|
Ядерному страхованию – 50 лет!В 2006 году ядерные страховщики России и всего мира отмечают 50-летие создания ядерных страховых пулов. Первый ядерный страховой пул был организован в Англии в августе 1956 года. В честь этого события именно в Лондоне в июне этого года состоялась Конференция председателей пулов и Форум менеджеров ядерных пулов мира, в которых приняли участие руководители национальных ядерных страховых пулов 24 стран. Российский ядерный страховой пул на этих мероприятиях представляли председатель Наблюдательного совета Мартьянова Н.В. и председатель Исполнительного комитета Малков В.Л. Прошедшие заседания Конференции председателей и Форума менеджеров являются постоянно действующими структурами международной пулинговой системы, в состав которой входят 28 национальных ядерных пулов. Но, если задачей Конференций, собирающихся один раз в 3 года, является выработка стратегических направлений и условий развития пулинговой системы, то задачей ежегодных Форумов является решение текущих проблем развития национальных рынков ядерного страхования. Так, на своем заседании в Лондоне председатели ядерных пулов рассмотрели вопросы совершенствования деятельности пулинговой системы в условиях новых глобальных подходов международного сообщества к проблеме энергетического кризиса и выработки путей ее решения, ориентированных на первоочередное развитие ядерной энергетики. Было отмечено, что в стратегии энергетической политики превалируют проблемы безопасности. Была подчеркнута возрастающая роль функционирования международной системы по возмещению ядерного ущерба и ее основной составляющей – ядерного страхования – в формировании положительного восприятия обществом планов интенсивного развития атомной энергетики не только в экономически развитых, но и развивающихся странах. Были рассмотрены проблемы повышения надежности деятельности национальных пулов в плане гарантированного осуществления выплат в случае ядерного инцидента, особенно учитывая значительно возросшие – до 1 млрд долл. США – пределы ответственности операторов атомных электростанций. Были проанализированы проблемы ядерных страховщиков по страхованию риска ущерба окружающей природной среде в результате ядерной аварии на АЭС. В свою очередь, Форум менеджеров продолжил анализ и выработку рекомендаций по вопросу обращения с трансграничными исками. Была подчеркнута важность организации взаимодействия пулов в случае нанесения трансграничного ущерба в результате аварии на АЭС, а также рассмотрены предложения по внесению изменений в тексты двусторонних соглашений между пулами по осуществлению такого взаимодействия. Учитывая стремительно растущие объемы перевозок ядерных материалов, были рассмотрены предложения по выработке единой тарифной политики при страховании таких рисков. В условиях повсеместного старения действующих ядерных блоков, срок эксплуатации которых во многих случаях уже превышает 30–40 лет, были предложены новые подходы к проведению инжиниринговых обследований страхуемых АЭС специалистами Форума. В частности, инженерная группа Форума отметила, что на длительно работающих атомных станциях встречаются случаи завышенной самооценки персонала, нежелания глубоко анализировать события «0» уровня опасности, снижения нацеленности на дальнейшее повышение безопасности работы АЭС, т.е. всего того, что делает роль человеческого фактора в создании аварийных ситуаций не случайным событием, а системой. Разработана программа специального мониторинга, обеспечивающего своевременное фиксирование начинающегося процесса ухудшения ситуации по этой проблеме. Для российской делегации, как всегда, особый интерес вызвали вопросы, связанные с практикой развития национальных законодательств в области осуществления ядерного страхования и возмещения ядерного ущерба, возникшего в результате ядерной аварии на АЭС. Эти вопросы были в центре внимания российских ядерных страховщиков с самого начала развития ядерного страхования в России. Еще в 1997 году, когда был создан Российский ядерный страховой пул, при активном участии страховщиков в Москве был проведен первый международный семинар, посвященный подготовке национального законодательства по этой проблеме. В этот период страховой рынок в Российской Федерации переживал кризис. Объемы операций страховщиков сокращались, при этом на традиционные виды страхования (имущества, ответственности и т.д.) приходилось лишь 25% поступлений страховых платежей. Основную массу поступлений давали либо обязательные виды страхования, либо страхование предприятиями своих работников, что зачастую диктовалось системой налогообложения и преследовало цели, далекие от страховых. Не в лучшем положении были и предприятия-страхователи. Так, по первым договорам страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб у Концерна «Росэнергоатом» из-за кризиса неплатежей за электроэнергию зачастую просто не было средств, чтобы оплатить страховые взносы. Но главной проблемой было практически полное отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы для осуществления ядерного страхования – очень специфического и чрезвычайно социально важного вида страховой деятельности. К чести участников Российского ядерного страхового пула, в состав которого с самого начала вошли ведущие страховые компании России, такие как «Ингосстрах», «МАКС», «РОСНО», «Росгосстрах», «Военностраховая компания», «Промышленно-страховая компания», «Энергогарант», «Спасские ворота» и др., Пул не только сохранил и развил этот вид страховой деятельности, но и окреп организационно, став, по мнению Федеральной службы страхового надзора, лучшим объединением страховщиков России, а также успешно начал международную перестраховочную деятельность. Постоянными