Стратегические задачи обращения с радиоактивными отходами

О.Э.Муратов, к.т.н., начальник отдела радиационных технологий ООО «ТВЭЛЛ», член Координационного совета по атомной энергетике, ядерной, радиационной и экологической безопасности при Полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, С.-Петербург

Исторический опыт обращения с производственными и бытовыми отходами сформировался в условиях, когда осознание опасности отходов и программ ее нейтрализации опиралось на непосредственные ощущения.

Именно они обеспечивали адекватность осознания связей непосредственно воспринимаемых органами чувств воздействий с наступающими последствиями. Создание ядерного оружия, развитие ядерной энергетики, широкое внедрение ядерно-физических методов во всех областях науки и техники положили начало образованию совершенно нового типа техногенных отходов – РАО, которые из-за содержания в них радионуклидов нельзя безопасно ни уничтожить, ни захоронить. Такая специфика РАО требует разработки особых технологий обращения с ними и применения специальных методов обеспечения безопасности для человека и биосферы.
Радиоактивность непосредственно не воспринимается органами чувств человека, поэтому на начальных этапах развития атомной науки и техники проблеме РАО не придавалось серьезного значения, и она рассматривалась как частный случай общей проблемы загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности. Вопросы обращения с РАО рассматривались как второстепенные во всех странах. Складирование и хранение образовывающихся РАО проводились без соблюдения природоохранных мероприятий, что привело к образованию радиоактивно загрязненных территорий, опасность которых сохраняется до настоящего времени. Например, в США в результате выполнения военных ядерных программ образовалось 114 таких площадок. Примером несовершенства ранних технологий обращения с РАО является уральское озеро Карачай, куда в 40–50-х гг. сливали жидкие отходы, радиоактивность которых сейчас составляет 4,4*106 ТБк.
Проблема безопасного обращения с РАО является одной из тех проблем, от которых в значительной мере зависят масштабы и динамика развития ядерной энергетики, а также дальнейшее внедрение ядерных и радиационных технологий. Нигде в мире не решены методы окончательного захоронения РАО. Незавершенность проблемы изоляции РАО является основным козырем противников ядерной энергетики и различных «зеленых» организаций. И это несмотря на то, что количество РАО по сравнению с другими техногенными отходами ничтожно мало: объем производимых за год РАО составляет примерно 0,5% от величины всех промышленных отходов, вклад ядерной энергетики в накопление РАО – 0,3%, а ядерная энергетика является единственной отраслью, которая уделяет достаточное внимание своим отходам.
Уже накопленные и производимые в настоящее время РАО образовались и образовываются в результате работы оружейного ядерного комплекса, выработки электроэнергии на АЭС, работы транспортных ядерных энергетических установок, использования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Значительное количество радиоактивных отходов образуется и в неядерных отраслях –  теплоэнергетике, медицине, геологии и др. В настоящее время одним из источников образования большого количества РАО являются угле-, нефте- и газодобыча в результате выноса из недр естественных радионуклидов. Перечень источников РАО достаточно велик:
• урановые рудники;
• производство природного урана;
• обогащение природного урана и производство ядерного топлива;
• радиохимические предприятия;
• атомные электростанции;
• исследовательские ядерные центры;
• полигоны испытаний ядерного оружия;
• места подземных ядерных взрывов в мирных целях;
• загрязненные территории в результате аварий в Кыштыме, бухте Чажма и Чернобыле;
• базы АПЛ и АНК Военно-морского флота;
• база РТП «Атомфлот»;
• судостроительные и судоремонтные заводы, ведущие строительство, ремонт и утилизацию АПЛ, кораблей и судов с ЯЭУ;
• радиоактивные изотопы и источники ионизирующего излучения, используемые в промышленности и медицине;
• территории и свалки воинских частей и научных организаций, проводивших работы с радиоактивными веществами;
• нефте- и газодобывающие предприятия;
• золоотвалы угольных теплоэлектростанций.
РАО выводятся из-под контроля и попадают в категорию технологических отходов при мощности экспозиционной дозы менее 10 мкЗв/ч на расстоянии 0,1 м от поверхности упаковки с отходами массой 300–400 кг и размерами ~1,2×0,7×0,7 м.
В России общие требования по обращению с РАО определяются федеральными законами «Oб использовании атомной энергии», «O paдиационной безопасности населения», «Oб охране окружающей среды», а также нормативными и правовыми документами, федеральными нормами и правилами. Все эти документы разработаны в соответствии с документами МАГАТЭ – «Oбъединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и обращением с радиоактивными отходами» и «Принципами обращения с радиоактивными отходами». Они предусматривают обеспечение безопасности для защиты персонала, населения и окружающей среды, надежную изоляцию РАО от биосферы, защиту настоящего и будущего поколений, биологических ресурсов, запрет затопления РАО в мировом океане и отправки их в космос, сброс в поверхностные и подземные водные объекты.
