Кадровый вопрос к ФЦП

В. М. Мурогов, д.т.н., профессор Обнинского технического университета атомной энергетики

В обнародованной Концепции ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России... до 2015 года» отражены, по мнению ее разработчиков, все основные проблемы развития атомного энергопромышленного комплекса, включая добычу, производство и переработку ядерного топлива, строительство атомных станций с учетом необходимости восстановления атомного машиностроения, решения проблемы радиоактивных отходов. Упомянута также необходимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Что принципиально важно – системный подход к роли ядерной технологии в решении проблем безопасности развития России, в том числе обоснована целесообразность решения проблемы программно целевым методом. А где те инженерно – технические и научные кадры, способные реализовать обнародованную государственную программу? Как оказалось – во всей Концепции нет даже упоминания о проблеме кадров в ядерной отрасли.

Сейчас Росатом сумел «избавиться» от системы высшего профессионального образования. Все ядерные кафедры и ВУЗы – в том числе МИФИ, ОИАТЭ – переданы в общую систему Минобразования и науки. Очередное «усреднение» вместо роста до лучших образцов. А что происходит в мире? Ведущие ядерные державы и развивающиеся страны учли плодотворный опыт образования – в том числе и в России: - на базе ведущих международных ядерных организаций по инициативе Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ) создана глобальная специализированная система ядерного образования: Всемирный ядерный университет. В рамках регулярной программы МАГАТЭ образована приоритетная программа по сохранению ядерных знаний, прежде всего по самому перспективному направлению – в области реакторов на быстрых нейтронах. По своей сути – обе инициативы МАГАТЭ – Всемирный ядерный Университет и Сохранение опыта и знаний инновационных разработок в ЯЭ – являются логичным развитием инициативы Президента РФ на Саммите ООН: реализация инновационных технологий невозможна без нового пополнения инженеров и ученых.

Очередной парадокс – Россия - наиболее продвинутая страна в развитии реакторов на быстрых нейтронах и в области высшего образования – не имеет сейчас национальной программы сохранения ядерных знаний и опыта, (а на деле пора уже заводить «Красную книгу» утерянных ядерных технологий), так же, как не имеет и национальной программы участия во Всемирном ядерной университете.

Руководители крупнейших ядерных центров (Обнинск, Дмитровград, Томск, Саров и др.) понимают проблемы и пытаются на местах спасать ситуацию в кооперации с местными ВУЗами. Основные кадры многие из предприятий, прежде всего ЗАТО, готовят сами. Но сколько наиболее энергичных и талантливых, с воображением и смелостью, сманят местные СП, банки и другие коммерческие организации. Вероятно, сегодня УПИ сможет подготовить эксплуатационные кадры для БН-800 на Белоярской АЭС. Но кто подготовит исследователей и проектировщиков, радиохимиков, специалистов по материалам и радиационной защите, выводу из эксплуатации, да и просто высококвалифицированных техников и рабочих, для создания новой технологической платформы (НТП)? Проект БН-800 разработанный в конце 60-ых, не реализован до сих пор (и дело не только в финансировании в 5% от требуемого). А кто будет реализовывать следующий БН 1800 и замкнутый ЯТЦ на его основе? Через несколько лет в лучшем случае можно будет найти тех, кто сможет вспомнить, как они его разрабатывали, но не будет тех, кто должен реализовывать этот проект!

Одним из известных решений стратегических государственных задач – программ является создание многопрофильных научно- образовательных интегрированных центров, способных собрать, сохранить бесценные знания и опыт в наиболее важных, ключевых направлениях, определяющих будущее ядерной энергетики, как основы безопасного энергетического развития страны: технология замкнутого ЯТЦ и быстрые реакторы на его основе, «малая ядерная энергетика» на основе уникального опыта создания советских АПЛ (более 400) и т.п. Где они должны быть? И сколько их? По многим критериям, если провести конкурс, г. Обнинск будет претендовать на это место. У него имеются несомненные козыри. Практически все 12 НИИ г. Обнинска так или иначе связаны с ядерной тематикой. Причем, покрывается почти весь спектр ядерной науки и техники: энергетика, биология, физика атмосферы, химия, медицина, сельское хозяйство. В городе имеется богатейшая экспериментально - технологическая база – более 200 установок, связанных с ядерной тематикой. Сегодня она, вряд ли подходит для современных фундаментальных исследований, но идеально пригодна для обучения и тренинга. Однако без целевого финансирования не используется и медленно стареет.

