Стратегические задачи обращения с радиоактивными отходами

О.Э.Муратов, к.т.н., начальник отдела радиационных технологий ООО «ТВЭЛЛ», член Координационного совета по атомной энергетике, ядерной, радиационной и экологической безопасности при Полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, С.-Петербург

Исторический опыт обращения с производственными и бытовыми отходами сформировался в условиях, когда осознание опасности отходов и программ ее нейтрализации опиралось на непосредственные ощущения.

Именно они обеспечивали адекватность осознания связей непосредственно воспринимаемых органами чувств воздействий с наступающими последствиями. Создание ядерного оружия, развитие ядерной энергетики, широкое внедрение ядерно-физических методов во всех областях науки и техники положили начало образованию совершенно нового типа техногенных отходов – РАО, которые из-за содержания в них радионуклидов нельзя безопасно ни уничтожить, ни захоронить. Такая специфика РАО требует разработки особых технологий обращения с ними и применения специальных методов обеспечения безопасности для человека и биосферы.
Радиоактивность непосредственно не воспринимается органами чувств человека, поэтому на начальных этапах развития атомной науки и техники проблеме РАО не придавалось серьезного значения, и она рассматривалась как частный случай общей проблемы загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности. Вопросы обращения с РАО рассматривались как второстепенные во всех странах. Складирование и хранение образовывающихся РАО проводились без соблюдения природоохранных мероприятий, что привело к образованию радиоактивно загрязненных территорий, опасность которых сохраняется до настоящего времени. Например, в США в результате выполнения военных ядерных программ образовалось 114 таких площадок. Примером несовершенства ранних технологий обращения с РАО является уральское озеро Карачай, куда в 40–50-х гг. сливали жидкие отходы, радиоактивность которых сейчас составляет 4,4*106 ТБк.
Проблема безопасного обращения с РАО является одной из тех проблем, от которых в значительной мере зависят масштабы и динамика развития ядерной энергетики, а также дальнейшее внедрение ядерных и радиационных технологий. Нигде в мире не решены методы окончательного захоронения РАО. Незавершенность проблемы изоляции РАО является основным козырем противников ядерной энергетики и различных «зеленых» организаций. И это несмотря на то, что количество РАО по сравнению с другими техногенными отходами ничтожно мало: объем производимых за год РАО составляет примерно 0,5% от величины всех промышленных отходов, вклад ядерной энергетики в накопление РАО – 0,3%, а ядерная энергетика является единственной отраслью, которая уделяет достаточное внимание своим отходам.
Уже накопленные и производимые в настоящее время РАО образовались и образовываются в результате работы оружейного ядерного комплекса, выработки электроэнергии на АЭС, работы транспортных ядерных энергетических установок, использования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Значительное количество радиоактивных отходов образуется и в неядерных отраслях –  теплоэнергетике, медицине, геологии и др. В настоящее время одним из источников образования большого количества РАО являются угле-, нефте- и газодобыча в результате выноса из недр естественных радионуклидов. Перечень источников РАО достаточно велик:
• урановые рудники;
• производство природного урана;
• обогащение природного урана и производство ядерного топлива;
• радиохимические предприятия;
• атомные электростанции;
• исследовательские ядерные центры;
• полигоны испытаний ядерного оружия;
• места подземных ядерных взрывов в мирных целях;
• загрязненные территории в результате аварий в Кыштыме, бухте Чажма и Чернобыле;
• базы АПЛ и АНК Военно-морского флота;
• база РТП «Атомфлот»;
• судостроительные и судоремонтные заводы, ведущие строительство, ремонт и утилизацию АПЛ, кораблей и судов с ЯЭУ;
• радиоактивные изотопы и источники ионизирующего излучения, используемые в промышленности и медицине;
• территории и свалки воинских частей и научных организаций, проводивших работы с радиоактивными веществами;
• нефте- и газодобывающие предприятия;
• золоотвалы угольных теплоэлектростанций.
РАО выводятся из-под контроля и попадают в категорию технологических отходов при мощности экспозиционной дозы менее 10 мкЗв/ч на расстоянии 0,1 м от поверхности упаковки с отходами массой 300–400 кг и размерами ~1,2×0,7×0,7 м.
В России общие требования по обращению с РАО определяются федеральными законами «Oб использовании атомной энергии», «O paдиационной безопасности населения», «Oб охране окружающей среды», а также нормативными и правовыми документами, федеральными нормами и правилами. Все эти документы разработаны в соответствии с документами МАГАТЭ – «Oбъединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и обращением с радиоактивными отходами» и «Принципами обращения с радиоактивными отходами». Они предусматривают обеспечение безопасности для защиты персонала, населения и окружающей среды, надежную изоляцию РАО от биосферы, защиту настоящего и будущего поколений, биологических ресурсов, запрет затопления РАО в мировом океане и отправки их в космос, сброс в поверхностные и подземные водные объекты.
