Игры для взрослых

Деловая игра, тренинг, мозговой штурм... Что это – быстрый способ решить проблему, найти оптимальное решение? Или способ психологического воздействия на коллектив, способ сломать бюрократические барьеры, выровнять всех под «одну гребенку», выявить и устранить слабых и непокорных и при этом самоутвердиться тем, кто не силен в науках и технологиях, но обладает «твердым лбом», «стеклянными глазами» и навыками воздействия на людей.

В начале восьмидесятых деловые игры и тренинги, возможно в противовес заорганизованным профсоюзным и партийным собраниям, широко пропагандировались как современные средства в работе с людьми. Но действительно ли они несут в себе новизну, до сих пор неизвестную специалистам? Можно ли считать деловыми играми, те оргии что вершили Иван Грозный и Иосиф Сталин со своим ближайшим окружением, держа его в постоянном напряжении и страхе? Создавая искусственные стрессовые ситуации и проблемы, они заставляли подданных на потеху всем напрягаться в решении каких-то задач, решение которых великим деспотам изначально было известно. Особого срама никто из жертв не испытывал, поскольку знал, что уйти все равно некуда, да и потешающиеся вскоре окажутся в той же ситуации. Можно ли считать, что наши партийные боссы и духовные лидеры использовали элементы деловых игр и психологического влияния, оболванивая целые народы, обещая светлое будущее и всеобщее благосостояние?

А может быть деловая игра — это просто способ ускоренного обучения, постижения некой корпоративной культуры, ритуала, тайны, объединяющей коллектив избранных. Может быть, это современный и прогрессивный инструмент, способ активизации мышления? И все же остается сомнение, что сложные научные, экономические и технические задачи можно решать в составе толпы под воздействием психоаналитика. Но даже если это и так, простая человеческая логика подсказывает, что в играх и тренингах должны действовать какие-то понятные всем правила. У каждой из сторон: заказчика, тренера и игроков-участников должен оставаться выбор.

Можно согласиться с тем, что тренер – организатор игры – должен быть психологически сильной личностью, обладающей некими манипулятивными качествами. Но в таком случае вся ответственность должна лежать на заказчике – руководителе, великом магистре, отце родном. Именно он должен нести ответственность и за людей, и за результаты игры. Та же логика подсказывает, что если тренер и отец родной – одно и то же лицо, то из игроков можно вылепить любую скульптуру.

На первый взгляд может показаться, что деловые игры не имеют ничего общего с тематикой журнала «Атомная стратегия», однако любой семинар не обходится сегодня без участия специалистов-тренеров. От специалистов высокого уровня до откровенных шарлатанов. Возрастающая с каждым днем сложность современной цивилизации требует адекватных, согласованных действий все большего количества людей, компетентных в тех или иных сферах науки и производства. Тренинги и игры проводятся сегодня и в атомной отрасли. Каждый человек представляет собой хранилище определенных стереотипов, обусловленных спецификой воспитания и образования, имеет свой жизненный сценарий, заложенный еще в детские годы, свой набор ценностных ориентиров и мотиваций. Как выявить и рационально использовать все эти положительные качества в деловой сфере – тема круглого стола, организованного редакцией журнала «Атомная стратегия».

Сегодня у нас в гостях: Эдгар Эмильевич Линчевский, канд. мед. наук, доцент БГТУ им. Устинова; Ирина Владимировна Андреева, доктор эконом. наук, профессор СПб ГИЭУ; Андрей Николаевич Ирецкий, канд. псих. наук. Ведущий – Олег Викторович Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия».

О.В.Двойников: Можно ли деловую игру (ДИ) как своеобразную модель психологического управления использовать для решения проблем больших предприятий и даже целых отраслей? Какими критериями должны руководствоваться заказчики и организаторы ДИ?

Э.Э.Линчевский: Главное для заказчика понять потребности своей организации, выявить ключевые потребности и сформулировать цель.

И.В.Андреева: Очень важно, чтобы заказчик мог внятно сформулировать свою проблему, объяснить организатору ДИ, какую задачу с помощью деловой игры хочет решить данная организация-заказчик, будь то поиск какого-то технического решения, повышение компетентности участников игры в избранной сфере деятельности, оптимальное формирование управленческой команды, повышение мастерства руководителей в преодолении конфликтов и т.д.

