![]() ![]() |
Проблемы надо решать комплексноРадиационная безопасность – критерий качества жизни и один из определяющих элементов безопасности страны. Год от года нарастают проблемы – соответственно, усложняются задачи организаций, работающих в области инженерной радиоэкологии. Первым российским предприятием по обращению с радиоактивными отходами (РАО), образующимися вне промышленного ядерного комплекса, стал московский «Радон» – ГУП МосНПО «Радон». Свою точку зрения на сегодняшние проблемы в сфере обращения с РАО представляет генеральный директор ГУП МосНПО «Радон», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Сергей Александрович Дмитриев. Сергей Александрович Дмитриев – доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Автор более ста научных трудов и изобретений. За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС награжден медалью «За спасение погибавших». С.А.Дмитриев родился в 1945 году в городе Свердловске. Вся его трудовая деятельность прошла на ГУП МосНПО «Радон». Сергей Александрович начал работать на предприятии после окончания Уральского политехнического института по специальности «инженерфизик» в 1969 году. В 1987 году был назначен заместителем, а с 1994 г. стал первым заместителем генерального директора «Радона»; в этой должности он курировал вопросы научно-технического развития предприятия. С марта 2004 года – генеральный директор ГУП МосНПО «Радон». В 1961 году предприятие было всего лишь пунктом складирования РАО. И уже через несколько лет наши специалисты перешли к технологиям кондиционирования отходов. Сегодня ГУП МосНПО «Радон» обеспечивает радиационную безопасность Центральной России. В регионе образуется 70% всех российских «неядерных» РАО, и в то же время плотность населения – максимальная в РФ. Наша деятельность подразумевает единый комплекс работ – мониторинг территорий, дезактивацию участков радиоактивного загрязнения, сбор и транспортирование РАО, их переработку, кондиционирование и размещение на длительное хранение, радиационный контроль хранилищ и санитарнозащитной зоны и т.д. Все эти задачи технологически и организационно увязаны, и лишь комплексное их решение может быть эффективным. Это возможно только в рамках единого современного научно-технического центра, занимающегося как радиоэкологией, так и обращением с РАО на всех стадиях, включая хранение отходов. Именно такой организацией и является ГУП МосНПО «Радон» – многофункциональное высокотехнологичное предприятие. В его составе опытный завод прикладных радиохимических технологий, центр технологии приема, транспортирования радиоактивных отходов и радиационноаварийных работ, другие научно-технические и аналитические центры, исследовательские лаборатории. В объединении трудятся полторы тысячи специалистов высокой квалификации, среди них 20 докторов и более 100 кандидатов наук. ГУП МосНПО «Радон»
ГУП МосНПО «Радон» обеспечивает радиационную безопасность Москвы, а также занимается сбором и переработкой радиоактивных отходов из Москвы, Московской области и 10 прилегающих областей Центральной России. «Радон» пользуется авторитетом не только в России и странах СНГ, но и за рубежом, активно сотрудничает с зарубежными партнерами из различных стран мира и Международным агентством по использованию атомной энергии (МАГАТЭ). Приоритет в деятельности ГУП МосНПО «Радон» – обеспечение радиационной безопасности Москвы, столицы России. Радиоэкологическая обстановка в столице характеризуется тем, что здесь расположены 22 ядерно и радиационноопасных объекта, более 600 организаций используют источники ионизирующего излучения. Соответственно, контролю радиационной обстановки Москвы уделяется самое пристальное внимание. Система радиоэкологического мониторинга, созданная ГУП МосНПО «Радон», включает около 200 точек контроля и позволяет контролировать ситуацию в целом по городу и в отдельных округах, лесопарковых зонах и местах отдыха, на территориях различных объектов. Наши специалисты решают задачи не только охраны, но и восстановления окружающей среды, проводят радиационноаварийные работы и реабилитацию радиационнозагрязненных территорий. И, разумеется, вывозят из столицы значительное количество радиоактивных отходов. В целом наше предприятие ежегодно удаляет с объектов Центрального региона РФ до 3000 м3 РАО. Мы делаем все, чтобы исключить риски на всех стадиях обращения с отходами. Контроль РАО начинается с подготовки отходов к первичной сортировке и погрузки на спецавтомобили. Для переработки отходов на предприятии применяют различные технологии – сортировку, фрагментирование, компактирование, остекловывание, цементирование, иммобилизацию в металлические матрицы, выпаривание, мембранносорбционную очистку жидких растворов, плазменное сжигание, плавление зольного остатка и т.