ТЭК и энергетическая стратегия России

Энергетика является одним из главных предметов заботы и регулирования государства независимо от форм собственности и уровня развития национальной экономики. Энергетический сектор, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, непосредственно влияет на формирование основных финансово-экономических показателей страны, удельным расходом энергии на единицу ВВП определяя энергетическую эффективность национального хозяйства.

Несмотря на оптимистичный прогноз повышения мировой доли возобновляемых источников энергии с 13,6% в 2000 г. до 23,6% в 2020 г. и 47,7% в 2040 г. [2], еще долгое время определяющую роль будут играть горючие полезные ископаемые, углеводородное и радиоактивное сырье. Рациональное их использование, восполнение запасов и оптимизация добычи являются приоритетными направлениями при разработке энергетической стратегии развития России.
Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет на сегодня не менее 28 трлн долл., в том числе около 18–19 трлн долл. (68%) приходится на топливные отрасли. В расчете на одного гражданина Российской Федерации это составляет 186,7 тыс. долл. и 123,3 тыс. долл. соответственно
На долю нашей страны приходится примерно треть общих мировых запасов полезных ископаемых. По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире (33% мировых запасов), по запасам нефти – второе место после Саудовской Аравии, по запасам угля – третье место после США и КНР.
Неравномерность распределения топливно-энергетических ресурсов в пределах России, не соответствие инфраструктуре, распределению населения и возможностям транспорта, значительно повышают роль единых электроэнергетической, газовой систем и магистральных нефтепроводов в уменьшении фактора географической отдаленности залежей энергетических ресурсов.
Тенденции развития ТЭК в СССР (СНГ) – России во второй половине ХХ века приведены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Вид топлива

Годы (условный период)
50-е годы
(угольный)
Конец 60-х — начало 70-х
(газонефтяной)
Начало 70-х — середина 80-х
(нефтегазо-
ядерный)
Середина 80-х — начало 90-х
(нефтегазовый)
Начало 90-х — конец 90-х
(газовый)
Нефть
Незначительно
Открытие Западной Сибири, рост добычи
Рост и стабилизация добычи
Спад добычи, сокращение геологоразведочных работ
Неустойчивое состояние
Природный газ
Развит мало
Начало широкомасштабной добычи в Западной Сибири
Освоение крупных месторождений Западной Сибири
Устойчивый рост
Неустойчивый рост
Уголь
Основная часть энергетического комплекса
Медленный рост, снижение долевого участия
Стабилизация, рост открытой, сокращение подземной добычи
Относительный рост, низкая эффективность
Абсолютный спад, реструктуризация
Ядерная энергия
Начало
развития
Начало строительства АЭС
Продолжение строительства АЭС. Кризис безопасности
Сокращение строительства АЭС по причинам безопасности и отсутствия инвестиций
Международная торговля
Нефть
Нефть –энергетический кризис
Нефть и газ, рост угля
Преимущественно газ, уменьшение доли нефти, рост доли угля, значительный спад в России
Энергопотребление и энерговооруженность
Рост энергопотребления, дифференциация по странам, энерготехнологическая революция
Продолжающийся рост потребления, экономия и снижение энергозатрат
Снижение потребления и энерговооруженности
Экологические проблемы
Выбросы оксида серы
Выбросы оксида серы и золошлаковые отходы
Выбросы оксидов серы, углерода и азота; золошлаковые отходы, нарушение естественного теплового режима окружающей среды
Роль государства и форма собственности
В России госсобственность и планирование. В западных странах национализация угольной промышленности с целью повышения ее эффективности
В России госсобственность и планирование. В западных странах денационализация и реструктуризация энергетических отраслей
В России реформа энергетического комплекса, реструктуризация угольной промышленности