А.Н.Ирецкий: Поскольку любая деловая игра, тренинг – это вмешательство в судьбу и душу человека, а значит, сродни медицинской деятельности, это выдвигает некоторые профессиональные требования к тренеру-организатору ДИ. Сергей Сергеевич Либих всегда подчеркивал, что психологи и психотерапевты иногда рассуждают о «методах», располагая только приемами и готовыми рецептами, то есть фельдшерским ремеслом. Для психолога важно овладеть именно методами, а не приемами. Различие между ремесленником и профессионалом – в способности рационально определить диапазон применимости средств, которые он применяет, и в способности предвидеть возможные осложнения. Концентрируя внимание на ведущих звеньях проблемы, удается найти и адекватные средства диагностики, и средства профилактики и коррекции «патологии», и уменьшить риск возможных осложнений. «Психотехника», применяемая на «фельдшерском» уровне, довольно часто ведет к непредвиденным сложностям. «Фельдшеризм» не позволяет предвидеть, что получится в результате деловой игры, и какова будет ее «человеческая цена». Такой психолог не поймет, что его усилия не раскрывают возможности участников ДИ, он может не заметить, что его манипуляции чужой психикой – плохо проведенная психодрама по Морено, осложнения которой придется исправлять медикам.

Э.Э.Линчевский: Организатор деловой игры должен моделировать потенциальные возможности участников ДИ, быть катализатором изменений в желаемом направлении, а не производителем штампов с помощью набора манипуляторских приемов, учить рефлексии, а не набору готовых решений. Как правило, деловые игры проводятся для оптимизации или упорядочивания тех или иных бизнес-процессов. Но создавать «порядок» можно двумя путями: с помощью рецептов и «фельдшерских» приемов – (шаблонный подход), или с помощью создания алгоритма как средства получения решения. Во втором случае решение каждый раз будет индивидуальным, средство – алгоритмизированным, а результат уникальным.

О.В.Двойников: Может ли заказчик по каким-либо объективным параметрам оценить эффективность проведенной деловой игры?

И.В.Андреева: Не только может, но и должен. Иначе теряется, размывается смысл игры. Изначально с заказчиком должны быть оговорены критерии результативности деловой игры, например, уменьшение текучести кадров, сокращение издержек производства, увеличение объема продаж, повышение профессиональной активности, удовлетворенности трудом и т.п.
Деловые игры от других психологических жанров отличаются именно измеримостью результатов. Можно провести экспертизу, получить общую и частную оценки, профиль по оценкам. В результате ДИ в коллективе появляется возможность диалога, происходят изменения человеческих взаимоотношений, которые также могут быть оценены экспертным путем. При этом важно учитывать не только положительные, но и отрицательные результаты, такие как потеря здоровья у участников, слом интуитивного алгоритма деятельности у успешных сотрудников.

А.Н.Ирецкий: В прошлом я участвовал в «мозговых штурмах», когда группа изобретателей искала реальные технические решения. В случае успеха у участников «мозгового штурма» возникают яркие положительные эмоции. Положительная эмоциональная оценка ДИ – очень важный критерий ее успешности. Если же у участников остаются досада или скука – можно ли считать ее успешной?

Э.Э.Линчевский: Основным критерием деловой игры является изменение характера профессиональной деятельности в коллективе. Что появилось нового или чего не стало старого. Что же касается оценки проведенной игры участниками, то удовольствие является обязательным, но недостаточным условием ее успеха. Едва ли можно считать успешной игру, после которой участники, вполне довольные нескучным времяпрепровождением и друг другом, возвращались к прерванной трудовой деятельности, характер которой не претерпевал ни малейших изменений. Важным моментом является участие в ДИ самого руководителя, чтобы впоследствии он мог помогать развивать те алгоритмы и решения, которые были усвоены подчиненными в процессе ДИ.

О.В.Двойников: Какие риски для заказчика и участников таят в себе деловые игры?

И.В.Андреева: Одним из рисков для заказчика является нечеткая, размытая или вообще неправильно выбранная цель. В этом случае, даже при успешно проведенной игре, цель остается за бортом, и организация-заказчик не достигает необходимого результата.

