалистам ядерно-оружейного комплекса. Эти проекты проходят все ступени коммерческого «вызревания», начиная от технического, экономического и юридического анализа, к которому привлекаются соответствующие специалисты, маркетинговых исследований и составления бизнес-плана, что само по себе является хорошей и весьма востребованной школой предпринимательства в закрытых городах. Проекты, принятые к реализации, имеют постоянное сопровождение даже после их окончания, включая консалтинг и аудит. Общая сумма финансирования проектов с британской стороны составила около 7 млн фунтов. В настоящее время в рамках ПАГ реализуются или уже завершены более 50 проектов. В качестве примеров можно упомянуть некоторые из них.

В Сарове это производство интраокулярных линз (искусственный хрусталик глаза), производство лебедок медицинского назначения (для лежачих больных), производство сценического оборудования, производство систем для измерения плоскостности металлических листов.

В Снежинске – производство оборудования для гидроструйной резки, создание нового предприятия «Диагностика и энергоэффективность», предоставляющего современные услуги по энергетическому аудиту для промышленных предприятий и ЖКХ, производство оборудования для изготовления современных упаковочных материалов.

В Железногорске – производство автоматизированных тепловых модулей для оптимизации теплоснабжения, производство теплоизоляционных материалов на основе вермикулита, производство вентилируемых фасадов зданий.

В Озерске – производство экологически чистой мебели для дошкольных учреждений, производство вододисперсионных красок.

В Северске – уникальный проект по производству изотопа кислород18 для новейших медицинских исследований (позитронно-эмиссионная томография), производство мишеней из диборида циркония.

Информация об этих и других проектах ПАГ в закрытых городах представлена в бюллетенях Программы и на сайте www.cncp.ru.

Говоря о деятельности, основной целью которой является общая поддержка экономического развития и предпринимательства, можно отметить создание «Агентства развития предпринимательст­ва» в Северске, торжественное открытие которого состоялось в июле 2005 года. В Попечительский совет Агентства входят также представители Сибирского химического комбината, городской администрации Северска, администрации Томской области. Заключены контракты с подобными центрами, созданными чуть ранее в рамках американской Инициативы атомных городов в Снежинске и Железногорске («Международные центры развития»), которые выполняют функцию координаторов ПАГ в этих городах. К этому направлению относятся также разработка инвестиционного паспорта города и большое число маркетинговых исследований, связанных с перспективностью развития тех или иных направлений и производств в различных ЗАТО.

В рамках программы организован ряд образовательных и ознакомительных мероприятий (учебные программы, семинары, конференции, курсы, консультации), основные задачи которых – обучение ведению бизнеса, анализу рынка и прогнозированию, стратегическому финансированию инноваций, развитие коммерческих навыков, грамотное представление проектов и управление ими. Наряду с этим в Университете Де Монтфорт (Великобритания) были организованы учебные курсы делового английского языка, состоялись две учебные поездки в Оксфорд и на северо-запад Англии, где накоплен весомый опыт коммерциализации технологий и устойчивого экономического развития.

В 2004 году эта работа охватила и другие страны СНГ – Украину, Казахстан и Узбекистан. Новая программа, объединенная с ПАГ общими целями и единым руководством, получила название Closed Nuclear Centres Programme (английская аббревиатура совпадает с британо­российским партнерством – CNCP). В настоящее время ведется работа с Институтом ядерной физики (г.Алматы, Казахстан), Национальным ядерным центром Казахстана (г.Курчатов), Институтом ядерной физики АН Республики Узбекистан (г.Ташкент), Национальным научным центром «Харьковский физико-технический институт». В свое время эти институты занимались закрытыми оборонными разработками.

За прошедший короткий срок работы CNCP в этих странах уже принят к финансированию и реализуется целый ряд проектов, направленных на создание новых предприятий. На Украине это производство фольги из высокочистого бериллия для детекторов, использование озонаторных технологий для утилизации автомобильных покрышек, производство медицинских стентов для лечения сердечнососудистых заболеваний. В Узбекистане – производство оборудования для очистки воды, радиационное окрашивание драгоценных камней, производство радионуклидных источников на основе кобальта57 для рентгенофлуоресцентного анализа. В Казахстане – производство медицинских гидрогелевых повязок, создание коммерческой аналитической лаборатории для проведения массовых (поставленных на поток) нейтронно-активационных исследований. В ноябре 2004 года Национальный ядерный центр Казахстана обратился к CNCP с просьбой дать экспертную оценку проекту по созданию Парка ядерных технологий в г.Курчатове. Цель, которую преследует правительство Казахстана при инвестировании средств в строительство Технопарка, – дать толчок развитию ядерной промышленности в стране и создать основу для восстановления экономики г.Курчатова и окружающих территорий.

CNCP вносит свой вклад в совместные усилия по уменьшению негативных последствий холодной войны и гонки ядерного вооружения, отражает общее стремление всех ответственных членов международного сообщества, направленное на нераспространение ядерного оружия и борьбу с терроризмом, помогая при этом решать и социально-экономические проблемы закрытых городов.

Журнал «Атомная стратегия» № 24, август 2006 г.

назад

Материалы из архива

7.2009 Производство для потребления или…

М.Ю. Ватагин, к.э.н.,  директор ЭФЭН-Киев; И.В. Вережинская, ведущий экономист ЭФЭН-КиевПотребители, в народном хозяйстве, противопоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то, и другое.         Словарь В.И. Даля [1] Богат не тот, у кого МНОГО, а кому ДОСТАТОЧНО.    Народная мудрость

4.2008 Эволюционный толчок, или Стратегия стратегий

Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс": - Слово "революция" под запретом. Термин "инновация" (надо сказать, довольно бледный, "не энергетический", не волнующий даже души технократов, не говоря уже о "широких народных массах", и радующий разве что бюрократов, ибо под всякий "переход", да еще "инновационный" многое что можно "списать" в свои карманы) – уже почти сакрализирован или, по крайней мере, догматизирован...

5.2008 Истина и Мюнхгаузен

Сергей Лесков, газета «Известия»: - Барон Мюнхгаузен, чего не ведал Распе, носил фигу в кармане и служил карикатурой на "совок". ". Все у него было обманом, и девиз "Истина во лжи" казался противоядием. Невинные басни про вишневое дерево на голове оленя, про подъем на Луну по стеблю турецкого боба ничуть не более полны авантюризма и оторваны от реальной жизни, чем официальные прожекты "догнать и перегнать Америку" и построить к определенной дате коммунизм…