Этапы «теплой войны»

А.Л.Вассоевич, д.филос.н., профессор каф. общей психологии СПбГУ, профессор каф. всеобщей истории РГПУ им. Герцена и Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии

Хорошо известно, что речь Уинстона Черчилля в Фултоне положила начало тому периоду в истории человечества, который до сих пор именуют «холодной войной». Общественно-политические иллюзии, связанные с «разрядкой международной напряженности», «перестройкой» и повсеместным обращением к «общечеловеческим ценностям», привели лишь к крушению оборонительной системы стран Варшавского договора, распаду СССР и односторонним геополитическим преимуществам для Североатлантического сообщества.

Глобализационный проект, предусматривающий создание однополярного мира, однако, не сделал жизнь современного человечества более безопасной. Нарастание конфронтационной динамики между современной западной, исламской и, частично, православной цивилизациями стало знамением наших дней и даже нашло свое лексическое выражение в словосочетании «теплая война».

«Теплая война» – это информационно-психологическая война, в которой для подавления сознания потенциальных противников используются широкомасштабные террористические акты, а также инспирируемые из-за рубежа выступления негодующих народных масс. Подобные политические провокации служат предлогом для вмешательства во внутренние дела независимых государств и перехода к ведению боевых действий обычного типа.

Из этого определения становится ясно, что уже все основные элементы «теплой войны» были успешно опробованы как действенные политические технологии в преддверии первой и второй мировых войн. Это и убийство 28 июня 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда с супругой, использованное как повод к развязыванию империалистической войны, и печально известный глейвицкий инцидент, когда 31 августа 1939 года немецкие уголовники, переодетые германскими спецслужбами в польскую форму, инсценировали агрессию Польши против гитлеровской Германии. Однако только в ХХI веке осуществился процесс органического синтеза информационно-психологических и террористических технологий в единое глобальное целое.

От 11-го сентября к войне в Ираке

Именно такой подзаголовок «Von 11. September zum Irak-Krieg» носит двухтомное исследование Герхоха Райзегера «Wir werden schamlos irregtf?hrt!» – «Мы были бесстыдно введены в заблуждение», которое напечатало издательство «Hohenrain-Verlag» в Тюбингене, Цюрихе и Париже. К 2003 году эта книга уже выдержала три издания, и ее автору, бесспорно, принадлежит заслуга вычленения первого этапа «теплой войны».

Американская трагедия 11 сентября 2001 года, конечно же, всемирно-историческое событие. Именно с этого времени мир вступил в то принципиально новое состояние, в котором пребывает и сейчас. Сегодня на Западе уже немало людей, которые открыто говорят о том, что 11 сентября – это чудовищная провокация накануне глобального сражения за контроль над нефтяными ресурсами нашей планеты. Гибель тысяч невинных людей в башнях-близнецах Всемирного торгового центра в Нью-Йорке приобретает облик тем более чудовищного злодеяния, что их жизни были сознательно принесены на алтарь грязных манипулятивных технологий. Эти жертвы были необходимы, чтобы взорвать мировой информационный контекст для решения глобальных геополитических задач. Без такого информационного взрыва чудовищной силы, приведшего к созданию фантомной макроинформационной конструкции планетарного масштаба, Соединенные Штаты не смогли бы объявить зоной своих жизненных интересов территорию Афганистана и Грузии, а также центрально-азиатских государств, некогда являвшихся составной частью СССР.

В многочисленных исследованиях американской трагедии, в том числе и в книге Тьерри Мейссана «11 сентября 2001 года. Чудовищная махинация. Никакой самолет не рухнул на Пентагон», обращается внимание на явные несуразности официальной версии событий. Как нам рассказывали СМИ, один из самолетов, захваченных исламскими террористами, врезался в здание Пентагона. Но брешь в здании всего 19 метров, тогда как размах крыльев у «Боинга» – 38 метров. Куда же тогда подевались крылья и хвостовое оперение самолета, почему их обломки не валялись на лужайке перед зданием Пентагона?

