Стратегия прорыва

А.Н.Андрианов, к.т.н., зам. директора Департамента ТЭК Минпромэнерго

Развитие электроэнергетики на современном этапе характеризуется рядом серьезных проблем. В ЕЭС России в связи с износом оборудования обострилась проблема маневренности, нарастает процесс физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. Анализ, проведенный институтом «Энергосетьпроект» подтверждает, что недостаточная пропускная способность и надежность электрических сетей в ряде регионов России приводит к ограничению использования мощности крупных генераций, в том числе атомных энергоблоков (например, это касается Кольской АЭС, Ленинградской, Балаковской и Нововоронежской АЭС).

Прогнозы и вопросы

Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии, к этому году закончатся основные преобразования РАО "ЕЭС России" (выделение компаний), концерна «Росэнергоатом», других предприятий. «Частными инвесторами в генерацию» при этом становятся в основном «Газпром» и крупные промышленные группы, приобретающие энергоактивы для интересов основного бизнеса.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ (млн.кВт):
Общая установленная мощность – около 216,0
АЭС – 23,2
ГЭС – 44,9
КЭС – 65.3
ТЭЦ – 66,2
Прочие – 17.5
Линии электропередачи – 3 млн.км., в т.ч. магистральные электросети – 157 тыс.км.

Минпромэнерго совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами (на базе социально-экономического прогноза, планов РАО ЕЭС и Росатома) разрабатывает систему прогнозирования и стратегического планирования перспективного развития электроэнергетики, что предусматривает создание Стратегии развития электроэнергетики России на период до 2030 года, Программы перспективного развития электроэнергетики России до 2020 г. и пятилетней программы развития электроэнергетики России. Предполагается, что эти программные документы будут формироваться с учетом рационального использования всех видов энергоносителей: угля, газа, ядерного топлива, гидроресурсов, что обеспечит энергобезопасность страны в будущем.

Атомная энергетика в Энергетической стратегии

Росатом, с учетом стратегических ориентиров и направлений развития электроэнергетики, указанных в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., разрабатывает Федеральную целевую программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», которая в скором времени будет представлена Правительству России на рассмотрение. На самом высоком уровне озвучены цифры, греющие душу любому атомщику – строительство десятков атомных энергоблоков в России для обеспечения 23% энерговыработки за счет АЭС к 2020 году и 25% к 2030 году.

При этом наиболее проблемными вопросами остаются:

– увязка возможных мест размещения мощных энергоблоков АЭС (мест где могут быть выполнены требования ядерно-радиационной, экологической, сейсмической и прочей безопасности и получена поддержка населения), с региональным дефицитом энергомощностей, особенно при наличии конкурентных энергетических ресурсов (гидроресурсы, угольные бассейны),

– восстановление атомного машиностроения, научного и кадрового потенциала атомной отрасли, интенсификация прикладных исследований в обеспечение инновационных технологий и проектов (без этого все начинания превратятся в бизнес-проект, со строительством АЭС зарубежных кампаний на территории России),

– реформирование атомной отрасли (выделение гражданского комплекса) с соответствующим законодательным обеспечением.

Одним из факторов, определяющих положительный результат при решении комплексных задач, будет нацеленность руководства на сплочение участников процесса, на планомерное строительство внутриотраслевой политики по эффективному функционированию предприятий отрасли, восстановлению научных и производственных связей. Проведение деловых игр по направлениям деятельности Росатома является новым и полезным элементом такого внутреннего строительства.

