Профессионализм и мастерство

С.Г.Вершловский, д.п.н., проф., зав. каф. педагогики и андрагогики СПбГУПМ

Большинство современных исследователей (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан и др.) рассматривает профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности — представителя данной профессии.

Она определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

Становление профессионала тесно связано с его развитием как личности. При этом личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. В свою очередь с профессиональным опытом заметно возрастает доля стереотипных действий, специфических установок, оказывающих заметное влияние на непрофессиональную сферу жизни, делая поведение человека неадекватным обстановке и затрудняя общение.

Становление профессионала как личности есть процесс профессиональной социализации. Он предполагает освоение системы ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение знаниями и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности и т.п. Профессиональная социализация проходит ряд этапов.

К основным показателям этапа профессионального самоутверждения следует отнести уровень подготовки, обеспечивающий конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, развитие специальных способностей, готовность к самообразованию, стремление к творческому росту, способность преодолевать различные профессиональные коллизии, умение работать в команде.

Этап развития профессионала характеризуется дальнейшим включением человека в систему профессиональных функций и ролей, самостоятельным и ответственным поведением в социально-профессиональном сообществе, восхождением по лестнице карьеры,

готовностью к восприятию и передаче профессионального опыта. К числу ведущих особенностей этапа завершения профессиональной деятельности относится потребность в наставнической деятельности и передаче профессионального опыта, самообразование, готовность к смене ведущего вида деятельности.

Хотя становление профессионала происходит в контексте тенденций возрастного развития человека, вряд ли можно точно установить временные границы этапов деятельности. Они обусловлены степенью творческой неуспокоенности личности, ее способностью преодолевать кризисы профессиональной идентификации, ставить пред собой долгосрочные и привлекательные перспективы.

Становление профессионала не исчерпывается личностно-ролевыми характеристиками. Оно всегда индивидуально и проявляется в способности к рефлексии, в критическом отношении профессионала к себе, в творческом проявлении себя, в «индивидуализации субъективной реальности» (В.И.Слободчиков). Эта особенность профессионала отражается в индивидуальном стиле деятельности. Чем ярче и своеобразнее индивидуальность, тем самобытней стиль профессиональной деятельности, выражающий профессиональную позицию специалиста, его внутреннюю целостность и самостоятельность. В педагогической сфере эта особенность стиля проявляется в следующей закономерности: все учителя, характеризующиеся низким уровнем профессионализма, отличаются общностью стиля деятельности, у каждого учителя — мастера свой стиль деятельности, отличающий его от других. Можно заключить, что высокий уровень профессионального мастерства предполагает не только владение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следование профессиональным ценностным ориентирам, но и «выход» за границы универсального, привычного, способность вносить в деятельность уникальное и неповторимое. Не случайно в обыденном сознании мастерство ассоциируется с высоким искусством в какой-либо области. В этом плане оно тесно переплетается с творчеством, умением находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленностью на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э.Фромм).

По мере приобщения к профессиональной деятельности человек становится специалистом, частью профессионального сообщества. С опытом приходят профессиональная зрелость и мастерство, которое проявляется не только в высоких производственных показателях, но и в динамике жизненных целей и мотивации. Хотя мастер-профессионал всегда прислушивается к мнению и оценке «значимых других», можно полагать, что по мере роста мастерства потребность в самоуважении, основанная на профессиональной компетентности, уверенности, свободе и независимости, становится для него более значимой, чем потребность в признании его заслуг и достижений со стороны окружающих. Вместе с тем высокая самооценка мастера сопряжена с критическим отношением к себе, критической оценкой своих мыслей, действий и поступков.

На основе анализа профессиональных биографий учителей можно выделить несколько факторов, мешающих развитию мастерства:

• Неумение четко сформулировать свои потребности в сфере профессиональной деятельности, если они не касаются социальных и материально-технических условий труда.

• Сложившиеся в профессиональной среде нормы и принципы, ценностные представления далеко не всегда согласуются с самобытностью того или иного педагога.

• Личный жизненный и профессиональный опыт, составляющий богатство учителя, становится барьером для восприятия нового. При этом профессиональные стереотипы характеризуют не только работников с низким уровнем профессионализма. Они свойственны специалистам, достигшим высокого уровня мастерства.

Устранение подобных причин связано с целым комплексом факторов разной степени общности. Среди них особое место занимает постдипломное образование как звено в системе непрерывного образования.

Попробуем выделить некоторые условия, позволяющие повысить эффективность постдипломного образования.

1. Оно не исчерпывается традиционными институциональными формами (например, курсовой и межкурсовой подготовкой) и дополняется обучением «на рабочем месте». В нашем случае речь идет об организации профессионального обучения педагогических коллективов в школе. Одновременно все большее значение приобретает информальное образование, которое взрослый «выстраивает» в соответствии со своими интересами. С этой точки зрения повседневная жизнедеятельность человека (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия и т.д.) становится источником образования, если взрослый ставит перед собой соответствующие цели. По данным ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального образования.

2. Продуктивность образования прямо зависит от разработки образовательных программ на основе глубокого анализа мотивации специалистов и целей, обусловленных проблемами, решаемыми конкретными педагогическими сообществами, членами которых они являются. Соответственно результативность курсов, семинаров и т.д. определяется не столько общей удовлетворенностью слушателей (непосредственный эффект), сколько возможностью с помощью полученных знаний и умений включиться в разработку проблем, решаемых коллективом (отсроченный эффект). Поэтому принципиально важен анализ применимости полученных знаний и умений в практической деятельности на теоретико-методологическом, психолого-педагогическом и предметно-методическом уровнях.

3. Специалист (как любой работающий взрослый) повышает свою квалификацию, руководствуясь прагматической мотивацией. Его доминирующие ожидания связаны с результатом обучения. Но одновременно наряду с чисто практической пользой должна возрастать самоценность процесса образования. В подобном смещении акцентом проявляется освобождение человека от цепей социальной причинности обучения, от поглощенности профессиональным битием. В итоге он как бы «перешагивает» узкие границы своего индивидуального существования. Обогащение ценностного смысла постдипломного образования связано с введением в содержание образования «внепрофессиональных» гуманитарных знаний, применением инновационных технологий (в том числе модульного подхода), созданием атмосферы сотрудничества.

Можно ожидать, что направленность постдипломного образования на развития профессионального мастерства специалистов будет проявляться не столько в прямом «переносе» новых знаний и умений (в частности новых технологий) в профессиональную деятельность, сколько в рефлексивном анализе собственной деятельности: критическом осмыслении опыта, «переводе» интуитивно найденного правильного пути в сознательную деятельность, появлении устойчивого интереса к рассматриваемым проблемам и желания глубже разобраться в них, потребности в самообразовании и продолжении контактов с преподавателями.

Модернизация постдипломного образования во многом обусловлена уровнем профессиональной компетентности преподавателей, работающих в этой сфере. Трудности, возникающие в процессе преподавательской деятельности в ней, связаны с отсутствием специальной профессиональной подготовки, повторяемостью излагаемого материала, стремлением к упрощению достаточно сложных концепций и научных идей и т.д. Многолетняя практика преподавателя-лектора зачастую приводит к появлению менторского назидательного стиля общения. Анализ практического опыта в разных областях постдипломного образования (отечественного и зарубежного) позволяет выделить в качестве профилактических средств:

• необходимость участия преподавателей в научной работе;

• постоянное совершенствование андрагогической компетентности;

• периодически предоставляемый творческий отпуск для разработки новых курсов и образовательных программ;

• формирование позиции тьютора, обеспечивающего содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы педагога.

назад

Материалы из архива