Лекарство от равнодушия

Светлана Арефинкина, студентка МИФИ

В мае в Экономико-аналитическом институте МИФИ впервые прошел конкурс на звание лучшего студента в сфере стратегического управления. Цель конкурса – поддержать талантливых ребят, которые в дальнейшем смогут реализовать свой потенциал в области ядерной энергетики и других отраслях. Мероприятие проводилось под эгидой Академии экономических стратегий (АЭС) с участием Института экономических стратегий (ИНЭС), МИФИ и Международной Лиги стратегического управления.

Первый, письменный тур конкурса состоялся в МИФИ. Но в нем смогли участвовать не все, а лишь те, кто учился на «4» и «5» в течение последних четырех семестров. Для будущих поколений студентов – это хороший стимул держать высокую планку в учебе! Задача участников в первом туре – максимально проявить свои способности. Нужно было ответить на вопросы тестов, предложить решения задач, проверявших логику, эрудицию, знания по разным дисциплинам. Было непросто… Но возможность участвовать в финале стала значимой наградой для тех, кто набрал наибольшее количество баллов.

В результате, во второй тур прошли 23 студента. Перед игрой участники немного волновались.

– Я учусь на 2-м курсе, – говорит Екатерина Дьяченко. – А здесь много ребят и с 3-го, и с 4-го, есть и студенты, которые получают второе высшее образование. Все такие взрослые, даже немного страшновато.

Наращиваем интеллектуальные мускулы

Перед началом конкурса генеральный директор и основатель ИНЭС, заведующий кафедрой МИФИ «Экономика и управление на предприятии» Александр Агеев сообщил о его цели:

– На сегодняшний день огромное значение имеют ресурсы лидерства и интеллекта. Поэтому основной смысл конкурса – поддержать тех, кто уже обнаружил их в себе, и немного помочь им нарастить интеллектуальные, моральные мускулы и компетентность в современном мире. 9 победителей в течение года будут получать стипендии АЭС.

Наше принципиальное отличие от других подобных проектов в том, что мы не хотим выбрать людей только для себя. Те, кому покажется интересным работать в наших организациях – добро пожаловать. Но это абсолютно не предопределено. Нам будет приятно через 10–15 лет обнаружить наших стипендиатов в любой организации. Мы, с одной стороны, не гарантируем рабочее место, но, с другой стороны, к людям, показавшим себя на конкурсе, приглядимся и предложение сделаем.

В ИНЭС, где должен был состояться финал, отправились дружной командой – подбадривали друг друга, делились предположениями о предстоящем событии. Приятно было сознавать, что участвовать в таком ответственном и интересном мероприятии идешь вместе с друзьями. Ведь это так важно в жизни – быть уверенным не только в компетентности своих коллег, но и в том, что ты можешь положиться на них, знать, что эти люди тебя не подведут. Только так возможно достичь настоящего успеха.

Оценивать финалистов должно было авторитетное жюри: Александр Агеев (генеральный директор ИНЭС, главный редактор журнала «Экономические Стратегии», д.э.н., профессор, академик РАЕН); Леонтий Миронов (директор Центра исследований духовного наследия России (ИНЭС), к.т.н., доцент); Ирина Новохатько (к.ф.н., заместитель директора ЭАИ МИФИ); Дмитрий Половинкин (директор Волгоградского отделения ИНЭС); Игорь Скакунов (директор бюро безопасности и оценки рисков (ИНЭС)); Алена Фомина (директор Северо­Западного филиала ИНЭС, к.э.н.). Перед началом соревнования напутственные слова произнес профессор, академик РАЕН и Российской академии образования, вице-президент Международного союза прогнозистов, почетный член Всемирной федерации исследований будущего Игорь Бестужев­Лада. В первом этапе финального тура участникам снова пришлось взяться «за перо». Специалисты ИНЭС попросили ребят поразмышлять о таких проблемах, как, например, демографическая ситуация в России или транспортная проблема в Москве. Некоторые решили рискнуть и выбрали свободную тему. – Я писал о проблеме межнациональной розни, – говорит Илья Пресняков, студент 4-го курса. – В последнее время часто обсуждал ее со многими друзьями. Это очень важный разговор. Он приводит нас к оценке нравственных качеств личности, рассматривая ее как противопоставленную обществу категорию. Я думаю, что этот вопрос можно с разных позиций рассматривать: со стороны государства, отдельной социальной группы или же всего русского народа. Сейчас принято рассуждать о проблемах миграции, о том, как защитить независимость России, как бороться с нелегалами. И у многих может сложиться мнение о том, что социальный протест против мигрантов является естественной реакцией общества. Я с этим не могу согласиться. Решение проблемы нужно искать в воспитании чувства ответственности и взаимоуважения в людях.