А.Н.Ирецкий: В истории советской науки был такой эпизод, когда по команде Г.К.Орджоникидзе в Академии наук было организовано совещание, посвященное важной народнохозяйственной задаче – повышению КПД паровых двигателей. Против самой идеи собрания выступил академик Петр Леонидович Капица, доказавший, что заседание, которое приведет (в лучшем случае) к увеличению КПД паровоза на 0,5%, не просто бесполезно, но и вредно. На таком совещании следовало решать другую проблему – проблему перевода железнодорожного транспорта на электрические и дизельные двигатели. Еще одно осложнение от неквалифицированного проведения ДИ – возможное ухудшение межличностных отношений в коллективе. В игре могут раскрываться и обнажаться те стороны отношений, которые в «серьезной» профессиональной деятельности в интересах дела сглажены или вообще скрыты от обсуждений.

Э.Э.Линчевский: Очень важно учитывать, с кем проводится игра, что они умеют, каковы их цели, ценности, моральные устои. Иначе может случиться так, что у иных руководителей в результате игры будет сформирован набор манипулятивных приемов, с помощью которых они впоследствии будут стричь подчиненных под одну гребенку, удаляя всех неугодных. Отбор исполнителей, владеющих набором прагматических методов, обеспечит такому руководителю комфортные условия для создания «паровозов». Но современные высокотехнологичные изделия делаются другими людьми. Если руководитель не обременен рефлексией и мерит все и всех на свой аршин, он сам не станет учиться, отвергая все с позиции «своей колокольни». В деловой игре ведущему надо найти такой подход, чтобы помочь руководителю овладеть рефлексией, «осчастливить» его способностью видеть ситуацию глазами своих подчиненных. Это трудная задача, но при положительном исходе она дает очень большой эффект.

А.Н.Ирецкий: Сейчас вновь проявляется тенденция возврата к административно-командному стилю управления. Амбициозные администраторы, не особенно понимающие технические проблемы, примитивно манипулируя людьми-специалистами, пытаются «решать» любые сложные задачи предприятий и целых отраслей, даже в тех сферах деятельности, где требуется высокий профессионализм. Такой профессионализм включает не только способность критично быстро увидеть и проанализировать проблему и предлагаемые решения, но и реализм, независимость от ходячих и навязываемых мнений. Насколько часто заказчики и организаторы ДИ помогают или поддерживают тех людей, которые способны противостоять авторитету и административному давлению?

И.В.Андреева: Определенными психотехниками можно приводить людей в любое состояние и делать их «эффективными» для заданных видов деятельности в совершенно конкретных обстоятельствах. Но для этого участник ДИ должен принять «картину мира» ведущего игры – тренера. Согласен ли участник ДИ с таким видением и способом деятельности, как правило, организаторов ДИ вообще не интересует. Этот вопрос даже не обсуждается. В результате происходит мучительная ломка людей, не вписывающихся в предложенную модель «картины мира». Можно ли считать эффективным разрушение психики большого числа участников для подобных упражнений тренеров? – Вопрос спорный.
Все это поле рисков должно быть заранее оговорено с заказчиком, представлена ему необходимая информация и рабочие материалы, согласована методология, которая, по крайней мере, не травмирует участников. В этом случае можно говорить о профессионализме и достоинстве организаторов деловой игры.

О.В.Двойников: Кроме генеральной цели организации-заказчика, свои цели, ожидания имеются и у участников деловой игры. Чем для них может быть полезна ДИ?

А.Н.Ирецкий: Успешная деловая игра – это возможность увидеть себя с новой стороны, что ведет к преодолению устаревающих стереотипов поведения. Если ДИ построена не на принципах насилия над личностью – это всегда повышение потенциала работников, расширение горизонтов взаимодействия в коллективе. К сожалению, часть ДИ оборачивается впихиванием участников в «прокрустово ложе», заготовленное начальником или психологом-консультантом.

И.В.Андреева: Многообразие позиций, возрастов, интеллектов сотрудников – это огромный ресурс любого коллектива, который может быть задействован для решения той или иной бизнес-задачи. И именно это является признаком эффективности работы организации. В ходе деловой игры возникает возможность диалога, выявления у коллег таких качеств, о которых раньше и не подозревали, расширяется потенциальный круг общения, преодолеваются клановые барьеры. Игровые действия разворачивают людей друг к другу новыми сторонами, дают человеку толчок к преодолению каких-то личностных барьеров, к самосовершенствованию. И задача тренера – помочь сформировать у участника уверенность, что какие-то имеющиеся пробелы восполнимы, преграды преодолимы. Все мы – «рождественские мешки» возможностей и при определенном волевом усилии и периодической работе в нужном направлении можем извлекать на свет Божий сокрытые до поры до времени таланты. Главное, чтобы у человека сформировалось устойчивое чувство постоянного движения, роста над самим собой. Любое качество может быть использовано на пользу. И еще один важный момент. Деловая игра создает условия для формирования доброжелательной аудитории, в которой каждый человек будет услышан. А для современного городского человека, очень одинокого в толпе, так важно, чтобы его кто-то послушал.

