Проблемы надо решать комплексно

Радиационная безопасность – критерий качества жизни и один из определяющих элементов безопасности страны. Год от года нарастают проблемы – соответственно, усложняются задачи организаций, работающих в области инженерной радиоэкологии.

Первым российским предприятием по обращению с радиоактивными отходами (РАО), образующимися вне промышленного ядерного комплекса, стал московский «Радон» – ГУП МосНПО «Радон». Свою точку зрения на сегодняшние проблемы в сфере обращения с РАО представляет генеральный директор ГУП МосНПО «Радон», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Сергей Александрович Дмитриев.

Сергей Александрович Дмитриев – доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Автор более ста научных трудов и изобретений. За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС награжден медалью «За спасение погибавших».

С.А.Дмитриев родился в 1945 году в городе Свердловске. Вся его трудовая деятельность прошла на ГУП МосНПО «Радон». Сергей Александрович начал работать на предприятии после окончания Уральского политехнического института по специальности «инженер­физик» в 1969 году. В 1987 году был назначен заместителем, а с 1994 г. стал первым заместителем генерального директора «Радона»; в этой должности он курировал вопросы научно-технического развития предприятия. С марта 2004 года – генеральный директор ГУП МосНПО «Радон».

В 1961 году предприятие было всего лишь пунктом складирования РАО. И уже через несколько лет наши специалисты перешли к технологиям кондиционирования отходов.

Сегодня ГУП МосНПО «Радон» обеспечивает радиационную безопасность Центральной России. В регионе образуется 70% всех российских «неядерных» РАО, и в то же время плотность населения – максимальная в РФ. Наша деятельность подразумевает единый комплекс работ – мониторинг территорий, дезактивацию участков радиоактивного загрязнения, сбор и транспортирование РАО, их переработку, кондиционирование и размещение на длительное хранение, радиационный контроль хранилищ и санитарно­защитной зоны и т.д. Все эти задачи технологически и организационно увязаны, и лишь комплексное их решение может быть эффективным. Это возможно только в рамках единого современного научно-технического центра, занимающегося как радиоэкологией, так и обращением с РАО на всех стадиях, включая хранение отходов.

Именно такой организацией и является ГУП МосНПО «Радон» – многофункциональное высокотехнологичное предприятие. В его составе опытный завод прикладных радиохимических технологий, центр технологии приема, транспортирования радиоактивных отходов и радиационно­аварийных работ, другие научно-технические и аналитические центры, исследовательские лаборатории. В объединении трудятся полторы тысячи специалистов высокой квалификации, среди них 20 докторов и более 100 кандидатов наук.

ГУП МосНПО «Радон»
специализируется на обращении с радиоактивными отходами низкой и средней активности, образующихся в народном хозяйстве вне ядерного топливного цикла (в науке, промышленности, сельском хозяйстве, медицине). Объединение выполняет весь комплекс работ с радиоактивными отходами – их сбор, транспортировку, переработку и хранение, а также проводит радиационно­аварийные работы, радиоэкологический и ртутный мониторинг.

ГУП МосНПО «Радон» обеспечивает радиационную безопасность Москвы, а также занимается сбором и переработкой радиоактивных отходов из Москвы, Москов­ской области и 10 прилегающих областей Центральной России.

«Радон» пользуется авторитетом не только в России и странах СНГ, но и за рубежом, активно сотрудничает с зарубежными партнерами из различных стран мира и Международным агентством по использованию атомной энергии (МАГАТЭ).

Приоритет в деятельности ГУП МосНПО «Радон» – обеспечение радиационной безопасности Москвы, столицы России. Радиоэкологическая обстановка в столице характеризуется тем, что здесь расположены 22 ядерно­ и радиационно­опасных объекта, более 600 организаций используют источники ионизирующего излучения. Соответственно, контролю радиационной обстановки Москвы уделяется самое пристальное внимание. Система радиоэкологического мониторинга, созданная ГУП МосНПО «Радон», включает около 200 точек контроля и позволяет контролировать ситуацию в целом по городу и в отдельных округах, лесопарковых зонах и местах отдыха, на территориях различных объектов.

Наши специалисты решают задачи не только охраны, но и восстановления окружающей среды, проводят радиационно­аварийные работы и реабилитацию радиационно­загрязненных территорий. И, разумеется, вывозят из столицы значительное количество радиоактивных отходов. В целом наше предприятие ежегодно удаляет с объектов Центрального региона РФ до 3000 м3 РАО.