Государство – лучший инвестор

Для достижения параметров Энергостратегии России, установленных на период до 2020 года для базового сценария- увеличения производства до 230-250 млрд.квт.ч в год, прогнозируемый объем инвестиций составит (в ценах 2004 года) 1085 млрд. руб. (37-45 млрд.$ США), т.е. 2-3 млрд.$ США в год, что в 2-3 раза выше реальных инвестиций, которые может обеспечить концерн «Росэнергоатом». При этом концерн, в первую очередь заинтересован обеспечить безопасную эксплуатацию действующих блоков, повышение КИУМа, пристанционное обращение с РАО и отработавшим топливом, замещение выбывающих мощностей и в последнюю очередь развитие дополнительных генераций. О создании новых ядерных технологий, в том числе по замыканию ядерного топливного цикла, разработке реакторов IY поколения, которые должны обеспечить конкурентоспособность атомной энергетики внутри страны и за рубежом, в рамках интересов концерна вообще говорить не приходится. На заседании рабочей группы Союза территорий и предприятий атомной энергетики я поинтересовался у руководства концерна Росэнергоатом, заинтересован ли концерн в поисках небюджетных механизмов по финансированию БН-800 как инновационной и перспективной технологии, на что получил предсказуемый отрицательный ответ. Выделение же из бюджета 2006 г. 1 млрд.руб. на БН-800 не компенсируют даже инфляционной составляющей. Предполагаемое акционирование концерна не приведет к появлению стимула строительства новых мощностей, хотя увеличит возможности ускорения строительства замещающих блоков. Сохранение существующего положения в финасировании атомной энергетики, с учетом выбытия через 10-15 лет и далее ряда блоков исчерпавших ресурс, приведет не к росту ее доли в энергобалансе страны, что соответствует Энергетической стратегии, а к быстрой деградации (по крайней мере российских проектов и технологий).

Поднять атомную отрасль и обеспечить инновационное развитие атомной энергетики без существенной государственной помощи невозможно. Тем не менее, нельзя сокращать работу по оживлению инвестиционной привлекательности атомной энергетики, это предполагает:

1. Формирование однозначной государственной политики по инновационному развитию атомной энергетики и последовательная ее реализация с привлечением индикативных и бюджетных механизмов финансирования, при этом создание новых генераций, в т.ч. дополнительных блоков АЭС должно быть увязано с региональным развитием промышленности и ростом энергопотребления,

2. Развитие внутренней политики отрасли с учетом современных условий (совершенствование законодательной базы, использование принципов государственно-частного партнерства, создание вертикальных управляющих структур с участием государства при реализации инновационных проектов атомной энергетики двойного направления, повышение эффективности взаимодействия федеральных государственных унитарных предприятий отрасли, а также предприятий других форм собственности, участвующих в создании объектов атомной энергетики).

3. Необходимы механизмы, стимулирующие долгосрочные контракты на поставку топлива и на покупку электрической и тепловой энергии, активная банковская государственная политика, направленная на обеспечение «длинных» кредитов в т.ч. под государственные гарантии,

Внешние вызовы

Президентом США в августе 2005 года подписан новый Закон об энергетической политике. Анализ этого документа позволяет сделать вывод, что впервые за многие годы (фактически после 1970-х годов) развитие атомной энергетики декларируется в качестве одного из приоритетов энергетической стратегии США (с увеличением доли атомной энергетики с 20% до 32% к 2020 г.).

В США подписано соглашение о создании ядерных реакторов нового поколения. Его подписали участники международного форума «Generation- 4» — США, Канада, Франция, Япония и Великобритания (инициатором создания форума выступили весной 2000 года США). Другие члены форума, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Южная Корея и Швейцария, как ожидается, подпишут соглашение в ближайшее время. Соглашение предусматривает создание шести типов реакторов нового поколения. Это быстрые реакторы с натриевым, газовым или свинцовым теплононосителем, а также реакторы высокотемпературный, с солевым расплавом и охлаждаемый водой сверхкритического давления.

Осенью 2000 года Россия выступила с инициативой создания под эгидой МАГАТЭ другого международного проекта для разработки инновационных ядерно-энергетических технологий (INPRO). Это предложение озвучил на саммите тысячелетия в Нью-Йорке в сентябре 2000 года Президент России В.В.Путин. Проект призван учитывать национальные и региональные особенности экономического развития участников. Сегодня в ИНПРО участвует 21 страна, среди них - Индия, Пакистан, Китай и некоторые члены «Generation-4». США также выразили желание присоединиться.