Именно эта первая логическая несуразица и заставила Тьерри Мейссана начать собственное расследование и проанализировать тексты, якобы написанные террористами-смертниками, захватившими «Боинги» и направившими их на Всемирный торговый центр. Эти документы, написанные от руки на арабском языке, по странной прихоти террористов сохранились почему-то в трех экземплярах. Один якобы был найден в чемодане, который потерял террорист Мухаммед Атта при посадке. Другая копия была найдена в машине, оставленной около аэропорта другим террористом – Нуафом Альхазами. А третий экземпляр этого документа был найден (не больше и не меньше!) как в обломках самолета (рейс 93), взорвавшегося в Пенсильвании. Все это копии одного документа, который представляет собой 4 страницы набожного текста: «Принеси клятву умереть и возобновляй свое намерение. Выбрей свое тело и протри его одеколоном, соверши омовение. Убедись, что отлично знаешь все детали плана, и будь готов к отпору, к реакции врага. Читай суры Корана «Покаяние» и «Добыча», поразмышляй над их значением и думай о том, что Бог пообещал мученикам». Написанное производит очень странное впечатление. С одной стороны, многое, казалось бы, выдержано в классическом теологическом стиле, несущем отпечаток средневековых образцов. А с другой стороны, в некоторых частях текста проскальзывает явно американский акцент. И в целом возникает ощущение грубой подделки и несуразности, которая бросается в глаза каждому, кто изучал арабский язык. Всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с исламом, знает, что не только каждая сура Корана (за исключением 9-й), но и любое публичное выступление мусульманина начинается с формулы «Би-сми ?л-лахи ?р-рахмани ?р-рахим» – «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». А между тем текст, о котором идет речь, начинается с восклицания: «Во имя Бога, меня самого и моей семьи!» С чего это вдруг исламский шахид заговорил языком протестанского пастора? Ведь мусульмане, в отличие от американских пуритан, никогда не молятся «во имя себя» или «во имя своей семьи».

Американский документальный фильм «Фаренгейт 9.11» взбудоражил мировую общественность рассказом о доверительных связях между семейством Бушей и кланом Усамы бен Ладена. И хотя создатели фильма о многом умолчали, проницательный зритель может догадаться, когда же возник союз, связующий «террориста № 1 на нашей планете» и главных «борцов с международным терроризмом».

Вспомним времена, когда на исходе правления Л.И.Брежнева ограниченный воинский контингент СССР вошел на территорию Афганистана. Сейчас уже всем понятно, что либо Советский Союз вошел бы в Афганистан, непосредственно граничащий с его территорией, либо США взяли бы эту страну под свой контроль, что они и сделали сейчас. В Афганистане тогда шла гражданская война, и одной из сторон вторжение советских войск приветствовалось. Таким образом, геополитическим интересам США тогда был нанесен серьезный урон. И в ответ на это Соединенные Штаты начинают разворачивать широкомасштабную программу «Ислам против СССР». Именно тогда спецслужбы США начинают курировать возникновение многих экстремистских исламских организаций. Воспитанником американских спецслужб становится и легендарный Усама бен Ладен. А дальше ситуация начинает развиваться по собственной внутренней логике.

В Советском Союзе происходит перестройка. Советские войска выводятся из Афганистана. М.С.Горбачев со своими соратниками в ЦК КПСС продумывает стратегию разрушения Советского Союза, что и происходит после августовского путча. Мы помним, как Горбачев и Бакатин, а потом Ельцин с сотоварищами сдавали нашу резидентуру везде, где можно. Но американцы подобной глупостью никогда не занимались.