д. Серьезный научный и производственный потенциал позволяет создавать технологические процессы и оборудование, зачастую не имеющие аналогов ни в России, ни за рубежом. Специалисты ГУП МосНПО «Радон», совместно с коллегами из ведущих научных организаций Росатома и РАН (в том числе ВНИИНМ, РХТУ, МИФИ, ЛТИ и др.) разработали и внедрили уникальные в ряде элементов технологии переработки отходов. На всех стадиях обращения с РАО применяется принцип многобарьерной защиты. Процесс обращения с радиоактивными отходами предусматривает иммобилизацию радионуклидов в матричные материалы и их кондиционирование, то есть размещение в сертифицированные защитные упаковочные комплекты (металлические бочки, металлические и железобетонные контейнеры) с заполнением пустот балластным сорбирующим наполнителем. Кондиционированные отходы размещают в гидроизолированных хранилищах различных типов: приповерхностных, колодезных и скважинных. Эти сооружения снабжены системой многофункциональных защитных барьеров. Многобарьерная защита предотвращает как воздействие природных факторов на РАО, так и выход радионуклидов в окружающую среду. Геологическая структура промплощадки предприятия, уникальная с точки зрения водонепроницаемости и сейсмоустойчивости, служит дополнительным барьером. Таким образом, принцип многобарьерной защиты гарантирует безопасное хранение отходов в течение сотен лет. Сегодня «Радон» имеет уникальный опыт эксплуатации систем долговременной изоляции низко и среднеактивных отходов народного хозяйства и АЭС. Все это стоит достаточно дорого. Сегодня предприятие существует на 80% за счет бюджетных средств, также как и другие «Радоны». Следует отметить, что до сих пор точно не определено место ГУП МосНПО «Радон» в российской системе обращения с радиоактивными отходами. В связи с этим возникают попытки разделить предприятие на части, например, изъять из взаимосвязанной структуры пункт хранения РАО и т.д. Эти непродуманные, спонтанные действия могут привести к развалу уникального комплекса, ухудшению радиационной обстановки в Москве и Центральном регионе России в целом. Такие вопросы можно решать только в рамках реформирования сложившейся в стране системы обращения с РАО. Здесь ситуация достаточно сложная и требующая, на мой взгляд, безотлагательных действий. Анализ реализации задач, сформулированных в документе «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденном Президентом РФ В.В.Путиным 04.12.2003, показывает весьма существенные проблемы и недостатки в части, связанной с государственной политикой в области обращения с РАО. Между тем, развитие страны и ее безопасность требуют их устранения. Усложнение и масштабность задач в области обращения с радиоактивными отходами диктуются несколькими обстоятельствами. Хочу остановиться на наиболее важных. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в разработке и реализации конкретных программ по переработке и утилизации РАО, осуществляемых различными министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями России, а также на поддержку МАГАТЭ, единая государственная политика в области обращения с радиоактивными отходами в стране только формируется. Что же касается разработки и реализации в России долгосрочной государственной программы в области научных изысканий, разработки современных стандартов, новых технологий, развития производственной базы изоляции отходов, то здесь пока существует тенденция к отсрочке принципиальных решений и, тем более, реальных шагов по окончательной изоляции РАО. Судя по зарубежному опыту, государственная политика по обращению с радиоактивными отходами должна иметь опережающий характер. Существенное отставание в области решения проблем удаления РАО снижает безопасность, ограничивает дальнейшее развитие экономического потенциала страны, ее атомной промышленности и энергетики, а также создание современных производств и применение инновационных технологий. Результаты системного анализа показывают: в России отсутствует целостность системы обращения с отходами, нет ни объектов, предназначенных для окончательной (бессрочной) изоляции РАО, ни организации, осуществляющей изоляцию