При разработке норм безопасности при обращении с РАО МАГАТЭ предложена унифицированная система их классификации. По классификации МАГАТЭ все РАО разделяются на следующие категории:
• высокоактивные отходы (ВАО) – отходы с удельной активностью более 3,7*109 Бк/кг;
• среднеактивные отходы (САО) – отходы с удельной активностью от 3,7*106 до 3,7*109 Бк/кг;
• низкоактивные отходы (НАО) – отходы с удельной активностью менее 3,7*106 Бк/кг.
ВАО – это продукты деления и некоторые отходы радиохимических предприятий при переработке ОЯТ. Их доля в общем объеме РАО не превышает 4%.
САО образуются при эксплуатации АЭС и других ядерных установок. Это фрагменты оборудования, ионообменные смолы, фильтры для очистки воды и т.д. Некоторое количество долгоживущих САО образуется при переработке ОЯТ. В общем объеме РАО количество САО составляет около 23%.
НАО составляют основную массу всех РАО (73%). Это отходы, образующиеся при обслуживании и ремонте ядерных установок (ткань, бумага, пластик, воды спецпрачечных, металлический скрап и т.д.), отходы уранодобывающих, обогатительных и гидрометаллургических предприятий. К данной категории отходов относятся и отвальные горные породы, загрязненное естественными радионуклидами оборудование буровых скважин в нефте- и газодобыче (по официальным прогнозам масса такого металла составляет до 1,5 млн т), выработавшие ресурс источники ионизирующего излучения и др.
В последнее время предложена еще категория – отходы очень низкой активности (удельная активность менее 1,0*105 Бк/кг для искусственных радионуклидов и менее 5,0*105 Бк/кг для естественных). Такие РАО имеют настолько низкое содержание радионуклидов, что при определенных условиях могут быть выведены из-под контроля регулирующих органов, и дальнейшее обращение с ними может быть ограничено использованием на площадках предприятий атомной промышленности. Однако ни в одной стране (кроме Франции) нет нормативных документов, регулирующих процедуры обращения с данной категорией отходов, что позволяет отделить эти отходы от НАО и, соответственно, избежать колоссальных неоправданных финансовых и материальных затрат. 
Сегодняшняя ситуация с РАО в России достаточно напряженная. На ее территории накопилось почти половина всех РАО мира. По данным системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и РАО, их накоплено более 5,96*1019Бк, из которых около 99% сосредоточено на предприятиях Росатома, в том числе все ВАО и подавляющая часть САО. Накопленные объемы РАО размещены почти по всей территории России (в 33 регионах) в 1170 хранилищах различного типа. Большинство отходов находится во временных хранилищах, что объясняется существующим неэффективным концептуальным подходом к обращению с отходами. Кроме того, в крупных городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, имеются загрязненные радиоактивными веществами территории воинских частей и научных учреждений, где проводились работы с радиоактивными веществами.
В настоящее время принято, что все образующиеся РАО подлежат хранению в течение 30…50 лет с возможностью продления сроков хранения. Этот путь не ведет к окончательному безопасному решению проблемы иммобилизации РАО и требует значительных затрат на эксплуатацию хранилищ без ясной перспективы ликвидации последних. При этом окончательное решение проблемы накопления РАО перекладывается на последующие поколения.
Пункты хранения РАО создавались с учетом специфики работы предприятий и используемых технологий, вследствие чего практически отсутствуют типовые решения по изоляции отходов. Хранение твердых РАО осуществляется в хранилищах более 30 различных типов, представленных в основном специализированными зданиями или внутрипроизводственными помещениями, траншеями и бункерами, емкостями и открытыми площадками. Жидкие отходы размещены в хранилищах более 18 различных типов, в основном представленных отдельно стоящими емкостями, открытыми водоемами, пульпохранилищами и пр. Большинство хранилищ не удовлетворяют требованиям безопасности и не оснащены необходимым сервисным оборудованием, а проектами хранилищ не предусматривались решения по выводу их из эксплуатации и последующей реабилитации территорий.
В отрасли отсутствуют типовые решения переработки и подготовки РАО к захоронению. Технологии переработки и кондиционирования РАО, а соответственно и установки по переработке, создавались с учетом специфики образующихся РАО на каждом предприятии и в большинстве своем не являются унифицированными и универсальными. Установки по переработке РАО неэффективны, имеют конструктивные и технологические недостатки.
Если ситуация с ВАО достаточно определенная (они образуются и перерабатываются исключительно на предприятиях Росатома), то положение с НАО гораздо сложнее. Именно в деятельность по обращению с этой категорией отходов вовлечены предприятия различной ведомственной принадлежности и разных форм собственности. В качестве примера в таблице приведены, кроме предприятий Росатома (ЛАЭС, НИТИ им. А.П.Александрова, НПО «Paдиевый институт им. В.Г.Хлопина»), основные «генераторы» РАО Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Предприятие
Ведомственная принадлежность
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»
Федеральное агентство по промышленности
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Федеральное агентство по образованию
Инженерный центр экологических работ
Администрация Санкт-Петербурга
РНЦ «Прикладная химия»