При разработке норм безопасности при обращении с РАО МАГАТЭ предложена унифицированная система их классификации. По классификации МАГАТЭ все РАО разделяются на следующие категории:
• высокоактивные отходы (ВАО) – отходы с удельной активностью более 3,7*109 Бк/кг;
• среднеактивные отходы (САО) – отходы с удельной активностью от 3,7*106 до 3,7*109 Бк/кг;
• низкоактивные отходы (НАО) – отходы с удельной активностью менее 3,7*106 Бк/кг.
ВАО – это продукты деления и некоторые отходы радиохимических предприятий при переработке ОЯТ. Их доля в общем объеме РАО не превышает 4%.
САО образуются при эксплуатации АЭС и других ядерных установок. Это фрагменты оборудования, ионообменные смолы, фильтры для очистки воды и т.д. Некоторое количество долгоживущих САО образуется при переработке ОЯТ. В общем объеме РАО количество САО составляет около 23%.
НАО составляют основную массу всех РАО (73%). Это отходы, образующиеся при обслуживании и ремонте ядерных установок (ткань, бумага, пластик, воды спецпрачечных, металлический скрап и т.д.), отходы уранодобывающих, обогатительных и гидрометаллургических предприятий. К данной категории отходов относятся и отвальные горные породы, загрязненное естественными радионуклидами оборудование буровых скважин в нефте- и газодобыче (по официальным прогнозам масса такого металла составляет до 1,5 млн т), выработавшие ресурс источники ионизирующего излучения и др.
В последнее время предложена еще категория – отходы очень низкой активности (удельная активность менее 1,0*105 Бк/кг для искусственных радионуклидов и менее 5,0*105 Бк/кг для естественных). Такие РАО имеют настолько низкое содержание радионуклидов, что при определенных условиях могут быть выведены из-под контроля регулирующих органов, и дальнейшее обращение с ними может быть ограничено использованием на площадках предприятий атомной промышленности. Однако ни в одной стране (кроме Франции) нет нормативных документов, регулирующих процедуры обращения с данной категорией отходов, что позволяет отделить эти отходы от НАО и, соответственно, избежать колоссальных неоправданных финансовых и материальных затрат. 
Сегодняшняя ситуация с РАО в России достаточно напряженная. На ее территории накопилось почти половина всех РАО мира. По данным системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и РАО, их накоплено более 5,96*1019Бк, из которых около 99% сосредоточено на предприятиях Росатома, в том числе все ВАО и подавляющая часть САО. Накопленные объемы РАО размещены почти по всей территории России (в 33 регионах) в 1170 хранилищах различного типа. Большинство отходов находится во временных хранилищах, что объясняется существующим неэффективным концептуальным подходом к обращению с отходами. Кроме того, в крупных городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, имеются загрязненные радиоактивными веществами территории воинских частей и научных учреждений, где проводились работы с радиоактивными веществами.
В настоящее время принято, что все образующиеся РАО подлежат хранению в течение 30…50 лет с возможностью продления сроков хранения. Этот путь не ведет к окончательному безопасному решению проблемы иммобилизации РАО и требует значительных затрат на эксплуатацию хранилищ без ясной перспективы ликвидации последних. При этом окончательное решение проблемы накопления РАО перекладывается на последующие поколения.
Пункты хранения РАО создавались с учетом специфики работы предприятий и используемых технологий, вследствие чего практически отсутствуют типовые решения по изоляции отходов. Хранение твердых РАО осуществляется в хранилищах более 30 различных типов, представленных в основном специализированными зданиями или внутрипроизводственными помещениями, траншеями и бункерами, емкостями и открытыми площадками. Жидкие отходы размещены в хранилищах более 18 различных типов, в основном представленных отдельно стоящими емкостями, открытыми водоемами, пульпохранилищами и пр. Большинство хранилищ не удовлетворяют требованиям безопасности и не оснащены необходимым сервисным оборудованием, а проектами хранилищ не предусматривались решения по выводу их из эксплуатации и последующей реабилитации территорий.
В отрасли отсутствуют типовые решения переработки и подготовки РАО к захоронению. Технологии переработки и кондиционирования РАО, а соответственно и установки по переработке, создавались с учетом специфики образующихся РАО на каждом предприятии и в большинстве своем не являются унифицированными и универсальными. Установки по переработке РАО неэффективны, имеют конструктивные и технологические недостатки.
Если ситуация с ВАО достаточно определенная (они образуются и перерабатываются исключительно на предприятиях Росатома), то положение с НАО гораздо сложнее. Именно в деятельность по обращению с этой категорией отходов вовлечены предприятия различной ведомственной принадлежности и разных форм собственности. В качестве примера в таблице приведены, кроме предприятий Росатома (ЛАЭС, НИТИ им. А.П.Александрова, НПО «Paдиевый институт им. В.Г.Хлопина»), основные «генераторы» РАО Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Предприятие
Ведомственная принадлежность
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»
Федеральное агентство по промышленности
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Федеральное агентство по образованию
Инженерный центр экологических работ
Администрация Санкт-Петербурга
РНЦ «Прикладная химия»