Обновленный Средмаш. А почему бы и нет?

Строительство российских АЭС за рубежом является одной из немногих конкурентоспособных отраслей промышленности на мировых рынках. Россия строит 2 блока ВВЭР-1000 в Китае (Тяньваньская АЭС), 2 блока по 1000 МВт в Индии (Куданкулам), 1 блок в Иране (Бушер). При надлежащем качестве исполнения контрактов и при условии развития благоприятной ситуации к уже имеющимся могут быть добавлены дополнительные заказы на строительство 8-9 блоков с поставкой российского топлива.

В то же время очевидно, что интенсивно развивающаяся атомная энергетика в Азии не будет долго опираться на увядающую атомную энергетику России, что неизбежно вытеснит ее с этого рынка. Необходим качественный скачок не только в атомных технологиях, но и нацеленность на значительное расширение кадрового потенциала, на развитие атомного энергетического машиностроения. Поддержка Президентом России В.В.Путиным планов по развитию атомной энергетики в стране, восстановлению связей между предприятиями Средмаша на территориях бывшего Советского Союза, созданию международных центров услуг ядерно-топливного цикла демонстрируют энергичную заинтересованность со стороны России развивать атомную отрасль и стать привлекательной для зарубежных партнеров, в том числе при проведении тендеров на новое строительство за рубежом. Тем более, что очевидна заинтересованность стран ЕС на вытеснение России не только с азиатского атомного рынка, но и из бывших стран социалистического лагеря и стран СНГ с заменой их на энергоблоки европейского или американского производства. Необходима постоянная демонстрация безопасности и эффективности АЭС российского производства. Безусловно знаковым выглядит, что одно из первых решений руководителя Росатома С.В.Кириенко было решение о разработке проекта «АЭС 2006».

На 28 заседании электроэнергетического Совета стран СНГ в Тбилиси рассматривался предложенный ЕС вопрос «О возможных ограничениях из-за присутствия источников атомной энергии в объединяемых энергосистемах ЕС, СНГ и стран Балтии». Вывод экспертов, что российские АЭС безопасны и удовлетворяют требованиям МАГАТЭ поддержали 6 стран из 11 (5 воздержались). Причем среди воздержавшихся была и Украина, в которой 50% всей электроэнергии вырабатывается энергоблоками ВВЭР-1000 и которая планирует стратегию значительного роста атомной энергетики, тем самым продемонстрировав готовность переориентации на строительство у себя блоков АЭС западного образца.

Нацеленность государства на увеличение экспорта углеводородных ресурсов породила идею о возможной заинтересованности стран Запада в расширении поставок газа, за счет его высвобождения и замещения на внутреннем рынке при интенсификации развития атомной энергетики в России. Анализ проведенный учеными ИНЭИ РАН поставил под сомнение такое предположение из- за преобладания в европейской части России КЭС на угле. То есть если говорить о развитии атомной энергетики не в качестве генерации для растущей промышленности и городов, а как о замещающих мощностях, то вытесняться будет не газ, а уголь, по крайней мере на перспективу до 2020-2030 годов.

Страны «восьмерки» в гораздо большей степени может привлечь идея о развитии быстрых реакторов в России как инструмента для выжигания плутония и высокоактивных отходов как российского, так и западного производства. Это соответствует инициативе Генерального директора МАГАТЭ г-на М.Эль-Барадея по интернационализации ядерного топливного цикла, которая рассматривает возможность постройки на территории России одного из мировых хранилищ ядерных отходов, что может предотвратить попадание опасных материалов в руки террористов. Принцип радиационной эквивалентности предполагает выделение и выжигание из таких отходов ряда актинидов. Но это требует крупных финансовых вложений на промышленное освоение технологий производства и переработки МОХ-топлива, технологий выделения и выжигания таких элементов как Np, Am и др., разработку конструкционных материалов нового поколения под быстрые реакторы, создание новых производств ядерного топливного цикла или переоснащение имеющихся.