Основным документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики Российской Федерации с учетом внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе является
«Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» (ЭСР) [3], в котором определяются пути достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетами ЭСР являются:
• полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
• снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
• повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
• минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. К числу основных составляющих энергетической политики относятся: недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних топливно-энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса;  региональная и внешняя энергетическая политика;  социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.
Для повышения эффективности этого процесса предусматриваются реструктуризация и акционирование государственной собственности в сфере энергетики со средоточением ее преимущественно в системообразующих секторах ТЭК (транспортная инфраструктура) и объектах повышенной опасности (атомная, гидроэнергетика и др.) с приватизацией других активов, прежде всего не находящихся под действенным контролем государства.
Энергетическая безопасность как защищенность страны, ее граждан, экономики от внешних (геополитических, макроэкономических, конъюнктурных) и внутренних угроз определяется надежным топливо- и энергообеспечением, состоянием и бесперебойным функционированием энергетического сектора страны.
Ее обеспечение требует решения двух проблем: модернизации морально устаревшей и физически изношенной технологической базы ТЭК и воспроизводства его ресурсной базы. Предполагается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей, а в дальнейшем – их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и зарубежных технологий.
Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусматривается увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион).
Сегодняшний уровень развития экономики России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2–3 раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран. Кроме суровых климатических условий и территориального фактора, причинами такого положения являются сформировавшаяся структура промышленного производства и технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение.  Целью госполитики в данной сфере является достижение намеченных ориентиров энергоэффективности с использованием стимулирующих мер, обеспечивающих структурную перестройку отечественной экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг, а также реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Поддержка бизнеса в области энергосбережения позволит сформировать экономических агентов, реализующих научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости.
Вместо прямой финансовой помощи со стороны государства предусматривается формирование системы эффективных бизнес-проектов, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.
С государственным бюджетом энергетический сектор связан сложной системой взаимоотношений, будучи основным источником формирования его доходной части и получателем государственных средств.
Устойчивая перспектива, комплексная оценка с учетом текущих и перспективных результатов изменения структуры и стоимости государственной собственности, сбалансированность капитализации энергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений, последовательность и целенаправленность в использовании государственных средств и инвестиций, осуществляемых под контролем государства, – таковы основные принципы государственной политики в сфере энергетики. В свою очередь, функционирование и развитие энергетики наталкиваются на ряд экологических проблем, угрожающих стать в дальнейшем все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязнения окружающей среды.
При освоении новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, полуостров Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) необходимо решение проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих регионов, особенно остро стоит вопрос обеспечения экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, месторождений Каспийского и Балтийского морей, богатых биоресурсами. Для достижения экологической безопасности требуется последовательное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к соответствующим европейским экологическим нормам.
В соответствии с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Россия, в случае его ратификации, берет на себя обязательство сохранить в 2008–2012 годах выбросы парниковых газов на уровне 1990 года. По оценкам, в ТЭК’е к 2010 году объем выбросов парниковых газов составит 75–80% от уровня 1990 года и даже в 2020 году не достигнет этого уровня, что позволит России выполнить указанное обязательство [3].
Интеграция России с мировой системой оборота энергоресурсов, международное сотрудничество в области освоения и разработки ТЭР, повышения эффективности их использования и освоения новых энергетических рынков являются важнейшими направлениями энергетической политики страны.
 Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей.
Государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях.
Важным направлением научно-технической и инновационной политики ЭСР является поиск и освоение принципиально новых технологий бестопливной (безуглеводородной) энергетики в области использования термоядерной энергии, развитие водородной энергетики, ядерной энергетики, создание приливных электростанций, повышение коэффициента полезного действия солнечных преобразователей, создание химических источников тока.
Реализация Энергетической стратегии России обеспечит рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке.
Ожидаемые результаты характеризуются следующими цифрами:
• двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП и соответствующий рост энергоэффективности экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВВП снизится с 22% в 2000 г. до 13–15% в 2020 г.);
• удовлетворение растущих внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 г. по сравнению с 2000 г. составит 27–40% при росте валового внутреннего продукта в 2,3–3,3 раза);
• умеренный рост в 2001–2020 гг. среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения в 2,3–2,4 раза при опережающем увеличении доходов населения в 3,4–3,7 раза;
• ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 г. возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого комплекса) в промышленном производстве с 30% в настоящее время до 25–26% в 2010 г. и 18–20% в 2020 г. при опережающем росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью;
• экспорт энергетических ресурсов возрастет к 2020 г. на 45–64%, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса страны, укрепления ее экономического положения и влияния.

Литература

1. Безруких П. ВИЭ выйдут на передний план // Энергия России, 2005, № 3. – С. 46–47.
2. Кирюков В.В. Топливно-энергетический комплекс России. Перспективы развития угольной промышленности. / РИЦ СПГГИ, СПб, 1997. 72 с.
3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. // http://www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1

назад

Материалы из архива

11.2007 Психология веры и международная политика

Проблема веры в политической психологии нуждается в осмыслении политиками, принимающими стратегические решения, судьбоносные для народов всего мира. Статья, посвящённая этой теме, подготовлена по материалам книги В.В.Можаровского и вступительной статьи к ней  проф. А.И.Юрьева. Человечество стоит перед фактом: изменилась расстановка сил на планете. И произошла она по причинам, о которых науку просили помолчать.

11.2008 Еще раз о стоимостном дисбалансе ядерного топлива или 4ДИС

М.Ю.Ватагин, к.э.нСтремление к сбалансированности в природе принято считать нормальным и естественным. Дисбалансы в технике обычно рассматриваются в качестве угрозы ее разрушения. Если их не определять и своевременно не устранять, то неприятности неизбежны. Энергетикам, врачам и водителям это известно лучше, чем кому бы то ни было.

12.2007 РЕТРО энергичного АТОМА - «сказка - быль, да в ней намек»

По случаю 87-й годовщины плана ГОЭЛРО, 41-го по счету празднования дня Энергетика и в честь тридцатилетия атомной энергетики Украины. Может быть, нам все-таки, следует научиться обращать внимание на кажущиеся мелочами обстоятельства. Во-первых, говорят, что мелочей не бывает вовсе. Во-вторых, на практике убедились, что любое хорошее с виду начинание губится именно мелочами.