Воспитанные американскими спецслужбами экстремистские мусульманские организации продолжали содержать в своем составе и провокаторов по недомыслию и откровенных агентов ЦРУ. Но, конечно же, в основном там были люди, искренне убежденные в необходимости борьбы за исламское дело. Не удивительно поэтому, что после распада СССР мусульманскому миру достаточно быстро становится понятно, кто же является «империей зла». И ей оказывается отнюдь не Советский Союз, как тому некогда учили американские кураторы, но сами Соединенные Штаты. А раз так, то вирус исламского экстремизма, заботливо выращенный американскими спецслужбами, обращается против США. Но созданная некогда Соединенными Штатами резидентура в исламских экстремистских организациях существует до сего дня и, конечно же, продолжает использоваться.

За несколько лет до 11 сентября 2001 г. основная идея будущей американской трагедии была представлена в гениальном фильме Барри Левинсона «Хвост вертит собакой», удостоенного премии «Оскар» за лучший сценарий. По сценарию фильма, для того чтобы отвлечь внимание общественности от сексуального скандала, связанного с президентом США, срочно вызывают специалиста в области политических технологий. Политтехнолог решает инсценировать небольшую «войну» – нападение албанских террористов на США, которые будто бы собираются нанести ядерный удар по Америке. Ну, прямо как сейчас, когда Иран «готовит» ядерный удар по Израилю.

От войны в Ираке к «войне карикатур»

20 марта 2003 года войска Соединенных Штатов Америки и союзной Великобритании вторглись на территорию Ирака. Для понимания политической ситуации в зоне агрессии необходимо вспомнить события, отстоящие от нас на четверть века. Исламская революция в Иране 1979 г. покончила с шахской властью, удерживающей страну в фарватере американской политики. Тогда антиамериканские настроения были столь велики, что дело дошло до захвата американского посольства. «Революция мул» для США была событием неожиданным. Американцы потеряли контроль над Ираном – одной из богатейших нефтедобывающих стран этого региона. Смириться с такой утратой Америка не могла и начала вынашивать планы нейтрализации исламской революции в Иране с помощью соседних стран, у которых с Ираном не были урегулированы территориальные вопросы.

Все знают, что иракский правитель Саддам Хусейн в политическом отношении был сложной фигурой. С одной стороны при нем между СССР и Ираком расширялось сотрудничество. Советские специалисты помогали строить Ираку промышленные объекты, электростанции, развивать транспортную структуру, сельское хозяйство. Но даже в советское время СССР не отождествлял иракский народ с режимом Саддама Хусейна по ряду причин. Во-первых, Саддам Хусейн был беспощаден к иракским коммунистам. Второй причиной для сдержанности при полном соблюдении политкорректности во взаимоотношениях Советского Союза с Ираком были доверительные отношения иракского лидера с США, своего рода политическое двурушничество. И именно оно, в конечном счете, и погубило Саддама Хусейна. Америка видела, что не решенный территориальный спор между Ираком и Ираном может стать поводом к войне, тем более что серьезные разногласия существовали по вопросу о будущем межгосударственных отношений во всем регионе. Являясь правителем тоталитарного типа с присущими ему экспансионистскими амбициями, Саддам Хусейн в 1980 г. начал войну с Ираном. Войну тем более преступную, что большинство населения Ирака исповедует ислам шиитского толка. Более того, Ирак – родина шиизма. Основные святыни и места паломничества шиитов находятся на иракской территории в городах Неджеф, Кербела, Багдад и Самара. А население Ирана на 95% представляет собой шиитов, и ислам шиитского толка является государственной религией. То есть, по сути, Саддам Хусейн объявил войну единоверцам. Это все равно, что взять и развязать войну между Россией и Белоруссией. Конечно, эта многолетняя война (1980–1987 гг.) ничего хорошего Ираку и Ирану не принесла, и, конечно же, не добавила Саддаму Хусейну популярности в глазах мирового сообщества.