Государственный рентгеновский и радиологический институт
Министерство здравоохранения и социального развития
Петербургский институт ядерной физики
Российская Академия наук
ФГУП «ЛСК «Радон»
Федеральное агентство по строительству
ЗАО «Экомет-С»
Акционерное общество

Кроме того, в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, а также в системах автономного энергопитания, пожарных извещателях и др. широко используются различные радиоизотопные источники ионизирующего излучения. Отработавшие радиоизотопные источники являются специфическим видом РАО, требующим высокой культуры и безопасности при обращении с ними. В настоящее время в стране накопилось более 115 тыс. источников ионизирующего излучения с истекшим сроком эксплуатации, учтенных в надзорных органах. Наряду с ними имеют место случаи обращения и неучтенных источников. При приватизации, реорганизации и перепрофилировании предприятий большая часть этих источников теряется, в результате чего в разных регионах регулярно обнаруживаются локальные участки радиоактивного загрязнения.
Для сбора, хранения и переработки РАО предприятий не атомной отрасли в системе Госстроя СССР в 60-е годы были созданы специальные комбинаты «Радон». В настоящее время в России функционируют 12 из 14 предприятий «Радон», оставшихся на ее территории после распада СССР. Грозненский спецкомбинат разрушен в результате боевых действий, а Мурманский, обслуживавший предприятия Мурманской и Архангельской областей (около 70 предприятий), закрыт из-за переполненности хранилищ и в связи с несоответствием предприятия требованиям действующей нормативно-технической документации и стандартам безопасности РФ. Несмотря на все ведомственные и правительственные реорганизации все спецкомбинаты «Радон», кроме Московского НПО «Радон», который подчинен правительству Москвы, находятся в системе Федерального агентства по строительству, деятельность по обращению с РАО которого не является профильной и финансируется по остаточному принципу.
Ленинградский спецкомбинат «Радон» в г.Сосновый Бор создан в 1962 г. Зоной его обслуживания является весь Северо-Западный регион России. Для переработки жидких РАО используются технологии цементирования и битумирования, а для твердых – прессования и сжигания, аналогичные применяемым на предприятиях Росатома и имеющие те же конструктивные и технологические недостатки. Хранилища РАО, в которых находится около 60 тыс. м3, практически полностью заполнены и требуют после более чем 40-летнего периода эксплуатации ремонта и реконструкции. Аналогичная ситуация сложилась и на других спецкомбинатах.
Для хранения отработавших радионуклидных источников в массиве бетона на глубине 4,5 м смонтирована емкость-хранилище из нержавеющей стали, соединенная с загрузочной камерой двумя изогнутыми трубами, через которые сбрасываются источники. Проектная суммарная активность заполненного хранилища составляет 1,5*1015 Бк. За весь период эксплуатации комбината было принято более 100 тыс. источников 56 изотопов от трития до калифорния-252, и в настоящее время текущая активность составляет около 1,3*1015 Бк, то есть хранилище практически заполнено.
Остро стоит проблема РАО на судостроительных и судоремонтных предприятиях Роспрома, береговых технических базах и судоремонтных заводах ВМФ, ведущих ремонт и обслуживание АПЛ, а также РТП «Aтомфлот» Минтранса, на котором обслуживаются атомные ледоколы и лихтеровоз. Здесь проблема РАО особенно обострилась с началом процесса разоружения и началом массовой утилизации АПЛ. Количество РАО резко увеличилось, и выяснилось, что хранилищ явно недостаточно. Помимо неразвитости инфраструктуры, созданию которой не уделялось должного внимания, концепция обращения с жидкими РАО предусматривала их сброс в океан. Поэтому заводы и базы имели лишь береговые и плавучие емкости только для временного хранения жидких РАО. После присоединения в 1993 г. к Лондонской конвенции по запрещению сброса, все они оказались переполнены, у многих из них закончился срок службы, а часть находится в аварийном состоянии и подлежит утилизации.
Особое место в проблеме РАО занимают РИТЭГи (радиоизотопные термоэлектрические генераторы), разработанные в качестве автономных источников электропитания мощностью до 80 Вт для использования в труднодоступных районах. В РИТЭГах используется радионуклидный источник стронций-90 (РИТ-90), представляющий закрытый источник ионизирующего излучения. На момент изготовления его активность составляет 1,5*1015 Бк, и безопасного уровня РИТ-90 достигает только через 900–1000 лет. Конструктивно РИТ-90 выполнен в герметичной капсуле, защищенной от внешних воздействий оболочкой из нержавеющей стали и свинца. Однако РИТЭГи устанавливались около 30 лет назад, когда вопросы терроризма и мародерства не учитывались, и их корпуса не были вандалозащищенными. Пункты их размещения не охраняются и не защищены. Известны случаи (в Мурманской области на берегу Белого моря и в Ленинградской области на побережье Финского залива), когда РИТЭГи были разграблены сборщиками цветных металлов.
Наиболее широко РИТЭГи используются как элементы питания для маяков, створных и навигационных знаков, а также метеостанций. Собственниками РИТЭГов являются Минобороны, Гидрографическое предприятие Минтранса и Росгидромет. Серийным производством РИТЭГов в СССР занимался завод «Балтиец» в г.Нарва, Эстония. На приватизированном и перепрофилированном предприятии, оказавшемся за рубежом, информация о том, куда поставлялись РИТЭГи отсутствует.