Государственный рентгеновский и радиологический институт
Министерство здравоохранения и социального развития
Петербургский институт ядерной физики
Российская Академия наук
ФГУП «ЛСК «Радон»
Федеральное агентство по строительству
ЗАО «Экомет-С»
Акционерное общество

Кроме того, в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, а также в системах автономного энергопитания, пожарных извещателях и др. широко используются различные радиоизотопные источники ионизирующего излучения. Отработавшие радиоизотопные источники являются специфическим видом РАО, требующим высокой культуры и безопасности при обращении с ними. В настоящее время в стране накопилось более 115 тыс. источников ионизирующего излучения с истекшим сроком эксплуатации, учтенных в надзорных органах. Наряду с ними имеют место случаи обращения и неучтенных источников. При приватизации, реорганизации и перепрофилировании предприятий большая часть этих источников теряется, в результате чего в разных регионах регулярно обнаруживаются локальные участки радиоактивного загрязнения.
Для сбора, хранения и переработки РАО предприятий не атомной отрасли в системе Госстроя СССР в 60-е годы были созданы специальные комбинаты «Радон». В настоящее время в России функционируют 12 из 14 предприятий «Радон», оставшихся на ее территории после распада СССР. Грозненский спецкомбинат разрушен в результате боевых действий, а Мурманский, обслуживавший предприятия Мурманской и Архангельской областей (около 70 предприятий), закрыт из-за переполненности хранилищ и в связи с несоответствием предприятия требованиям действующей нормативно-технической документации и стандартам безопасности РФ. Несмотря на все ведомственные и правительственные реорганизации все спецкомбинаты «Радон», кроме Московского НПО «Радон», который подчинен правительству Москвы, находятся в системе Федерального агентства по строительству, деятельность по обращению с РАО которого не является профильной и финансируется по остаточному принципу.
Ленинградский спецкомбинат «Радон» в г.Сосновый Бор создан в 1962 г. Зоной его обслуживания является весь Северо-Западный регион России. Для переработки жидких РАО используются технологии цементирования и битумирования, а для твердых – прессования и сжигания, аналогичные применяемым на предприятиях Росатома и имеющие те же конструктивные и технологические недостатки. Хранилища РАО, в которых находится около 60 тыс. м3, практически полностью заполнены и требуют после более чем 40-летнего периода эксплуатации ремонта и реконструкции. Аналогичная ситуация сложилась и на других спецкомбинатах.
Для хранения отработавших радионуклидных источников в массиве бетона на глубине 4,5 м смонтирована емкость-хранилище из нержавеющей стали, соединенная с загрузочной камерой двумя изогнутыми трубами, через которые сбрасываются источники. Проектная суммарная активность заполненного хранилища составляет 1,5*1015 Бк. За весь период эксплуатации комбината было принято более 100 тыс. источников 56 изотопов от трития до калифорния-252, и в настоящее время текущая активность составляет около 1,3*1015 Бк, то есть хранилище практически заполнено.
Остро стоит проблема РАО на судостроительных и судоремонтных предприятиях Роспрома, береговых технических базах и судоремонтных заводах ВМФ, ведущих ремонт и обслуживание АПЛ, а также РТП «Aтомфлот» Минтранса, на котором обслуживаются атомные ледоколы и лихтеровоз. Здесь проблема РАО особенно обострилась с началом процесса разоружения и началом массовой утилизации АПЛ. Количество РАО резко увеличилось, и выяснилось, что хранилищ явно недостаточно. Помимо неразвитости инфраструктуры, созданию которой не уделялось должного внимания, концепция обращения с жидкими РАО предусматривала их сброс в океан. Поэтому заводы и базы имели лишь береговые и плавучие емкости только для временного хранения жидких РАО. После присоединения в 1993 г. к Лондонской конвенции по запрещению сброса, все они оказались переполнены, у многих из них закончился срок службы, а часть находится в аварийном состоянии и подлежит утилизации.