Нельзя сидеть на нефтяной игле

О том, насколько важны подобные проекты, рассуждает директор ЭАИ МИФИ, профессор Владимир Харитонов:

– Сейчас на рынке труда дефицит высококвалифицированных специалистов. Все хотят иметь профессионалов, но платить за их подготовку, к сожалению, практически никто не хочет. Хорошо, что существуют такие проекты, как конкурс, организованный ИНЭС и Международной Лигой стратегического управления. Чем раньше студенты вовлекутся в активную деятельность, тем успешнее они будут продвигаться в жизни. Сегодня очень многие компании отбирают специалистов, используя различные деловые игры и тесты. Студенты должны привыкать к этой системе. Конкурс – это хороший учебный тренинг. Другим важным моментом является то, что стипендиатам придется постоянно отстаивать почетное звание победителя. Если студент получает тройку или двойку на зачете или экзамене, либо выговор, то он лишается стипендии. Это тоже очень хороший стимул.

– Какие перспективы со стороны отрасли открываются перед участниками конкурса?

– Отрасль нуждается в широком спектре специалистов. Но сейчас проблема заключается в том, что многие предприятия не очень хотят брать на практику студентов, если они учатся, например, на 4м курсе. Все хотят принять на работу готового специалиста, который сразу начнет разворачивать для них инновационную деятельность с колоссальными доходами. Так не бывает. Отрасль должна вкладывать средства в образование студентов. Вся история МИФИ показывает, что только тогда получаются хорошие специалисты, когда они, еще учась на старших курсах вуза, работают вместе с преподавателями по заказу отрасли.

Если будет развиваться идея о «ядерном ренессансе», то спрос и на экономистов, и на физиков, и на технологов будет расти. Необходимо думать об энергетической безопасности, которая подразумевает диверсификацию источников энергии. Нельзя, как говорят, сидеть на одной газовой или нефтяной игле.

– Каковы тенденции международного сотрудничества в области ядерной энергетики?

– Сегодня мир интегрируется во всех отношениях. В частности, многие страны объединяются при разработке новых типов реакторов. Например, в Финляндии сейчас будет строиться новый ядерный блок, который разработан консорциумом европейских стран. Неизбежно, Россия, имея достижения в области ядерных технологий, должна встраиваться в международный процесс разделения труда, участвовать в международных проектах, не изолироваться, а именно интегрироваться. Поэтому нужны кадры, которые умеют работать на международном рынке.

Второй письменный блок был посвящен исследованию различных аспектов развития России. Здесь финалистам требовалось написать о значимости для нашей страны таких категорий, как ее население, территория, внешняя политика и другие.

Самая эмоциональная часть соревнования – непосредственно, деловая игра – ждала финалистов впереди. Организаторы предложили им разбиться на команды, каждая из которых защищала интересы одного из предложенных государств. Отстаивая позицию той или иной страны, участники конкурса высказывали свои соображения о мировых ценностях, проблемах их сохранения и преумножения, о поисках лучшего пути развития России и мирового сообщества в целом. Игра была построена так, что каждый имел возможность проявить себя, но при этом должен был слушать других, оценивать предложения и точки зрения своих коллег.

– Пришлось задуматься о многих проблемах, которым я раньше не уделяла большого внимания. Оказывается, в жизни все не так просто… Часть заданий оказались направлены даже не на знания, а на творческие решения, и получается, что мы, второкурсники, могли быть во многом наравне со своими старшими товарищами, – рассказывает Екатерина Дьяченко.

– Во время игры мы пришли к общему мнению, что мир нужно лечить от равнодушия. Это одна из страшнейших болезней нашего времени, – включилась в разговор Марина Спрейс с 4-го курса. – Наша команда отстаивала интересы Китая. Мы просто вжились в китайскую цивилизацию. Постарались воплотить в выработанной нами концепции идеи единства, братства, сопротивления насилию. Многое свелось даже не к экономическим, а к ценностным аспектам, которые в современном мире чрезвычайно важны. И человек, который не понимает их значения, не может быть успешным руководителем, в какой бы отрасли он не трудился.

– Игра оказалась примером чудесной командной работы. Если хочешь достичь действительно значимых результатов, нужно научиться понимать людей, которые работают рядом с тобой, объективно оценивать их предложения, – размышляет Светлана Лукашова, 4-й курс. – В будущем нам всем пригодится сегодняшний опыт.

Журнал «Атомная стратегия» № 23, июль 2006 г.

назад

Материалы из архива