Мы делаем все, чтобы исключить риски на всех стадиях обращения с отходами. Контроль РАО начинается с подготовки отходов к первичной сортировке и погрузки на спецавтомобили. Для переработки отходов на предприятии применяют различные технологии – сортировку, фрагментирование, компактирование, остекловывание, цементирование, иммобилизацию в металлические матрицы, выпаривание, мембранно­сорбционную очистку жидких растворов, плазменное сжигание, плавление зольного остатка и т.д. Серьезный научный и производственный потенциал позволяет создавать технологические процессы и оборудование, зачастую не имеющие аналогов ни в России, ни за рубежом. Специалисты ГУП МосНПО «Радон», совместно с коллегами из ведущих научных организаций Росатома и РАН (в том числе ВНИИНМ, РХТУ, МИФИ, ЛТИ и др.) разработали и внедрили уникальные в ряде элементов технологии переработки отходов.

На всех стадиях обращения с РАО применяется принцип многобарьерной защиты. Процесс обращения с радиоактивными отходами предусматривает иммобилизацию радионуклидов в матричные материалы и их кондиционирование, то есть размещение в сертифицированные защитные упаковочные комплекты (металлические бочки, металлические и железобетонные контейнеры) с заполнением пустот балластным сорбирующим наполнителем. Кондиционированные отходы размещают в гидроизолированных хранилищах различных типов: приповерхностных, колодезных и скважинных. Эти сооружения снабжены системой многофункциональных защитных барьеров. Многобарьерная защита предотвращает как воздействие природных факторов на РАО, так и выход радионуклидов в окружающую среду. Геологическая структура промплощадки предприятия, уникальная с точки зрения водонепроницаемости и сейсмоустойчивости, служит дополнительным барьером. Таким образом, принцип многобарьерной защиты гарантирует безопасное хранение отходов в течение сотен лет. Сегодня «Радон» имеет уникальный опыт эксплуатации систем долговременной изоляции низко­ и среднеактивных отходов народного хозяйства и АЭС.

Все это стоит достаточно дорого. Сегодня предприятие существует на 80% за счет бюджетных средств, также как и другие «Радоны».

Следует отметить, что до сих пор точно не определено место ГУП МосНПО «Радон» в российской системе обращения с радиоактивными отходами. В связи с этим возникают попытки разделить предприятие на части, например, изъять из взаимосвязанной структуры пункт хранения РАО и т.д. Эти непродуманные, спонтанные действия могут привести к развалу уникального комплекса, ухудшению радиационной обстановки в Москве и Центральном регионе России в целом. Такие вопросы можно решать только в рамках реформирования сложившейся в стране системы обращения с РАО. Здесь ситуация достаточно сложная и требующая, на мой взгляд, безотлагательных действий.

Анализ реализации задач, сформулированных в документе «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденном Президентом РФ В.В.Путиным 04.12.2003, показывает весьма существенные проблемы и недостатки в части, связанной с государственной политикой в области обращения с РАО. Между тем, развитие страны и ее безопасность требуют их устранения.

Усложнение и масштабность задач в области обращения с радиоактивными отходами диктуются несколькими обстоятельствами. Хочу остановиться на наиболее важных.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги в разработке и реализации конкретных программ по переработке и утилизации РАО, осуществляемых различными министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями России, а также на поддержку МАГАТЭ, единая государственная политика в области обращения с радиоактивными отходами в стране только формируется.

Что же касается разработки и реализации в России долгосрочной государственной программы в области научных изысканий, разработки современных стандартов, новых технологий, развития производственной базы изоляции отходов, то здесь пока существует тенденция к отсрочке принципиальных решений и, тем более, реальных шагов по окончательной изоляции РАО.

Судя по зарубежному опыту, государственная политика по обращению с радиоактивными отходами должна иметь опережающий характер. Существенное отставание в области решения проблем удаления РАО снижает безопасность, ограничивает дальнейшее развитие экономического потенциала страны, ее атомной промышленности и энергетики, а также создание современных производств и применение инновационных технологий.

Результаты системного анализа показывают: в России отсутствует целостность системы обращения с отходами, нет ни объектов, предназначенных для окончательной (бессрочной) изоляции РАО, ни организации, осуществляющей изоляцию отходов, ни соответствующего финансового механизма. Таким образом, в сегодняшнем состоянии «система обращения с РАО» является «псевдосистемой».

Наиболее существенный фактор – отсутствие системообразующего звена и, как следствие, рассредоточение ответственности. Субъекты «псевдосистемы» имеют разную ведомственную принадлежность, никакой государственный институт не отвечает за принятие и реализацию ключевых решений.