В России в настоящее время имеется около 1000 РИТЭГов, которые размещены, в основном, по северному и восточному побережью, от границы с Норвегией на Северо-Западе до Приморского края на Дальнем Востоке. Несколько таких устройств находятся на берегах Финского залива и Белого моря. Все РИТЭГи выработали свой срок и подлежат утилизации, поэтому места их нахождения можно рассматривать как временные хранилища РАО. Необходимо отметить, что их активность достигает 0,71% от количества всех РАО, имеющихся в России.
Итак, проблема обращения с РАО является многогранной и сложной, носит комплексный характер и затрагивает не только Росатом, но и большинство областей промышленности, науки и медицины. При ее решении необходимо учитывать многие факторы, в том числе возможное увеличение себестоимости не только электроэнергии АЭС, но и продукции предприятий вследствие предъявления новых требований по хранению и обращению с РАО, применения специальных технологий обращения с РАО, в зависимости от их удельной активности, физико-химического состояния, радионуклидного состава, объемов, токсичности и условий по безопасному хранению и захоронению.
За последние годы в области обращения с РАО сделано многое. С международной помощью в рамках программы по утилизации АПЛ на ГМП «Звездочка» (г.Северодвинск) построен и введен в эксплуатацию комплекс по переработке жидких отходов, а на Дальнем Востоке (г.Большой Камень) создан плавучий комплекс по переработке жидких отходов «Ландыш».
В г.Сосновый Бор создано и уже более 10 лет успешно функционирует единственное в России специализированное предприятие по переработке и утилизации металлических РАО – ЗАО «ЭКОМЕТ-С». Основным видом деятельности предприятия является переработка низкоактивных металлических РАО в целях уменьшения объема твердых отходов, направляемых на захоронение, и возврата металла для неограниченного использования. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 5 тыс. тонн в год отходов с низким уровнем активности.
Разработанная на предприятии комплексная технология переработки металлических РАО позволяет перерабатывать черную и нержавеющую сталь, а также цветные металлы и сплавы, и сокращает объемы твердых РАО, направляемых на захоронение, приблизительно в 80 раз. Технология, основанная на использовании на заключительной стадии обращения с металлическими РАО способа переплавки, полностью соответствует действующим нормативно-правовым документам федерального уровня ОСПОРБ-99 и СПОРО-2002.
Несмотря на значительные успехи в создании технологического задела для современной системы обращения с РАО, возросшее внимание к проблеме, главным образом, со стороны Росатома и Министерства обороны, решения многих радиоэкологических проблем в том объеме, который требуется для прекращения текущего накопления РАО, оказываются неутешительными. Неэффективность деятельности по обращению с РАО во многом определяется и несовершенством действующей нормативно-правовой базы. Отечественные нормы допустимого уровня облучения в последнее время неоправданно ужесточаются, что требует огромных финансовых затрат на борьбу с незначительными превышениями радиоактивных веществ в воде, воздухе, материалах и т.д. Например, допустимая концентрация радионуклидов в воде рассчитана на разовое потребление двух литров такой воды, а содержание трития в воде в 80 раз ниже, чем в США. Как уже отмечалось, отсутствие нормативов по РАО особо низкой активности не позволяет ввести в оборот большое количество ценных дорогостоящих конструкционных материалов.  
Большие объемы РАО, несовершенство технологий обращения с ними, незавершенность государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и РАО, необходимость обеспечения физической защиты хранилищ, недостаточность средств для деятельности по обращению с отходами и другие факторы подтверждают, что РАО не являются и не могут быть проблемой одного или даже нескольких ведомств. РАО – это общегосударственная проблема, и для ее решения необходимо создание единой государственной системы управления деятельностью по обращению с РАО.  
Отсутствие единой государственной системы управления деятельностью по обращению с РАО приводит к тому, что деятельность всех вовлеченных в эту сферу ведомств (Росатом и Министерство обороны, Министерство промышленности и энергетики и Министерство образования и науки, Академия наук и Министерство регионального развития и др.) – всего около 20 практически не координируется. Каждое ведомство имеет свои программы развития, финансирование, свое видение и приоритет стоящих задач, что приводит к дублированию технических решений для типовых задач, отсутствию внедрения передовых технологий и т.д.
Государственный уполномоченный орган по использованию атомной энергии – Росатом, пониженный в результате реструктуризации правительства  в 2004 г. в статусе до Федерального агентства, стал чисто исполнительной структурой правительства без права формирования политики в области использования атомной энергии, что всегда было прерогативой Минатома (и Минсредмаша в СССР). Росатом может только вносить свои предложения, и, таким образом, лишен возможности воздействовать на другие ведомства с целью координации технической и финансовой политики в области обращения с РАО. Подготовка Федеральной целевой программы утилизации вооружений и военного оборудования на 2005–2010 гг., включающей ядерные проекты, выполнение которой приведет к росту объемов РАО, также возложена на Министерство промышленности и энергетики.