Существуют данные и о том, что Саддам Хусейн также был спровоцирован на захват Кувейта. Широкомасштабные политические провокации стали очень популярны в конце XX – начале XXI века. И в этом политическом жанре равных заокеанской сверхдержаве нет. Подтолкнув Саддама Хусейна к вторжению в Кувейт, американцы тут же начали операцию «Буря в пустыне». Но Джордж Буш–старший, будучи человеком с очень большим политическим опытом, прекрасно понимал, что свергать Саддама Хусейна нельзя. Хотя в тот момент весь мир, в том числе и арабский, с пониманием воспринял бы низвержение иракского лидера, напавшего на суверенное исламское государство. Буш–старший осознавал, что достаточно отстранить Саддама Хусейна, скомпрометировавшего себя братоубийственной войной с шиитским Ираном, от власти и прежние противоречия между Ираком и Ираном отойдут на второй план. Забыв прежние распри, единоверцы могут объединиться для отстаивания общеисламских интересов.

Чтобы найти новый повод к военному вторжению на территорию любой страны, оказавшейся «в сфере жизненных интересов США», американская администрация охотно эксплуатирует модную тему оружия массового уничтожения (ОМУ), якобы производимого на территории страны-жертвы. Так еще недавно говорилось об Ираке, якобы угрожавшем Израилю. Хотя ни до, ни после оккупации Ирака никаких следов производства ОМУ обнаружить не удалось.

В момент вторжения американцев в Ирак, местная армия и силовые структуры не оказали им сильного сопротивления. Некоторые полагают, что причиной тому были накопившиеся претензии населения Ирака к своему тоталитарному правителю за все допущенные ошибки и несправедливости. Но есть точка зрения, что в Ираке просто сберегали силы для дальнейшей партизанской войны против оккупантов. Так или иначе, как только режим Саддама Хусейна пал, оккупанты оказались один на один с народом Ирака. И тут началась активнейшая партизанская война, в которой Соединенные Штаты терпят поражение.

Что представляет собой американская армия, находящаяся на территории Ирака? Помимо профессиональных военнослужащих основной контингент составляют иммигранты – соискатели грин-карт, завербовавшиеся в американские вооруженные силы в надежде получить американское гражданство по завершении оккупации Ирака. Соискатели американского счастья из других стран не обладают никаким глубинным американским патриотизмом, кроме любви к высокому уровню жизни, который до сих пор сохраняется в США. Участь этих людей весьма печальна. Даже в цинковых гробах их никто не собирается возвращать на родину. Они будут навеки погребены в земле Ирака, куда пришли незваными гостями.

Замечу, что кроме США и Англии в агрессии против Ирака участвовали другие государства. Стыдно сказать, и Украина. Одно дело, когда в 30-е годы украинский хлопчик, воодушевленный идеей социальной справедливости, «хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Но нынешние пособники оккупантов, попавшие в Ираке «как кур в ощип», в моральном плане весьма уязвимы. Конечно же, это несчастные люди, которым зачастую удавалось спасаться только потому, что они называли себя русскими. А к русским в Ираке отношение по-прежнему достаточно хорошее.

От «войны карикатур» к вселенской трагедии?

В рамках глобализационного проекта США взяли курс на то, чтобы поставить под свой контроль все энергоресурсы Ближнего и Среднего Востока. Иран, как мощная нефтедобывающая страна, представляет для американцев интерес по той же самой причине.

С приходом к власти национально ориентированного президента Махмуда Ахмеди Неджада далеко идущие планы американцев оказались под большим вопросом. Тут-то и началась «карикатурная война».

Как человек, профессионально занимавшийся политической психологией более десяти лет, я не в силах поверить, что «карикатурный скандал» всемирного масштаба возник случайно.

Карикатуры стали «достоянием» человечества в феврале 2006 г., в наиболее острый момент нагнетания информационной истерии вокруг ядерной программы Ирана. Но появились-то они почти полгода назад. В сентябре 2005 г. небольшая датская газета опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммада. Местных мусульман это оскорбило. В Копенгагене мусульмане провели пикет перед редакцией той газеты, название которой мировой общественности вообще ничего не говорило. И вдруг через полгода начинается взрыв общественного негодования.