Особое место в проблеме РАО занимают РИТЭГи (радиоизотопные термоэлектрические генераторы), разработанные в качестве автономных источников электропитания мощностью до 80 Вт для использования в труднодоступных районах. В РИТЭГах используется радионуклидный источник стронций-90 (РИТ-90), представляющий закрытый источник ионизирующего излучения. На момент изготовления его активность составляет 1,5*1015 Бк, и безопасного уровня РИТ-90 достигает только через 900–1000 лет. Конструктивно РИТ-90 выполнен в герметичной капсуле, защищенной от внешних воздействий оболочкой из нержавеющей стали и свинца. Однако РИТЭГи устанавливались около 30 лет назад, когда вопросы терроризма и мародерства не учитывались, и их корпуса не были вандалозащищенными. Пункты их размещения не охраняются и не защищены. Известны случаи (в Мурманской области на берегу Белого моря и в Ленинградской области на побережье Финского залива), когда РИТЭГи были разграблены сборщиками цветных металлов.
Наиболее широко РИТЭГи используются как элементы питания для маяков, створных и навигационных знаков, а также метеостанций. Собственниками РИТЭГов являются Минобороны, Гидрографическое предприятие Минтранса и Росгидромет. Серийным производством РИТЭГов в СССР занимался завод «Балтиец» в г.Нарва, Эстония. На приватизированном и перепрофилированном предприятии, оказавшемся за рубежом, информация о том, куда поставлялись РИТЭГи отсутствует.
В России в настоящее время имеется около 1000 РИТЭГов, которые размещены, в основном, по северному и восточному побережью, от границы с Норвегией на Северо-Западе до Приморского края на Дальнем Востоке. Несколько таких устройств находятся на берегах Финского залива и Белого моря. Все РИТЭГи выработали свой срок и подлежат утилизации, поэтому места их нахождения можно рассматривать как временные хранилища РАО. Необходимо отметить, что их активность достигает 0,71% от количества всех РАО, имеющихся в России.
Итак, проблема обращения с РАО является многогранной и сложной, носит комплексный характер и затрагивает не только Росатом, но и большинство областей промышленности, науки и медицины. При ее решении необходимо учитывать многие факторы, в том числе возможное увеличение себестоимости не только электроэнергии АЭС, но и продукции предприятий вследствие предъявления новых требований по хранению и обращению с РАО, применения специальных технологий обращения с РАО, в зависимости от их удельной активности, физико-химического состояния, радионуклидного состава, объемов, токсичности и условий по безопасному хранению и захоронению.
За последние годы в области обращения с РАО сделано многое. С международной помощью в рамках программы по утилизации АПЛ на ГМП «Звездочка» (г.Северодвинск) построен и введен в эксплуатацию комплекс по переработке жидких отходов, а на Дальнем Востоке (г.Большой Камень) создан плавучий комплекс по переработке жидких отходов «Ландыш».
В г.Сосновый Бор создано и уже более 10 лет успешно функционирует единственное в России специализированное предприятие по переработке и утилизации металлических РАО – ЗАО «ЭКОМЕТ-С». Основным видом деятельности предприятия является переработка низкоактивных металлических РАО в целях уменьшения объема твердых отходов, направляемых на захоронение, и возврата металла для неограниченного использования. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 5 тыс. тонн в год отходов с низким уровнем активности.
Разработанная на предприятии комплексная технология переработки металлических РАО позволяет перерабатывать черную и нержавеющую сталь, а также цветные металлы и сплавы, и сокращает объемы твердых РАО, направляемых на захоронение, приблизительно в 80 раз. Технология, основанная на использовании на заключительной стадии обращения с металлическими РАО способа переплавки, полностью соответствует действующим нормативно-правовым документам федерального уровня ОСПОРБ-99 и СПОРО-2002.
Несмотря на значительные успехи в создании технологического задела для современной системы обращения с РАО, возросшее внимание к проблеме, главным образом, со стороны Росатома и Министерства обороны, решения многих радиоэкологических проблем в том объеме, который требуется для прекращения текущего накопления РАО, оказываются неутешительными. Неэффективность деятельности по обращению с РАО во многом определяется и несовершенством действующей нормативно-правовой базы. Отечественные нормы допустимого уровня облучения в последнее время неоправданно ужесточаются, что требует огромных финансовых затрат на борьбу с незначительными превышениями радиоактивных веществ в воде, воздухе, материалах и т.д. Например, допустимая концентрация радионуклидов в воде рассчитана на разовое потребление двух литров такой воды, а содержание трития в воде в 80 раз ниже, чем в США. Как уже отмечалось, отсутствие нормативов по РАО особо низкой активности не позволяет ввести в оборот большое количество ценных дорогостоящих конструкционных материалов.  