Новая российская инициатива по созданию центров оказания ядерных услуг более комплексна, поскольку охватывает не только хранение и переработку топлива, но и услуги по обогащению урана. Для России такой подход соответствует агрессивной политике, что положительно для поиска новых потребителей, поскольку развитие центрифужного производства в Европе и США в ближайшее десятилетие приведет к постепенному сужению нашей доли на этом рынке.

В контексте безопасности и интересов государства можно отметить, что атомная энергетика и вся атомная отрасль несет стабилизирующую роль в сохранении СНГ и противодействует внешнему вектору, направленному на раздробление страны. Очевидно, что возникновение нескольких новых образований с ядерным потенциалом создаст дополнительные проблемы и без того неспокойном мире. Естественно, что деструктивные силы привлекая и проблемы экологии, и проблемы терроризма, используя частные интересы бизнеса декларируют задачу закрытия атомной энергетики и предприятий ядерно-топливного цикла, вместо их качественной модернизации и решения экологических проблем возникших из прошлого.

Внутренние вызовы

Добыча углеводородного сырья становится все более трудоемкой. Перспективы развития нефтяной отрасли на период до 2010 г. в России базируются на освоенных районах, где доля трудноизвлекаемых запасов составляет около 60%. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин 25 т./сут составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т./сутки. Как следствие - хроническое снижение объема освоения капиталовложений, снижение объемов бурения и ввода новых скважин, неввод новых месторождений, рост аварийности на технологических объектах, особенно на трубопроводах. Большие разведанные запасы природного газа, сконцентрированные в основном на крупных и уникальных месторождениях, позволяют рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности, однако основные месторождения газа постепенно переходят в режим падающей добычи. Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требуется 10–15 лет и значительные средства.

Очевидно, что при современной сырьевой ориентации экономики России инвестиции как частные, так и государственные идут и будут идти в первую очередь в этот сектор в обеспечение как внутреннего энергоснабжения, так и растущего экспорта. Президент России В.В.Путин инновационное развитие газового сектора назвал национальным проектом.

Развитие электроэнергетики на современном этапе также характеризуется рядом серьезных проблем. Согласно выводам института «Энергосетьпроект»:

• Нарастает процесс физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. Выработали свой ресурс 19% электростанций России. Особенно сложная ситуация со старением ГЭС в европейской части страны, где они обеспечивают 20% потребностей в электроэнергии. При этом основные фонды в электроэнергетике самортизированы более чем на 50%, что снижает финансовые ресурсы для его замены.

• Острые проблемы в системе теплоснабжения связаны со старением оборудования ТЭЦ, низкими технико-экономическими показателями котельных, неудовлетворительным состоянием тепловых сетей (потери до 30%). Основой развития теплоснабжения должны стать комплексные схемы топливо-, электро- и теплоснабжения, нужна стратегия развития теплоснабжения.

• В обеспечении электростанций топливом продолжает действовать опасная тенденция – расход газомазутного топлива остается на уровне 85%, расход угля и твердого топлива – 15%. Перспективные мировые технологии производства электроэнергии на твердом топливе (сжигание угля в циркулирующем кипящем слое и кипящем слое под давлением, газификация угля, переход на сверхкритические параметры пара) в России отсутствуют даже в виде пилотных установок. Электроэнергетика, угольная промышленность, энергомашиностроение не готовы к практическому осуществлению задач по увеличению использования угля на российских ТЭС.

Перестройка структуры топливного баланса электроэнергетики требует мобилизации мощностей атомной и гидроэнергетики, повышения эффективности использования газа, развитие угольной промышленности.