Здесь уместно подчеркнуть, что Соединенные Штаты вовсе не забыли, как три крупнейших европейских страны: Германия, Россия и Франция, крайне негативно отнеслись к вторжению американцев в Ирак. Популярности эта агрессия не добавляет США и сегодня. Сейчас, когда продумывается стратегия возможного нанесения удара по Ирану, необходимо нейтрализовать общественное мнение стран Западной Европы.

Растиражировав карикатуры, дискредитирующие пророка Мухаммада, после имени которого любой правоверный произносит: «Да благословит его Аллах и да приветствует!», заинтересованные силы с помощью собственной резидентуры в радикальных исламских организациях начали подстегивание справедливого гнева, чтобы он перерос в погромы и поджоги посольств. Цель: возбудить в странах Западной Европы ответные антиисламские настроения. Теперь уже для Европы применяется методика, сходная с той, что изумила человечество 11 сентября 2001 года.

Не утруждая себя новыми сценариями, США сегодня заявляют, что теперь уже Иран организует у себя производство оружия массового уничтожения, в данном случае – ядерного, чтобы нанести удар по Израилю. По вине американской администрации мир снова балансирует на грани войны. Ситуация осложняется тем, что достаточно будет нанести превентивный удар по Ирану, как иранцы начнут принимать участие в активных боевых действиях на территории Ирака.

Противостоять двум народам, борющимся за свою веру и независимость, просто невозможно. Американские потери возрастут многократно. К сожалению, сегодняшняя американская администрация совершенно не понимает, с кем она имеет дело. Их врагами стали люди совсем иной ментальности. Старинная арабская пословица гласит: «Смерть в поисках мести лучше жизни в позоре».

В администрации Буша-младшего абсолютно не понимают, что и в Ираке, и в Иране люди предпочтут смерть жизни под чужим игом. Никакие жертвы не остановят ни народ Ирака, ни народ Ирана, чего нельзя сказать о соискателях грин-карт и зеленых долларовых бумажек, служащих в американской армии.

Несколько слов по поводу ментальных особенностей иранцев. Население Ирана исповедует ислам, а по своим корням они относятся к индоевропейцам, говорящим на языке, родственном и русскому, и латинскому и германскому языкам. Исламская религиозность сочетается тут с особенностями мышления, во многом родственными для европейцев. А потому многое в европейском менталитете не является для иранцев секретом, потому что в очень далекие времена мы имели общую прародину, общих предков.

Это очень своеобразно проявилось в «войне карикатур». Иранцы решили дать асимметричный ответ. И направили они его, разумеется, не против Иисуса Христа, после имени которого благочестивый мусульманин обязан говорить: «Да будет мир над ним». Сама мысль подвергать осмеянию Ису, величайшего из пророков-предшественников Мухаммада, для них неприемлема. Если после имени пророка Мухаммада мусульмане говорят: «Да благословит его Аллах и да приветствует», после имен четырех праведных халифов восклицают: «Да будет доволен им Аллах», то имя Исы, как, уже было сказано, должно сопровождается словами: «Да будет мир над ним». Свой конкурс карикатур они связали с темой Холокоста, не затрагивающей святых, но вбивающей определенный клин в единый антиисламский фронт. Как известно, в европейских странах определенные силы считают, что они должны ставить на первое место собственные национальные интересы, а не союзнические отношения с Израилем. Ударить именно по этим силам и решили в Иране.

Это лишь небольшой штрих, свидетельствующий о том, что последствия развязываемого США конфликта будут очень непростыми.