Понимая инертность и зачастую некомпетентность бюрократических структур, мы решили действовать «снизу». На базе Обнинского Государственного Технического Университета Атомной Энергетики (ОГТУАЭ) создана Ассоциация ядерной науки и образования. Она сформирована на общественных началах силами известных ученых-энтузиастов, среди которых, например, академик РАМН А, Ф,Цыб, академик вице-президент РНЦ «Курчатовский институт» Н.Н.Пономарев – Степной. В Ассоциацию входит РНЦ «Курчатовский институт». РНЦ «Институт теоретической и экспериментальной физики». Ассоциация – некоммерческая организация, она открыта и для других участников. Первый практический шаг Ассоциации – в декабре 2006 в г. Обнинске пройдет научная сессия (под эгидой МАГАТЭ): «Ядерные технологии для человека в 21 веке».

Наши усилия нашли поддержку МАГАТЭ и ВЯУ: РАЯНО первая российская организация, получившая согласие на официальное использование символа Всемирного ядерного университета. Это закладывает также основу для международной кооперации, без которой сегодня нельзя рассчитывать на продвижение сложнейших технологий. Стоит упомянуть, что во всех «ядерных» странах созданы и развиваются Центры сохранения знаний и опыта – Центры ядерного образования: Азиатский (Япония, Ю,Корея), Европейский, «Специальная программа реализуется в США. Наши соседи (Украина) озабочены подготовкой специалистов в области ядерной энергетики. Именно этим можно объяснить недавнее решение Кабинета Министров Украины. Он своим постановлением от 27 июня учредил с 1 января 2007 года 10 академических стипендий имени Игоря Курчатова для студентов высших учебных заведений.

В заключение - если развитие ядерной энергетики становится наконец-то стратегической задачей государства, оно должно взять на себя ключевую роль в выполнении программы подготовки кадров, включая целевое финансирование и оснащение профильных Центров, институтов и кафедр. Необходимость концентрации средств и специалистов высокой квалификации, их целевого, эффективного использования – неизбежно приводит к выводу о необходимости иметь многопрофильные интегрированные научно образовательные центры на базе крупнейших ядерных центров страны: в Обнинске, Димитровграде, Томске, Красноярске и т.д. Вспомним в годовщину Чернобыльской катастрофы, что в основе ее, за ней стоит некомпетентность не только операторов, но и разработчиков и руководителей самого различного уровня. Только образование, только профессиональные знания и опыт не дадут повториться подобному, не дадут нам упустить шанс решения проблем, стоящих перед нашей страной. Сейчас к управлению отраслью пришла энергичная команда менеджеров нового поколения, но где та армия молодых, высоко профессиональных специалистов, где тот штаб умудренных опытом научных лидеров и компетентных организаторов, способных не только к реконструкции отраслевых структур, но и к наполнению их знаниями и бесценным опытом, без которых любые самые новые платформы – не жизненны?

назад

Материалы из архива

4.2007 Поговорим профессионально

А.Н.Ирецкий, Санкт-Петербург С наступлением атомной эры в обществе распространился иррациональный страх перед ядерными, химическими и другими современными технологиями. Давно известно, что неловкие попытки избавить человека от каких-то мыслей, приводят к появлению навязчивых страхов – фобий. Попытки избавиться «в лоб» от мыслей определенной тревожной тематики ведут к усилению страха.

12.2009 Энергетика на быстрых реакторах: от замысла через опыт к новому старту

В.В.Орлов, д.ф-м.н., профессор, НИКИЭТI. Военная предыстория, роль теорииЯдерная энергия, в миллионы раз превосходящая химическую по калорийности и ресурсам топлива, с начала 20 века будила воображение ученых и фантастов (Содди, Уэллс, Вернадский). Но Резерфорд и др. физики сомневались в ее практическом значении: ускоренные заряженные частицы теряют энергию в кулоновских столкновениях, так что выход ядерных реакций мал и выделенная энергия много меньше затраченной.

8.2009 Альтернатива вертикали

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития: - Остается одно-единственное: строить параллельные структуры. Как известно, Петр I не стал модернизировать стрелецкое ополчение, а с нуля сформировал по самым современным тогдашним образцам регулярную армию, перенеся на русскую почву даже такую, казалось бы, несущественную деталь обмундирования, как букли. Петр I не стал даже пытаться переделать Москву в столицу европейского государства, а соорудил посреди невских болот Санкт-Петербург… Что можно сделать сейчас?