• Недостаточная пропускная способность электрических сетей в ряде регионов России приводит к ограничению использования мощности, в частности это касается Кольской АЭС, существующая схема выдачи мощности Ленинградской АЭС не отвечает требованиям надежности, не обеспечивается с требуемой надежностью выдача мощности Балаковской и Нововоронежской АЭС.

• Острейшей проблемой функционирования электрических сетей является повышение рабочего напряжения, иногда до опасных для оборудования значений в весеннее-летний период в ночные часы и часы дневного провала нагрузок.

• За последние 10 лет произошло масштабное старение основных фондов электрических сетей из-за недостаточных объемов инвестиций в новое строительство и техническое перевооружение. Износ электрических сетей составляет 49%, в том числе подстанционного оборудования – 70%, ЛЭП – 40%.

Все вышесказанное заставляет предполагать, что во вторую очередь (в сфере ТЭК) государственные инвестиции пойдут на модернизацию и надежное функционирование масштабного сектора традиционной электроэнергетики. Тем не менее, атомная энергетика - это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с ним одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений.

В топливно-энергетическом комплексе России атомная энергетика играет системо-образующую, топливно-балансирующую, тарифо-стабилизирующую и природоохранную роль:

– АЭС располагаются в узлах высоковольтной сети Европейской части России и обеспечивают надежный режим работы ЕЭС России,

– «Ядерное электричество» конкурентоспособно с «органическим электричеством» даже в условиях сдерживания роста тарифа на газ на российском рынке при значительном потенциале повышения внутренней эффективности производства и развития АЭС. Технологический резерв для роста энерговыработки на действующих АЭС – 10% или около 20 млрд.кВт.ч в год.

– Проведенный в рамках международного проекта ExternE сравнительный анализ различных энерготехнологий показал, что наибольшее отчуждение земель имеет место для ГЭС (2650 га/ГВт), а наименьшее для АЭС (63 га/ГВт). Наибольшие риски смерти, т.е. число смертей на ГВт.год, имеют место для ЭС на угле (17), а наименьшие для АЭС (0,7). Технологии производства электроэнергии на угле и нефти приводят к существенному загрязнению атмосферы за счет эмиссии СО2, SO2, NOx и твердых частиц. Ядерная и гидроэнергетика в этом смысле являются экологически чистыми энерготехнологиями.

В тоже время, прогнозируемое развитие атомной энергетики на первую половину XXI века сбалансировано с имеющейся сырьевой базой урана только на первую четверть столетия, т.е. до 2025-2030 г. Дальнейшее поддержание и развитие атомной энергетики потребует производства урана из новых, неразработанных месторождений. Существует реальная проблема дефицита в обеспечении ураном ядерного топливного цикла России, которая не может в относительно длительной перспективе решаться за счет созданных ранее складских запасов. К 2010 г. необходимо увеличить производство урана в 1,4 раза и к 2020 в 3,4 раза. Только в этом случае можно будет обеспечить топливом российские АЭС и сохранить экспортный потенциал на рынке свежего ядерного топлива и низкообогащенного урана.

Программой «Уран ТВЭЛ», разработанной корпорацией на базе создаваемой программы «Уран России», предусматривается:

– увеличить добычу природного урана на действующих рудниках в 1,4 раза к 2010 году и в 1,7 раза к 2020 году;

– ввести после 2010 г. новые рудники на базе новых и резервных урановых месторождений.

Следует отметить, что в рамках Международного проекта G-4, куда Россию не пригласили, и который направлен на создание реакторов следующего поколения, одним из головных проектов является быстрый реактор с замкнутым топливным циклом. Создание в России одного БН-800 не создаст систему замыкания, но позволит отрабатывать ее технологии и элементы на будущее.

Реализация инициативы руководителя Росатома С.В.Кириенко по восстановлению связей между предприятиями Средмаша на территориях бывшего Советского Союза позволяет частично снизить напряженность как в атомном машиностроении (предприятия и строители Украины), так и в обеспечении ураном (Казахстан, Узбекистан).