Э.Э.Линчевский: Профессионально организованная деловая игра повышает самооценку и достоинство участников ДИ, их взаимоуважение, поднимает вверх по лестнице постижения истины, приобщает к творчеству, помогает конфликтующим сторонам услышать друг друга и найти взаимоприемлемые решения, совершить прорыв на более высокий уровень.

О.В.Двойников: С какими негативными моментами могут столкнуться при проведении деловой игры тренеры-ведущие?

А.Н.Ирецкий: Хочу обратить внимание на неизбежный парадокс современной психологии человека: по сложности внутренней организации психолог и объекты его изучения (или манипулирования) принадлежат к одному классу. Иначе, не только психолог манипулирует чужой психикой, но и участники игры непременно манипулируют психологом. Если же учесть, что интеллектуальные задатки среднего психотерапевта и среднего психолога редко превосходят задатки настоящих инженеров, то обнаруживается возможность одного занимательного конфликта. Когда недостаточно самокритичный «психотехник» безуспешно пытается манипулировать группой людей, которые превосходят его умом, опытом и знанием проблем, у психолога закономерно нарастает тревога, в его реакциях обнаруживается агрессивность, появляются попытки «опустить» других участников игры. Тогда вместо реальных попыток уяснить проблемы коллектива и решить их, начинается игра, скрытая цель которой – восстановление эмоционального оптимума у ведущего.

Э.Э.Линчевский: Давящие, допускающие унижение чувства собственного достоинства участников, «опускающие» их на более низкий социальный уровень методы проведения деловых игр разделяют аудиторию на выносливых, твердолобых и более тонко организованных, креативных. Последние в результате такой игры будут исключены из последующего процесса творчества ДИ. Интересы дела от этого только пострадают. Кроме того, подобные методы ведут не к росту, а к постепенной деградации самих ведущих, потому как потребность в собственном росте, самосовершенствовании у них постепенно атрофируется.

И.В.Андреева: Управление деловой игрой требует определенной психологической гибкости, умения почувствовать, что творится в коллективе. Самое страшное для игротехника – не быть поддержанным. Игра прошла успешно, определено, что нужно изменить в организации для достижения поставленной цели. Но реализовывать необходимые мероприятия заказчик не хочет. Но даже и в этом случае положительный эффект от игры есть. В организации происходит изменение человеческих отношений, появляется возможность диалога руководитель–подчиненный, оптимизации функций персонала, раскрытия новых способностей у участников игры, задействование всего многообразия кадровых ресурсов на решение бизнес-проблем.

О.В.Двойников: Подводя итоги нашего обсуждения, по-видимому, можно выделить следующие основные условия эффективной деловой игры:
1. Четкое понимание цели заказчиком ДИ и ее организатором-ведущим.
2. Знание методологии психологических игротехник, а не только приемов ведущими деловых игр, их эрудированность и порядочность.
3. Заблаговременное определение критериев результативности игры и их измеримости.
4. Оценка произошедших изменений в деятельности организации после проведения деловой игры.

Э.Э.Линчевский: Хочу добавить еще один важный момент – факт добровольности участия в деловой игре.

О.В.Двойников: При наличии всех этих признаков заказчик сможет не только решить свои животрепещущие технические и социально-экономические проблемы, но и способствовать развитию главного ресурса – человеческого потенциала компании, своих будущих дивидендов.

P.S. Психологический бестселлер Эрика Берна «Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы)», 1972 года издания, обошел весь мир и в 1992 г. появился в России. Понимание скрытого смысла межличностных взаимодействий, реальных мотивов действий и поступков людей становится все более важным не только для личной жизни, но и для деловой сферы, где все большему количеству людей приходится иметь дело с сверхсложной техникой, не прощающей человеческих ошибок и промахов. Проигрывание критических ситуаций в деловых играх может помочь избежать больших потерь, социальных и экономических, для таких сложных систем, как корпорация, отрасль, региональное образование… при условии профессиональной организации самой деловой игры.

Подготовила Т.Девятова
Журнал «Атомная стратегия» № 20, январь 2006 г.

назад

Материалы из архива