Незаменимый музейный эксперт

С.В.Сирро, ст. научн. сотрудник ОТИ ФГУК «Государственный Русский музей»;
С.В.Римская-Корсакова, зав. отделом ОТИ ФГУК «Государственный Русский музей»;
А.С.Серебряков, к.ф.-м.н., начальник лаборатории рентгеновских методов исследований НПП «КИРСИ» – филиала ФГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина»;
В.И.Кудряшов, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник ЗАО «Комита»

В музейной практике подделка произведений искусств великих художников – явление нередкое. Причем отличить копию от оригинала не всегда удается даже опытным экспертам. В последнее время на помощь им все чаще приходит техника.

В конце минувшего года в руки экспертов-аналитиков ФГУК «Государственный Русский музей» передано оборудование, с помощью которого с высокой степенью точности определяется состав вещества, нанесенного на живописный холст. Прибор X-Art M разработан специалистами НПП «КИРСИ» – филиала ФГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» совместно с ЗАО «Комита» – лидером в области разработки компьютерных банковских технологий и защиты информации. Прибор не только находится на уровне мировых стандартов, но по некоторым характеристикам, в частности по анализу легких элементов, превосходит приборы западного производства.

Предшественник X-Art M – прибор X-Art, созданный теми же специалистами, уже три года работает в Третьяковской галерее в составе отдела экспертизы. Примечательно, что цена его в пять раз ниже предложенного в свое время одной известной западной фирмой. В то же время он решает все поставленные задачи атрибуции живописи с такой же точностью и достоверностью, как и западные образцы.

Аналитический блок прибора X-Art состоит из источника излучения на основе маломощной рентгеновской трубки с высоковольтным источником питания, детектора фирмы «Baltic Scientific Instruments» (Латвия), помещенного в малогабаритный криостат, и весит примерно 10 кг. Криостат изготовлен предприятием ЦНИИ «Электроприбор» в Гатчине с применением высоких технологий, что позволяет ему работать в произвольном положении относительно горизонта в течение примерно суток без дозаправки хладоагентом. Кремниевый детектор находится внутри криостата, но в передней части криостата выполнен вакуумпровод, тонкое бериллиевое окно которого находится всего лишь в 3 мм от поверхности объекта. Сам вакуумпровод цилиндрической формы также выполнен из бериллия, что устраняет возможность появления артефактов в регистрируемых спектрах излучения. Таким образом, на открытом воздухе возможна уверенная регистрация элементов в диапазоне от магния до урана.

Конструкция прибора X-Art M в основе своей аналогична прибору X-Art. Однако в ней есть и некоторые существенные отличия. В новом приборе в качестве системы охлаждения детектора используется пельтье­кулер, а не жидкий азот, как это было в предыдущей версии прибора X-Art. Компактный аналитический блок нового прибора (рис. 1), содержащий рентгеновский источник и детектор, свободно располагается в пространстве. Если в версии X-Art спектрометрические характеристики несколько ухудшались при ориентации рабочего окна прибора «вверх», то теперь они остаются неизменными. Это особенно важно при анализе объектов типа храмовых фресок, когда необходимо работать в припотолочном пространстве большого помещения.

Рис. 1

Таким образом, в настоящее время в руки экспертов-аналитиков передано существенно новое оборудование, которое обеспечивает решение задач, ранее считавшихся неразрешимыми.

Действие X-Art M и X-Art основано на методе флуоресцентного излучения (метод РФА), широко применяемого в различных отраслях промышленности, науки и техники. В Русском музее данный вид исследований появился в исследовательской практике (на оборудовании, предоставленном Радиевым институтом им. В.Г.Хлопина) с 1975 — эпизодически, а с 1983 года — постоянно. Простая и неприхотливая система, основанная на отпаянном пропорциональном счетчике и рентгеновском аппарате РЕИС-И, просуществовала около двенадцати лет и позволяла на качественном уровне определять наличие средних элементов таблицы Менделеева. В 1995 году на смену пропорциональному счетчику был приобретен детектор одной американской фирмы из сверхчистого германия, охлаждаемый жидким азотом. Благодаря существенно лучшему энергетическому разрешению, то есть возможности разделения линий различных химических элементов, германиевый детектор позволяет получать спектры высокого качества, с помощью которых можно датировать бумажную основу рисунков по наличию в них неорганических микропримесей. Данный вид исследований не проводится в других музеях мира, и Русский музей является первопроходцем в этой области.