Большие объемы РАО, несовершенство технологий обращения с ними, незавершенность государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и РАО, необходимость обеспечения физической защиты хранилищ, недостаточность средств для деятельности по обращению с отходами и другие факторы подтверждают, что РАО не являются и не могут быть проблемой одного или даже нескольких ведомств. РАО – это общегосударственная проблема, и для ее решения необходимо создание единой государственной системы управления деятельностью по обращению с РАО.  
Отсутствие единой государственной системы управления деятельностью по обращению с РАО приводит к тому, что деятельность всех вовлеченных в эту сферу ведомств (Росатом и Министерство обороны, Министерство промышленности и энергетики и Министерство образования и науки, Академия наук и Министерство регионального развития и др.) – всего около 20 практически не координируется. Каждое ведомство имеет свои программы развития, финансирование, свое видение и приоритет стоящих задач, что приводит к дублированию технических решений для типовых задач, отсутствию внедрения передовых технологий и т.д.
Государственный уполномоченный орган по использованию атомной энергии – Росатом, пониженный в результате реструктуризации правительства  в 2004 г. в статусе до Федерального агентства, стал чисто исполнительной структурой правительства без права формирования политики в области использования атомной энергии, что всегда было прерогативой Минатома (и Минсредмаша в СССР). Росатом может только вносить свои предложения, и, таким образом, лишен возможности воздействовать на другие ведомства с целью координации технической и финансовой политики в области обращения с РАО. Подготовка Федеральной целевой программы утилизации вооружений и военного оборудования на 2005–2010 гг., включающей ядерные проекты, выполнение которой приведет к росту объемов РАО, также возложена на Министерство промышленности и энергетики.
Росатом (в отличие от Министерства) не имеет полномочий учреждать собственные фонды, в которых накапливаются средства от международных программ и других внебюджетных источников для финансирования проектов по ядерной и радиационной безопасности (в том числе и по обращению с РАО). Поэтому не могут быть реализованы в полном объеме возможности и международной экологической помощи.
Сложившаяся ситуация, а также несовершенство и имеющиеся противоречия действующей нормативно-правовой базы в области обращения с РАО еще раз подтверждают насущную необходимость создания единой государственной системы по обращению с РАО. Опыт зарубежных стран, имеющих развитые ядерную энергетику и атомную промышленность, и решающих проблему обращения с РАО на промышленной основе, показывает, что они пошли по пути создания единых государственных систем обращения с РАО.
Комплексу описанных проблем в сфере обращения с РАО еще в 2005 г. была посвящена коллегия Росатома «О формировании государственной системы обращения с радиоактивными отходами» (№ 3/2 от 06.04.2005 г.). Однако, кроме постановки основных задач (разработка «Доктрины обращения с РАО в РФ», определение перечня объектов для создания региональных пунктов долговременного хранения и окончательной изоляции РАО, подготовка предложений по источникам и порядку финансирования работ по обращению с РАО и т.д.), никаких реальных шагов нет. К великому сожалению, и в этой сфере Россия оказывается в роли догоняющей стороны, как это было при создании ядерного оружия и атомного флота.