страхователями Российского ядерного страхового пула являются концерн «Росэнергоатом» и ОАО «Мурманское морское пароходство» (Атомфлот России). Члены Пула несли ответственность за ядерный ущерб в период выполнения работ по подъему атомной подводной лодки «Курск». Четвертый год Российский ядерный страховой пул участвует в перестраховании риска ответственности за ядерный ущерб НАЭК «Энергоатом» (Украина). Налажено постоянное сотрудничество Российского ядерного страхового пула с Международным форумом ядерных пулов. Переломным в деятельности Российского ядерного страхового пула и развития в целом ядерного страхования в России стал 2005 год в силу двух чрезвычайно важных моментов. Во-первых, с 13 августа 2005 года на территории Российской Федерации начала действовать ратифицированная Государственной Думой Российской Федерации Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.). Как прямое следствие этого, предел ответственности оператора российских АЭС концерна «Росэнергоатом» резко возрос до 2 млрд 400 млн рублей. Участники Российского ядерного страхового пула очень ответственно отнеслись к приему на страхование столь крупного риска. Во-вторых, была осуществлена коренная реорганизация атомной отрасли России и ее важнейшей составляющей – атомной энергетики с целью превращения ее в гаранта обеспечения энергобезопасности страны. Президентом Российской Федерации Путиным В.В. и новым руководителем атомной отрасли Кириенко С.В. поставлены масштабные задачи по развитию атомно-энергетического комплекса, чтобы увеличить объем электроэнергии, вырабатываемой на АЭС страны с 16 до 25% от общего ее производства. Для этого до 2030 года потребуется ввести в строй 40 МВт новых мощностей, и путем модернизации обеспечить продление ресурса действующих атомных энергоблоков. Совершенно очевидно, что для реализации этих планов потребуются и усилия всех коллективов отрасли и смежных отраслей, и достаточное финансирование, и, может быть, самое главное – полная поддержка обществом этих грандиозных планов. Ведь в не очень далеком прошлом именно под давлением общественного мнения были приостановлены планы строительства целого ряда атомно-энергетических объектов. При этом, наряду с понятной озабоченностью общими проблемами обеспечения безопасности, население не видело в стране системы защиты своих интересов при нанесении крупного или даже катастрофического ущерба в случае ядерной аварии на АЭС. К сожалению, с того времени ситуация мало изменилась. Благодаря ответственной гражданской позиции руководства концерна «Росэнергоатом» и деятельности Российского ядерного страхового пула осуществляется частичная защита интересов пострадавших в случае ядерной аварии, но системно эта проблема не решена. Несмотря на то, что Федеральным законом «Об использовании атомной энергии», вступившим в силу в 1995 году, предусмотрено законодательно определить условия и порядок финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием, соответствующие нормативные акты до настоящего времени не разработаны. С осени 1998 года не выносится на второе чтение в Государственной Думе Российской Федерации закон «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении». Ядерные страховщики России ожидают, что указанный законопроект установит пределы ответственности для эксплуатирующих организаций – объектов использования атомной энергии, определит круг предприятий и организаций, подпадающих под его юрисдикцию. Мы считаем, что закон должен защитить национальный ядерный страховой рынок путем внесения в него соответствующей статьи о том, что эксплуатирующие организации, для которых законодательно будет установлен максимальный предел ответственности, обязаны осуществлять страхование своей ответственности в Российском ядерном страховом пуле. Такая протекционистская мера нередко используется в международной практике. Мы надеемся, что будет принято принципиальное положение об отнесении ядерного страхования к обязательным видам страховой деятельности. Поскольку в рамках одного закона не удастся раскрыть в деталях проблематику ядерного страхования, необходимо в нем наделить Правительство Российской Федерации соответствующими полномочиями и обязать его в определенный срок утвердить документы, устанавливающие порядок и правила проведения обязательного страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб, особые условия лицензирования этого вида страховой деятельности, порядок и правила формирования, размещения и учета страховых резервов по этому виду страхования, положение о национальном страховом пуле и др. В связи с ратификацией Российской Федерацией Венской конвенции с августа 2005 года государство приняло на себя международные обязательства соблюдать принципы и нормы финансовых гарантий защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектов окружающей природной среды, пострадавших от радиационного воздействия. В этих условиях отсутствие национального законодательства, устанавливающего порядок финансового обеспечения ответственности перед третьими лицами, не только затрудняет реализацию упомянутых программ по строительству новых АЭС, лишая их общественной поддержки, но и нанесет ущерб имиджу Российской Федерации, как одной из крупнейших ядерных держав мира. Участники Российского ядерного страхового пула с января 2006 года принимают активное участие в работе специальной комиссии, созданной в Федеральном агентстве по атомной энергии приказом ее Руководителя Кириенко С.В., по рассмотрению и решению этих и других, связанных с ядерным страхованием, проблем. Активная и целенаправленная работа этой комиссии дает основания надеяться на скорейшее решение накопившихся проблем. Журнал «Атомная стратегия» № 24, август 2006 г. |
|
|