При всех достоинствах германиевого детектора, есть и несколько серьезных недостатков, в первую очередь, потребность в жидком азоте заставила задуматься о его замене на другое устройство, имеющее лучшие характеристики. Им стал абсолютно новый кремниевый детектор, на базе которого сотрудниками ЗАО «Комита» и Радиевого института был создан прибор X-Art M. Следует отметить, что кремний как полупроводниковый материал выигрывает по сравнению с германием при решении типичных задач атрибуции произведений искусства, однако только в том случае, если кристалл детектора имеет достаточную толщину. Большинство фирм, поставляющих анализаторы для подобного рода исследований, на сегодняшний день оперируют с детекторами толщиной 0,5 мм, но в приборе X-Art M, толщина кристалла составляет 3,5 мм, что и обуславливает его преимущество. В то же время цена прибора X-Art M остается на 40–50% ниже цены базового комплекта приборов западноевропейского производства. При его разработке были учтены все специфические условия работы в музейной мастерской, и прибор был адаптирован под конкретные задачи и рабочее место. Зарубежные фирмы предлагают стандартные устройства, не учитывающие конкретных требований музейных специалистов, и это было одной из причин отказа от американской системы регистрации на основе германиевого детектора.

Почему же для датировки и анализа произведений искусства метод РФА в нашей стране используется в единичных музейных лабораториях? Этому видится несколько причин. Во­первых, большинство специалистов-технологов смущает цена прибора. Хотя отечественные разработки в несколько раз дешевле импортных, а по уровню сервиса и послепродажного обслуживания «дадут им сто очков вперед». Во­вторых, лет десять назад управление и работа с прибором требовали достаточно высокой квалификации от музейного работника и специальных знаний. Однако в случае прибора X-Art M уровень автоматизации настолько высок, что весь процесс включения детектора и рентгеновской трубки сводится к нажатию трех кнопок. Таким образом, отсутствие рентгеноспектральных приборов в большинстве музеев объясняется в основном неосведомленностью сотрудников как провинциальных, так и многих центральных музеев о возможностях, которые открывают им современные методы технологической экспертизы.

РФА является частью комплексного технико­технологического исследования и тесно связан с другими методами исследования живописи, с рентгеновским и микроскопическим.

Для демонстрации возможностей метода РФА и прибора X-Art M приведем конкретные примеры его использования.

В результате сравнительного стилистического и технологического исследования картины «Крымский пейзаж Ореанда» (рис. 2), поступившей как И.К.Айвазовский, авторство Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900 гг.) не подтверждается. Использованные в картине художественные материалы (в том числе пигменты, изученные с помощью РФА) и признаки старения не позволяют датировать работу ранее второй половины XX-го века.

Рис. 2

С помощью РФА удалось разрешить давний спор между исследователями русской графики относительно серии рисунков известных как «петровские малыши». Небольшая коллекция из 28 рисунков начала XVIII века поступила в Русский музей из собрания известного коллекционера князя А.Н.Аргутинского­Долгорукова в 1928 году. Многие годы изучала эти рисунки крупнейший специалист по русскому рисунку XVIII века, старший научный сотрудник Русского музея Е.И.Гаврилова. Ей удалось расшифровать и прочитать надписи на большинстве листов, а по монограммам, имеющимся на нескольких листах, высказать предположение об авторе, которым она считала Федора Васильева (1670–1737 гг.) – художника­архитектора петровского времени. Весь материал был опубликован Е.И.Гавриловой в сборнике «Русское искусство первой четверти XVIII века» в 1974 году. С тех пор авторство Ф.Васильева было принято некоторыми исследователями, а материал вошел в издания по искусству XVIII века. Однако очевидная разностильность рисунков привела к дискуссии, которая шла в течение четверти века. Появились новые публикации, где версия о датировке, авторстве и подлинности этой серии рисунков подвергалась сомнению.

Когда в отделе технологических исследований ФГУК «Государственный Русский музей» появились новые возможности для датировки бумаги (в частности – РФА), было решено провести исследование данной серии. В результате проделанной аналитической работы произведение было передатировано 1780-ми годами и отведено от «петровского времени».

В данный момент готовится к выпуску научный каталог ГРМ по русской графике XVIII века, и изучение состава бумаги с помощью прибора X-Art M широко применяется для уточнения датировки большинства рисунков, которые войдут в это издание.

Журнал «Атомная стратегия» № 21, март 2006 г.

назад

Материалы из архива

2.2007 Наши начинают и выигрывают

Мария Русинова, СМИ УЭХК 28 сентября на Уральском электрохимическом комбинате состоялся конкурс профессионального мастерства среди электромонтеров. Он был рассчитан на специалистов УЭХК по ремонту и обслуживанию устройств релейной защиты и электроавтоматики подстанций напряжением 6–10 кВ. А уже через месяц наше предприятие встречало гостей из 5 городов – участников подобного конкурса, но уже УПЯМовского уровня.

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.

11.2007 Психология веры и международная политика

Проблема веры в политической психологии нуждается в осмыслении политиками, принимающими стратегические решения, судьбоносные для народов всего мира. Статья, посвящённая этой теме, подготовлена по материалам книги В.В.Можаровского и вступительной статьи к ней  проф. А.И.Юрьева. Человечество стоит перед фактом: изменилась расстановка сил на планете. И произошла она по причинам, о которых науку просили помолчать.