В настоящее время состояние атомного энергетического комплекса характеризуется: наличием предприятий разной форм собственности, при этом производители оборудования атомных энергетических станций являются акционерными обществами в частной собственности; подавляющая часть предприятий являются монополистами в сфере своей деятельности и выполняют работы как в рамках государственного оборонного заказа, так и в рамках международного сотрудничества; имеется жесткое разграничение организации работ по строительству атомных энергетических станций внутри страны (ФГУП «Росэнергоатом») и за рубежом (ЗАО «Атомстройэкспорт»); финансово-экономическое положение предприятий тяжелое, что приводит к устареванию станочного парка отрасли, потере высококвалифицированных кадров и снижению их конкурентоспособности.

СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

• Высокая степень износа оборудования, не позволяющая удерживать качество продукции на уровне мировых стандартов и конкурировать с иностранными производителями на внутреннем рынке,

• Отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы,

• Ограниченность внутренних заказов на продукцию для новых мощностей (вследствие политики продления ресурса), низкие внутренние инвестиции и кредиты из-за длительности окупаемости проектов,

• Нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.

В 2005 году Минпромэнерго России начато финансирование исследований по стратегии развития энергетического машиностроения до 2010 г. с перспективой до 2015 г.

В 2006 г. с учетом планов развития и обновления как традиционной, так и атомной энергетики, предполагается определить показатели производства (реперные точки) и планы действия по их достижению (дорожные карты), которые позволят говорить о детальной программе по развитию секторов энергетического машиностроения. В ближайшее время будут сформированы рабочие группы специалистов для решения вышеуказанных задач. В этой связи как минус можно отметить слабое взаимодействие Росатома и Минпромэнерго по проекту «АЭС 2006», как одной из стратегических целей для энергетического машиностроения.

В заключение можно отметить, что такого интенсивного PR атомной энергетики и отрасли не было даже в период «саммита тысячелетия» с известными инициативами. Тогда подобный всплеск на 3-4 года вдохнул жизнь в предприятия, науку, отрасль в целом. И какие бы цели и задачи Президент России В.В.Путин изначально не ставил при назначении нового руководителя Росатома в предверии года «восьмерки в России», первые «100 дней» С.В.Кириенко показали, что импульс для развития отрасли будет мощным.

Выводы:

1. Атомная энергетика - это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с ним одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.

2. Необходима последовательная государственная политика с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем.

Энергичные инициативы руководства Росатома, поддержанные Президентом России В.В.Путиным играют важную роль в укреплении позиций атомной отрасли как внутри России, так и за рубежом.

В настоящее время разрабатывается ряд стратегических и программных документов определяющих место атомной энергетики в энергетическом секторе России. Нахождение консенсуса с «РАО ЕЭС», Минпромэнерго и Минэкономразвития по размещению новых блоков АЭС, определение механизмов стимулирующих инвестиционный и технологический рывок в отечественном атомном машиностроительном комплексе, шаги по омоложению и наращиванию атомной науки, эффективность внутриотраслевой политики руководства через год-два ответят на вопросы: позволяет ли состояние отрасли реализовать намеченные амбициозные планы и заинтересованы ли государство и бизнес в действительной их поддержке.

3. С учетом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).

Журнал «Атомная стратегия» № 21, март 2006 г.

назад

Материалы из архива

2.2006 Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков.

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…

8.2009 Пессимизм без идей

Сергей Шелин, заместитель главного редактора еженедельника "Дело": - Возвращение к уровню 2008 года, когда ВВП стоял было на грани удвоения по сравнению с 1998-м, намечается где-то в 2013-м, если не 2014-м году. Где она, «Концепция-2020»? Ушла на дно, как Атлантида… Начальство начало смутно осознавать, что вся проделанная им работа над собой, вся его выработанная с таким трудом антикризисная логика, основанная на терпеливом и даже самоотверженном ожидании подъема нефтяных цен, дает осечку.