Не продвигать прошлое в будущее

Н.И.Миронова, председатель общественного движения "За ядерную безопасность"

Уберечь будущее от ошибок прошлого можно сменой стратегии модернизации на стратегию трансформации.

Проблемы Минсредмаша - Росатома, во всех его административных инкарнациях, в том, что менеджмент советского образца опирается на культуру безопасности, технологию и культуру производства советского образца. Это формирует, как минимум три конфликта управления, которые предстоит решить.

Конфликт культуры безопасности. Над Росатомом до сих пор гордо веет дух пренебрежения этой культурой, воплощенный в ее игнорировании, заложенном основателями отрасли.

Современный пример. На Международной конференции по культуре безопасности и физической защите  в Обнинске в 2005 году был российский доклад, начинавшийся с понятия культуры безопасности, данном чуть не по Большой советской энциклопедии. На что следующий американский докладчик деликатно обратил внимание, сообщив, что понятие культуры безопасности в ядерной сфере сформулировано в документах МАГАТЭ. Не знаю, поняла ли это замечание аудитория Минатома. Мне сначала было стыдно, а потом стало страшно.

Конфликт культуры технологии. Менеджмент советского образца отличает тяготение к политическим решениям и их преобладанию над представлениями об эффективности. И это убийственно для добросовестной конкуренции и позиционирования отрасли себя в качестве таковой.

Вектор на плутониевую экономику сегодня безнадежно устарел. Однако  «давят» развитые под 40 тысяч боеголовок промышленные мощности. Не находя выхода в политических решениях, конфронтируя с современными договорами о сокращении ядерных вооружений, эти мощности формируют высокие риски выхода продукции и технологий на серые и черные рынки и возрождения нового витка гонки ядерных вооружений, но уже в другой страте новых политических элит.

В то же время, февральская дискуссия о создании «Атомпрома», анализ  мнений и  видения нового холдинга современным топ-менеджментом Росатома, подтверждает концентрацию ожиданий управленцев Росатома и их усилий на «атомной индустриализации России» на базе плутониевого цикла.

Следует вспомнить прошлое. Идеологически ситуация близка к 1975-1977 годам. Последующие 30 лет способствовали росту распространения ядерного оружия с 5 до почти 40 стран, обладающих или создавших потенциал обладания. Рост числа политических элит, обладающих ядерной кнопкой и боеголовками, увеличивает риски для общества, ведет к дополнительному его обнищанию, загрязнению окружающей среды и депопуляции. Особенно, в странах – производителях ядерных материалов. Производство ядерных материалов, и военных и гражданских, неотделимо от производства радиоактивных отходов.

Конфликт управления. Искусство политического продавливания все еще заменяет культуру современного производства. 

В Таганском суде г. Москвы 21 февраля 2006 г. состоялось очередное заседание суда. В суде уже более полутора лет (вместо 10 дней!) рассматривается иск гражданских лиц к ГАН, оспаривающих решение о выдаче им лицензии ФГУП «ПО «Маяк», и самой лицензии, на деятельность завода 235 (радиохимического производства) и связанного с его деятельностью комплекса по обращению с радиоактивными отходами. По сути, лицензия выдана на основе документов, выстроенных на недобросовестной предпосылке об изолированности хранилищ радиоактивных отходов от окружающей среды, и под обещания улучшить ситуацию, изложенные в «Комплексном плане мероприятий…». Однако, на выходе, после отказа в выдаче лицензии в конце 2002 года, выдаче лицензии  на год в марте 2003 года и, наконец, выдаче лицензии на пять лет в феврале 2004 года, ситуация с попаданием радиоактивных отходов ФГУП «ПО «Маяк» в открытую окружающую среду только ухудшилась.

Ухудшение состояния обращения с радиоактивными отходами подтверждено расследованием Генеральной прокуратуры, готовящей дело для передачи в суд. Это, уже другое дело, касающееся нарушения экологического законодательства, взаимосвязано с ошибочным управленческим решением – выдачей лицензии,  «продавленным» менеджментом советского образца. Искусство политического продавливания заменило в Минсредмаше-Росатоме культуру ядерной и радиационной безопасности. 

Эпилог

Сегодня мир меняется гораздо быстрее людей и их сознания, их суммы знаний, которая воплощается с сумму технологий. Не успеть – остаться в прошлом навсегда. Полтора – два года – такой срок смены современных, основанных на информации, технологий, против сорока лет смены поколений однажды обученных управленцев советского образца. И эти советские образцы сегодня давят и замораживают переход к современному эффективному управлению и технологическим альтернативам. С упорством охотников на мамонтов, они прорываются в эпоху знаний, грозя раздавить все в этой посудной лавке.

Альтернативы в том, чтобы и усилия общества и усилия управления Росатома стали прологом к формированию новой культуры эффективного управления, перешагивая архаику культуры политических манипуляций.

назад

Материалы из архива