отходов, ни соответствующего финансового механизма. Таким образом, в сегодняшнем состоянии «система обращения с РАО» является «псевдосистемой». Наиболее существенный фактор – отсутствие системообразующего звена и, как следствие, рассредоточение ответственности. Субъекты «псевдосистемы» имеют разную ведомственную принадлежность, никакой государственный институт не отвечает за принятие и реализацию ключевых решений. В большинстве же промышленно развитых стран обращение с радиоактивными отходами на стадии окончательной изоляции – это отдельная отрасль, обособленный институт в системе государственного управления. Во Франции, Великобритании, Испании и Бельгии организации по управлению (окончательной изоляции) РАО находятся под непосредственным контролем государства. В Германии федеральное правительство осуществляет управление РАО на стадии окончательной изоляции через акционерную компанию с участием государства. Во Франции компания ANDRA – государственное промышленнокоммерческое предприятие, одновременно, национальное Агентство по обращению с РАО, отвечающее за долговременное обращение с отходами и независимое от их поставщиков. Правительство полагает, что только государственная независимая организация может обеспечить необходимую преемственность при выполнении цели, которая должна сочетать краткосрочную эффективность и ответственность перед будущими поколениями на протяжении десятков и сотен лет. В Германии, как и в других странах, обращение с отходами до стадии их окончательной изоляции (переработка, кондиционирование и временное хранение) является обязанностью производителей и не входит в сферу ответственности федерального правительства. РАО переходят в его ведение только на стадии окончательной изоляции. Расходы, связанные с выводом из эксплуатации федеральных хранилищ, полностью оплачиваются из средств федерального бюджета. В ином случае, учитывая длительный срок эксплуатации хранилищ, могут возникнуть проблемы при ликвидации или банкротстве поставщиков отходов. Это относится и к так называемым «историческим отходам» (ядерному наследию). В Великобритании все обязательства по объектам, находящимся в государственной собственности, в том числе и по выводу из эксплуатации и по «историческим отходам», выполняются за счет государственного финансирования через компанию Nirex. Таким образом, в наиболее развитых странах основная задача организаций по управлению РАО – окончательная изоляция отходов и определение соответствующих требований к поставщикам РАО. При этом такие организации отделены от производителей отходов, тем самым снимается проблема ответственности поставщиков РАО на весь период эксплуатации хранилища в течение сотен лет, особенно в случае ликвидации поставщиков. Образование отходов, их переработка, кондиционирование и временное хранение не входит в сферу ответственности организации по управлению РАО. На этих стадиях отходы находятся в собственности и под ответственностью поставщиков. На стадии же окончательной изоляции РАО переходят в ведение правительств и организаций по управлению РАО. Учитывая опыт зарубежных стран, на начальном этапе необходимо сформировать представление о национальной структуре системы обращения с РАО. Представляется целесообразным: • В рамках совершенствования российской системы обращения с РАО Правительству РФ определить Росатом как государственный компетентный орган по обращению с отходами, который бы осуществлял координацию деятельности всех ведомств и организаций, входящих в единую систему обращения с РАО. • Создать в атомной отрасли структуру, обеспечивающую сбор, кондиционирование, временное хранение РАО, вывод объектов из эксплуатации, реабилитацию территорий, загрязненных в результате предыдущей деятельности предприятий атомной промышленности, а также эксплуатацию временных хранилищ. • Создать федеральную специализированную организацию для управления РАО на стадии окончательной изоляции, которая была бы отделена от поставщиков отходов и обеспечивала эксплуатацию региональных и федеральных хранилищ (могильников) РАО, предназначенных для окончательной изоляции отходов. Ведомственные временные хранилища РАО должны передаваться в ведение этой организации после придания им статуса хранилищ для окончательной изоляции РАО. На первом этапе своей деятельности эта специализированная организация может решать задачу окончательной изоляции отходов народного хозяйства и АЭС. Журнал «Атомная стратегия» № 23, июль 2006 г. |
|
|