В большинстве же промышленно развитых стран обращение с радиоактивными отходами на стадии окончательной изоляции – это отдельная отрасль, обособленный институт в системе государственного управления.

Во Франции, Великобритании, Испании и Бельгии организации по управлению (окончательной изоляции) РАО находятся под непосредственным контролем государства.

В Германии федеральное правительство осуществляет управление РАО на стадии окончательной изоляции через акционерную компанию с участием государства.

Во Франции компания ANDRA – государ­ственное промышленно­коммерческое предприятие, одновременно, национальное Агентство по обращению с РАО, отвечающее за долговременное обращение с отходами и независимое от их поставщиков. Правительство полагает, что только государственная независимая организация может обеспечить необходимую преемственность при выполнении цели, которая должна сочетать краткосрочную эффективность и ответственность перед будущими поколениями на протяжении десятков и сотен лет.

В Германии, как и в других странах, обращение с отходами до стадии их окончательной изоляции (переработка, кондиционирование и временное хранение) является обязанностью производителей и не входит в сферу ответственности федерального правительства. РАО переходят в его ведение только на стадии окончательной изоляции. Расходы, связанные с выводом из эксплуатации федеральных хранилищ, полностью оплачиваются из средств федерального бюджета. В ином случае, учитывая длительный срок эксплуатации хранилищ, могут возникнуть проблемы при ликвидации или банкротстве поставщиков отходов. Это относится и к так называемым «историческим отходам» (ядерному наследию).

В Великобритании все обязательства по объектам, находящимся в государственной собственности, в том числе и по выводу из эксплуатации и по «историческим отходам», выполняются за счет государственного финансирования через компанию Nirex.

Таким образом, в наиболее развитых странах основная задача организаций по управлению РАО – окончательная изоляция отходов и определение соответствующих требований к поставщикам РАО. При этом такие организации отделены от производителей отходов, тем самым снимается проблема ответственности поставщиков РАО на весь период эксплуатации хранилища в течение сотен лет, особенно в случае ликвидации поставщиков. Образование отходов, их переработка, кондиционирование и временное хранение не входит в сферу ответственности организации по управлению РАО. На этих стадиях отходы находятся в собственности и под ответственностью поставщиков. На стадии же окончательной изоляции РАО переходят в ведение правительств и организаций по управлению РАО.

Учитывая опыт зарубежных стран, на начальном этапе необходимо сформировать представление о национальной структуре системы обращения с РАО. Представляется целесообразным:

• В рамках совершенствования российской системы обращения с РАО Правительству РФ определить Росатом как государственный компетентный орган по обращению с отходами, который бы осуществлял координацию деятельности всех ведомств и организаций, входящих в единую систему обращения с РАО.

• Создать в атомной отрасли структуру, обеспечивающую сбор, кондиционирование, временное хранение РАО, вывод объектов из эксплуатации, реабилитацию территорий, загрязненных в результате предыдущей деятельности предприятий атомной промышленности, а также эксплуатацию временных хранилищ.

• Создать федеральную специализированную организацию для управления РАО на стадии окончательной изоляции, которая была бы отделена от поставщиков отходов и обеспечивала эксплуатацию региональных и федеральных хранилищ (могильников) РАО, предназначенных для окончательной изоляции отходов. Ведомственные временные хранилища РАО должны передаваться в ведение этой организации после придания им статуса хранилищ для окончательной изоляции РАО. На первом этапе своей деятельности эта специализированная организация может решать задачу окончательной изоляции отходов народного хозяйства и АЭС.

Журнал «Атомная стратегия» № 23, июль 2006 г.

назад

Материалы из архива

9.2009 АЭС – не игрушка

Владислав Егоров, депутат Законодательного собрания Нижегородской области: - Есть ли у российского правительства силы, энергия, воля для того, чтобы еще и создавать что-то новое, наукоемкое, технологичное и обеспечивать при этом безопасность граждан? У меня очень большие сомнения, что российская власть обладает сегодня этими качествами. Поняв это, граждане вправе не доверять ей в этом вопросе, поскольку при том развале научной и технологичной системы, который мы сегодня наблюдаем, нет никаких гарантий безопасности эксплуатации атомной станции.

7.2007 "Мы хотим работать на конечный результат"

Подкомиссия по атомной энергетике Совета Федерации организовала совещание на одной из стартовых площадок ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». В совещании участвовал начальник Управления капитального строительства атомной отрасли Федерального агентства по атомной энергии  Алексей Тютяев...

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.