Росатом (в отличие от Министерства) не имеет полномочий учреждать собственные фонды, в которых накапливаются средства от международных программ и других внебюджетных источников для финансирования проектов по ядерной и радиационной безопасности (в том числе и по обращению с РАО). Поэтому не могут быть реализованы в полном объеме возможности и международной экологической помощи.
Сложившаяся ситуация, а также несовершенство и имеющиеся противоречия действующей нормативно-правовой базы в области обращения с РАО еще раз подтверждают насущную необходимость создания единой государственной системы по обращению с РАО. Опыт зарубежных стран, имеющих развитые ядерную энергетику и атомную промышленность, и решающих проблему обращения с РАО на промышленной основе, показывает, что они пошли по пути создания единых государственных систем обращения с РАО.
Комплексу описанных проблем в сфере обращения с РАО еще в 2005 г. была посвящена коллегия Росатома «О формировании государственной системы обращения с радиоактивными отходами» (№ 3/2 от 06.04.2005 г.). Однако, кроме постановки основных задач (разработка «Доктрины обращения с РАО в РФ», определение перечня объектов для создания региональных пунктов долговременного хранения и окончательной изоляции РАО, подготовка предложений по источникам и порядку финансирования работ по обращению с РАО и т.д.), никаких реальных шагов нет. К великому сожалению, и в этой сфере Россия оказывается в роли догоняющей стороны, как это было при создании ядерного оружия и атомного флота.
Создание единой государственной системы обращения с РАО, ориентированной на окончательную изоляцию РАО, предотвратит их дальнейшее накопление, повысит экономическую эффективность ядерной отрасли и значительно улучшит экологическую обстановку в стране. Кроме того, единая система обращения с РАО РФ позволит оценивать экономическую эффективность и оптимизировать технические решения атомной отрасли с учетом затрат на удаление отходов, определить финансовую ответственность предприятий – источников образования РАО, а также государства за наследие от прошлой оборонной деятельности, а также повысить эффективность научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ отрасли.
Основным звеном единой государственной системы обращения с РАО должна быть  организация в форме акционерного общества со 100% государственным капиталом, являющаяся естественным монополистом и имеющая статус эксплуатирующей организации. Филиалами такого АО могут стать региональные пункты окончательной изоляции РАО, а также специализированные организации, оказывающие услуги по переработке, кондиционированию, транспортированию и строительству могильников РАО.
Для финансирования единой государственной системы обращения с РАО создается специальный фонд, который обеспечивает накопление и контроль за расходованием финансовых средств на обращение с РАО, находящихся под ответственностью государства. В фонд поступают средства из федерального бюджета, от пользователей и производителей радионуклидной продукции, от производителей РАО при их передаче под ответственность государства, от международных экологических проектов.
На АО по обращению с РАО должны быть возложены обязанности:
• разработки нормативно-правовой базы по всем аспектам обращения с РАО;
• ведения учета РАО и контроля их состояния, включая состояние пунктов хранения и окончательной изоляции;
• методического руководства исследованиями по выбору и обоснованию участков для создания объектов окончательной изоляции всех видов РАО, разработки и развития базы данных по характеристикам природных барьеров на участках окончательной изоляции отходов;
• координации комплексных работ по созданию типовых технологий окончательной изоляции всех видов отходов, оптимизации технических решений по всем взаимосвязанным операциям заключительной стадии обращения с отходами, обоснования безопасности региональных объектов захоронения отходов, анализа состояния существующих локальных хранилищ жидких и твердых отходов на предприятиях, обоснования создания локальных могильников РАО;
• проведения на конкурсной основе проектных, научно-исследовательских, строительных работ и иной деятельности, направленной на совершенствование системы обращения с РАО;
• информирования общественности об обращении с радиоактивными отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• осуществления международного сотрудничества по вопросам обращения с РАО.
Создание единой государственной системы по обращению с РАО, реализующей стадии заключительного этапа жизненного цикла ядерной энергетики и радиационных технологий, является принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности. Создание такой системы позволит обеспечить повышение безопасности обращения с радиоактивными материалами на всех этапах их жизненного цикла. Отработка эффективных форм обращения с РАО позволит осуществлять экспорт передовых технологий иммобилизации РАО, выйти на международный рынок оказания услуг по безопасному обращению с РАО и перенести их на задачи обращения с другими токсичными и химическими отходами.