Создание единой государственной системы обращения с РАО, ориентированной на окончательную изоляцию РАО, предотвратит их дальнейшее накопление, повысит экономическую эффективность ядерной отрасли и значительно улучшит экологическую обстановку в стране. Кроме того, единая система обращения с РАО РФ позволит оценивать экономическую эффективность и оптимизировать технические решения атомной отрасли с учетом затрат на удаление отходов, определить финансовую ответственность предприятий – источников образования РАО, а также государства за наследие от прошлой оборонной деятельности, а также повысить эффективность научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ отрасли.
Основным звеном единой государственной системы обращения с РАО должна быть  организация в форме акционерного общества со 100% государственным капиталом, являющаяся естественным монополистом и имеющая статус эксплуатирующей организации. Филиалами такого АО могут стать региональные пункты окончательной изоляции РАО, а также специализированные организации, оказывающие услуги по переработке, кондиционированию, транспортированию и строительству могильников РАО.
Для финансирования единой государственной системы обращения с РАО создается специальный фонд, который обеспечивает накопление и контроль за расходованием финансовых средств на обращение с РАО, находящихся под ответственностью государства. В фонд поступают средства из федерального бюджета, от пользователей и производителей радионуклидной продукции, от производителей РАО при их передаче под ответственность государства, от международных экологических проектов.
На АО по обращению с РАО должны быть возложены обязанности:
• разработки нормативно-правовой базы по всем аспектам обращения с РАО;
• ведения учета РАО и контроля их состояния, включая состояние пунктов хранения и окончательной изоляции;
• методического руководства исследованиями по выбору и обоснованию участков для создания объектов окончательной изоляции всех видов РАО, разработки и развития базы данных по характеристикам природных барьеров на участках окончательной изоляции отходов;
• координации комплексных работ по созданию типовых технологий окончательной изоляции всех видов отходов, оптимизации технических решений по всем взаимосвязанным операциям заключительной стадии обращения с отходами, обоснования безопасности региональных объектов захоронения отходов, анализа состояния существующих локальных хранилищ жидких и твердых отходов на предприятиях, обоснования создания локальных могильников РАО;
• проведения на конкурсной основе проектных, научно-исследовательских, строительных работ и иной деятельности, направленной на совершенствование системы обращения с РАО;
• информирования общественности об обращении с радиоактивными отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• осуществления международного сотрудничества по вопросам обращения с РАО.
Создание единой государственной системы по обращению с РАО, реализующей стадии заключительного этапа жизненного цикла ядерной энергетики и радиационных технологий, является принципиальным условием дальнейшего развития атомной энергетики и промышленности. Создание такой системы позволит обеспечить повышение безопасности обращения с радиоактивными материалами на всех этапах их жизненного цикла. Отработка эффективных форм обращения с РАО позволит осуществлять экспорт передовых технологий иммобилизации РАО, выйти на международный рынок оказания услуг по безопасному обращению с РАО и перенести их на задачи обращения с другими токсичными и химическими отходами.

Журнал "Атомная стратегия", №23, июль 2006 года

назад

Материалы из архива

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).

10.2006 Новости РНЦ «Курчатовский институт»

О международных центрах ядерного топлива • Выступая на открытии ежегодного симпозиума Всемирной ядерной ассоциации (WNA) 7 сентября в Лондоне, глава Росатома С. Кириенко сказал, что Россия готова к концу 2006 г. обеспечить мощности для пуска прототипного международного Центра ядерного топлива (МЦЯТ) на своей территории, и сообщил подробности о том, как будет функционировать предполагаемый Центр.

12.2007 РЕТРО энергичного АТОМА - «сказка - быль, да в ней намек»

По случаю 87-й годовщины плана ГОЭЛРО, 41-го по счету празднования дня Энергетика и в честь тридцатилетия атомной энергетики Украины. Может быть, нам все-таки, следует научиться обращать внимание на кажущиеся мелочами обстоятельства. Во-первых, говорят, что мелочей не бывает вовсе. Во-вторых, на практике убедились, что любое хорошее с виду начинание губится именно мелочами.