Мотивация дополнительного образования

О.К.Самарцева, каф. социологии и политологии Самарского государственного университета

Контингент обучающихся по программам дополнительного образования постоянно увеличивается, становясь разнородным и разновозрастным.

Социально-экономические условия динамично развивающегося Самарского региона способствуют развитию рынка образовательных услуг, на котором определенное место занимает система дополнительного образования. Это выражается в успешной деятельности учебных заведений, практикующих обучение только по дополнительным программам, например Самарский институт открытого образования, и в разворачивании деятельности вузов по обучению студентов по дополнительным программам.

Что побуждает взрослых и студентов получать дополнительное образование? Этот вопрос стал центральным в разведывательном исследовании, проведенном на базе ряда образовательных учреждений Самарской области (Самарского института открытого образования, Самарской школы бизнеса, Самарского института повышения квалификации работников образования, Самарского Государственного университета, Самарского технического университета).

Было опрошено 150 студентов и 150 взрослых, обучающихся по программам дополнительного образования. Выборка целевая. Среди опрошенных студентов соотношение лиц мужского и женского пола составило 20% и 80% , среди взрослых – 35% и 65% соответственно. Возраст студентов составил от 18 до 23 лет, взрослых – от 22 до 55 лет. Участники опроса относятся к среднеобеспеченным слоям населения. В качестве метода сбора информации было использовано полуформализованное интервью.

Анализ данных исследования позволил констатировать следующее.

Среди студентов, получающих дополнительное образование, преобладают незамужние девушки 20–21 года, а среди взрослых – замужние женщины в возрасте старше 30 лет. Каждый второй обследованный взрослый получает дополнительное образование в «возрасте жизненной активности», спецификой которого является многомерное восприятие жизни.

Количество совпадений по характеру получаемого образования достаточно велико – 70% опрошенных гуманитарных специальностей обучались по дополнительной программе также гуманитарного характера. Однако профиль основной специальности только в половине случаев дополнял или соответствовал профилю дополнительной. Это еще раз говорит о том, что взрослые обращаются к системе дополнительного образования не только для повышения квалификации или повышения уровня профессиональной компетенции, но и для получения специальности с целью смены профессии.

Основными источниками информирования респондентов о системе дополнительного образования являются для студентов преподаватели вуза (73%) и стендовая информация (45%); для взрослых – СМИ (46%) и рассказы знакомых (30%). Каждый третий опрошенный взрослый и каждый четвертый студент получили информацию об образовательной программе от представителей учреждений, осуществляющих обучение по дополнительным программам. Решение о необходимости обучения респонденты принимают самостоятельно, но в отдельных случаях стимулирующее воздействие оказывали родители (для студентов) и руководство предприятия (для взрослых).

Ранжирование групп мотивов получения дополнительного образования показало, что для студентов на первом месте стоят мотивы достижения, на втором – познавательные мотивы, на третьем – мотивы переживаний и, наконец, мотивы развития личности и мотивы общения, причем мотивы достижения носят отложенный характер.

Ранжирование групп мотивов получения дополнительного образования показало, что для взрослых на первом месте стоят мотивы достижения, на втором – познавательные мотивы, на третьем – мотивы развития личности и на четвертом мотивы общения, причем мотивы достижения носят актуальный характер.

Основным мотивом получения дополнительного образования студентами является стремление достичь в будущем материального благополучия, главным образом за счет нахождения престижной работы с высокой заработной платой (64% опрошенных). Желание обучаться для повышения уровня знаний или для расширения круга профессиональной компетенции студенты связывают все с тем же мотивом достижения материального благополучия. 36% студентов отметили необходимость углубления знаний для повышения конкурентоспособности на рынке труда, что также свидетельствует о стремлении получить высокооплачиваемую работу.

Для взрослых мотивы получения дополнительного образования связаны с необходимостью укрепления настоящего социально-профессионального статуса или продвижения по служебной лестнице (42%), что объясняется желанием достичь профессиональных высот или получить более высокооплачиваемую работу. «Получение профильного образования гарантировало сохранение занимаемой должности», «обучение по дополнительной программе гарантировало повышение зарплаты», «получение дополнительного образования открыло возможности профессионального роста». Познавательные мотивы («углубление знаний по своей специальности», «получение дополнительных систематических знаний по своей специальности») взрослые связывают с профессионализацией, каждый пятый взрослый получал дополнительное образование по требованию руководства предприятия. Для взрослых получение дополнительного образования является, как правило, ситуационно обусловленной задачей, возникающей «здесь и сегодня».

Для половины опрошенных студентов и 45% взрослых характерна полимотивация получения дополнительного образования. Чаще всего представлялась гамма мотивов, относящихся к блокам «мотивы достижения» и «познавательные мотивы».

Мотивация получения дополнительного образования у студентов связана с их жизненными и профессиональными перспективами и концентрируется в образе будущего («когда в запасе дополнительная квалификация – в жизни не пропадешь», «больше вариативности при трудоустройстве на хорошую должность»). Дополнительное образование они получают впрок, полагая, что оно явится неоспоримой гарантией их жизненного успеха. Мотивация взрослых связана с реальной ситуацией – они точно знают, где применить дополнительные знания.

Индекс удовлетворенности процессом и формой обучения по дополнительным программам у взрослых в 4 раза выше, чем у студентов.

Развитию системы дополнительного образования, по мнению респондентов, способствуют: конкуренция на рынке труда (34%), изменения социально-экономических условий (40%), необходимость совершенствования знаний (36%), необходимость профессионального соответствия новой системе требований. Практически все опрошенные поддержали тезис «образование на протяжении всей жизни», то есть идея о необходимости дополнительного образования как элемента непрерывного образования становится популярной. Можно предположить, что дополнительное образование, с одной стороны, станет социальной нормой, а с другой – обострится ситуация между необходимостью его получения и возможностями граждан.

назад

Материалы из архива

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

6.2006 Синдром эмоционального выгорания

С.Г.Кривенков, к.б.н., д. ф. в области философии и психологии личности; Ж.В.Волкова, психолог СПбНЦЭПР Еще в 1970-е годы XX века было введено понятие "синдром эмоционального выгорания". Прежде всего это явление характерно для представителей профессий типа "человек - человек", которые вынужденны постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору. Несколько десятилетий назад Кристиной Маслач была дана "хлесткая" формулировка: "Сгорание - плата за сочувствие".

12.2008 Лучшей заменой АЭС в Литве будет газ

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: - Атомные станции очень сложно и дорого строить. Есть опасения, что заявленные "советские" темпы - по два реактора в год - соблюдаться не будут, тем более в условиях кризиса. У нас в этой сфере достаточно много проблем - и в машиностроении, и у всех остальных участников производственной цепи. Надо понять, кто будет строить реакторы, кто будет строить станции, и надо помнить, что мощностей для строительства реакторов очень мало,..