Журнал "Атомная стратегия", №23, июль 2006 года

назад

Материалы из архива

11.2006 Торий – источник энергии будущего?

"Ториевые реакторы способны разрешить глобальный энергетический кризис и обеспечить мир электроэнергией на всё обозримое будущее. Так считает профессор физики Эгиль Лиллестол… Профессор на протяжении многих лет ратует за создание подкритичных ториевых реакторов, управляемых ускорителями. Он надеется, что первая такая установка будет построена в Норвегии. "Я уверен, что ториевые реакторы будут построены в будущем.

10.2007 Программный комитет ярмарки «Атоммед-2007» провел первое заседание

Программный комитет ярмарки «Атоммед-2007» провел первое организационное заседание. В его работе приняли участие представители Российского агентства по здравоохранению, Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, Главного военно-медицинского управления Министерства Обороны, Торгово-промышленной палаты РФ, ОАО «Российские железные дороги», Московского научно-исследовательского Онкологического института им. П.А. Герцена

3.2007 «Не догоним, так погреемся»

Мы выкладываем эту статью на сайте до ее публикации в журнале «Атомная стратегия». Имя автора не раскрываем и полностью сохраняем авторскую лексику и орфографию. Надеемся на адекватные комментарии и планируем, подборку из того, что получится в результате обсуждения, поместить в апрельском выпуске АС.Прошло около года со времени появления на сайте proatom статьи под названием «Стратегия выживания».