И если, не дай Бог, война начнется, мы станем свидетелями вселенской трагедии, потому что против США и Израиля поднимется весь более чем миллиардный исламский мир. Благодаря политике глобализации, проповедующей свободу перемещения людей через границы, мусульмане расселились и на территорию США, и на территорию стран Западной Европы. Мы можем стать свидетелями гибели всей западной цивилизации, не рассчитавшей своих сил для противодействия исламскому миру. В борьбе народов, у которых есть вера, и которые свою веру потеряли, всегда побеждают первые. Ведь вера – субъективное восприятие истинности. А человек, пребывающий в состоянии безверия, что свойственно для большинства европейцев и американцев, подобен пловцу по бурному житейскому морю с размагниченным компасом. Этот компас временами может показывать север на востоке, временами – на западе, а то и вовсе на юге. И бедный мореплаватель, даже при исправном руле и парусах, оказывается «без русля и без ветрил».

Вот такой драматичной представляется сегодняшняя ситуация вокруг Ирана. Не будем забывать и того, что, если удары по Ирану все-таки нанесут, то в первую очередь будут уничтожены объекты, которые строили советские специалисты. Это тоже зловещий симптом ухудшения международных отношений, что крайне важно осознать нам, если мы не хотим оказаться втянутыми в эту кровавую войну цивилизаций, воспетую Хантингтоном.

Россия на протяжении всей своей истории никогда не воевала с арабским миром, и в арабском мире отношение к России сохраняется хорошим. С Ираном случались конфликты. (Кто не помнит мученическую смерть Александра Сергеевича Грибоедова?!). Однако в современном Иране отношение к России неплохое, особенно после прекращения декларирования атеизма в качестве государственной идеологии.

И последнее. В VII веке от Р.Х., когда пророк Мухаммад начал проповедовать ислам, на него ополчились многие его земляки. Между язычниками и первыми мусульманами отношения складывались очень сложно. Был случай, (описанный в суре «Да погибнет»), когда дядюшка пророка поднял на него руку. Если так непросто жилось самому пророку Мухаммаду, то, что говорить о его последователях, которые подвергались гонениям. И многим из них пришлось покинуть родные места. И даже пророк Мухаммад переехал из Мекки в Мезину. (С этого момента и начинается мусульманское летоисчисление).

Но многие из числа первых мусульман нашли убежище в православной Эфиопии, населению которой импонировал монотеизм мусульман и их уважительное отношение к Исе – Иисусу Христу.

Добродетельные поступки наших эфиопских единоверцев создали глубинные предпосылки для хороших отношений между православной Россией и исламским миром. По преданию, пророк Мухаммад завещал своим преемникам никогда не воевать с православной Ефиопией, оказавшей гостеприимство первым мусульманам.

Следуя примеру православных эфиопов, мы можем выстраивать мирные бесконфликтные отношения с исламским миром. При этом нам вовсе не требуется принимать ислам. Как сказано в (суре «Неверные»): «У вас своя вера, у меня своя вера». Таким образом, существуют все предпосылки для добрососедских отношений России и с Ираном, и со всеми арабскими странами.

По исламским эсхатологическим воззрениям, как и в православии, наступит время, когда придет антихрист – ад-Даджаль (от арамейского – дагаля) «Лжец». На лбу у него будет буква «кяф», ибо за ним последуют кяфиры (неверные) и мунафики (лицемерные) – люди приверженные двойным стандартам. Но победить ад-Даджаля удастся только Исе – Иисусу Христу. Мы видим, что представление мусульман о судном дне и конце этого мира перекликается с Откровением Иоанна Богослова. При таком почитании мусульманами Исы вряд ли стоит нам портить отношения и с арабским миром, и тем более с Ираном, имеющим с нами общую границу. Наоборот, нужно всячески развивать дружеские отношения, разумеется, ни на йоту не отступая от своей веры. В нашей стране проживают люди многих национальностей, в том числе и татары, и башкиры, исповедующие ислам. И у нас имеется огромный многовековой опыт совместного дружного проживания. Отказываться от этого в угоду чьих-то далеких меркантильных интересов стратегически недальновидно, да и опасно.

Журнал «Атомная стратегия» № 21, март 2006 г.

назад

Материалы из архива